Урок-размышление "Самая умная, сильная, лучшая.."по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Шайхутдинова Гульнара Рустемовна

Урок-размышление по рассказу Л.Улицкой "Дочь Бухары" предназначен для проведения в 10 классе. Основная цель урока -  воспитание грамотного, вдумчивого читателя, умеющего размышлять над прочитанным, извлекать  из него нравственные уроки; воспитание духовной красоты, любви и уважения к матерям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-razmyshlenie_po_rasskazu_doch_buhary.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литература, урок-размышление.

Тема: «Самая умная, сильная, лучшая...» по рассказу Людмилы Улицкой «Дочь Бухары».

Класс: 10

Текст работы:

     Цели:

 1. Раскрыть идею и художественные особенности рассказа; заставить учащихся задуматься о доброте, о своём отношении к матери; помочь увидеть и понять роль матери в жизни каждого человека.

2. Формировать умение определять авторскую позицию и формы ее

выра жения.

3. Воспитание духовной красоты, любви к матери.

       Оборудование к уроку: стенгазета, конкурсные фотографии и иллюстрации к произведениям о матерях; высказывания и афоризмы; репродукции картин художника Рафаэля из серии «Мадонна...» («Сикстинская Мадонна»,   «Ма донна с младенцем»); выставка книг.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

(выразительное чтение стихотворения «Разговор о маме» Н.Саконской)

От чистого сердца, простыми словами

Давайте, друзья, потолкуем о маме,

Мы любим её, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею всё сообща,

За то, что, когда нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

Мы любим её и за то, что порою

Становятся строже в морщинках глаза.

Но стоит с повинной прийти головою -

Исчезнут морщинки, умчится гроза.

За то, что всегда без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце своё.

И просто за то, что она наша мама,

Мы крепко и нежно любим её.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, любите ли вы своих матерей? (Да, любим)

- Какое место занимает мама в вашей жизни?

 (Для меня мама - самый дорогой и близкий человек на свете. В трудные минуты я обращаюсь к маме за советом и она мне всегда указывает правильный путь из сложившейся ситуации)

- Я не случайно завела разговор о матерях, потому что наша сегодняшняя встреча будет уроком - размышлением по рассказу Людмилы Улицкой «Дочь Бухары» на тему «Самая умная, сильная, лучшая...» по плану.

II. Эпиграф урока.

Эпиграфом нашего урока послужат слова Сергея Есенина и Роберта Рождественского (зачитывают учащиеся)

1.На земле хороших людей немало,        

    сердечных людей немало.

     И всё-таки лучше всех на земле —        

    мама. Моя мама. (Р.Рождественский)

  1. Ты одна мне помощь и отрада,        

     ты одна мне несказанный свет... (С.Есенин)

   III. Словарная работа.

  Сегодня на уроке мы будем неоднократно обращаться к следующим словам: эвтаназия, синдром Дауна, милосердие, толерантность.

   IV. Знакомство с биографией Л.Улицкой.

 Прежде чем начать беседу по рассказу, давайте познакомимся с личностью  

 писательницы Л.Улицкой.  (выступление учащегося).                        

Людмила Улицкая родилась в Башкирии, где находилась в эвакуации её семья. Дед был репрессирован - в 1931-1941 г. и с 1948 г. находился в заключении. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила окончила школу, а потом и биофак МГУ.

Людмила Евгеньевна два года проработала в Институте общей генетики АН СССР, откуда её уволили в 1970 году за перепечатку самиздата. С тех пор Улицкая, по её собственному утверждению, никогда не ходила на государственную службу: она работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра, писала очерки, детские пьесы, инсценировки для радио, детского и кукольного театров, рецензировала пьесы и переводила стихи с монгольского языка.

Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по её сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» (1990, режиссёр — Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссёр — Анатолий Матешко), а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы Улицкой (сборник «Бедные родственники», 1993) на французском языке.

Произведения Людмилы Евгеньевны переводились на двадцать пять языков. Литературоведы называют ее прозу «прозой нюансов», отмечая, что «тончайшие проявления человеческой природы и детали быта выписаны у нее с особой тщательностью. Ее повести и рассказы проникнуты совершенно особым мироощущением, которое, тем не менее, оказывается близким очень многим». Сама же Улицкая так характеризует свое творчество: «Я отношусь к породе писателей, которые главным образом отталкиваются от жизни. Я писатель не конструирующий, а живущий. Не выстраиваю себе жёсткую схему, которую потом прописываю, а проживаю произведения. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. Такой у меня способ жизни». При этом Людмила Евгеньевна – человек сомневающийся, она не скрывает, что до сих пор испытывает «ощущение дилетантизма»: «Я как бы временный писатель, вот напишу все и пойду делать что-то другое». Среди них и рассказ «Дочь Бухары».

V. Работа по содержанию рассказа.

-Ребята, какие чувства испытывали вы, когда читали это произведение? (чувство жалости к Але, к Бухаре; сострадание; чувство возмущения к жестокости Дмитрия, в трудную минуту он бросил жену с больным  ребёнком)

- Вспомним сюжет произведения. ( один из учеников пересказывает фабулу, выразительное чтение начала рассказа.)

-Какие проблемы поднимает автор в этом рассказе?

(проблема материнства, одинокой матери, которая воспитывает ребёнка совершенно одна, без поддержки родных и близких; проблема детей - инвалидов, которые обречены на всю оставшуюся жизнь)

  1. На какие чувства настраивает экспозиция?

(Счастливый брак, основанный на любви; счастливая семейная жизнь; любовь, взаимопонимание в семье, рождение ребенка)

-Ваши первые впечатления об Але, о Дмитрии? Какими мы их видим? (показ портретов)

  1. Что можно сказать о названии произведения? Оправдались ли ваши предположения, ожидания?

- Почему не оправдываются ожидания читателя? Каковы причины несостоявшегося счастья? (рождение ребёнка - инвалида, счастье родителей разрушилось)

- Рассказ небольшой по объёму, имя Бухары упоминается тридцать пять раз.  Почему автор делает акцент на имени Бухары, называет её «головешкой азиатской»? Это факт пренебрежительного отношения к героине?  (Вряд ли. Таким именем-прозвищем автор одаривает главную героиню, подчёркивая и внешнюю, и внутреннюю красоту Алечки, её терпение, покорность, её уважение к старшим, особенно к мужчинам. Автор в самом начале рассказа подчёркивает особенности её воспитания как женщины Востока.)

-Давайте вспомним, в какой семье воспитывалась Бухара и какое образование получила?

         

-Итак, дочь Бухары, воспитанная на лучших традициях  Востока, на фронтовых дорогах встретилась со своей первой и единственной любовью - Дмитрием.

  1. В какой семье получил воспитание Дмитрий? Что мы узнаём о нём?   (выразительное чтение отрывка)

-Бухара стала ему женой, той женой, какой должна быть жена по её понятию, воспитанию. Будто настало время её тихого женского счастья. Плодом взаимной любви молодых  был ребёнок в утробе матери.

-О чём думают, мечтают будущие молодые родители?

-Как восприняли рождение девочки домашние?

        

-Но, к сожалению, подозрении Дмитрия оправдались. (выразительное чтение учителем отрывка «Он отвёз девочку в институт  педиатрии        до слов «классический синдром Дауна»)

-Выступление учителя биологии. (Демонстрация фотографий детей- даунят, рассказ об особенностях их развития, причинах появле ния этого синдрома.)

 

- Всю дальнейшую жизнь Бухары я бы назвала великим подвигом 22-летней женщины-матери во имя будущего своего ребенка.

- Мать и ребенок. Ребенок и мать. А где отец? Где семья?  (Выразительное чтение учеником: «Дмитрий Иванович сообщил жене, что уходит к другой. Она, не поднимая глаз и не выразив никакого чувства, спросила , зачем ему уходить... Дмитрий не понял вопроса и дал разъяснение.  Я знаю, я тебе надоела. Приведи новую жену. Я согласна.  Я сама родилась от младшей жены, — не поднимая глаз, сказала Бухара.   Дмитрий Иванович схватился за голову, застонал и вечером того же дня,    собрав в чемодан рубашки и носки, ушёл к Тамаре Степановне...

Деньги Дмитрий Иванович переводил по почте. Милочку не навещал никогда. В три дня девочка его забыла.")

- Невозможно оправдать предательство Дмитрия. Почему он не поддержал семью, откуда в нем такая холодность?

- Очень трудно воспитывать детей - инвалидов. Бывают случаи, когда от них отказываются родители. Подумайте, есть ли другой выход в подобной ситуации? Попробуйте предложить свои версии. Какая из них самая гуманная?        

(Самая гуманная — воспитание ребенка в родной семье, рядом  с матерью, отцом, родными)                

-В медицине есть страшное понятие - «эвтаназия». Это убийство с помощью уколов. (Заслушиваются разные мнения об эвтаназии.)

-В 1922 году эвтаназия была узаконена. Но вскоре отменена из-за злоупотребления. Что говорит об этом религия?  (Такие дети даются за грехи, поэтому родители терпят.)

- Значит, нужно терпеть. Нести этот тяжкий крест до конца жизни. Терпеть, верить в чудо. А Бухара поняла и удар судьбы приняла на  себя.

     

- Так будем же и мы как Бухара терпимыми друг к другу, а в особенности к людям, которые лишены возможности жить  полноценной жизнью как мы.        

- Давайте протянем ладони  и попросим у Всевышнего здоровья, любви и терпения всему окружающему нас.

- Что помогало Бухаре пережить эти трудные минуты? '(вера в исцеление дочери, любовь)

 

- Так прошло 11 лет. Милочка стала взрослеть, она стала лучше говорить и очень заботиться о чистоте. Что научилась делать Милочка?

(вырезать, учиться в школе для дефективных детей, научилась жизненной науке: шнуровать ботинки, держать иголку в руках, чистить картошку)

- Как изменилась за эти годы Бухара? (иллюстрации)

(она заболела, съездила на Родину, привезла травы)                 

- Расскажите о том, как Бухара выдаёт дочку замуж? (знакомит дочку с дебилом Гришей)

- Через месяц после свадьбы Бухара уехала умирать к себе на Родину. Заметила ли Милочка отсутствие матери?(Выразительное чтение отрывка от слов «Первое время ...до           слов «не вспоминала»)        

VI. Вывод урока.

      Бухара оказалась самой умной, сильной, лучшей. Её не сломили трудности, преграды, предательство мужа и болезнь дочери. Она достойно прошла путь, который ей был послан свыше, она выдержала экзамен судьбы.

      Восславим Женщину – Мать.

Чья любовь не знает преград,

Чьей грудью вскормлен мир! (М.Горький)

VII.  Домашнее задание: прочитать повесть Л.Улицкой “Сонечка”, написать отзыв.

       Звучит музыка “Лунная соната” Бетховена, учитель выразительно читает:

«Мама.

Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живёт в самом тебе, такой знако мый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим голосом. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины глаза, ма мины руки.

Мама.

Ты ещё не умел говорить, а мама понимала тебя без слов. Угадывала, что ты хочешь, что у тебя болит. Ты ещё не умел ходить, мама носила тебя на руках. А потом научила тебя говорить, хо дить... Мама прочла тебе первую книжку.

Мама всегда была рядом с тобой. И всё, что ты видел, всё, что окружало тебя, как бы начиналось с мамы.»

                                                                                               Ю. Яковлев

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- размышление на тему "Человек и общество" (По рассказу Н.С. Лескова "Старый гений"____________________________________

Урок по рассказу поможет учащимся выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и осмыслить их взаимосвязь с современностью....

Презентация к уроку-размышлению "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор") к 75 летию.

Ознакомить учащихся с творчеством Валентина Григорьевича Распутина на примере рассказа "Женский разговор".Выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, ...

Урок-размышление по теме" Крепка семья-сильна Россия"

Мероприятие проводится в 7 классе, где 19 учащихся. Из них из полных семей 11, неполных семей 7, учащихся находящихся под опёкой (после детского дома) -  1, неблагополучных семей, где пьющие роди...

Урок - размышление "Душа по капле собирает свет..." (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор")

Урок - размышление "Душа по капле собирает свет..." ( по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор")...

УРОК- РАЗМЫШЛЕНИЕ «Любить всё живое на земле» (ПО РАССКАЗУ А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»)

УРОК- РАЗМЫШЛЕНИЕ«Любить всё живое на земле» (ПО РАССКАЗУ   А.ПЛАТОНОВА «ЮШКА»)  Тип урока:...