Урок-размышление по теме" Крепка семья-сильна Россия"
классный час по краеведению (7 класс) по теме
Мероприятие проводится в 7 классе, где 19 учащихся. Из них из полных семей 11, неполных семей 7, учащихся находящихся под опёкой (после детского дома) - 1, неблагополучных семей, где пьющие родители - 8, две девочки из многодетных семей. Поэтому возникла необходимость в проведении мероприятия по данной теме. Предварительно учащиеся посетили школьный музей и прослушали обзорную лекцию. Особое внимание уделено выставкам «Земляки – защитники Отечества», «Связь поколений», «Материнская слава». Есть материал, который ребята собрали сами.
Цель: Формирование гражданской позиции школьников через позитивное отношение к семейным ценностям
Задачи:
- показать ценность семейных отношений в различных жизненных ситуациях,
- формировать коммуникативные навыки, позитивные межличностные отношения с окружающими людьми, воспитать толерантные черты личности;
- развивать у школьников интерес и увлечения, способствующие укреплению духовных ценностей семей;
- воспитывать уважение к родственникам,
- развивать творческие способности
- создание исследовательской работы и проекта по данной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kunina_l.n._krepka_semya-silna_rossiya.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – размышление
«Крепка семья – сильна Россия»
Составила: Зам.директора по УВР, руководитель школьного музея
Кунина Лариса Николаевна
Учитель высшей категории
2012 г.
Пояснительная записка.
Мероприятие проводится в 6 классе, где 19 учащихся. Из них из полных семей 11,
неполных семей 7, учащихся находящихся под опёкой (после детского дома) - 1, неблагополучных семей, где пьющие родители - 8. В классе учатся Швецова Н. и Попова Е. из многодетных семей. Поэтому возникла необходимость в проведении мероприятия по данной теме.
Предварительно учащиеся посетили школьный музей и прослушали обзорную лекцию. Особое внимание уделено выставкам «Земляки – защитники Отечества», «Связь поколений», «Материнская слава». Есть материал, который ребята собрали сами.
Предварительное задание:
- Принести родословную своей семьи;
- Побеседовать с родителями и составить рассказ об интересных случаях из жизни ваших близких, участвовавших в защите Отечества;
Форма занятия: урок-размышление
Цель: Формирование гражданской позиции школьников через позитивное отношение к семейным ценностям
Задачи:
- показать ценность семейных отношений в различных жизненных ситуациях,
- формировать коммуникативные навыки, позитивные межличностные отношения с окружающими людьми, воспитать толерантные черты личности;
- развивать у школьников интерес и увлечения, способствующие укреплению духовных ценностей семей;
- воспитывать уважение к родственникам,
- развивать творческие способности
Методы: эвристический, исследовательский
Формы деятельности: коллективная, групповая, парная
Технология сотрудничества и элементы ЛОО
Оборудование: компьютеры, проектор, презентация, выставка музейных экспонатов.
Ожидаемый результат: Дети должны знать:
- культуру общения друг с другом;
- семейные традиции;
- роли членов семьи.
Уметь:
- распределять роли в семье;
- трудиться;
- уважать труд других людей
- создавать и поддерживать семейные традиции.
Ход занятия:
1.Оргмомент (позитивный психологический настрой на познавательную деятельность) (Слайд 1. Тема занятия) Здравствуйте ребятки, сегодня светит яркое солнышко и улыбается нам, как ваша любимая, добрая мама. Пусть весь урок с вами будет тепло вашей семьи. Тема урока-размышления «Крепка семья - сильна Россия»
Мотивация: ( Слайд 2. Эмблема года семьи).
Учитель: (Слайд 3) Здравствуй семья дорогая!
Жена, сыновья и дочери,
Здравствуй мой род золотой!
Это письмо написал мой папа всей нашей большой и дружной семье из командировки в 1965 году, когда мне было всего 2 года, а в семье я седьмая, семь детей, двадцать внуков, двадцать семь правнуков, два праправнука. Давайте сегодня поговорим о наших семьях. Семья - величайшее создание человечества. Именно здесь происходит рождение человека, становление и формирование личности гражданина своего государства – России.
Фронтальная беседа:
- Как вы можете определить понятие «семья»?
- Что значит для вас семья?
- Кто являются членами вашей семьи?
- Почему и зачем эти люди живут вместе?
- Любите ли вы свою семью? За что?
- Можете ли вы сказать: «Моя семья – моя гордость»?
- Можно ли сказать, что семья это маленькое государство?
- Какая связь между вашими семьями и нашей огромной Россией?
Учитель(Слайд 4) Итак, подведем итог: Семья́ — важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей различных поколений, они живут под одной крышей, ведут совместное хозяйство, заботятся друг о друге. В хороших семьях вырастают хорошие люди, порядочные граждане России.
Ученик: (Слайд 5) Каждая семья – это свой маленький мир, где есть свои правила и традиции. Семья – это маленькое государство, со своими порядками, законами. Семья – значит все вместе: один за всех и все за одного. В семье радости или беды общие. Ты знаешь, что есть люди, которые тебя поймут, дадут совет или просто пожалеют. Только семья может дать ощущение защищенности и взаимной заботы. Первая страничка:
I. Любовь к Родине. (Слайд 6) «Любовь к Родине начинается с семьи». (Ф. Бэккон) Как вы понимаете эти слова?
Учитель: Правильно, каким человек вырастет в семье, как его воспитают, так он и Родину будет любить и защищать. Семья, родня, родители, созвучные слова к понятию Родина. Ребята, мы с вами были в школьном музее, какие выставки вы видели? «Связь поколений» - на выставке представлен материал о семьях «защитников Отечества», где дед ветеран Великой Отечественной войны, сын – служил в рядах Советской Армии, внук – прошёл Афганистан, Чечню или кадровый военный. Это семейная традиция – Родину защищать. (Слайд 7) И таких семей в посёлке Масальском много: Ефремовы, Жуковы, Дроздовы, Свиридовы, Овчаренко, Полянские, Божковы и другие. Среди них я назвала фамилии ваших родственников. Каждый мужчина выполнил свой гражданский долг – защищал Родину, Россию, не жалея своей жизни. Это качество человека заложено в семье. Сегодня внукам есть чем гордиться. Прочитайте свой рассказ об интересных случаях из жизни ваших близких, участвовавших в защите Отечества;
Следующая страница:
II . Мое село, мой край родной, Россия милая моя.
Без малой родины нет родины большой.
Ты это осознаешь всей душой,
Когда вдруг к чуду прикоснёшься,
И в жаркий день у родника напьёшься.
Мой край родной! Я с родником,
И с каждым ключиком знаком.
“Родник” и “родина” созвучны.
Близки как братья, благозвучны.
Без них и жизнь свою не мыслю,
Без них – я дерево без листьев.
Н. Смирнов
Ученик 1: Что такое семья? это родители, дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции. Может ли существовать Родина без семьи? Родина - это родительский дом, утопающий в цветах, это речка Каменка с её прозрачной водой, это запах свежескошенного сена, это радуга после дождя и теплая роса на траве, это друзья и соседи, это школа. Масалиха – это наша малая Родина. Это часть России. Вырастите, но помните здесь жили ваши предки, ваши родители, семья. (слайд 8)
Не найду угла другого,
Чтоб меня душой завлек
Дом родной – села родного
Сердцу милый уголок.
Ученик 2: В 2012 году исполняется 75 лет со дня основания Алтайского края.
Родная земля в поднебесье Алтая,
Взрастив, отпускает своих сыновей.
Невидимой нитью птенцы, улетая,
Наверное, крепко привязаны к ней.
«Родной мой Алтай, чудесный край сибирский!» сказал Г.С.Титов второй космонавт, наш земляк. Даже такие известные люди всегда помнят свой исток. Гордость и слава Алтая – его люди. Изобретатель первого в мире парового двигателя – И. И. Ползунов, выдающийся гидротехник К. Д. Фролов, металлург П. П. Аносов. Здесь жили и работали академик М.А. Лисавенко, космонавты Г.С. Титов, В.Г. Лазарев, кинорежиссёры и актёры В.М. Шукшин, М. Евдокимов, В.Золотухин, А. Панкратов – Чёрный, писатели и поэты: В.Бианки, Р. Рождественский, В.Шишков и др. (Слайд 9) Вспомните выставку в музее «Широкий путь в большую жизнь открыла школа нам». Сколько хороших людей выросло в нашем посёлке. Как вы думаете, а вами сможет гордиться школа, село? Что для этого нужно сделать?
Ученик 3:
Пусть свет звезды во мраке не тает
Пусть сияет во все времена
Я Россией горжусь и мечтаю
Что бы мною гордилась она.
III. Мама – основатель маленького государства.
Учитель: Семья это маленькое государство со своим укладом жизни. Давайте попробуем проанализировать свои семьи и поделить обязанности.
(фронтальная беседа)
- Кого бы вы назвали президентом в семье?
- Кого бы вы назвали министром экономики и финансов?
- Кто в вашей семье отвечает за воспитание и образование детей, кто министр образования?
- Кто является министром здравоохранения?
Почти на все вопросы вы отвечали – мама. Получается, что ваше маленькое государство строит мама. Девочки, смотрите, какая обязанность возлагается в семье на женщину. Чтобы у вас была хорошая и счастливая семья вам необходимо много знать и уметь. Мама является хранительницей очага. (Слайд 10) В нашем музее есть выставка «Материнская слава» - в нашем селе 33 многодетных семьи, есть «Мать – героиня» Шапова А.Г. воспитавшая 11 детей, и семья Швецовых награжденная медалями «Родительская слава» за воспитание 10 детей. Многие из них уже имеют свои семьи и все дружны, они всегда поддерживают друг друга, помогают в домашних делах. Давайте попросим Надю Швецову рассказать о своей семье и о маме.
Послушаем стих о маме:
Песни мамы!.. Сколько разных самых
Пелось в доме, в поле, у ручья…
Не было б на свете мамы –
Я бы не был, я бы не был я.
Песни мамы… Скромность и величье,
Сердце мамы – кладезь тайных сил…
Завещал отец мне, умирая:
«Душу дома, маму береги!» Р. Гамзатов.
Учитель: Ребята, давайте поделим обязанности в семье – как в государстве: президент – папа, министр экономики и финансов – мама, министр образования – старший брат, министр здравоохранения – бабушка. Так и маме будет легче, и каждый будет нести ответственность за своё дело. Ведь у начала всех наших жизненных дорог стоят мамины руки!
IV. Труд – основа государства.
Учитель: (Слайд 11) «Дети – будущие граждане общества, и ценность их в этом обществе будет определяться тем, насколько они готовы к труду». Эти указания А.С. Макаренко актуальны и в наши дни. Совместный труд в семье помогает научить ребенка приёмам труда, это общение с членами семьи. Дети, воспитанные в труде, упорны в достижении своей цели, не боятся трудностей, растут честными, правдивыми и крепкими физически. Дети с раннего возраста должны жить интересами семьи, коллектива, интересами страны. В семье, формируются глубинные качества человека, а от того, хорошо или плохо это происходит, зависит, каким именно гражданином и работником он станет - хорошим или плохим. Ведь труд объединяет, в семье ребёнка учат уважать чужой труд, помогать старшим. (Слайд 12. Мальчики помогают убирать территорию у дома участника войны Гонтарева И.З.) Труд, взаимопомощь, поддержка усиливают отношения в семье, сплачивают семью. (Слайд 13.) Прабабушки работали в тылу в годы войны- это трактористка Баранникова А.С, - прабабушка Вики, Никурдина М.О.- прабабушка Ромы и другие. Много в селе семей имеющих одну на всех профессию – их называют «династии» А вы знаете профессии ваших родителей? ( слайд 14).
V. Доброта спасёт мир.
Учитель: «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В.Сухомлинский. (Слайд 15) Семья – это место, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья дает первые уроки любви, доверия, понимания, веры. Красота и уют, внутренняя теплота семейной жизни - какое это богатство!
Проведём тренинг «Волшебный стул»: один ученик садится в центр, каждый должен сказать ему то, доброе слово, какое бы он хотел услышать от своих родных, условие - не повторяться.
Ребята, вам понравилось говорить добрые слова, старайтесь всем и всегда говорить только добрые слова. Помните, добро идёт из семьи, какой уклад семьи, взаимоотношения. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Л.Толстой)
Игра «Семейный бюджет». (Работа в парах) Вы сегодня не случайно сидите парой – мальчик и девочка. Сейчас вы выступите в роли родителей, допустим, вы получили зарплату и её нужно распланировать на месяц. На карточке вам предложены товары, вы, посовещавшись, поставите цифры по порядку необходимости покупки. Не забывайте, нужно подумать о всех членах семьи.
А теперь проверим правильный ответ ( на Слайде 16). Скажите, легко ли заботиться о каждом члене семьи? Поэтому, прежде чем попросить у родителей игрушку, подумайте, а может братику нужнее варежки? Взаимоотношения, чувства, на которых стоит семья, рождают в детях способность дорожить близкими, как собой, их интересами - как собственными.
VI. Семейные реликвии.
У Себастьяна Бранта есть такие строки:
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому
Родители пример ему, А дом его – большая крепость!
Наш музей сохраняет память семей (Слайд 17. медали ветеранов войны) А какая вещь, секрет или традиция передаётся в вашей семье из поколения в поколение? Кого из вас назвали в честь родственников, каких и почему?
Работа в группах у компьютера:
1 группа. Что означают имена ваших мам?
2 группа. Что означают имена ваших пап?
Учитель: Международный день семей отмечается 15 мая, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. Установление этого дня ставит целью обратить внимание общественности стран на многочисленные проблемы семьи. 8 июля в России праздник любви, семьи и верности названный в честь святых Петра и Февронии. Это значит, что государство заботится о том, чтобы семьи были крепкими и счастливыми. Семья как стартовая площадка заводит человека в большой мир. Семья – основа государства. Посмотрите на наши ключевые слова, они записаны на доске, именно они определяют семейные ценности и являются основой государства: Любовь к Родине; Мое село, мой край родной, Россия милая моя; Мама- основатель маленького государства; Труд – основа государства; Доброта спасёт мир.
Задание:
- Составить рассказ, сочинить стих о своей семье или на тему «Моя будущая семья»
- Нарисовать рисунок о своей семье
- Пополнить фонд школьного музея материалами из вашей семьи
Рефлексия:
Что вы расскажите родным об этом уроке?
Ученик: Семья
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
( Слайд 18) Мира и добра вашей семье!
Приложение 1.
Товар | Ваше решение | Правильный ответ |
Цветы | 7 | |
Продукты | 1 | |
Косметика | 8 | |
Варежки | 4 | |
Диски с фильмами | 6 | |
Посуда | 2 | |
Елочные игрушки | 5 | |
Обувь детям | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-пресс конференция (урок размышление) «Прошлое, настоящее, будущее России с позиций экологии человека»
В настоящее время такие исследования ведутся в нескольких институтах и центрах России. Глобальных размеров загрязнение среды вызвало ухудшение качества жизни населения. Болезни: анемия, сердечно-сосуд...
Открытый классный час "Крепка семья - сильна держава"
Открытый классный час для 9 класса. Можно провести 1 сентября....
Крепкая семья – сильная Держава
Чувства, любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи - об этом мы говорили с ребятами 10-го класса и их родителями во время п...
Программа Недели психологии. Тема: «Сильная семья - сильная страна»
Программа проведения недели психологии в средней школе №1 г.Нарьян-Мара. Предназначена для педагогов-психологов....
Воспитательный проект "Здоровая семья - сильная страна!"
Актуальность развития семейного спорта в рамках организации спортивно - досуговой деятельности заключается:- в универсальном и абсолютно надежном способе укрепления здоровья, не требующим дорогостоящи...
«Семья сильна, когда над ней крыша одна»
Данный материал будет полезен классным руководителям 10-11 классов на занятиях при формировании убеждения о важностисемьи в жизни человека....