Легенды, предания, исследования о марийском народе (Урок ИКН в 6 классе)
план-конспект урока по краеведению (6 класс) по теме
У марийского народа долгое время не было своей письменности. И его прошлое можно узнать из записок иностранных и русских путешественников,из легенд и преданий.материал данного урока можно использовать как на уроках ИКН,так и на внеклассных мероприятиях,посвященных истории и культуре марийского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ikn_v_6_klasse.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Легенды, предания, исследования о марийском народе
(Урок ИКН в 6 классе)
«Задача каждого россиянина
в том, чтоб воскресить в своем сознании
духовный облик всех народов России».1
Федотов Г.П.
Цели урока
1.Познакомить с легендами родного края, пополнить знания учащихся новыми сведениями по истории малой родины и ее первых жителей – марийцев. Показать, каким сложным путем шло становление духовного единства русского и марийского народов.
2.Уметь слушать сообщения учителя и одноклассников, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, давать оценочные суждения
научить школьников чувствовать сокровенное, духовное родство с марийским народом,
3. Воспитывать уважение ко всем народам России, и, прежде всего, к русскому народу, всегда служившему скрепляющим составом на всем пространстве нашего Отечества.
Ход урока
Организационный момент Приветствие. Знакомство с гостями- учителями ИКН и марийского языка и литературы
Метод «Самолет» Цель: выяснение ожиданий учащихся от путешествия в по РМЭ и опасений от несбывшихся надежд Необходимые материалы: распечатка дневника путешественника Предварительная подготовка: без подготовки Технология проведения Учитель «поднимает» самолет и направляет его в сторону карты Марий Эл через расстояние Самолет здесь выступает как «машина времени». Дети в полете должны определить: - чего они ждут от путешествия по РМЭ, - эмоциональной положительной зарядки от полета Опасаются: - что путешествие по Марий ЭЛ окажется скучным. Примечание: данный метод развивает у отдельных учащихся умение выступать, высказывать личную точку зрения и использовать накопленный багаж знаний перед аудиторией | - Ребята, у нас сегодня необычный урок-урок путешествие по РМЭ. Давайте откроем тетради и запишем число и тему урока.(Слайд 1) эпиграфом нашего урока будут замечательные слова чувашского краеведа М.Р.Федорова. запишите, пожалуйста, в тетрадь (Слайд 2) Как вы понимаете слово путешествие? (ответы учащихся) вывод учителя: Словарь Ожегова дает следующее понятие: Путешествие - поездка или передвижение пешком по каким –либо местам. У нас учебное путешествие, и поэтому вы будете вести: «Дневник путешественника» -распечатка (Приложение №1): записи нужно вести кратко, в одно слово или словосочетание. На столе ещё лежат оценочные карточки урока. Вы сами должны будете поставить себе в конце путешествия оценку, в зависимости от того, как усвоили материал, обсудив ее всей группой. В конце путешествия я попрошу вас «озвучить» дневник. Посмотрите на план нашего маршрута. Каждой команде раздается буклет). (Слайд 3)Чего вы ждете от него? Продумайте в группе, и один из вас должен озвучить ваши общие ожидания . - А теперь сравните, как это путешествие задумала я. (Учитель надевает пилотку стюардессы, сейчас он ГИД) Сейчас я не учитель, я гид, а вы туристы. Добро пожаловать на аэровокзал. ( Слайд 4)Садитесь ,пожалуйста ,на мягкие кресла Серебристого лайнера. Пристегните ремни. Заработали турбины, самолет побежал по взлетной полосе. (Слайд 5) Еще мгновенье, и мы взлетели. Посмотрите в иллюминаторы .– Вот она ,Республика Марий Эл.(Фильм.) Я приветствую вас на священной земле древних марийцев. |
С чего начинается знакомство с любым городом, краем? – с историей его названия.?
- Кто из вас, ребята, знает, почему наша республика называется Марийский край, а коренное население - мари? ( слайд 7)
Метод “Сказитель” Цель: познакомить учащихся с легендой, касающейся истории марийского народа Предварительная подготовка: заранее один их учащихся готовит сообщение. Технология проведения: ученик выходит к доске и рассказывает информацию, его выступление иллюстрируется презентацией. Остальные учащиеся должны в ходе выступления подготовиться для ответа на проблемный вопрос (можно записать ответ в дневнике).
ЛЕГЕНДА О ВОЗНИКНОВЕНИИ МАРИЙСКОГО НАРОДА
У Юлы-бога была дочь, молодая и прекрасная, а женихов на небе не было. Там были одни только ангелы. Юла-бог был работящий, а потому на небе работников не держал. Он делал все сам, а дочь свою посылал пасти скот. На небе травы нет, а потому скоту надо было спускаться на землю. Бог и спускал его каждый день с неба, а вместе со скотиной спускал и свою дочь. Растворит небо, раскинет войлок, чтобы он доставал до самой земли, и спускает по нему дочь свою и стадо прямо на землю. Однажды, будучи на земле, небесная девушка встретилась с мужчиной, Его звали Мари. Он жил на земле и никак не соглашался идти к Юле-богу. Девушка же не могла подняться на небо и осталась на земле. Она вышла за Мари замуж, и от них и появились люди. Это и был народ Мари Эл. | Во время выступления на уроке настраивает остальных учащихся для усвоения нового материала, можно перед выступлением оратора задать проблемный вопрос (можно записать ответ в дневнике). -Почему такое название нашего края? С чем это было связано? |
– У марийцев в древности не было своей письменности, и поэтому о прошлой жизни мы можем в основном судить по записям иностранных путешественников и из русских источников.
– Познакомьтесь, каким предстал в древности марийский край путешественникам, и попробуйте найти ответ: «На сколько древний марийский край?»
Метод Муравейник” 10 мин поиск информации, оформление информации в «Дневнике экскурсанта», Предварительная подготовка: не нужна Технология проведения: все участники групп работают по материалам книги «Знаешь ли ты родной край» Задания для первой группы.. а) рассказать. где раньше жили марийцы Задания для второй группы.. б)рассказать, чем занимались марийцы Задания для третьей группы.. Рассказать, в каких источниках встречаются сведения о марийцах (черемисах) | …«Народ черемисов живет в лесах под Нижним Новгородом. У них свой язык… Этот народ населяет обширные пространства от Вятки и Вологды до реки Камы… Черемисы живут по обе стороны Волги, большею частью без домов, в простых избах, питаются скотоводством, медом, дичью, являются превосходными стрелками из лука. … Те из них, что живут направо от Волги, именуются «нагорными», так как они живут на высоте: на горах или между горами. Живущие слева именуются «луговыми» от «лугового сена», ведь здесь ввиду низкой и сырой почвы, много прекрасных лугов и полей, где собирается в большом количестве сено…Собственное имя черемис – мари (мужчина)… Породы они финской и говорят они своим собственным, с финским наречием сходным языком. Но за неимением букв нет у них ни письменных, ни печатных дел , но есть о черемисах записи в разных источниках. Хазарский Царь Иосиф писал о черемисах еще в 961-м году (10 век) в своем письме: …Живу я при реке Итиль(Волга).При этой реке живут много народов. Это буртасы, сувары(чуваши), эрзя, ц-р-мис (черемисы),…Каждый из них платят мне дань. В русском источнике «Повести временных лет» (12 век)Нестор пишет о черемисах: …а по реке Оке- там, где она впадает в Волгу –живут мурома,черемисы,мордва,… ……Черемисы есть народ мужественный и возрастной. При том смиренный, незлобивый и нековарный. |
Учитель: «Вот мы и узнали ,что черемисы жили по обе стороны Волги. Что первое упоминание о марийцах принадлежит хазарскому хану Иосифу.
(слайд 8)
Долог и труден был наш путь, отдохнем немного и послушаем, что сулит нам день сегодняшний.?
Можно ли продолжить наше путешествие ?
Марла календарь ( видеосюжет)
Учитель: Погода благоприятствует нашему путешествию. Летим дальше. Вот и долетели мы по тропе памяти до святыни марийского народа – могилы Чумбылата
Прочитаем легенду ( продолжается Метод Муравейник” ) | Кто же он? Какую тайну скрывает скалистый берег Немды? работа в дневнике записи нужно вести кратко, в одно слово, словосочетание или предложение |
А сейчас посмотрим презентацию о месте поклонения легендарному герою марийского народа». Презентация 2
Зимою среди белоснежной пустыни, летом среди знойного зеленого разнотравья и шума высоких деревьев возвышается над величавой Немдой утес – Живой камень. В давно минувшие времена здесь были поселения черемисского народа, и жил среди них могучий богатырь по имени Чимбулат. Простой, трудолюбивый крестьянин, он, как все в мирное время, пахал землю, растил хлеб. А если нужно было защищать свою землю от врагов, Чимбулат был впереди всех, на белом коне, с острым мечом в руке. И повсюду, где только появлялся могучий богатырь на белом коне, в ужасе бежали враги. Но не бесконечен человеческий век: пришло время умирать Чимбулату. Собрались вокруг Чимбулата черемисы, плача, взмолились они: «Не покидай нас, богатырь!»
Приподнялся на локте Чимбулат, повел бровью, чтоб замолчали все, и в наступившей тишине раздался его голос: «Настал мой смертный час, и нельзя отдалить его. Слушайте мою последнюю волю. Похороните меня на высоком утесе, чтобы рядом вольно и свободно текла река и чтобы с утеса виден был бы весь край мой марийский. Пусть вольный ветер проносится над моей могилой, и в шорохе его услышу я вести со всех концов марийской земли». И, взглянув на плачущих людей, Чимбулат продолжал: «Не горюйте, что пришла моя смерть. Кто все силы отдал народу, тот умирает только телом, а сила его вечно живет в народе. Я и мертвым не дам вас в обиду. Когда плохо придется, когда самим вам не справится с неприятелем, подойдите тогда к моей могиле и скажите громким голосом: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот! Я встану тогда и обороню вас. Только не тревожьте меня попусту».
С этими словами и умер Чимбулат – могучий заступник пахарей и лесных охотников. В тяжелую дубовую колоду положили Чимбулата и похоронили на высоком утесе над рекой. Вместе с богатырем положили его меч и пику, и белого коня.
Умер Чимбулат. Справили черемисы богатые поминки и долго оплакивали потерю. Но шло время, высокий лес вырос вокруг могилы Чимбулата, весной и летом на крутом берегу свели пышные цветы. Вокруг, в лесной чаще пели птицы, а возле скалы было тихо: ни птицы, ни люди не смели нарушить сон богатыря. Все было благополучно, и мало-помалу Чимбулата стали забывать. И забыли бы о нем, может быть, совсем, как появился сильный враг и начал окружать, теснить черемисов. Вспомнили они о своем богатыре, побежали к скале, к могиле его и стали громко звать на помощь: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!»
И дрогнула каменная круть, раскололась надвое, появился из расщелины Чимбулат на белом коне своем, в шлеме, со щитом в руке, с копьем у стремени, с мечом над головой. Бросился богатырь на врагов, колол, рубил обезумевших от страха захватчиков, обратив их в бегство. А когда опасность миновала, Чимбулат, ни на кого не взглянув, молча, вернулся к своей скале, снова замкнулась она за ним и поглотила вместе с конем. Шло время. Когда
наступала беда, всякий раз Чимбулат выручал свой народ, и никакой враг не был страшен черемисам.
Подсмотрели однажды ребятишки, как старшие вызывали на помощь себе Чимбулата. Стали они играть в войну, подбежали к скале и давай звать богатыря: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!» Дрогнула скала. Выехал Чимбулат на белом коне в полном вооружении. А неприятеля нет. Смотрит богатырь направо, налево – нет никого. Повернулся воин и молча поехал к горе, исчез в ней. Ребятишкам это понравилось. Сколько было страха и хохота, сколько было всяких рассказов! Стали опять играть в войну и опять вызвали Чимбулата. Выехал снова на их зов богатырь, не увидел врага, нахмурился и, сердито взглянув, вернулся обратно в гору. Но неймется ребятишкам, они в третий раз вызвали богатыря: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!» Затряслась земля. Со страшным грохотом раздвинулась скала, и выехал оттуда разгневанный Чимбулат с мечом над головой. И конь с пеной у рта взвился на дыбы – только бы ринуться в битву. А неприятеля и в помине нет. Только окрестные черемисы сбегались на грохот. Увидел их Чимбулат и крикнул им: «Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной потешаетесь, стали понапрасну меня тревожить. Помните, ухожу теперь от вас навсегда! Больше я вам не защитник, сам буду вам мешать, каждое ваше моление и жертвоприношение лишь на одну помощь сдобрят меня». Опустил Чимбулат свой меч, повернул коня и скрылся в горе.
Не стало с тех пор у марийского народа заступника. Начались войны, и некому было защитить черемисов. Молчалив стал и тих серый утес над рекой, оброс он сразу мхом и травой. Но не пропадала надежда черемисов. Камень таит в себе живую силу. Настанет время, забудет Чимбулат обиду и защитит народ свой от всяких напастей.
Поэтому и зовется этот камень живым, что жива в нем вечная сила и в народе не умирает вера в своего защитника. Веками шли марийцы к Чимбулат-камню, несли дары, молились, прикасались к холодной скале, чтобы набраться живительных сил у своего легендарного богатыря. Уносили кусочки камня, хранили их, как самые дорогие реликвии. Не исчезает тропа к могиле и сейчас. Ведь это не камни – память.
Вывод: что легенда стала достоянием не только марийского, но и русского народа, посещая Живой камень, и русские и марийцы верили и верят, что поможет Чимбулат в горе-несчастье. Даст людям силы пережить лихую годину. Поможет обрести былое величие уже нашей общей Родины – России.
“Дневник путешественника” Цель: подвести итог урока, обобщив полученные знания, представить результаты работы в группе. Предварительная подготовка: не требуется. Технология проведения: Один из членов группы выходит к доске и зачитывает записи дневника:
Примечание: данный метод помогает систематизировать полученные знания. Варианты проведения: итоги работы можно оформлять графически на доске или кластере | Ребята, вот и подошла к концу наша путешествие. Обратно мы возвращаемся. на автобусе Чтобы время в поездке прошло с пользой, вы опишите свои впечатления отпоездки. (Дается время для записей в «Дневнике путешественника» собственных впечатлений от путешествия по марийскому краю. Музыкальный фон кусле сем |
“Светофор” рефлексия Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе. Предварительная подготовка: подготовить кружочки из цветной бумаги, стикеры, ватман. Технология проведения: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный - не доволен своей работой в группе, сделал не всё, что мог; зелёный – сделал всё, что в моих силах; жёлтый – мог бы лучше. Листочки наклеивают на плакат с изображение светофора. Затем идёт обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий. Примечание: этот метод поможет осуществить полноценный анализ и оценку урока, деятельности каждого участника образовательного процесса. Варианты проведения: может быть использована интерактивная доска со вставленной картиной светофора. Учитель выставляет оценки ученикам и комментирует их. Благодарит за урок | Мы едем на автобусе, на перекрёстках стоят светофоры. Их задача – регулирование движения на дороге. Сейчас как раз такой момент, когда мы с вами должны оценить свою работу. Для этого нужно остановиться (как перед светофором), оглянуться на пройденный путь и сделать вывод. Какой? Каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный - не доволен своей работой в группе, сделал не всё, что мог; зелёный – сделал всё, что в моих силах; жёлтый – мог бы лучше. Листочки наклеиваются на плакат с изображение светофора. Дается время для работы. Учащиеся наклеивают стикеры разных цветов в светофор. Рефлексия: – Что нового мы сегодня узнали? - Урок вам понравился? - Достигли ли вы своих ожиданий от путешествия?
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ. Урок истории в 9 классе
ТЕМА УРОКА: ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ(Урок истории в 9 классе) ЦЕЛИ: 1. Формирование знаний о жизни и быте народов Казанской губернии....
Программа по марийскому (государственному) языку для 8 класса (68 часов)
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы «Программа по марийскому (государственному) языку» (авторы В.В. Констан...
Урок Марийского (гос.) языка в 4 классе "Телылан ямдылалтына"
Урок марийского языка с презентацией...
Технологическая карта урока по марийской литературе языку в 5 классе
Технологическая карта урока по марийской литературе в 5 классе...
Словарь по марийскому языку для учащихся 5 классов
Предлагаю вашему вниманию словарь по марийскому языку.Цель: Составить словарь слов на марийском языке для учащихся 5х классов, с целью помочь учащимся в ...
Рабочая тетрадь по марийскому языку для учащихся 5 класса на 1 четверть
Рабочая тетрадь по марийскому языку для учащихся 5 класса на 1 четверть...
Язык-отражение культуры народа. Урок родного языка, 5 класс
Урок родного языка...