Урок литературы "По рецепту профессора Пирогова (рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор")
план-конспект урока (литература, 6 класс) на тему

Батршина Сания Фаритовна

Заключительный урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор».

 Цели урока:

- развивать навыки анализа  художественного  произведения;     

 - закрепить понятие жанра рождественского рассказа;

- донести  до сведения детей основные моменты из биографии  известного хирурга Пирогова;

- воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «КУЛЛЕ-КИМИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ИМЕНИ СИБГАТА ХАКИМА

 АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

По рецепту профессора Пирогова 

(рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»).

Урок русской литературы в 6 классе.

 

Составила: Батршина Сания Фаритовна

учитель II кв. категории

русского языка и литературы

2012-13 учебный год.

Тема: По рецепту профессора Пирогова (рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»).

Цели:

- развивать навыки анализа  художественного  произведения;                                                                                                 - закрепить понятие жанра рождественского рассказа;

- донести  до сведения детей основные моменты из биографии  известного хирурга Пирогова;

- воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;

Слайд 1.

Эпиграф к уроку: А ты? Скажи:

                               Какой ты след оставишь?

                               Незримый прочный след

                               В чужой душе на много лет?

                                                            Ольга Высоцкая.

Слайд 2. (иллюстрация к рассказу)

Учитель: Композиция произведения необычна. Здесь два рассказчика. Это … Такая форма построения произведения называется  рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от Григория Мерцалова, преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который был известен как образец порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой.  Что вспоминает Григорий Мерцалов?

Ответ:  Григорий Мерцалов вспоминает, как они с братом стояли у витрины гастронома (чтение описания витрины по учебнику).

Учитель: Почему воспоминания мальчиков автор начинает с описания витрин гастронома, случайно ли это?

Ответ: Сильно голодные… Никогда они не видели у себя на столе столько вкусного, столько еды…

Учитель: Какую жизнь наблюдали мальчики по дороге домой? Как она отличалась от их жизни?

Ответ: Широкие, ярко освещенные  улицы, высокие дома, роскошные витрины магазин сменялись узкими, неосвещенными переулками, низкими бедными домами… Сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, праздничное оживление толпы, веселый гул… - дом Мерцаловых,темный узкий коридор, обстановка в комнате, Елизавета Иванвна, больная девочка…

Учитель:   Что помогло нам сильнее ощутить, нищету трагедию обездоленных людей?

Ответ: Автор использовал антитезу. Он противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных, а на фоне благополучия одних виднее бедность других.

Учитель: Какие слова в описании бедного жилища помогают нам представить ужасающее положение семьи?  Найдите в тексте и прочитайте.                                                                                                                                                                  Ответ: подземелье; закоптелые, плачущие от сырости стены; мокрые отрёпки, керосиновый запах; запах крыс…

Слайд 3.

Учитель: Перед вами иллюстрации к рассказу художника Натальи Салиенко. Кого вы здесь узнаете? Какие краски использовал художник? Почему? Совпадают ли иллюстрации с вашими собственными представлениями?

Ответы: художник использовал темные,  мрачные краски. Так он показывает нищету. Жизнь семейства Мерцаловых такая же темная, мрачная.

Учитель: Что стало причиной столь бедственного положения семьи Мерцаловых? Какие попытки предпринимает сам Мерцалов, чтобы помочь семье?

Ответы: Мерцалов из-за болезни потерял работу, все сбережения ушли на лекарства и на лечение;он искал работу; униженно выпрашивал милостыню; его ругали, считая его тунеядцем; пригрозили отправлением в полицию…

Вывод: Есть еще  черствые и бездушные люди, которые не способны сделать что-то полезное и помочь нуждающимся.

Учитель: Какие были отношения между членами семьи Мерцаловых в столь тяжелый момент жизни?

Ответы: они поддерживали друг друга; не ругались; не обвиняли друг друга…

Слайд 4 (иллюстрации Натальи Салиенко).

Учитель: Жизнь людей не бывает всегда простой, безоблачной. Разные испытания и проблемы могут возникнуть у любого из нас.  Самые трудные из них, наверное, - это безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям.  Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. В таком положении остался и Мерцалов. Зачем писатель ведёт своего измученного, голодного героя в городской сад?  

Ответы:- Писатель снова использовал прием контраста. На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек. Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. В покое и тишине он ощутил жажду такого же спокойствия и тишины. И у него возникают мысли о самоубийстве. (Под рубахой на животе он почувствовал верёвку).

- Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.

Учитель: Что помешало Мерцалову осуществить задуманное?

- встреча Мерцалова с незнакомцем.

Несколько слов учителя о суициде (безвыходных ситуаций не бывает).

Слайд 5 (иллюстрации Натальи Салиенко).

Учитель: Помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Можно ли назвать появление доктора в жизни Мерцаловых таким чудом? Почему?

Ответы:  во-первых, Мерцалов остался жив; во-вторых, в комнате Мерцаловых все изменилось: мальчики затопили печь, поставили самовар; Мерцалов принес булочки, чай, горячее на деньги, которые дал ему доктор; в-третьих, через некоторое время Мерцалов нашел работу, Машутка выздоровела, мальчики начали учиться в гимназии.

Слайд 6

Учитель: Действие происходит накануне праздника Рождества. Рождество – религиозный праздник, день рождения Христа. Существует такое понятие – рождественский рассказ, святочный рассказ.  "Чудесный доктор" (1897), опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово», написан в жанре святочного рассказа. Для этого жанра характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации. Цель таких рассказов – помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие. Поэтому выстраивается рассказ таким образом: в определённой жизненной ситуации в результате чуда обиженный обстоятельствами герой забывает о несчастье, и всё кончается удачно, как в сказке.

В России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов. «Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где «В Киеве лет около 30 назад».

Учитель: Почему главный герой рассказа назван то незнакомцем, то доктором, а его фамилию мы  узнаем только по записи аптекаря на ярлыке лекарства: «По рецепту профессора Пирогова»?

Ответы учащихся. 

Итог: Слова «незнакомец», «доктор», «профессор Пирогов» возникают попутно при описании событий. Каждое новое определение постепенно знакомит нас с каким-то новым качеством героя. Какими качествами обладал Пирогов Н.И.? 
-
Скромность, доброта, сострадание, сочувствие, милосердие.
Словарная работа:

    Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

 Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.

 Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Докажем его скромность (не назвал себя), доброту (помог деньгами, помого как врач), сострадательность (пожалел Мерцалова, его жену, детей), милосердие (сам откликнулся помочь). 

Слайд 7.

Учитель:  Кто он профессор Пирогов в действительности? Послушаем сообщение

Выступление подготовленного ученика о Пирогове.

Учитель: Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно.  Именно поэтому Пирогову установлено много памятников. 

Учитель:  Имеется ли в рассказе образ противоположный профессору Пирогову?

Ответы: Да. Швейцар…

 Учитель: Как  вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых?                                                                                                                            Ответы: Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.

 

Учитель: Тема нашего урока - «По рецепту профессора Пирогова». Как вы думаете,  какой рецепт оставил профессор детям Мерцалова и нам, только ли медицинский или … Да, он оставил еще рецепт жизни, выписал такие лекарства, которые помогут любому из нас стать настоящим человеком.  Что на этом рецепте он написал, как вы думаете?

Слайд 8.

По рецепту профессора Пирогова

Станешь настоящим человеком, тебя в сердце: Доброта

                                                                                 Сострадание

                                                                                 Сочувствие

                                                                                 Милосердие

                                                                                 А главное, никогда не падать духом!

                                                               

Учитель: Какова,  на ваш взгляд, главная мысль рассказа?  К чему он призывает нас?  

Ответы учащихся.

Слайд 9.

Учитель:  Я составила для вас рецепт Пирогова, хочу,

чтобы он был всегда с вами и чтоб лечили вы свои

души именно по нему (учитель дарит рецепт каждому ученику).

Учитель: Теперь вы, наверное, поняли суть нашего эпиграфа к уроку:

                               А ты? Скажи:

                               Какой ты след оставишь?

                               Незримый прочный след

                               В чужой душе на много лет?

Подумаем, что вы можете делать, руководствуясь рецептом Пирогова?

 Ответы: помогать одиноким старикам, больным людям; делать кормушки для птиц, скворечники; заботиться о братьях наших меньших…

 Учитель:  Актуален ли рассказ в наши дни?

Ответы:  Да, много людей, которые нуждаются в чьей-либо помощи.

Слайд 10.

Учитель: Много благотворительных фондов. Например, помогает больным детям фонд «Доброе сердце» газеты «Аргументы и факты». Существует с 2003 года. Руководитель программы «АиФ. Доброе сердце» - Маргарита Широкова. Этот фонд оказывает материальную помощь больным людям. Есть фонд «Подари жизнь». Одним из учредителей этого благотворительного фонда является наша соотечественница Чулпан Хаматова.  Они поддерживают детей с онкологическими заболеваниями.

Слайд 11.

Посмотрите на экран. Здесь логотипы всего нескольких благотворительных фондов. Значит, есть еще среди нас те, которые живут по рецепту профессора Пирогова. Значит, есть еще на Земле Добро, Сочувствие, Сострадание, Милосердие. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

Домашняя работа: написать письмо профессору Пирогову.

 Итог.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А ты? Скажи: Какой ты след оставишь? Незримый прочный след В чужой душе на много лет? Ольга Высоцкая.

Слайд 3

Иллюстрации Натальи Салиенко

Слайд 4

Мерцалов умышленно отвернулся от незнакомца и подвинулся к краю скамейки… В необыкновенном лице незнакомца было что-то до того спокойное и внушающее доверие, что Мерцалов тотчас …передал свою историю…

Слайд 5

Помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту НАДЕЖДУ.

Слайд 6

Рождественский рассказ, святочный рассказ описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации

Слайд 7

И.Е. Репин. Портрет хирурга Н.И. Пирогова. Николай Иванович Пирогов с сыновьями. 1850 г.

Слайд 8

г . Москва, ул. Большая Пироговская, по проекту академика В.О. Шервуда Эстония, г. Тарту. Авторы бюста – Й. Раудсепп, М. Мельдер, П. Тарвас, А. Вольберг.

Слайд 9

Доброта Сострадание Сочувствие Милосердие А главное, никогда не падать духом! Станешь настоящим человеком, если у тебя в сердце:

Слайд 11

Ольга Высоцкая.

Слайд 12

Существует с 2003 года. Руководитель программы «АиФ. Доброе сердце» Маргарита Широкова Чулпан Хаматова является одним из учредителей благотворительного фонда « Подари жизнь ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по рассказу И.Куприна "Чудесный доктор"

Презентация к уроку по рассказу И.Куприна "Чудесный доктор"...

Презентация для урока " Графический рецепт"

Презентация к проекту по предмету технология , раздел кулинария....

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...

"Урок доброты и милосердия" (по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор")

Конспект урока литературы для учащихся 6 класса "Урок доброты и милосердия" по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор"...

Методическая разработка урока литературы "Рецепт доктора Чехова"

Данная разработка содержит материал для подготовки урока по творчеству А.П. Чехова в 6 классе, включает инсценировку, творческое задание...