Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени" с применением приемов технологии развития критического мышления.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Дубоносова Жанна Владимировна

Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени".Разработан урок с применением приемов технологии развития критического мышления(кластер, синквейн, составление телеграммы и др.) и технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_8_klasse_po_kuprinu_kust_sireni.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе на тему: «А.И.Куприн. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье».

Учитель:Дубоносова Жанна Владимировна, МБОУ СОШ № 46 г.Краснодара


Эпиграф: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится<…>; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

1 Коринфянам 13:4-7

  Цели: познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»;  определить, какие качества характера помогают героям сохранить любовь; развивать навыки грамотной устной речи, умение находить ответы на проблемные вопросы, творческие способности учащихся; воспитывать нравственное отношение к семье.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрация к рассказу, репродукции П.П. Кончаловского и А. Аврина  «Сирень в корзине», учебник литературы, проектор, презентация к уроку

Тип урока: изучение нового материала

Технологии: технология проблемного обучения: технология критического мышления.

Литература:

1.Литература.8 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлева, В.И.Коровин/; под ред. В.Я. Коровиной.-М. : Просвещение. 2010..

2.С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с

 3.  Вишнякова Е.Е. Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». http://rus.1September.ru/article.php?ID=200401504 

Ход урока.

  1.  Мотивация учебной деятельности.

–Поделитесь впечатлением: когда прочли название рассказа Куприна, какие предположения о его сюжете появились? Совпали ли ваши ощущения?

-Какие ассоциации со словом «сирень»?

Обратите внимание на репродукции Аврина и Кончаловского «Сирень в корзине».

-Какие чувства испытываешь, глядя на полотна?

-Что сделает каждый второй, найдя пятилепестковый цветочек?

  1. Самостоятельное определение целей урока уч-ся.

Посмотрите на тему урока. Поставьте самостоятельно цели перед анализом произведения.

  1. Запись в тетради темы урока, эпиграфа.

  1.  Постановка проблемного вопроса:

-Объясните, почему выбран такой эпиграф к уроку? Подходит ли он? Какова идея рассказа? Можно ли согласиться с мыслью, что произведение учит в трудных жизненных ситуациях сохранять любовь и взаимопонимание?

  1. Составление кластера на слово «Любовь».

6.Вопросы для анализа:

1)  Николай Алмазов возвращается домой. Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?

2)Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается?

3)Меняется ли поведение Алмазова под воздействием жены?

4)Какой же выход находит Вера? Чем без промедления и почему жертвует женщина?

5)Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»?

6)Чем же заканчивается эта история?

7)Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории?

8)Почему читатель тоже с облегчением узнает о благополучном исходе дела?

7.Вопросы для работы с текстом рассказа.

1) Сравните поведение главных героев, их эмоции. Найдите в тексте речевые характеристики, нужные цитаты.

2)Как могут быть счастливыми такие разные по характеру люди?  Что же главное для счастья, по-вашему?

8.Составление синквейна на слова «Счастье» и «Семья»(индивидуальное задание для способных уч-ся) на доске. Например:

Счастье,

Трудное, желанное,

Приходит, ободряет, окрыляет.

Хочу заслужить право быть счастливым!

Свобода!

9. Итоговые вопросы.

1)Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему?

2)Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

3)Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

10.Составление телеграммы.

Продумайте, каким мог быть текст телеграммы Николая Алмазова Жене Вере после встречи с профессором? О чем он захотел бы сообщить?поблагодарить?отчитаться?...

11. Рефлексия.

  • Чем для вас интересен был урок?
  • Что больше всего понравилось?
  • О чём ещё хотелось бы поговорить?

12. Домашнее задание. Написать сочинение-эссе: « Счастлива ли Верочка Алмазова?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...

Конспект урока английского языка в 8 классе по теме: «Eco clothes» с применением приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Данная разработка будет полезной для тех, кто интересуется вопросом применения новых технологии в изучении английского языка. Разнообразные приёмы технологии развивают умение воспринимать информа...

мастер-класс "Повышение эффективности уроков английского языка через применение приемов технологии развития критического мышления"

В этой презентации идет речь, что такое критическое мыщление, цели, задачи, механизмы критического мышления и стадии ....

«Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»

О применении приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...

Методическая разработка по теме "Применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов педагогического колледжа"

Представленная методическая разработка посвящена вопросам применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов. Основная цель преподавания ...

Мастер- класс с применением приемов технологии развития критического мышления на тему «Роль портфолио в условиях ФГОС»

Мастер- класс с применением приемов технологии развития критического мышления на тему «Роль портфолио в условиях ФГОС»...