Уроки развития речи в 6 и 10 классах
план-конспект урока литературы (6 класс) по теме
Первый урок по развитию речи проводится в 6 классе и помогает учителю подготовить учеников к описанию картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво"
Второй урок проводится в 10 классе в помощь учащимся в написании проблемного очерка. Этот урок возможно использовать и в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.zip | 8.27 КБ |
napisanie_problemnogo_ocherka._10_-11_klass.rar | 5.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе.
Тема. Подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво».
Мороз и солнце; день чудесный…
А.С. Пушкин
Цели урока: - обучать словесному описанию картины;
- развивать связную речь учащихся;
- учить умению высказывать мысли, используя простые предложения, осложнённые ПО и ДО, вводными конструкциями, и сложные предложения;
- прививать любовь к искусству и родной природе;
Оборудование: репродукция картины Юона «Русская зима. Лигачёво» (вкладыш учебника
«Речь»); запись музыкальной композиции «Зима» из «Времён года» П.И. Чайковского.
Ход урока.
1. Слово учителя.
Учитель. Известный русский художник Юон Константин Фёдорович жил и работал в основном в Москве и подмосковном местечке Лигачёво. Он любил рисовать портреты, памятники архитектуры и пейзажи любимых мест. Ребята, а что означает слово «пейзаж»?
Ответ: Пейзаж – это картины природы.
Учитель. Правильно. Вот их и рисовал художник. Пейзажи родного Подмосковья запечатлены на картинах Юона «Мартовское солнце. Лигачёво», «Весенний солнечный день», «Конец зимы. Полдень». Кроме рисования, Юон занимался изучением истории и теории искусства. Он являлся доктором искусствоведения. Сегодня мы познакомимся с одной из лучших картин мастера – «Русская зима. Лигачёво». Перед вами репродукция картины. Что означает слово «репродукция»?
Ответ: Уменьшенная копия картины.
Учитель: Ребята, кто знает, где хранится подлинник этой картины?
Ответ: Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Учитель: Давайте посмотрим репродукцию ещё одной картины Юона о зиме.
Ребята рассматривают репродукции картины «Конец зимы. Полдень»
на 2- ом вкладыше.
Учитель: Можно ли определить, что на картинах Юона изображена русская зима. Что это подтверждает? Давайте посмотрим, что по этому поводу говорится в упражнении № 84 (II).
2. Беседа по картине.
Учитель: Что изображено на картине?
Ученики: На картине изображён зимний день в подмосковном посёлке Лигачёво, зимние забавы детей и каждодневные заботы взрослых.
Учитель: Какое время дня изобразил художник?
Ученики: Скорее всего, время к обеду, потому что ранним утром играть на улице очень холодно, а к обеду теплеет, и самое время – поиграть и покататься на санках.
Учитель: Как вы думаете, какие строчки стихотворений русских поэтов подойдут для описания картины?
Ученики: Строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Учитель зачитывает строчки из романа «Евгений Онегин»
со слов «Зима. Крестьянин, торжествуя,..»
Учитель: Что можно сказать о снеге, изображённом на картине? Воспользуйтесь примерами из упражнений $ 9 (упр. 83 II, 84).
Ученики: Снег белый и пушистый, как одеяло. Он покрывает землю, словно мягкое покрывало, под которым она дремлет до весны. Снег лежит и на крышах домов, и на ветках деревьев, и от этой белизны слепит глаза. Он скрипит по ногами , и этот скрип, словно музыка раздаётся вокруг.
Учитель. Замечательно. Теперь опишите деревья, которые изображены на картине художника.
Ученик: Могучие деревья, словно великаны, прогнулись под тяжестью снега. Сказочная красота инея на их ветвях напоминает русское кружево. Как будто мастерицы потрудились над узором белой шали и, выполнив работы, набросили эту шаль на ветви деревьев. Заденешь ветку рукой, и с неё, словно тяжелая шапка, свалится ком снега на голову или попадёт за воротник. А ветка слегка качнётся и снова замрёт, словно во сне.
Учитель. Красивая картина у нас получается. Много сравнительных оборотов и олицетворений. Кстати, что называется олицетворением, и зачем мы его используем в тексте описание?
Ученик: Олицетворение – такое художественный приём, при котором мир природы, предметы, животные отождествляются с миром людей. Таким образом, неживой предмет выполняет действия живого. Сравнение получается красочным, ярким, за счёт этого красочным, ярким и выразительным становится и весь текст.
Учитель. Но картина будет не полной, если мы ничего не скажем о занятиях людей, изображённых на картине. Давайте сначала попробуем описать занятия самых маленьких героев репродукции. Кто сможет сделать это?
Ученик: Зима-проказница не испугала людей морозом и снежностью. Маленьким жителям посёлка это только в радость. Они так долго ждали снега, что как только он выпал, они высыпали на улицу, чтобы покататься и поиграть в снежки. Давно были готовы к работе санки. Садись, - и с горы вниз с ветерком. Собаки тоже не отстают от своих хозяев. Они стараются обогнать летящие санки, поймать снежки, путаются под ногами, хватают за штанины и валят ребятишек в сугроб. И непонятно, что громче: весёлые крики детей или заливистый лай собак.
Учитель: очень хорошо. А что же в это время делают взрослые жители Лигачёва. Неужели они сидят в теплых домиках и выглядывают в окна?
Ученик: Нет, конечно, мы видим, что зима – не время для отдыха, хотя все основные приготовления к зиме уже давно закончены. На заднем плане репродукции мы видим домики, в которых идёт трудовая жизнь. Зимой темнеет рано, и пока ещё светло, женщины, наверное, готовят вкусный ужин и наводят порядок в дома, а мужчины в это время выполняют самую трудную работу. Они запрягли лошадей, чтобы отправиться в город за продуктами или в ближайший лесок за дровами. Ведь будут в доме дрова, будет и тепло.
Учитель: Что же хотел нам сказать художник своей картиной? Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
Ученик: Он хотел сказать, что очень любит русскую зиму, пушистую и снежную, и не в городе, а именно в деревне. Смотришь на эту репродукцию и становится немного грустно оттого, что за окном не видишь такого же снега, пока не можешь покататься с горки и поиграть в снежки.
III. Заключительное слово учителя (на фоне музыки Чайковского)
Учитель: Как прекрасна и сказочна русская зима в Подмосковье, где никто не посыпает солью дорожки, где не расчищают снегоочистители дороги! Именно здесь понимаешь, что всё вокруг родное, близкое. Много снега – значит, будет в деревне богатый урожай. Да, у нас пока нет снега, но зима – хитрая и коварная волшебница. Сегодня снега нет, а завтра завалит по самые ворота. Этим она и прекрасна, русская зима – кудесница, которую воспевает художник. Нам, ребята, повезло, мы живём рядом с природой, которая успокаивает, радует, возвеличивает душу, побуждает создавать такие произведения, как картины Юона.
Звучит отрывок из стихотворения о зиме.
IY. Запись плана и ключевых слов в тетради.
План.
1. Слово о художнике К.Ф. Юоне.
2. Описание картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво».
1) Белый и пушистый снег.
2) Снежные деревья-великаны.
3) Забавы маленьких селян.
4) Привычные заботы взрослых.
5) Как хороша русская зима в Лигачёво!
Во время беседы учитель выписывает ключевые слова (и их синонимы), которые дети могут использовать в своём сочинение – описании.
Пушистый снег, сказочная красота, снежная белая шаль, волшебное кружево, скрипучий снег, тяжёлая шапка снега, снежная зима, морозная дымка, привычные заботы, зимние забавы, коварная и хитрая волшебница, русская зима-кудесница, русская зима – кудесница, богатый урожай, снежная зима, первый долгожданный снег.
Y. Подведение итогов урока. Оценки.
YI. Домашнее задание. Написать сочинение - описание по картине Юона «Русская зима. Лигачёво.»
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Обобщение педагогического опыта " Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах"
Данный материал является обобщением педагогического опыта учителя школы 2 вида -Хроменок О.С....
Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»
Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Урок развития речи в 5 классе по теме « В мире сказок .Типы речи. Рассуждение»
Урок развития речи в 5 классе по теме "Типы речи. Рассуждение"...
Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...