Урок внеклассного чтения в 6 классе "Ранние рассказы А.П.Чехова"
методическая разработка по литературе (6 класс)
Технология смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_v_6_klasse.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Ранние рассказы А. П. Чехова.
Урок внеклассного чтения.
Цели.
Создать условия
1) для углубления знаний о жизни и раннем творчестве А. П. Чехова. Путешествия как средство познания мира; желание изменить человека к лучшему, помочь ему избавиться от недостатков; юмор в ранних произведениях Чехова. Анализ рассказа «Смерть чиновника»;
2) для развития навыков анализа, сравнения, обобщения;
3) формировать ценностные ориентиры: чувство собственного достоинства, уважения к личности человека;
Формируемые УУД:
Метапредметные:
а) познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять смысл прочитанного, уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте;
б) регулятивные: устанавливать причинно-следственные связи, уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа;
в) коммуникативные: уметь устанавливать рабочие отношения в группах, высказывать и аргументировать свою позицию;
2. Личностные:
Формировать целостный социально ориентированный взгляд на мир, нравственно – этические ориентации.
Технология смыслового чтения.
ИКТ технологии.
Работа над понятиями: юмористический рассказ, значащая фамилия;
План урока.
*Здравствуйте! Садитесь. Сегодня у нас в гостях учителя нашей школы. У Вас есть возможность показать себя с лучшей стороны, показать, какие вы все умные, начитанные, сообразительные. Всё у нас хорошо, а будет ещё лучше!
*Тему нашего урока я вам не говорила. А о каком писателе у нас сегодня пойдёт речь, вы сами сможете сказать, ответив на несколько моих вопросов.
Ему принадлежат слова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» («Дядя Ваня»). Он стремился своими рассказами исправить человека, сделать его лучше. И писал свои ранние рассказы под псевдонимами: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезёнки.
*Запишите тему урока.
Ранние рассказы Антона Павловича Чехова
29 января 1860 — 15 июля 1904 Как думаете, чем будем заниматься? Зачем?
*Посмотрите несколько фотографий писателя. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
*А теперь перейдём к биографии Чехова.
Работаем в парах. Перед вами на столе лежат карточки, которые содержат сведения об основных этапах жизни писателя. Но карточки перепутаны. Разложите их в хронологическом порядке и составьте в тетради план статьи. Одна карточка – один пункт плана.
*Проверяем. Озвучивать пункт плана. Почему?
*Что нового Вы узнали о жизни Чехова?
Путешествия.
*Как это характеризует писателя? (Любопытство. Интерес к жизни. Собирал материал для своих произведений.)
*Чехов стал популярен как автор маленьких юмористических рассказов. Что значит юмористический рассказ? Сегодня дежурный по словарю…
*Рассказы Чехова читатели любили. По ним снимали фильмы и ставили спектакли. Один из таких спектаклей представит 10 класс.
СЦЕНКА по рассказам «Мелочи жизни»
*А теперь ещё один юмористический рассказ Чехова.
Приём предположения.
Перед вами первый отрывок текста:
Прочитать. Нам встретилось слово Экзекутор. Что оно обозначает? Спросим мы у дежурного.
Кто главный герой? Где действие происходит?
Корневильские колокола.(консультация дежурного по словарю).
*Предположите, что случится после этого?
*Из-за чего переживает Червяков?
*Как повела себя жена?
*Почему успокоилась, когда узнала, что генерал чужой? (без последствий)
*Как поступит Червяков дальше?
*Почему Червяков подстригся и надел новый мундир? (значимость происходящего).
*Почему накричал генерал? Фанфарон. – оценил его Червяков. А что означает это слово?
*Какие чувства испытывает Червяков? Проследите.
*Чем, по-вашему, закончится эта история?
*Читаем до конца!
*Кто-нибудь из нас смог предположить верно? Почему?
Не соответствует оплошность Червякова (начало рассказа) – тем последствиям, о которых мы читаем в конце рассказа.
Приём создания комического: два разных по значимости, несовместимых друг с другом явления сводятся вместе.
Несоразмерны здесь повод и последствия: в начале рассказа герой «чихнул» - в конце же помер! Такое абсурдное несоответствие причин и следствий бывает только в анекдотах. Чехов берет анекдотическое происшествие, смеется над недалеким героем, но касается при этом весьма серьезных вещей.
*Как бы Вы назвали рассказ? Почему?
У Чехова «Смерть чиновника». Почему Чехов его так назвал?
(Смерть Червякова) Ему важен был не конкретный человек, а тип, сообщество мелких чиновников. Их мир, взгляд на жизнь!
Почему умер Червяков? Испуг. Чего испугался? Он осмелился чихнуть на генерала. Ему не человек важен, а чин человека.
*Найдите в последнем отрывке слова, подтверждающие эту мысль. «Смею ли я смеяться. Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда и уважения к персонам не будет» Покусился на святое.
Как человек Червяков уже давно мёртв. А теперь умер и чиновник.
*Ещё один приём использует Чехов. Значащие фамилии.
*Как характеризует Червякова его фамилия? Какие качества подчёркивает?
*Как Чехов относится к своему герою?
Не уважает. Почему? И самоуничижение. Болезненное преклонение перед вышестоящем чином (не человек ценен, а его положение)
*Какие качества, по мнению Чехова, можно уважать в Человеке?
Человеческое достоинство. Самоуважение.
*Чехов высмеивает человека, в котором отсутствует чувство собственного достоинства, уважение к себе как к личности. Но и горько ему за такого человека. Смех сквозь слёзы.
* Как вы относитесь к Червякову? Каким вы представляете Червякова?
Смотреть иллюстрации возможных Червяковых.
Выберите. Обоснуйте.
Рефлексия!
Понравились рассказы А.П.Чехова? Чем?
Прорекламируйте их для друга, родителей. Сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения. КВН по творчеству А.П.Чехова.
Внеклассное чтение. КВН по произведениям А.П.Чехова. Задания рассчитаны для 2-х команд....
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)
Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...
Урок внеклассного чтения. Н. Носов. Рассказы о детях.
Урок развивает навыки выразительного чтения, речь, мышление, интерес к литературным произведениям, чувство юмора, представления детей о средствах создания образа писателем и художником;Формирует...
"Чужого горя не бывает" урок внеклассного чтения по "Донским рассказам "М.Шолохова в 6 классе
К уроку готовились учащиеся зараннее: класс получил задание прочитать расказы М.Шолохова "Жеребёнок","Родинка" и "Нахалёнок". Первая группа готовили презентацию,по котрой рассказывали о жи...
Урок литературы в 6 классе "Рассказы А.П. Чехова. Особенности стиля писателя на основе рассказа "Радость". Урок внеклассного чтения.
Одна из основных целей урока - обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля пистеля. Учащиеся закрепляют знания о таких понятиях, как "юмор" и "сатира". Обучающие...
презентация к уроку внеклассное чтение рассказ А.П. Чехова "Ванька"
Данная презентация предполагает ознакомление учащихся 9 вспомогательного класса с содержанием рассказа А.П. Чехова "Ванька"...
Урок внеклассного чтения «Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти» в 7 классе.
Урок внеклассного чтения «Нравственный смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти» в 7 классе. 1. 9 февраля 2023 года в рамках открытия года Педагога и наставника в России мной был проведён ур...