Сценарий внеклассного мероприятия "Встреча с Чеховым"
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

Сорокина Марина Александровна

Это внеклассное мероприятие по литературе  для  учащихся 6 - 8 классов. Всем командам заранее необходимо дать  домашнее задание: перечитать ранние рассказы Чехова и познакомиться с его биографией. Очень оживляют  мероприятие задания, связанные с видеофрагментами из художественных фильмов, снятых по рассказам Чехова, а также конкурс "Вжиться в роль".  Такие мероприятия создают творческую и праздничную атмосферу, а знания, полученные на них, надолго запоминаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon literaturnaya_igra_vstecha_s_chehovym.zip111.4 КБ

Предварительный просмотр:

1001 идея интересного занятия с детьми

Сценарий литературной игры «Встреча с Чеховым»

Сорокина Марина Александровна, МОУ СОШ№1, учитель русского языка и литературы, г.Электросталь Московской области

Предмет (направленность): литература.

Возраст детей: 6 – 8  классы.

Место проведения: вне класса.

I. Вступительное слово учителя (ведущего).

(Вступительное слово является  комментарием  к  видеоролику «Чехов», созданному учащимися в программе Windows Movie Maker).

- Здравствуйте, дорогие дети, уважаемые коллеги!

Я очень рада, что мы все сегодня собрались, чтобы еще раз встретиться с замечательным писателем, удивительным драматургом, А.П.Чеховым,150-летний юбилей которого мы недавно отмечали.  Прежде чем начать нашу игру, хотелось бы несколько слов сказать о Чехове как о человеке.

(Начинается показ видеоролика)

Всем нам хорошо знаком портрет последних лет писателя: в пенсне, с утомленным лицом. Таким его сделали болезнь и надвигающаяся смерть. А давайте посмотрим, каким был писатель в молодости.  Короленко писал: «…Глаза Чехова, голубые, лучистые и глубокие, светили одновременно мыслью и какой-то почти детской непосредственностью. Казалось, из глаз его струился неисчерпаемый источник остроумия и непосредственного веселья, которыми были переполнены его рассказы».

Бесстрашно и правдиво рассказывал он людям обо всем, что видел вокруг. Это был человек, который в свое время напоминал, да и сейчас напоминает, что жить пошло, скучно, неинтересно нельзя, что в «человеке должно быть все прекрасно».

Свою судьбу Чехов объяснял так: талант -  со стороны отца, душа – со стороны матери.

Он родился, чтобы стать писателем, и это осветило семью и род его необычным, загадочным светом.

Чехов стремится не только описывать жизнь, но и переделывать, строить ее.

То он хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой, театром. То добивается, чтобы тут же, в Москве, была выстроена клиника кожных заболеваний. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции.

То собирает книги для всех сахалинских школ и шлет их туда целыми партиями.

То строит недалеко от Москвы три школы для крестьянских детей, открывает медицинский пункт для приема больных.

А когда он затеял устроить в родном Таганроге общественную библиотеку, он не только пожертвовал для нее больше двух тысяч томов своих собственных книг, но и 14 лет подряд посылал ей ящиками закупаемые им книги, ставя при этом одно-единственное условие, чтобы никому не говорили о его участии в библиотечных  делах.

А как он любил природу! Но он не просто любовался ею – в нем никогда не угасала потребность сеять, сажать, растить. Так, например, в Мелихове им собственноручно были посажены тысячи вишневых деревьев, засеяны голые участки земли кленами, вязами,  елями, дубами.

Список добрых дел Чехова можно перечислять бесконечно.  И при всем этом он оставался необыкновенно скромным человеком.  Всю жизнь он выполнял правило: «Истинные таланты всегда сидят в потемках, подальше от выставки».

«Великий жизнелюбец, неутомимый строитель, щедрый озеленитель земли, исколесивший ее от Невы до Амура, человек неиссякаемой энергии, скромный в своем величии, застенчивый в своем героизме – он всею своей обаятельной личностью стоит перед нами» (К.И.Чуковский).

II. Литературная игра.

За 2 недели до мероприятия необходимо дать задание командам прочитать ранние рассказы А.П.Чехова.

(Помощником ведущего является ученик в костюме городового Елдырина из рассказа «Хамелеон»,  с решетом  в руках. В решете лежат карточки с заданиями для каждой команды. Помощник раздает задания и собирает ответы).

1 конкурс  «Как поняли характер Чехова?»

Послушайте отрывок из воспоминаний человека, находившегося рядом с больным писателем.

«... Чехов болен. Ночью я проснулся от близкого ужасного грохота. За окном шумела гроза, И вдруг я услышал звук еще более резкий и низкий. Бросился в комнату Чехова и застыл на пороге. Чехов сидел на постели. Лицо его было бледно, страшно и без привычного пенсне, детски беспомощно. Он был слаб и задыхался от кашля. Вдруг он увидел меня, повернулся и сказал своим мягким ровным голосом....» (А. Серебров).

Подумайте, что мог сказать больной умирающий Чехов?

(правильный ответ: «... Я мешаю вам спать, простите, голубчик».)

2 конкурс   «Блиц-опрос по биографии А.П.Чехова»

 

1 команда

1.Сколько было братьев и сестер у Чехова?  (4 брата и сестра)

2. Какими псевдонимами подписывал Чехов свои ранние юмористические рассказы?

(Человек без селезенки, Врач без пациентов, Брат своего брата, Шампанский, Балдастов, Антонсон).

3. Почему в 1902 г. Чехов отказался от звания почетного академика? Кто еще поступил так же?

(Правительство аннулировало  звание почетного академика,  данное Горькому. Чехов  и Короленко отказались от своего)

2 команда

1.Какое образование получил Чехов? (С 1869 по 1879 год учился в таганрогской классической гимназии; с 1879 по 1884 год — на медицинском факультете Московского университета.  Получил свидетельство об утверждении в звании уездного врача).

2.Кто из русских писателей сказал: «Чехов — это Пушкин в прозе»? (Л. Н. Толстой)

 3.Какие были последние слова Чехова?  («Потом взял бокал... сказал: "Давно я не пил шампанского...", покойно выпил все до дна ... и вскоре умолк навсегда» (воспоминания жены Чехова О. Л. Книппер-Чеховой).

3 команда

1.Кем были предки Чехова? (Отец — Павел Егорович, родился крепостным крестьянином в селе Ольховатке, Острожского уезда, Воронежской губернии. В 1841 году выкуплен отцом на волю, в 1859 году утвержден в звании купца второй гильдии. Мать — Морозова Евгения Яковлевна, родилась в деревне Фофаново, ныне Южского района  Ивановской области, в купеческой семье.

2. Кто придумал псевдоним Антоша Чехонте? (учитель Закона Божьего Покровский)

 3.На занавесе какого театра изображена чайка как символ того, что только благодаря         пьесе Чехова родился этот театр? (МХАТ)

 4 команда

 1.Кто из русских композиторов подарил Чехову свою фотографию с надписью:

 «А.     П. Чехову от пламенного почитателя»? (П. И. Чайковский).

 2.Как называется имение, купленное Чеховым в 1892 году, где он построил три школы, лечил крестьян и вырастил сад? (Мелихово)

3.Назовите первый печатный рассказ Чехова. («Письмо к ученому соседу»)

5 команда

1.Куда и с какой целью добирался  добирался Чехов 81 день? (На Сахалин)

2.Кто из знаменитых художников был другом Чехова ? (Левитан)

3. В каких юмористических журналах сотрудничал молодой Чехов? («Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Осколки»)

3 конкурс «Говорящие фамилии»

- Вспомните как можно больше говорящих фамилий из рассказов Чехова. Укажите, из какого рассказа эта фамилия.

4 конкурс «Определи рассказ по его началу»

- Внимание на экран!

1. Видеофрагмент из художественного фильма «Смерть чиновника» (в папке -1 отрывок)

- Что произошло дальше? Как называется рассказ?

2. «Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию "Гнилушки". До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось ещё проехать на лошадях вёрст тридцать - сорок. (Ежели возница не пьян и лошади не клячи, то и тридцати вёрст не будет, а коли возница с мухой да кони наморены, то целых пятьдесят наберётся.)» («Пересолил»)

3. «Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется. Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку». («Тоска»)

5 конкурс «Собери рассказ».

- Кто быстрее соберет рассказ? Вспомните его название или озаглавьте сами.

Каждой команде даются фрагменты рассказа «Размазня».

6 конкурс  «Чьи это вещи?»

Видеофрагмент из художественного фильма «Хирургия» (в папке – отрывок 2).

-  На какой предмет перекрестился пришедший на прием дьячок, не найдя иконы? (на бутыль с карболовым раствором)

- Кто быстрее назовет героя, кому принадлежат эти предметы.

Презентация с предметами (просвира, гайка, щипцы, чернильница)

После просмотра слайда с просвирой показ видеофрагмента из художественного фильма «Хирургия» (в папке – отрывок 3)

После просмотра слайда с щипцами  - видеофрагмент из художественного фильма «Хирургия» (в папке – отрывок 4).

 - Чем еще можно вырвать зуб? (козьей ножкой, ключом)

После просмотра слайда с чернильницей - видеофрагмент из мультфильма «Ванька Жуков» (в папке – отрывок 5).

- Как вы можете определить тему этого рассказа? В каких еще рассказах звучит эта тема?

(Тема тяжелого детства, «Спать хочется»)

7 конкурс «Отгадай героев»

Каждой команде раздаются карточки с репликами героев.

1. -То есть, как же в тюрьму? Ваше благородие! Мне некогда, мне надо на ярмарку; с Егора три рубля за сало получить…(Денис Григорьев)

2. - Вы, высокородие, изволите говорить, не мое это дело народ разгонять... Хорошо-с... А ежели беспорядки? Нешто можно дозволять, чтобы народ безобразил? Где это в законе написано, чтоб народу волю давать? (Унтер Пришибеев)

3. - Так как же ты велишь о здравии записывать? Ты говори толком, а не путай. Кого еще за упокой? (дьячок Отлукавин)

4. - Его в Саратове каждая собака знает, Извольте писать, ваше превосходительство, в город Саратов, стало быть... (приказчик Булдеева Иван Евсеич)

5. - А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.  - Ну, жуй, жуй... Коли на овес не выездили, сено есть будем... Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То настоящий извозчик был... Жить бы только... (Извозчик Иона Потапов)

6. -Я вот еду, а начальству известно... так и глядят, чтоб мне кто-нибудь худа не сделал. Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы... ( Землемер Глеб Гаврилович Смирнов)

7. -Я женщина бедная, только и кормлюсь жильцами... Я слабая, беззащитная... От всех обиду терплю и ни от кого доброго слова не слышу...  (Щукина)

8 конкурс «Черный ящик»

- Этот предмет можно увидеть в Доме-музее А.П.Чехова в Москве. По свидетельству его сестры Марии Павловны, он всегда лежал на письменном столе Чехова и нередко использовался им по назначению.

(В «черном ящике» стетоскоп).

9 конкурс «Вжиться в роль»

Каждая команда вытягивает карточку с названием рассказа и готовится выполнить инсценирование  фрагмента из данного рассказа. Тексты фрагментов для  инсценирования и костюмы предоставляются детям. (Можно предложить следующие рассказы: «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Хирургия»).

10 конкурс «Скорбный лист»

Чехов был хорошим доктором. Доказательство тому  заполненные им «Истории болезни», сохранившиеся до наших дней. Чехов эти истории называл «Скорбными листами». Попробуйте составить «Скорбный лист» на героев того рассказа, который инсценировали, по плану:

Диагноз,

Симптомы,

Причины заболевания,

Лекарство против болезни.

- Чехов продолжает нас лечить своими рассказами, юмором, ведь смех лечит многие пороки.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

О. М. Реут. Нестандартные уроки. Волгоград: Учитель, 2007г.

О. Н. Козак. Литературные викторины. Издательство: СПб: СОЮЗ, 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный салон для знатоков и любителей математики" по рассказу А.П.Чехова "Репетитор"

Материал содержит краткую биографическую справку о Чехое, организует анализ математической проблемной ситуации по сюжету рассказа, выводит на разнообразие решения этой проблемы средствами арифметики и...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «Творчество А.П.Чехова. Рассказ «Каштанка». Дата проведения 01.12.2012 года.

Творческая и иследовательская работа учащихся о творчестве А.П.Чехова объединенная единой темой и через рассказ "Каштанка"....

Сценарий внеклассного мероприятия по рассказу А.П.Чехова "Злоумышленник"

А.П. Чехов - мой любимый писатель, поднимающий многие злободневные вопросы в своих произведениях.  Сценарий данного внеклассного мероприятия содержит множество вопросов для анализа содержания рас...

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова

Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова - 2

Данный сценарий по рассказу А. П. Чехова поможет учителю сделать открытый урок или мероприятие, посвященное творчеству писателя, ярким, веселым, незабываемым....

Сценарий внеклассного мероприятия «Фестиваль «Играем Чехова»

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству А.П. Чехова...