Разработка урока литературы в 5 классе на тему "Певец природы ИгорьСеверянин"
методическая разработка (литература, 5 класс) на тему

Хакимова Регина Алексеевна

Урок представляет собой интеграцию литературы с экологией. Размышляя о героях стихотворений И.Северянина, учащиеся знакомятся с понятиями "экология", "Красная книга".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razrabotka_uroka_po_literature_po_teme_igor_severyanin.zip13.32 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ “Арская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов”

Интегрированный урок

на тему:

Певец природы

ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН

Учитель русского языка и литературы

Хакимова Регина Алексеевна

Тема:  Певец природы Игорь Северянин (интегрированный урок).

Цель:  1) знакомство с личностью и творчеством поэта Игоря Северянина;

             2) развитие навыков выразительного чтения поэтического текста и  

                 анализа лирического произведения;

             3) привитие бережного отношения и любви к окружающей природе и  

                 ко всему живому.

Оборудование:  компьютер, диапроектор, видеослайды, рисунки учащихся.

Ход урока.

     Ребята, сегодня мы будем читать стихи Игоря Северянина. Настоящая его фамилия Лотарёв, а Северянин – псевдоним, который он присоединил к имени, возможно, подчеркивая влюбленность в северную природу и Россию, северную страну. Игорь Северянин родился в Петербурге. В роду у его матери был историк Карамзин и поэт Фет. Он рано начал писать стихи. А широкую известность приобрел тем, что он великолепно исполнял свои стихи. В 1918 году он выехал в Эстонию, и больше ему не пришлось жить в Петербурге, но сердцем он был неразрывно связан с русской землей. Ей он посвящал свои лирические стихотворения. Игорь Северянин тонко воспринимал природу и один из немногих ещё в начале века стремился её защитить. В его стихах – большая сила яркого поэта, защитника человека, природы и мира.

(Я читаю эпиграф).

… Я природой живу и дышу,

Вдохновенно и просто пишу,

Растворяясь душой в простоте,

Я живу на земле в красоте!

- Что можно сказать о поэте по этим нескольким строчкам?

(Жил просто, любил природу, вдохновенно писал о красоте земли).

- Не каждый может сказать, что живёт в красоте. Для этого её нужно видеть.

Давайте прочитаем его стихи и подумаем о том, что значит жить на земле в красоте.

                   Стихотворение «В парке плакала девочка».

В парке плакала девочка: «Посмотрите-ка, папочка,

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,—

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю...»

И отец призадумался, потрясенный минутою,

И простил все грядущие и капризы, и шалости

Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

(Читаю я, словарная работа, затем ученик).

- Ребята, как вы понимаете слова грядущие, шалости (запись в тетрадях).

- Что вы увидели и услышали в стихотворении?

(Мы увидели маленькую девочку, которая склонилась над раненой птичкой. Услышали, как она просит отца посмотреть ласточку. Девочка плачет. Ей жалко птицу, она хочет помочь ей).

- Как поэт передал чувства девочки?

(Она рыдает от жалости. Она чувствует боль раненой птички. Девочка сострадает).

- Какое точное слово вы нашли сострадает, т.е. страдает вместе с птичкой.

- Девочка говорит: не посмотри, а посмотри-ка, не папа, а папочка, не в платок, а в платочек укутаю, ласточку называет хорошенькой, а птицу бедной, потому что птице больно: у птицы сломана не лапа, а лапочка.

- Поэт все слова взял из нашей жизни.

- Как мы называем птичек, зверюшек?

(Конечно, какой хорошенький).

- А всех попавших в беду?

(Бедный, бедненький).

- Так мы жалеем. А кто из нас не говорил посмотри-ка своему другу, показывая котенка, собачку, тем более, если им надо помочь. Вот как просто и сердечно пишет Игорь Северянин.

- А зачем поэт описал эту историю?

(Он сам жалеет эту ласточку).

- Ему нравится девочка, её желание спасти птицу бедную, её доброта и любовь.

- А чем потрясен отец девочки, над чем он задумался ?

(Отца потрясли слезы, рыдания дочери над бедной ласточкой).

- Он задумался, наверно, над своим отношением к ней. Может его девочка была непоседой, любила шалить, капризничать, отец уставал от шалостей и бранил её. А теперь он увидел её доброй, заботливой, страдающей от чужой боли, готовой помогать, спасать тех, кому плохо.

- Дочь пробудила в нем доброту, стала ещё роднее и милее. Он простил её даже «грядущие и капризы, и шалости».

- Что же утверждает поэт?

(Поэт утверждает доброту и любовь. Он хочет, чтобы люди были добрыми, чувствовали чужую боль как свою.)

(Чтобы они жалели и любили природу, наших меньших братьев.)

(Чтобы они любили друг друга и прощали.)

- Ребята, давайте сейчас послушаем ещё об одном герое этого стихотворения, о ласточке. (Выступление Эльвиры Ринатовны).

Эльвира Ринатовна:

- Ребята, посмотрите, что это за птичка?

- Правильно, это маленькая, юркая птичка – ласточка. От зари до заката она в небе летает, резвится.

- А как вы думаете, что она делает в небе?

- Правильно, она ловит мух, комаров, этим самым приносит природе большую пользу.

- Ребята, а зачем ласточка летает целый день, неужели ей не хватает нескольких насекомых, чтобы насытиться?

- Правильно, ей нужно накормить птенцов, которые все время голодны. Им нужно расти, и поэтому они очень прожорливы.

- Ребята, а как по полёту ласточки можно определить погоду на следующий день?

- Да, перед дождём ласточки летают низко, а в ясную погоду – высоко.

- А как вы думаете, почему?

- Потому что перед дождём воздух становится влажным и насекомые становятся тяжелее и летают низко, поэтому и ласточкам приходиться ловить их почти около земли.

- А теперь, ребята, посмотрите, что это за книга у меня на руках?

- Да, это «Красная книга», а почему она красного цвета?

- Потому, что  красный цвет – цвет предупреждения, и в этой книге мы увидим растения и животных, которые очень редко встречаются в природе.

- А почему эта книга такая толстая?

В ней много животных, растений, которые на грани исчезновения.

(Изображение птиц РТ, занесенных в «Красную книгу»).

- У Северянина есть стихотворение о парке. Оно называется «Что шепчет парк».  

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично-больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют еловые кущи...

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркале осенних луж

Он отражался исполином...

Но вот пришли на двух ногах

Животные — и по долинам

Топор разнес свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гуду

Убийственного топора,

Парк шепчет: «Вскоре я не буду...

Но я ведь жил — была пора...»

- Что же услышал поэт и мы вместе с ним в шепоте парка? (Читаю наизусть).

- Словарная работа и запись в тетради исполин, гулкий.

- В названии стихотворения что употребил Северянин?

(Олицетворение).

- Для чего нужно поэту это олицетворение?

- (Да, чтобы показать, что парк живой, его шепот слышит поэт, ведь он «природой дышит и живёт».)

- Зачем так больно поэту?

(Свежий пень, сломанная ветка болью отзываются в его душе.)

- Как вы понимаете строчки:

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично-больно мне.

(Они говорят о трагическом состоянии человека, (эпитет – смертельно) который видит, как ранят, калечат деревья в парке.)

- Повтор какого глагола вы заметили?

- И парк редеет, редеет, редеет…

- Какое чувство вызывает этот повтор?

(Грустное чувство утраты, мы как будто слышим утекающее время, которое губит парк, когда-то бывший леса гуще, он отражался исполином.)

- Что же погубило парк?

(Жестокость людей.)

- Какие строки говорят об этом?

(Топор разнес свой гулкий взмах, гул убийственного топора.)

- Найдите эпитет? (Убийственного)

- Как называет поэт людей?

(Животными на двух ногах.)

- Эпитет «убийственный» пронзает нам душу. Видишь и слышишь, как по стопам тяжело и гулко валятся деревья – исполины. И сквозь этот гул поэт слышит горестную жалобу парка, прощающегося с жизнью:

«Вскоре я не буду...

Но я ведь жил — была пора...»

- Поэт рисовал эти картины с любовью к природе и болью за её страдания, чтобы убедить людей, что надо жить проще, не разрушать красоту. Как горько сознавать, что прав поэт. Мы сейчас видим мутные речки, пустыри и свалки вместо парков. И к чувству боли прибавляется чувство вины за наше равнодушие к природе. Можно ли с этим смирится? Какая общая идея объединяет эти стихи?

(Природа дарит нам красоту, её надо беречь, охранять, а не губить бесцельно. Человек должен быть добрым и заботливым, чтобы сохранить этот богатый и прекрасный мир.)

- Как связаны человек и природа?

(Люди все берут от природы, чтобы жить, поэтому вырубают леса, отравляют воду, землю и воздух отходами. И если погибнет природа, то погибнет и человек.)

- А чтобы этого не произошло, люди создали науку – экологию. Об этом мы послушаем Эльвиру Ринатовну.

Эльвира Ринатовна:

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами давали определение одной науке, это – «экология». Кто помнит, что изучает эта наука?

- В переводе с греческого «экос» - дом, «логос» - наука, т.е. наука о доме, а наш дом – это окружающая среда, природа, а значит, если быть точнее, экология – наука о связях между организмами и окружающей их средой, между человеком и природой.

 - Сегодня вы разбирали стихотворение о гибнущем парке. Почему поэта так тронула гибель деревьев, какую пользу они могут нам принести?

- Лес – мощный регулятор газообмена с атмосферой. Всего 1 га леса поглощает из воздуха 220-280 кг углекислого газа в сутки, а выделяет около 180-220 кг кислорода. Гектар соснового или елового леса задерживает на своих кронах 32-36 т. пыли,  безостановочно прокачивает через себя и очищает воздух. Лес – это легкие планеты, зеленые легкие земли в опасности.

     Лес вырубают на огромных территориях, на минуту на земле вырубается 20 га леса. А ведь лес – это не только деревья, кустарники, травы – это ещё и множество животных, которые там живут.

     Ведь любое дерево что человек – со своим характером, привычками и симпатиями.

     Плачущее дерево. Ива обладает удивительным свойством – способностью к плачу. Очевидцы утверждают, что это похоже на проливной дождь под кроной ивы при безоблачном небе. Причем вода выделяется из листьев. Этим свойством обладает ива белая, которую зовут ещё ивой серебристой или ветлой.

     С глубокой древности почитается ива деревом, оберегающим человека от злых духов, а жилище от пожаров.

     Символ России. Береза – чрезвычайно устойчивая порода. Растет береза довольно быстро 60-80 лет она вырастает в высоту до 35 м. Нет, пожалуй, другого такого дерева, так любимого и воспеваемого в России. Все великие поэты посвящали ей свои стихи, во многих русских песнях и сказках береза представляется живым существом, всегда добрым, ласковым и красивым.

     Лесная красавица. Ель всегда поражает своим изяществом, стройностью и завершенностью форм. Наши предки считали это дерево символом вечной молодости и силы.

     Дерево, любимое пчелами – таково в переводе с греческого название липы. С незапамятных  времен человек самым разнообразным образом использовал липу в качестве лекарства, для изготовления всевозможных хозяйственных и художественных поделок.

     Могучий великан. Дуб – одно из самых наиболее любимых и популярных в народе деревьев, символ силы, мудрости и долголетия. Дуб знаменит везде своей древесиной, по твёрдости и прочности занимающей одно из первых мест в мире.

     Невозможно подробности рассказать о каждой древесной  породе, они все достойны описания, но главное, чего они ждут сегодня от нас – это внимания и заботы.

- Ребята вы серьезно подготовились к этому уроку, нарисовали рисунки, написали сочинения. Послушаем вас.

- Тестирование (Взаимопроверка).

                          Тест

  1. В стихотворении Северянина «В парке плакала девочка» отец простил дочери все грядущие капризы и шалости, потому что:

         а) любил её;

         б) узнал о её умении сострадать;

         в) никогда не наказывал её.

2.  В стихотворении «Что шепчет парк» люди названы:

         а) животными на двух ногах;

         б) варварами;

         в) бездельниками.

3.  В стихотворении «Что шепчет парк» поэт тоскует о том, что:

         а) редеет парк;

         б) проходит жизнь;

         в) уходят друзья.

4.  В строках:           И в зеркале осенних луж

                                  Он отражался исполином… -        используется:

         а) гипербола;

         б) ирония;

         в) метафора.

5.  Идея, объединающая стихотворения Северянина:

         а) любовь к Родине;

         б) бережное отношение к природе

         в) забота о близких.

Ответы к тесту:

1 б, 2 а, 3 а, 4 а, 5 б.

- Наш дом – Земля. Экология учит нас бережному отношению ко всему живому, активно защитите его. Об этом и писал Игорь Северянин:

Люблю сидеть над озером часами,

Следя за ворожащим поплавком,

За опрокинутыми вглубь лесами

И кувыркающимся ветерком.

- Итоги урока, выставление оценок.

- Домашнее задание: выучить наизусть.

- Спасибо всем за урок. До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Разработка урока литературы 6 класс "Конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского"

Анализ конфликта К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского в произведении А.С.Пушкина "Дубровский". Технолия - проблемное обучение....

Урок литературы 6 класс "Родная природа в стихах С.А. Есенина

Конспект урока литературы в 6 классе "Родная природа в стихах С.А.Есенина....

разработка по литературе 6 класс"Родная природа в стихотворениях поэта 20 века"

В данной теме рассматривается анилиз стихотворений А. Блока и С. Есенина...

Урок литературы. 6 класс "Родная природа в стихотворениях русских и тувинских поэтов 20 века"

Открытый урок литературы на примере стихотворений Сергея Есенина "Весенний вечер" и Сергея Пюрбю "Часкы хун"...