разработка по литературе 6 класс"Родная природа в стихотворениях поэта 20 века"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
В данной теме рассматривается анилиз стихотворений А. Блока и С. Есенина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou.docp_priroda.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урок по литературе в 6 классе.
Учитель: Нефедова И. В.
Тема « Родная природа в стихотворениях
русских поэтов»
Цели:
показать разнообразие и выразительность образов родной
природы в пейзажной лирике ; помочь понять настроения,
чувства , выраженные в стихотворении; развивать умение
выразительно читать, находить в тексте средства худо-
жественной выразительности; определять их роль; форми-
ровать мотивацию к индивидуальной и коллективной дея-
тельности.
Оборудование: портреты поэтов, репродукции пейзажей
русских художников, рисунки
учеников.
Методические приемы: рассказ учителя ,презентации
учащихся ,выразительное чтение,
анализ стихотворений.
Ход урока 1 .Организационный момент. 2) Сообщение темы и цели урока.
3) Работа по теме урока.
Слово учителя.
- Россия и ее просторы, родная природа - одна из главных тем в творчестве русских поэтов . Лирика о родине всегда про-
низана теплотой ,сыновней преданностью неброскому пейзажу средне- русской полосы. Пейзажная лирика поэтов – классиков - это размышление
о единстве человека с родной землей и о смысле жизни.
Попробуем увидеть, как это делает поэзия, обратившись к творчеству поэтов 20 века.
А) Краткие сведения о жизни А. Блока.( 1 учащийся)
Учитель : -Тема Родины обретает в творчестве А. Блока особое звучание. Поэт обращается к русским пейзажам.
Б) Прослушивание стих.» Летний вечер», «О, как безумно за окном..»
Чтение и анализ стихотворений.
- Какую картину рисует Блок в стихотворении» Летний вечер»?
(Деревенский пейзаж)
-Какие эпитеты использует в стихотворении?
-Выпишите глаголы , передающие действия, состояния в стихотворении
«О, как безумно за окном» . -Какие образы наполняют это стихотворение? (Сквозь зарисовки
мы слышим раздумья поэта о судьбе страны).
-Как можно охарактеризовать ритм стихотворения? ( Медленный , спокойный, быстрый, нервный…)
-Каково состояние лирического героя? К чему он стремится , что его тревожит?
-В чем особенность синтаксиса? ( Предложения имеют восклицательную интонацию, которая создает ощущение отчаяния.)
-Какова особенность пейзажа? ( Служит поводом для выражения чувств).
-Как соотносится это стихотворение со стихотворением» Летний вечер»? (Стихотворения контрастны по изображаемому в них пейзажу: покой противопоставлен злой буре; по настроению: неясная тоска первого сменятся безумием бури.)
В) Краткие сведения о жизни С. Есенина . Презентация . «Заочное путешествие на родину поэта С. Есенина.» (2 уч-ся) . Важно показать, что детство поэта - источник его любви к родине.
-Всякого, кто приходит в усадьбу Есениных , первым встречает тополь. Над окошком месяц, Под окошком ветер, Облетевший тополь Серебрист и светел. Этот тополь « старожил» здешних мест: посажен руками поэта. Это живая память. О чем? Это было в 1924 году. Сергей приехал в родной дом, а на месте дома - пепелище. Сгорел и любимый клен. Для Есенина старый клен всегда был символом верности родному гнезду. Сколько нежных слов посвятил он зеленому другу. И он предложил сестрам посадить черенки тополя. Вот и выходит, что старый тополь как крестник поэта . Родители решили построить новый дом, чтобы он был похож на старый. Заглянем в этот дом. Светлая горница с низким потолком. У окна - стол , накрытый белой скатертью . На нем букетик полевых цветов. На стене висят деревянные часы. После смерти родителей здесь разместилась библиотека. Все здесь хранит память о поэте. Стоит только пройти по комнатам, и снова зазвучат взволнованные строки..
Учитель: - Творчество С. Есенина - одна из самых ярких страниц в русской поэзии . Стихи его выражают главное -любовь к родной земле.
Г) Работа со стихотворениями «Мелколесье….» , «Пороша» --Какую роль играет пейзаж в этом стихотворении? (Будит воспоминания).
-Какие мотивы звучит в этом стихотворении? ( Грусти, удали, дороги).
-Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении? (Образы березки, русской тройки ,неприглядной дороги)
-Какие чувства вы испытываете, читая стихотворение «Пороша»?
-Какие художественные приемы передают красоту, зачарованность зимнего леса? (Сравнения, олицетворения)
- Найдите аллитерацию в стихотворении ( валит снег и стелет шаль); объясните смысл этого приема. -Какие общие черты имеет это стихотворение с предыдущим? (Стихотворение тоже изображает простой русский пейзаж .Общими являются мотивы простора, дороги).
Отмечаем особенности лирики А. Блока и С. Есенина.
(Мир природы необыкновенно красочен.
Взаимопонимание лирического героя с природой.
Но в стихотворении Блока « О , как безумно за окном»
лирический герой утратил покой, тревоги жизни усиливают его тоску).
3) Закрепление изученного.
Завершаем урок эмоциональным аккордом: слушаем песни на стихи С. Есенина.
4 ) Подведение итогов.
5) Домашнее задание. Прочитать раздел учебника «Родная природа…», выучить 1 стихотворение( по выбору ) наизусть.
Написать сочинение - миниатюру о родной природе, используя изобразительные средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе в 6 классе Родная природа в стихотворениях поэтов XX века
Цель урока: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов, созданных поэтами, выявить особенности о...
Урок литературы в 6 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов XX века"
На уроке обучающиеся знакомятся со стихотворениями о природе поэтов XX века. На уроке вырабатываются навыки выразительного чтения лирического произведения и навыки анализа сти...
Методическая разработка ( конспект) интегрированного урока литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов, художников, композиторов 19 века"
Данная методическая разработка ( конспект) имеет целью воспитать в учениках любовь к природе, умение слышать музыку дождя, пение птиц, шелест листьев, почувствовать себя частью приро...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»
Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениям...
Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» (с применением технологии исследовательской деятельности)
Особенно актуально применение технологии исследовательской деятельности в свете реализации ФГОС. Использование возможностей такой современной развивающей технологии позволяет обеспечить формирование у...
Урок литературы (творческий проект) в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века»
Развитие общекультурной компетентности учащихся; систематизация знаний, умений, навыков учащихся о творчестве поэтов 19 века (А.К. Толстого, Е.А. Баратынского, А.Н. Майкова, И.С. Никитина, Я.П. Полонс...
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века"
Презентация к уроку литературы в 5 классе "Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века"...