Литературно-музыкальная композиция "Поэты 20 века о времени и о себе"
материал по литературе (9, 10, 11 класс) на тему
Литературно-музыкальная композиия для учащихся 9-11 классов, посвящённая творчеству двух поэтов 20 века, В.Маяковского и В.Высоцкого, "Поэты 20 века о времени и о себе". Может быть использована на уроках литературе и в качестве сценария для внеклассного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературно-музыкальная композиция "Поэты 20 века о времени и о себе" | 54.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция.
Поэты двадцатого века о времени, поэзии и о себе.
Композиция посвящена творчеству поэтов, чьи юбилеи отмечаются в 2018 году. Это Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980) и Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)
Ведущий: В 2018 году мы отмечаем юбилей со дня рождения замечательных поэтов 20 века.
Ведущий: 125 лет со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского, 80 лет исполнилось бы Владимиру Семёновичу Высоцкому.
Ведущий: Они были разными. Они жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями, чувствами, стихами.
Ведущий: Их объединил 20 век. Противоречивый век катаклизмов, потрясений, потерь и обретений, революций и войн.
Ведущий: Один жил в начале двадцатого, второй в конце. Их объединяло осознание своей эпохи как совершенно исключительной. Именно поэзия с с яркостью и силой переживания является главным рупором настроений этой эпохи. Поэзия была для каждого из них смыслом жизни.
Ведущий: Владимир Маяковский... Еще в раннем детстве он входит в наше читательское сознание. Первые свои самостоятельные шаги мы делаем, сверяясь по вечному: "Что такое хорошо и что такое плохо?"
Стихотворение «Что такое хорошо» читают учащиеся 5 класса.
Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?-
У меня
секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.
- Если ветер
крыши рвет,
если
град загрохал,-
каждый знает -
это вот
для прогулок
плохо.
Дождь покапал
и прошел. Солнце
в целом свете.
Это -
очень хорошо
и большим
и детям.
Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице,-
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет
дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
не хочу
даже
вставить в книжку.
Этот вот кричит:
- Не трожь
тех,
кто меньше ростом!-
Этот мальчик
так хорош,
загляденье просто!
Если ты
порвал подряд
книжицу
и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.
От вороны
карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
просто трус.
Это
очень плохо.
Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
пригодится.
Этот
в грязь полез
и рад.
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
он плохой,
неряха.
Этот
чистит валенки,
моет
сам
галоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне хороший.
Помни
это
каждый сын.
Знай
любой ребенок:
вырастет
из сына
cвин,
если сын -
свиненок,
Мальчик
радостный пошел,
и решила кроха:
"Буду
делать хорошо,
и не буду -
плохо".
Ведущий: В детстве он кажется нам чем-то громадным, непонятным и нескладным. Взрослея, мы узнаём, что Маяковский отдал "свою звонкую силу поэта" народу и революции.
Стихотворение «Левый марш» читают учащиеся 5 класса.
Входят маршируя.
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
Пусть,
оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!
Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод
замора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!
Глаз ли померкнет орлий?
В старое станем ли пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!
Выходит юноша в роли Д.Бурлюка: Я, Давид Бурлюк, основоположник русского футуризма, поэт. Приветствую вас в артистическом подвале “Бродячая собака” на первом публичном выступлении моего гениального друга. Уважаемая публика, знакомьтесь! Знаменитый поэт Маяковский.
Выходит юноша в роли Маяковского: Я — поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном — только если это отстоялось словом.
Реплика из зала: Убедительно просим, продекламируйте любое свое стихотворение.
Маяковский: Я не декламирую, а читаю. Причем, я хочу, чтобы меня слушали не только вы, но и будущие поколения. Я думаю, что достоин грампластинки, а не просто рупора. Моё любимое стихотворение прочтёт мой соратник по цеху поэтов. Послушайте!
Чтец читает стихотворение «Послушайте»
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Маяковский: - А теперь я отвечу на все ваши вопросы.
Реплика из зрительного зала: Как вы себя чувствуете в русской литературе?
Маяковский: Ничего, не жмет.
Реплика из зрительного зала: Маяковский, почему вы себя так хвалите?
Маяковский: - Мой соученик по гимназии Шекспир всегда советовал: говори о себе только хорошее, плохое о тебе скажут твои друзья.
Реплика из зрительного зала: Почему вы все пишете о недостатках, о грязи, а не пишете о прекрасном, о розах?
Маяковский: - Я не могу не писать о грязи, об отрицательном, потому что в жизни еще очень много дряни. Я помогаю выметать дрянь эту. Уберем дрянь, расцветут розы, напишу о них…
Реплика из зрительного зала: Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.
Маяковский: - Мои стихи не море, не печка и не чума.
Реплика из зрительного зала: Маяковский, ваши стихи неприятно слушать, хочется уйти с вечера!
Маяковский: - О качестве моих стихов мне говорить неудобно, но знаю, что с моих вечеров еще никто не уходил.
Реплика из зрительного зала: Ваши стихи мне непонятны.
Маяковский: - Ничего, ваши дети их поймут.
Маяковский исполняет песню на стихи Маяковкого «Надоело»
Не высидел дома.
Анненский, Тютчев, Фет.
Опять,
тоскою к людям ведомый,
иду
в кинематографы, в трактиры, в кафе.
За столиком.
Сияние.
Надежда сияет сердцу глупому.
А если за неделю
так изменился россиянин,
что щеки сожгу огнями губ ему.
Осторожно поднимаю глаза,
роюсь в пиджачной куче.
"Назад,
наз-зад,
н а з а д!"
Страх орет из сердца,
Мечется по лицу, безнадежен и скучен.
Не слушаюсь.
Вижу,
вправо немножко,
неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,
старательно работает над телячьей ножкой
загадочнейшее существо.
Глядишь и не знаешь: ест или не ест он.
Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.
Два аршина безлицего розоватого теста:
хоть бы метка была в уголочке вышита.
Только колышутся спадающие на плечи
мягкие складки лоснящихся щек.
Сердце в исступлении,
рвет и мечет.
"Назад же!
Чего еще?"
Влево смотрю.
Рот разинул.
Обернулся к первому, и стало иначе:
для увидевшего вторую образину
первый -
воскресший Леонардо да-Винчи.
Нет людей.
Понимаете
крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
а сказать кому?
Брошусь на землю,
камня корою
в кровь лицо изотру, слезами асфальт омывая.
Истомившимися по ласке губами
тысячью поцелуев покрою
умную морду трамвая.
В дом уйду.
Прилипну к обоям.
Где роза есть нежнее и чайнее?
Хочешь -
тебе
рябое
прочту "Простое как мычание"?
Ведущий: “С самого раннего детства я не любил поэтичность” – говорит поэт. Он считал, что мелодичность не нужна – необходим ритмичный стих.
Ведущий: “Сначала у меня возникает ритм стихотворения, а потом уже оно само”. Но, несмотря на отсутствие мелодичности, на стихи Маяковского написаны романсы, один из которых мы сейчас и послушаем.
Звучит романс на стихи Маяковского «Неоконченное».
Любит? не любит? Я руки ломаю
и пальцы разбрасываю разломавши
так рвут загадав и пускают по маю
венчики встречных ромашек
Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье
Пусть серебро годов вызванивает уймою
надеюсь верую вовеки не придет
ко мне позорное благоразумие
II
Уже второй
должно быть ты легла
А может быть
и у тебя такое
Я не спешу
и молниями телеграмм
мне незачем
тебя
будить и беспокоить
III
море уходит вспять
море уходит спать
Как говорят инцидент исперчен
любовная лодка разбилась о быт
С тобой мы в расчете
И не к чему перечень
взаимных болей бед и обид.
IV
Уже второй должно быть ты легла
В ночи Млечпуть серебряной Окою
Я не спешу и молниями телеграмм
Мне незачем тебя будить и беспокоить
как говорят инцидент исперчен
любовная лодка разбилась о быт
С тобой мы в расчете и не к чему перечень
взаимных болей бед и обид
Ты посмотри какая в мире тишь
Ночь обложила небо звездной данью
в такие вот часы встаешь и говоришь
векам истории и мирозданью
Маяковский: Ну, на остальные вопросы ответить не успею. Приходите за ответами через 100 лет.
Диалог двух девушек (они выходят из зрительного зала, подходят к микрофону):
1: Нет, это просто неслыханная наглость! Да он отъявленный хулиган. Что он себе позволяет?!
2: Милая, вы его совсем не знаете. Публика, знающая его только по выступлениям, понятия о нем не имеет. В жизни это совсем другой человек. В сущности, он очень застенчивый. Скандалист на эстраде, он в жизни самый скромный человек из всех наших писателей. Говорят, он очень боится одиночества, и поэтому много выступает, всегда стремится быть на людях.
1:Я слышала, что у него любовная драма с замужней женщиной. Лилия Брик, так, кажется, ее зовут.
Девушки уходят.
Чтец читает стихотворение “Лиличке. Вместо письма”
Дым табачный воздух выел.
Комната -
глава в крученыховском аде.
Вспомни –
за этим окном
впервые
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
сердце в железе.
День еще -
выгонишь,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
Дикий,
обезумлюсь,
отчаянием иссечась.
Не надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
Все равно
любовь моя -
тяжкая гиря ведь -
висит на тебе,
куда не бежала б.
дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом уморят -
он уйдет,
разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей,
мне нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон -
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
он
любимую на деньги и славу выменял,
а мне
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать.
Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Завтра забудешь,
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
что суетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек...
Слов моих сухие листья ли
заставят остановиться,
жадно дыша?
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
Ведущий: Лиля всегда оставалась в сердце Маяковского на первом месте.
Ведущий: Но была ведь в его жизни и Татьяна Яковлева, русская эмигрантка, с которой он познакомился в Париже на гастролях.
Ведущий: Да, об этих отношениях поэт написал стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой»
Чтец читает отрывок из стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой»:
В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик,
тоже
должен
пламенеть.
Ты одна мне
ростом вровень,
стань же рядом
с бровью брови,
дай
про этот
важный вечер
рассказать
по-человечьи.
В черном небе
молний поступь,
гром
ругней
в небесной драме, -
не гроза,
а это
просто
ревность
двигает горами.
Ревность,
жены,
слезы...
ну их! –
вспухнут веки,
впору Вию.
Я не сам,
а я
ревную
за Советскую Россию.
Видел
на плечах заплаты,
их
чахотка
лижет вздохом.
Что же,
мы не виноваты –
ста мильонам
было плохо.
Мы
теперь
к таким нежны –
спортом
выпрямишь не многих, -
вы и нам
в Москве нужны,
не хватает
длинноногих.
Не тебе,
в снега
и в тиф
шедшей
этими ногами,
здесь
на ласки
выдать их
в ужины
с нефтяниками.
Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Не хочешь?
Оставайся и зимуй,
и это
оскорбление
на общий счет нанижем.
Я все равно
тебя
когда-нибудь возьму –
одну
или вдвоем с Парижем.
Ведущий: От этой мгновенно вспыхнувшей и не состоявшейся любви ему осталась тайная печаль, а нам — волшебное стихотворение.
Ведущий: Ей остались цветы. Весь свой гонорар за парижские выступления Владимир Маяковский положил в банк на счет известной парижской цветочной фирмы с единственным условием, чтобы несколько раз в неделю Татьяне Яковлевой приносили букет самых красивых и необычных цветов.
Ведущий: Парижская фирма с солидным именем четко выполняла указания сумасбродного клиента — и с тех пор, невзирая на погоду и время года, из года в год в двери Татьяны Яковлевой стучались посыльные с букетами фантастической красоты и единственной фразой: «От Маяковского».
Выходят ученица в роли Т.Яковлевой и юноша в роли Аркадия Рывлина.
Аркадий Рывлин: Татьяна, скажите, неужели это не легенда, не красивая сказка?
Татьяна: У вас есть немного времени? Присядьте. Я расскажу вам всё. (Садятся у стола) Его не стало в тридцатом году — это известие ошеломило меня. Я привыкла знать, что он где-то есть и шлет мне цветы. Я уже не понимала, как буду жить дальше — без этой безумной любви, растворенной в цветах.
Рывлин (вопросительно): Но в распоряжении, оставленном цветочной фирме влюбленным поэтом, не было ни слова о его смерти, так? И вы опять получили букет «От Маяковского».
Яковлева: Говорят, что великая любовь сильнее смерти, но не всякому удается воплотить это утверждение в реальной жизни. Владимиру Маяковскому удалось. Цветы приносили в тридцатом, когда он умер, и в сороковом, когда о нем уже забыли. В годы Второй Мировой, в оккупировавшем немцами Париже яспаслась от голодной смерти только потому, что продавала на бульваре эти роскошные букеты.
Рывлин: Возможно ли, чтобы столько лет подряд…
Звонок в дверь. Входит молодой посыльный с букетом цветов: «От Маяковского»...
Ведущий: Он был весь – сплошное сердце, сердце, отданное соей родине, своему строю.
Чтец читает отрывок из поэмы «Хорошо»:
Я
земной шар
чуть не весь
обошел,-
И жизнь
хороша,
и жить
хорошо.
А в нашей буче,
боевой, кипучей,-
и того лучше.
Моя
фамилия
в поэтической рубрике.
Радуюсь я-
это
мой труд
вливается
в труд
моей республики.
Розовые лица.
Револьвер
желт.
Моя
милиция
меня
бережет.
Жезлом
правит,
чтоб вправо
шел.
Пойду
направо.
Очень хорошо.
Надо мною
небо.
Синий
шелк!
Никогда
не было
так
хорошо.
Тучи-
кочки,
переплыли летчики.
Это
летчики мои.
Дымовой
дых
тяг.
Воздуха береги.
Пых-дых,
пых-
тят
мои фабрики.
Другим
странам
по сто.
История —
пастью гроба.
А моя
страна-
подросток,-
твори,
выдумывай,
пробуй!
Радость прет.
Не для вас
уделить ли нам?!
Жизнь прекрасна
и
удивительна.
Лет до ста
расти
нам
без старости.
Год от года
расти
нашей бодрости.
Славьте,
молот
и стих,
землю молодости.
Ведущий: Маяковского можно любить или не любить, понимать его идеи или быть их противником. Но то, что действительно достойно уважения, — глубина чувства, постоянство, преданность идее — неизменно присутствует в его стихах.
Чтец читает стихотворение «Стихи о советском паспорте»
Я волком бы
выграз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту...
По длинному фронту
купе
и кают
чиновник
учтивый движется.
Сдают паспорта,
и я
сдаю
мою
пурпурную книжицу.
К одним паспортам -
улыбка у рта.
К другим -
отношение плевое.
С почтеньем
берут, например,
паспорта
с двухспальным
английским левою.
Глазами
доброго дядю выев,
не переставая
кланяться,
берут,
как будто берут чаевые,
паспорт
американца.
На польский -
глядят,
как в афишу коза.
На польский -
выпяливают глаза
в тугой
полицейской слоновости -
откуда, мол,
и что это за
географические новости?
И не повернув
головы кочан
и чувств
никаких
не изведав,
берут,
не моргнув,
паспорта датчан
и разных
прочих
шведов.
И вдруг,
как будто
ожогом,
рот
скривило
господину.
Это
господин чиновник
берет
мою
краснокожую паспортину.
Берет -
как бомбу,
берет -
как ежа,
как бритву
обоюдоострую,
берет,
как гремучую
в 20 жал
змею
двухметроворостую.
Моргнул
многозначаще
глаз носильщика,
хоть вещи
снесет задаром вам.
Жандарм
вопросительно
смотрит на сыщика,
сыщик
на жандарма.
С каким наслажденьем
жандармской кастой
я был бы
исхлестан и распят
за то,
что в руках у меня
молоткастый,
серпастый
советский паспорт.
Я волком бы
выгрыз
бюрократизм.
К мандатам
почтения нету.
К любым
чертям с матерями
катись
любая бумажка.
Но эту...
Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
я -
гражданин
Советского Союза.
Ведущий: неоднозначное отношение к себе вызывал своим творчеством поэт конца 20 века Владимир Высоцкий, автор-исполнитель, актёр театра и кино.
Ведущий: Он ушел из жизни в самом расцвете лет. Ему было лишь 42 года. Однако за столь короткую жизнь Владимир Семенович Высоцкий успел рассказать нам правду о непростом для страны времени, о своем народе.
Ведущий: Его песни по праву называют «энциклопедией советской жизни 60-х годов». При жизни для большинства людей Высоцкий был настоящей легендой.
Чтецы читают стихотворение «Я не люблю.
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда весёлых песен не пою.
Я не люблю открытого цинизма,
В восторженность не верю, и ещё
- Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или - когда всё время против шерсти,
Или - когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
- Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово "честь" забыто
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья
- Нет жалости во мне, и неспроста:
Я не люблю насилье и бессилье,
- Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более - когда в неё плюют.
Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют по рублю.
Пусть впереди большие перемены
- Я это никогда не полюблю!
Ведущий: Стихи и песни Высоцкого потрясали устои общества, вселяли надежду на справедливость и лучшую участь.
Ведущий: Феномен Владимира Семёновича Высоцкого в том, что он сделал себя сам, создал, сотворил совершенно самостоятельно, вопреки всем принятым вкусам и сложившимся в театральном, кинематографическом и литературном мире традициям.
Ведущий: Из воспоминаний Владимира Высоцкого: «Когда я начал писать свои стихи, никогда не рассчитывал, что у меня будет такая аудитория: залы, дворцы, даже стадионы, и не только здесь, но и других странах. Я рассчитывал на очень маленькую группу, компанию своих близких друзей. Этой компанией мы прожили всю нашу молодость, и, в общем, я писал для них».
Ведущий: Дружба – это слово не было для Высоцкого пустым звуком. Он считал, что дружба – это не значит каждый день звонить друг другу, здороваться и занимать рубли… Это просто желание узнать друг о друге, что-то слышать и хотя бы довольствоваться тем, что твой друг здоров, и пускай себе здравствует.
Выходит ученик в роли Елисеева: Я мастер спорта по альпинизму - Леонид Елисеев. 10 лет назад мы в группе из 6 человек предприняли восхождение на вершину Долпак. Вдруг стала отходить скала, и один из группы от страха потерял голову и ничего не предпринимал, и это чуть не погубило группу, только случайность помогла остаться живыми. Историю я рассказал Высоцкому во время съёмок фильма «Вертикаль». Он уточнял детали, переспрашивал непонятное. Разговаривали несколько часов. На следующее утро ко мне в номер влетел радостно-возбуждённый Володя и попросил побыстрее спуститься. Я быстро оделся и спустился. Володя сидел и смотрел на меня, слегка пригнувшись к гитаре. В этот момент мне показалось, что он готовится к прыжку. Он запел…»
Звучит песня «О друге» в исполнении учащихся.
Ведущий: Особое место в песенном репертуаре поэта занимают стихи и песни о войне. Когда он пел о войне, то смотрел не неё глазами рядового солдата. Ему не довелось воевать, война застала его ребенком, но он был сыном военного и много знал о тыле и о фронте.
Ведущий: На вопрос о том, чем привлекает его военная тема, Высоцкий ответил: «По-моему, моё поколение мучает чувство вины за то, что «опоздали» родиться, и мы своим творчеством как бы довоёвываем».
Звучит стихотворение «Он не вернулся из боя»
Почему всё не так, вроде, всё, как всегда,
То же небо опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять,
Кто же прав был из нас
В наших спорах без сна и покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Мне не стало хватать его только сейчас,
Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад
И не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое.
Он мне спать не давал,
Он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
Он мне спать не давал,
Он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, не про то разговор,
Вдруг заметил я - нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.
Для меня будто ветром задуло костёр,
Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась словно
Из плена весна,
По ошибке окликнул его я -
Друг, оставь покурить, а в ответ тишина,
Он вчера не вернулся из боя.
Друг, оставь покурить, а в ответ тишина,
Он вчера не вернулся из боя.
Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие, как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке
Хватало вполне,
Нам и время текло для обоих.
Всё теперь одному, только кажется мне
Это я не вернулся из боя.
Всё теперь одному, только кажется мне
Это я не вернулся из боя.
Ведущий: Слушая военные песни Владимира Семёновича, понимаешь, что неважно, о какой войне и о каком конкретно бое идёт речь: о Великой Отечественной, об Афганской, о чеченской…
Ведущий: Ценности, открывающиеся под шквальным огнём противника, не меняются от времени. Больно лишь от того, что с каждым годом мальчишек, пополняющих братские могилы, становится всё больше…
Звучит стихотворение «На братских могилах…»
На Братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.
Здесь раньше — вставала земля на дыбы,
А нынче — гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы —
Все судьбы в единую слиты.
А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
У Братских могил нет заплаканных вдов —
Сюда ходят люди покрепче,
На Братских могилах не ставят крестов...
Но разве от этого легче?!
Ведущий: В 1967 году известная французская актриса русского происхождения Марина Влади приехала в Москву на фестиваль и попала на репетицию спектакля «Пугачев», где Высоцкий играл главную роль. Марина была потрясена силой, отчаянием, необычным голосом актера
Ведущий: Им было по 30, у них большой жизненный опыт. Профессиональные успехи и неудачи, взлеты и падения, слава. И эта встреча многое изменила в их судьбе. Марина Влади была с ним рядом 12 лет
Ведущий: Но жили в разных странах: он - в Советском Союзе, она – во Франции, но постоянно были вместе. Короткие встречи, телефонные переговоры, недолгие поездки за границу – такой была их супружеская жизнь.
Ведущий: Только Марина имела возможность приезжать в Советский Союз. Шесть лет Марина Влади делала всё возможное и невозможное, чтобы её муж, Владимир Высоцкий, получил визу на поездку за границу, в Париж, где она жила и работала. Ведь он так мечтал о свободных от цензуры концертах, о путешествиях на край земли.
Ведущий: Но не могло и речи быть о том, чтобы Высоцкий уехал за рубеж окончательно. В те времена уехать за границу было предательством.
Звучит песня «Лирическая…» в исполнении учащихся
Здесь лапы у елей дрожат на весу,
Здесь птицы щебечут тревожно.
Живешь в заколдованном диком лесу,
Откуда уйти невозможно.
Пусть черемухи сохнут бельем на ветру,
Пусть дождем опадают сирени,
Все равно я отсюда тебя заберу
Во дворец, где играют свирели.
Твой мир колдунами на тысячи лет
Укрыт от меня и от света.
И думаешь ты, что прекраснее нет,
Чем лес заколдованный этот.
Пусть на листьях не будет росы поутру,
Пусть луна с небом пасмурным в ссоре,
Все равно я отсюда тебя заберу
В светлый терем с балконом на море.
В какой день недели, в котором часу
Ты выйдешь ко мне осторожно?..
Когда я тебя на руках унесу
Туда, где найти невозможно?..
Украду, если кража тебе по душе,—
Зря ли я столько сил разбазарил?
Соглашайся хотя бы на рай в шалаше,
Если терем с дворцом кто-то занял!
Ведущий: Владимира Высоцкого вполне можно назвать певцом спорта. Пропагандистом здорового образа жизни.
Песня «Если вы в своей квартире» и спортивный танец.
Ведущий: Герой стихов Высоцкого все время находится как бы в ситуации, которая его испытывает. От него требуется не только ум, благородство и человечность, но и умение действовать с полным напряжением сил, чтобы всё преодолеть.
Ведущий: Альпинисты считали его своим, верили, что он опытный восходитель. Некоторые, слушая его первые песни, думали, что он отбывал наказание в местах лишения свободы. А он никогда не был судим.
Ведущий: Кто-то считал его хорошим водителем, и думал, что он всегда работал шофёром, шахтёры думали, что он шахтёр, фронтовики чувствовали личную причастность поэта к фронтовым событиям, будто сам он раненый вместе со своими однополчанами штурмовал высоту, тяжелораненый лежал в госпитале, находился за штурвалом бомбардировщика.
Ведущий: Высоцкий в песнях прожил то, что хотел бы прожить в жизни, что затрагивало душу и сердце поэта.
Звучит песня «Я несла свою беду» в исполнении учащейся.
Звучит запись песни «Корабли постоят и ложатся на курс в исполнении Высоцкого.
Выходят все участники композиции. Стихотворение «О фатальных датах и цифрах» все чтецы читают по строфам.
Кто кончил жизнь трагически, тот - истинный поэт,
А если в точный срок, так - в полной мере:
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же - в петлю слазил в "Англетере".
А 33 Христу - он был поэт, он говорил:
"Да не убий!" Убьёшь - везде найду, мол.
Но - гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
Чтоб не писал и чтобы меньше думал.
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель,
- Вот и сейчас - как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лёг виском на дуло.
Задержимся на цифре 37! Коварен бог
- Ребром вопрос поставил: или - или!
На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,
- А нынешние - как-то проскочили.
Дуэль не состоялась или - перенесена,
А в 33 распяли, но - не сильно,
А в 37 - не кровь, да что там кровь! - и седина
Испачкала виски не так обильно.
"Слабо стреляться?! В пятки, мол, давно ушла душа!"
Терпенье, психопаты и кликуши!
Поэты ходят пятками по лезвию ножа –
И режут в кровь свои босые души!
На слово "длинношеее" в конце пришлось три "е",
- Укоротить поэта! - вывод ясен, - И нож в него!
- но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен!
Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр,
- Томитесь, как наложницы в гареме!
Срок жизни увеличился - и, может быть, концы
Поэтов отодвинулись на время!
Ведущий: Два поэта противоречивого, богатого событиями 20 века рассказали нам сегодня о времени и о себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Колокола веков"
Композиция дает возможность приобщить учащихся к познанию истории, литературы, способствует эстетическому восприятию художественных текстов, воплощенных в них явлений жизни. ...
Литературно-музыкальная композиция "О Героях былых времен"
Литературно-музыкальная композиция "О Героях былых времен" посвящена Бородинскому сражению Отечественной войны 1812 года....
Литературно-музыкальная композиция «Через века, через года - помните!»
Литературно-музыкальная композиция...
Приказ "Об организации и проведении городского мероприятия «Литературно-музыкальный квартирник «Поэты Когалыма о временах года» в МАОУ СОШ № 7 в 2018 году"
Об организации и проведении городского мероприятия «Литературно-музыкальный квартирник «Поэты Когалыма о временах года» в МАОУ СОШ № 7 в 2018 году...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "От героев былых времен"
Тема Великой Отечественной войны – неисчерпаемый источник для воспитания подрастающего поколения. Современное общественное развитие России остро ставит задачи духовного возрождения нации. О...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ «ПИСАТЕЛЬ, СТАВШИЙ СУДЬБОЮ ВРЕМЕНИ»
Сценарий мероприятия, посвященный Л.Н.Толстому...
Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Писатель,ставший судьбою времени"
Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Писатель,ставший судьбою времени"...