Программа факультатива по литературе «Зарубежная литература: от античности к романтизму»
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа факультативного курса по литературе. 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativa.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
СТОДОЛИЩЕНСКАЯ
средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на ШМО от «__»_______20___г. Руководитель ШМО | Согласовано: Заместитель директора по УВР _______/______________/ «___»__________20___г. | «Утверждаю» Директор школы ________/____________/ Приказ № _______ от «__»________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультатива по литературе
«Зарубежная литература: от античности к романтизму»
для 8 класса
Составитель:
Кузьменкова Т. А.,
учитель высшей категории
Пояснительная записка
В круг предметов, изучаемых в современной средней школе, к сожалению, не входит в полной мере литература зарубежных стран, которая должна способствовать расширению и углублению гуманитарных знаний школьников.
Изучение зарубежной литературы в школе открывает возможность познакомить учащихся с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества.
Программа факультативного курса «Зарубежная литература: от античности к романтизму» разработана на основе авторской программы по зарубежной литературе Михальской Н. П.
(Михальская Н.П. Зарубежная литература.5 – 11 кл.: Программа для образовательных учреждений гуманитарного профиля. – М.:Дрофа, 2003) и учебного плана школы.
Программа факультатива «Зарубежная литература: от античности к романтизму» предназначена для учащихся 8 класса и рассчитана на 34учебных часа, из расчета 1час в неделю.
Освоение богатств мировой литературы – важная сторона формирования мировоззрения школьника, его духовного обогащения, развития личностной оценки. Зарубежная классика является инструментом духовного самопознания, и, следовательно, самовоспитания.
Опыт показывает, что учащиеся практически не знакомы с литературой зарубежной. Их читательский кругозор ограничен произведениями школьной программы по литературе, а интереса к дополнительному знакомству с классическими произведениями учащиеся не испытывают.
Так как учащиеся школы уже достаточно знакомы с русской литературой с древнейших времен до наших дней, целесообразно для их дальнейшего развития с разной степенью полноты вводить элементы истории зарубежной литературы.
Цели курса:
- формировать интерес и положительную мотивацию учащихся к изучению произведений зарубежной литературы.
- способствовать углубленному и расширенному изучению школьниками литературы как учебного предмета;
Задачи курса:
- дать представление об основных этапах развития мировой культуры;
- познакомить учащихся с наиболее значительными произведениями западноевропейской литературы;
- совершенствовать и развивать умения аналитического чтения, интерпретации художественного произведения;
- развивать читательскую самостоятельность и потенциальные творческие способности учащихся;
- способствовать формированию нравственных идеалов на примере гуманизма произведений зарубежных авторов.
Композиция курса подчинена хронологии литературного процесса, показывает развитие зарубежной литературы в движении от эпохи к эпохе, позволяет увидеть связь времен, связь литератур разных стран, связь художественного произведения с особенностями эпохи или художественного мира автора, соотнести рассматриваемый материал с явлениями русской литературы.
Данный факультативный курс дает возможность закрепления литературной базы, полученной учащимися к 8-му классу, а также закладывает «фундамент», обеспечивающий более продуктивное восприятие курса литературы в 9 – 11 классах; открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы, дает возможность познакомить учащихся с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества.
Курс «Зарубежная литература: от античности к романтизму» построен на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения предложенных произведений. Такой подход позволяет более эффективно решить поставленные задачи.
В рамках курса изучаются произведения Античности, Средневековья, Возрождения, литература XVII - XIX веков. Таким образом, у учащихся в конце изучения курса складывается весьма убедительная картина смены культурных эпох от Античности до Романтизма.
Реализация программы курса даёт возможность развивать интеллектуальные, творческие способности, нравственные и моральные качества учащихся, формировать их стремление к самообразованию, а также прививать вкус к самостоятельной и исследовательской работе.
Содержание элективного курса предполагает различные методы активизации познавательной деятельности школьников, а также разнообразные виды и формы организации работы учителя и учащихся: лекции монологического характера с элементами беседы, лекции с демонстрацией компьютерных презентаций, постановку проблемных вопросов и поиск ответов на них, аналитическую работу с текстами произведений, сообщения учащихся, выполнение самостоятельных творческих работ, работу в группах.
Для того чтобы учащиеся сохранили интерес к предмету, необходимо развивать их творчество. С этой целью могут быть предложены задания творческого характера: письменные сочинения, отзывы, создание презентаций. В рамках этого предполагается консультативная работа учителя по оказанию помощи в подборе материала, критической литературы, корректировке выполненных заданий. Желательно проводить последующее обсуждение и оценку самостоятельной деятельности ученика.
При изучении курса больший акцент делается на совместный анализ произведений. Вопросы, поставленные в ходе анализа, носят проблемный характер, направленный на понимание идейного содержания и художественного своеобразия изучаемых текстов. Это помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, подталкивает их к самостоятельному творческому поиску.
Важную роль в осуществлении программы факультативного курса играют межпредметные связи с историей, мировой художественной культурой, русской литературой. Для проведения занятий предполагается использование современных информационных технологий.
В результате изучения факультативного курса учащиеся должны знать:
- основные этапы развития зарубежной литературы;
- содержание изучаемых произведений, их основные проблемы, важнейшие идейно-художественные и нравственные особенности;
- сведения о жизни и творчестве западноевропейских писателей, представленных в программе курса;
- определения основных литературных понятий, обсуждаемых в процессе изучения факультативного курса;
В результате изучения факультативного курса учащиеся должны уметь:
- интерпретировать произведение в контексте определенной эпохи;
- охарактеризовать и оценить главных героев произведений;
- оценить произведение с позиции современности и показать связь западноевропейской литературы с произведениями русской художественной литературы;
- грамотно высказать и обосновать своё отношение к художественному произведению, участвовать в беседе по вопросам литературы и общественной жизни, выполнять творческие задания;
- уметь сопоставить произведения литературы с произведениями живописи (иллюстрациями к ним), с экранизациями, с музыкальными произведениями, созданными на их основе;
Результатом освоения программы курса является представление школьниками индивидуальных и групповых исследовательских работ или творческих проектов по изученным темам и их последующая защита на итоговом занятии.
В рамках изучения элективного курса предполагаются следующие формы контроля знаний учащихся:
- чтение произведений и их фрагментов наизусть;
- характеристика персонажа и сравнительная характеристика нескольких персонажей;
- подготовка сообщений и презентаций по материалу биографии писателя;
- составление вопросов для оценки произведения и характеристики героя;
- подготовка устных и письменных сообщений о прочитанном произведении, его авторе;
- устные и письменные ответы на вопросы;
- тестирование.
Календарно-тематическое планирование
факультативного курса «Зарубежная литература: от античности к романтизму»
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||
Введение. Античная литература. | |||
Эпос Гомера. | |||
Древнегреческая лирика. | |||
Древнегреческая драма. | |||
Древнеримская лирика. | |||
Своеобразие литературы Средневековья. | |||
Особенности средневекового героического эпоса. Поэма «Беовульф». | |||
Героическая поэма «Песнь о Роланде». | |||
Рыцарская литература. Роман «Тристан и Изольда» | |||
Данте Алигьери. Сонеты. | |||
Гуманизм эпохи Возрождения. Особенности литературы этого периода. | |||
Франческо Петрарка «Книга Песен». | |||
Джованни Боккаччо «Декамерон». | |||
Джованни Боккаччо «Декамерон». | |||
Уильям Шекспир. Сонеты. | |||
Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». | |||
Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». | |||
Комедия У. Шекспира «Двенадцатая ночь». | |||
Комедия У. Шекспира «Двенадцатая ночь». | |||
Литература XYII века. Поэзия европейского барокко. | |||
Литература Классицизма. Трагедия П. Корнеля «Сид». | |||
Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». | |||
Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». | |||
Поэзия европейского сентиментализма. Д. Томсон, Э. Юнг, Т. Грей. | |||
Романтизм как литературное направление и художественный метод. | |||
Особенности романтизма Э. Т. А. Гофмана. «Щелкунчик и мышиный король» | |||
Джорж Гордон Байрон. Лирика. | |||
Вальтер Скотт. Роман «Айвенго». | |||
Вальтер Скотт. Роман «Айвенго». | |||
Виктор Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери». | |||
Виктор Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери». | |||
Виктор Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери». | |||
Заключительные занятия. Защита творческих работ. | |||
Литература
- Михальская Н. П. «Зарубежная литература. Программа для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля». - М.: «Дрофа»,2003 г.
- Божко Н. М. «Зарубежная литература 5-11 классы. Нестандартные уроки с использованием новых технологий». - Волгоград «Учитель», 2006 г.
- Егорова Н. В. «Поурочные разработки по зарубежной литературе 5-9 классы». - М.: «Вако», 2004 г.
- Иванова Э. И. «Беседы о немецком романтизме. Методическое пособие». – М.: «Дрофа», 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по литературе для 11 класса "Связь зарубежной литературы с русской"
Цель: доказать, что русская литература является частью мирового процесса развития искусства.Задачи:1) рассмотреть произведение "Превращение" с точки зрения жанра, художественных особенностей2) сравнит...
Открытый урок по мировой художественной культуре. Тема. Романтизм в зарубежной литературе. Роман В.Гюго "Собор Парижской Богоматери".
Роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" с интересом читают люди разных поколений . Гениальное творение В. Гюго стало художественным манифестом романтиков......
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК по зарубежной литературе и литературе стран изучаемого языка и чтению (немецкий язык)
ЗАДАЧИ:формировать у студентов умение читать, осмысливать и интегрировать художественные произведения различных литературных жанров;развивать умение классифицировать, объединять и обобщать лингвистиче...
Контрольная работа по литературе в 8 классе по разделу "Романтизм" по учебнику "Литература 8 класс" под редакцией М.Б.Ладыгина
Контрольная работа содержит вопросы по теории романтизма, по творчеству В. Скотта, Д. Байрона, Э.Гофмана....
Рабочая программа элективного курса по зарубежной литературе 7 класс
Рабочая программа элективного курса по зарубежной литературе 7 класс...
Презентация к уроку литературы "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм- ведущее направление русской литературы первой половины XIX века".
Презентация к лекции....
План-конспект урока по зарубежной литературе. Тема: «Произведения зарубежных писателей. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Урок изучения нового материала в 6 классе. Ознакомление с исторической и мифологической основой произведений Гомера; формирование читательской культуры школьника....