Творческий проект "Мой памятник литературному герою""
творческая работа учащегося по литературе (8 класс) по теме

Интересный материал в занимательной форме рассказывающий о памятниках литературным героям

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МОУ СОШ № 15 НИКИТИНОЙ ЕЛЕНЫ СЕРГЕЕВНЫ ПО ТЕМЕ: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ».

  Сегодня много говорится и пишется о методе проектов. Четыре года назад на базе нашей школы  была открыта районная  экспериментальная  площадка по проектной деятельности.

 Невольно спрашиваешь себя: что это - дань моде или потребность времени? Первое, что приходит на ум: ну, конечно, мода. Сказалась характерная для нас привычка возрождать некогда низвергнутое, видя в нем панацею для решения современных задач. Однако, погасив эмоции и поразмыслив, понимаешь, что все же это - потребность общества, которое, ощутив некую свободу, сразу отреагировало на изменение в личностных ценностях.

              Проект - это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окру жающего нас мира, в том числе и тайны языка, узнает связь явле ний, закономерностей. Научиться исследовать, значит, научиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям.

Ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. Он соз дает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит как серьезно оценивают его работу, поэтому и сам относится к ней всерьез.  К сожалению, до сих пор в школе как раз эти возможности не всегда осознаются и используются в полной мере.  Проектная деятельность  требует серьезной орга низации и материальной обеспеченности этого процесса - только тогда можно ожидать хороших результатов. Проект ученика не может выйти за пределы имеющихся у него зна ний. Следовательно, надо сообщить школьникам эти необходи мые основные знания, научить таким навыкам и приемам работы, которые были бы нужны для создания проекта.  

Таким образом,  проектная деятельность  развивает ученика разносто ронне.  Она обусловлена, в основном, двумя основ ными принципами: индивидуальной заинтересованностью и со циальной значимостью ее.

            В своей педагогической практике при обучении русскому языку и литературе я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По содержанию  чаще всего проекты межпредметны, т.к. интегрируют
знания по литературе, русскому языку, географии, истории,  искусствознанию, культурологи. Достаточно упомянуть темы работ моих учеников, чтобы убедиться в интегративной сущности проектной деятельности. Например,  «Место дуэли Печорина и Грушницкого» (Приложение на диске. Приложение № 1), «Изображение казачьего быта в романе А.Губина «Молоко волчицы».  Приобретают  мастерство исследователя мои ученики  постепенно, от простых заданий — к  всё более сложным. Начинается всё уже в пятом классе: с этого периода я включаю в урок фрагменты исследовательской  работы.   Инициатива учащегося при выборе темы  ограничивается на первых порах рамками школьного курса и  моими возможностями , так как я   изначально выступаю в  роли научного руководителя проекта Избираемые  нами темы  значительны, интересны и усложняются в зависимости от возраста учащихся. Так, при изучении спецкурса «Литература Ставропольского края» шла работа над проектом «Поэты Ставрополья» (Приложение на диске. Приложение № 2),.  Каждый школьник смог  найти «своего поэта » и продемонстрировать свое личное отношение как к нему, так и  к его творчеству. Личный интерес способствовал  в данном случае реализации воспитательного потенциала, заложенного в биографическом и поэтическом  материале.
В дальнейшем мы осуществляем  переход от индивидуального проекта к групповому. Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях сводятся в коллективный труд «Родные поэты» ». Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен мною , как и должно быть, для старшеклассников, которые работают индивидуально.  Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и источникам. Они связаны с краеведением, этнографией, лингвистикой, социологией, историей.. Назову лишь некоторые: «Языковой потрет жителей нашего региона» » (Приложение на диске. Приложение № 3),, «Особенности разговорной речи» » (Приложение на диске. Приложение № 4),, «Испокон веков в нашей деревне всех по прозвищам зовут» ». Старшеклассники, как легко заметить, отдают предпочтение краеведению. И это неслучайно.  Краеведение предоставляет молодому человеку наиболее полный комплекс оригинальных материалов, позволяет говорить о вещах близких и зачастую «осязаемых», дает шанс найти что-то свое, внести в изучение вопроса собственные умозаключения. Не последнюю роль в приоритетности краеведения играет и возможность непосредственного общения с краеведами — как правило, бескорыстными энтузиастами, охотно  вступающими в контакт. Исследования по краеведению — даже в «школьном исполнении» — благосклонно принимаются на более высоком — региональном  уровне.  В качестве примера приведу выступление нашего ученика на состоявшейся в крае
   научной конференции Малой Академии наук,  где был представлен проект «Место дуэли Печорина и Грушницкого» (Приложение на диске. Приложение № 5),. В ходе работы был проведен литературно- географический анализ места дуэли, изображенного М. Ю.Лермонтовым в романе «Герой нашего времени».  Важность представленной работы в том, что она  может быть использована следующими поколениями учащихся.    Выбор темы проекта, как показывает мой опыт,  — не самое простое занятие  Иногда ученик выбирает  проблему, которая ему явно не по плечу. Я считаю, что  здесь важно не просто отклонить ее, но сделать это тактично, показав школьнику все трудности предстоящей работы и не отпугнув его от исследования вообще.  Часто такой отказ связан с недостаточностью источников. Бывает, что темы просто «лежат на поверхности». Так я однажды предложила учащимся поинтересоваться памятниками, поставленными литературным героям  Получилось не только интересное, но  и совершенно  оригинальное исследование, и через некоторое время мы уже работали над проектом  « Мой памятник литературному герою». (Приложение на диске. Приложение № 6),   Школьники сами  рисовали и моделировали свои памятники   , увлекаясь этим процессом всё более.

Ребенок должен научиться  приемам исследования .

 Завершается работа над проектом его защитой, которая проходит в наиболее
подходящей форме. В своей работе я использую широкое обсуждение в учебной группе, требующее некоторой подготовки: назначаю рецензентов  и оппонентов, организую знакомство класса с самим текстом. Велика в этом  случае и моя роль  как   руководителя  дискуссии, я  не даю ей отдалиться от существа вопроса и в то же время не навязываю своего мнения. При ограниченном времени мы обращаемся  к спорному или неудачному фрагменту текста.
            Мой  опыт работы над проектами позволяет сделать некоторые выводы.
При коллективной работе над проектом очень важно соблюдать поэтапность (пошаговость):
1) замысел, определение темы, цели, формирование рабочих групп;
2) планирование, распределение ролей (в коллективном проекте);
3) принятие решений («мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта);
4) выполнение проекта;
5) описание проекта;
6) защита проекта;
7) оценка результатов (анализ выполнения и защиты проекта, выяснение причин удач и неудач).

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Преимущество проекта прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок "выплескивается" во внеурочную деятельность. Я предостерегаю своих юных исследователей   от самой распространенной ошибки:  рефераты и  простые сообщения на заданную тему, тем более списанные из энциклопедии или словаря, не являются проектами. Я учу ребят разграничивать эти понятия.  Сообщение - это краткое освещение факта, события; известие. Доклад - публичное, развернутое освещение определенной темы. Реферат - краткое изложение содержания книги или анализ литературы по освещаемому вопросу, проблеме. А вот исследование - это уже научный труд, подвергнувший изучению факт, событие, процесс.

Мною выработан алгоритм оценивания проектов.

1-и способ. Перед защитой проекта на каждого учащегося мы составляем  

индивидуальную  карту ( Приложение. Таблица № 1),.   В ходе защиты она заполняется мною и одноклассниками, а затем и самим  учеником. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых в данной позиции ((Приложение.  Таблица № 2). Моя роль в процессе оценивания проекта:   слушать , задавать  целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости  направляю процесс анализа, оцениваю усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

2 способ. Для оценивания индивидуальной работы над проектом более удобна рейтинговая оценка . Подобная анкета заполняется в ходе защиты самим проектантом, его одноклассниками и мною.

3 способ. Для старшеклассников предлагаю более сложный рейтинговый подход, где выделяются и оцениваются 10 критериев на 4 уровнях (0, 5, 10, 20 баллов).  Сложность заключается не в оценке, а в повышенных критериях, приближающихся к вузовским. Сама оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя (сумма делится на три). Выделяются 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта, и каждый из них оценивается отдельно . Правда, при таком подходе исключена оценка собственно деятельности учащихся в процессе проектирования.

Таким образом, если с раннего возраста детей включать в проектную дея тельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мыш ления, память, способность к оценке, видение проблемы, способ ность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенству ются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами лично сти человека. Эффективность формирования и развития творче ских черт личности во многом зависит от нашей способности  органи зовать проектную деятельность учащихся.

Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку - нужно лишь суметь вовремя раскрыть. Для организации  творческого процесса совсем не обязательно учить  гениев. Элементы творчества проявляются в решении по вседневных жизненных задач, их можно выявить  и в обычном школьном учебном процессе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Памятники литературным героям

Слайд 2

Му-му увековечена на площади Тургенева

Слайд 3

Тот самый Мюнхгаузен находится в Москве

Слайд 4

Памятник героям басен Ивана Крылова

Слайд 5

Скульптура Остапа Бендера на Итальянской улице в Питере

Слайд 6

Правая ступня - Шабурова, левая - Касимова

Слайд 7

Величественно скачет на своем Росинанте Дон Кихот, рядом шагает Санчо Панса на площади в Мадриде

Слайд 8

Первый в Москве памятник литературному герою Мальчишу - Кибальчишу

Слайд 9

Чижик-Пыжик

Слайд 10

Андерсеновская Русалочка в порту Копенгагена

Слайд 11

Скульптура Царевны-Лягушки

Слайд 12

Памятник Бременским музыкантам в городе Бремене

Слайд 13

Памятник Чебурашке

Слайд 14

Памятник отцу Федору, добывавшему кипяток и отправлявшему письмо на вокзале



Предварительный просмотр:

   

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа» №15

Выполнила:

Никулина Вероника

Класс:

Проверила:

Никитина Елена Сергеевна

с. Ивановское

 Юрий Лужков предложил открыть на Остоженке "Дом Муму"

Мэр Москвы Юрий Лужков в четверг, выступая на открытии нового здания библиотеки им. И.С. Тургенева, предложил открыть на улице Остоженка "Дом Муму", сообщает РИА "Новости". "Это нужно не только для увековечивания памяти Тургенева, это нужно для молодого поколения. "Дом Муму" - в него же будут толпы делегаций наших школьников ходить", - считает Лужков. Литературоведы полагают, что в повести "Муму" Тургенев описывает события, происходившие в доме номер 37 на Остоженке. Этот дом в 1839-1851 годах снимала мать писателя, здесь он останавливался, находясь в Москве. Напомним, что в марте в Петербурге был открыт литературный памятник собаке Муму, героине одноименного рассказа Ивана Тургенева. Это событие приурочено к 150-летию выхода в свет знаменитого произведения, появившегося в марте 1854 года на страницах журнала "Современник". Отлитая из чугуна скульптурная композиция появилась у входа в клуб-кафе "Муму" на площади Тургенева. Здесь и прошла церемония, задуманная как акт покаяния перед нашими меньшими братьями. Мемориальная скульптурная композиция представляет собой уютно свернувшегося пса у огромных сапог Герасима. Кроме того, была установлена памятная доска в честь 150-летия со дня публикации рассказа "Муму". В кафе-клубе "Муму" состоялось вручение почетных грамот "За человеческое отношение к собаке", открытие выставки "Муму" за 150 лет", созданной по материалам Российской библиотеки, и концерт. В планах литературного клуба - отмечать 25 марта Международный день "Муму". К этому дню приурочено открытие выставки, где собраны издания тургеневского рассказа на разных языках мира. О международном значении этого произведения свидетельствуют слова Джона Голсуорси, который в 1924 году писал о "Муму": "Никогда средствами искусства не было создано более волнующего протеста против тиранической жестокости".

Тот самый Мюнхгаузен.

  В Москве открыт памятник Мюнхгаузену. Памятник самому великому выдумщику и лгуну в мире открыт в Москве недалеко от станции метро Молодежная, передает ИТАР-ТАСС. Памятник, созданный скульптором Андреем Орловым, изображает эпизод из легендарной книги "Приключения барона Мюнхгаузена" немецкого писателя Рудольфа Эриха Распе, в котором главный герой вытаскивает себя вместе с лошадью из болота. По словам члена инициативной группы по установке монумента Александра Александрова, "этот памятник сделан для всех людей, которые время от времени вытаскивают себя из болота, для всех тех, чей девиз по жизни "Не сдаваться".В России не случайно уделяют внимание этому великому лгуну. По словам президента клуба "Внучата Мюнхгаузена" Александра Захарова, реальный прототип барона Мюнхгаузена дважды посещал Кенигсберг (нынешний Калининград): в 1738 и 1750 годах, проездом по пути в Санкт-Петербург на службу в русскую армию и обратно. Более того, отметил Захаров, в мае этого года в Калининграде обнаружили историческую реликвию: со дна реки Преголи извлекли сапог, который принадлежал, как полагают, выдумщику всех времен и народов. На сапоге якобы обнаружен штамп, подтверждающий, что сапог изготовлен в Милане в 1730 году специально для барона. Как рассказывается в книге Николая Непомнящего "Тайны ушедших веков", в России Мюнхгаузен пробыл 14 лет, но о его военной службе известно мало. После воцарения Елизаветы Петровны полк, в котором служил барон, перевели в Ригу. В 1751 году Мюнхгаузен оставил военную службу и больше в Россию не вернулся. У себя на родине в Боденвердере барон вел жизнь обыкновенного немецкого помещика. У гостеприимного Мюнхгаузена часто собирались соседи и, затаив дыхание, слушали рассказы о его удивительных приключениях в России.

Остап Бендер

     Санкт-Петербург. Скульптура Остапа Бендера на Итальянской улице.

Краснодарский предприниматель Олег Новак поставил перед своим кафе у входа старого парка на берегу Кубани памятник... Великому комбинатору - Остапу Бендеру. И в знак внимания к любимому литературному герою, и чтобы посетителей привлечь. Повалил народ со всего города, хотя и в других районах ресторанов и кафешек тьма. Не скупятся гости. Как же иначе? Рядом с Бендером, признанным краснодарцами единственным "веселым памятником" города, - 350-литровый бочонок с надписью: "Деньги... на бочку!". Такая вот творческая оригинальная реклама. Надо сказать, что в кафе "Клуб" потчуют отменно, зря денег не берут. И пиво здесь отпускается не только членам профсоюза. А недавно "Клуб" индивидуального предпринимателя Олега Новака награжден дипломом победителя краевого конкурса "Высококачественные товары Кубани" за высокое качество предоставляемых услуг общественного питания. Диплом тот самим губернатором Кубани подписан. И висит в рамочке под стеклом на видном месте.
В общем, и до установленного монумента все шло как по маслу. Но задумка увековечить своего кумира у Олега Новака возникла давно. Прочитав впервые "Двенадцать стульев" и "Золотого теленка" лет 35 назад и потом неоднократно к ним возвращаясь, он понял, как много совпадений в этих юмористических романах с нашей реальностью и что такие предприимчивые и неунывающие сыновья турецкоподданного в ней - свои люди. Скульптуру Великого комбинатора хозяин "Клуба" заказал питерскому скульптору, недавно переехавшему в краевой центр, члену Союза художников России Александру Фарисееву. Тот, прежде чем приступить к работе, и романы перечитал, и все их киноверсии пересмотрел. Благодаря этому Остап росточком 1 м 86 см всеми узнаваем. Помните, какой Бендер, вошедший со стороны деревни Чмаровки в Старгород, у Ильфа и Петрова? В костюме в талию, шея несколько раз обернута старым шерстяным шарфом, ноги - в лаковых штиблетах. Также и у Остапа-монумента. А еще у гипсового с напылением бронзы комбинатора в одной руке знаменитый саквояж, а в другой сигара зажата. И без известной всем кепки Бендера скульптор не оставил. Словом, вроде бы не в Старгород комбинатор из Чмаровки прибыл, а специально в Краснодар пожаловал. Над обликом Бендера Фарисеев работал почти пять месяцев. Новак за Великого комбинатора 75 тысяч заплатил. Стоит того великолепная работа! Кстати, памятник легендарному литературному герою необычный. Без высокого постамента, чтоб ближе к посетителям "Клуба" был, реальнее. Не удержалась и я, чтоб не познакомиться с любимцем краснодарцев. Официант Дима Свиридов вспомнил, как везли 800-килограммового Бендера из мастерской Фарисеева, заказав "Газель". Ноябрь как никогда холодным выдался, гололед, и ехали медленно, чтобы не разбить хрупкую скульптуру. В мягкое Остапа завернули. С дороги Великого комбинатора решили "посадить" в зале, чтобы он создавал хорошее настроение, и аппетит посетителям придавал. Но места подходящего не нашлось, откуда был бы всем находящимся в клубе виден. Поэтому отныне встречает Бендер заглянувших на огонек в кафе у входа, напоминая, чтоб кошельки далеко не прятали. - Мы всегда рады посетителям, - говорит директор кафе Галина Новак. - И тому, что нашему Остапу такое внимание. С ним даже специально фотографироваться приезжают. Внимание-то вниманием, но от некоторых чрезмерно "любовных" проявлений Великий комбинатор страдает. Два раза ему руку ломали. Заметили небольшой дефект? Недавно гипсовую сигару отняли и переставили фривольно. Это ль не вандализм? Собираемся охранника к комбинатору приставить. А что делать? - Руки бы хулиганам самим. Ну и ну! Это не первый случай человеческого бескультурья и откровенного хамства в культурных местах Краснодара. Не везет старой скульптурной композиции фонтана в детском скверике: мальчик-индус на слоне. Мальчику не раз руки отбивали, а слона битумом обливали. В этом же скверике скульптура горного козла некоторым посетителям почему-то тоже не нравится. То безрогий козел по их воле, то безголовый... Теперь и Бендер в чем-то кому-то не угодил. Кстати, рядом с Остапом стоит большая парусная лодка. А ежели обидится бронзовый и уплывет? Кубань-река-то рукой подать!

Памятник русскому солдату (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»)


Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник бойцу Василию Теркину. Памятник литературному герою — вещь вообще редкая, а в нашей стране—в особенности. Но мне кажется, что герой Твардовского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть или послушать музыку на привале. Многие из них не обрели даже своей могилы. Пусть же памятник Василию Теркину будет им надгробием. В библиотеке, куда я пришел, чтобы взять поэму, мне досталось очень интересное издание: вместе с текстом были помещены письма читателей “Василия Теркина” с 1942 по 1970 год и ответ читателям “Как был написан “Василий Теркин”. Перелистывая эти разнообразные письма, я убедился, что поэма Твардовского была действительно народной, вернее, солдатской поэмой. По воспоминаниям Солженицына, солдаты его батареи из многих книг предпочитали больше всего ее да “Войну и мир” Толстого. В своем небольшом сочинении мне бы хотелось остановиться, прежде всего, на том, что же мне лично больше всего нравится в поэме и ее герое. Больше всего мне нравится в произведении Александра Трифоновича язык, легкий, образный, народный. Стихи его так и запоминаются сами. По душе необычность книги, то, что она как бы без начала и конца. Словно ты вновь встретился со старым другом, которого тебе представлять не надо. А потом расстался с ним. Что же, это жизнь... И то, что автор предлагает:
Словом, книгу с середины
И начнем. А там пойдет.
Это, думается, делает героя и ближе, и понятнее. Очень правильно и то, что поэт приписал Теркину не так уж много геройских подвигов. Одного сбитого самолета да взятого языка вполне достаточно. А ведь, по признанию самого Твардовского, он чуть было не увлекся “сюжетностью”. Хотел “заставить” Теркина перейти линию фронта и действовать в тылу противника на Смоленщине (кстати, родине самого автора). Но чувство меры не дало это сделать. Недаром же Александр Исаевич Солженицын в своих литературных воспоминаниях “Бодался теленок с дубом” восхищался этим чувством меры у Твардовского. Он, в частности, писал, что, не имея свободы сказать полную правду о войне, Твардовский останавливался перед каждой ложью чуть не на последнем миллиметре, но нигде этого барьера не переступил. Оттого и вышло чудо! Если бы меня спросили, почему Василий Теркин стал одним из моих любимых литературных героев, я бы сказал: “Он очень по душе мне жизнелюбием. Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто “не заколдован от осколка-дурака, от любой дурацкой пули”. Порой мерзнет и голодает, не имеет вестей от родных, его ранят. А он не унывает. Живет и радуется жизни. Мне кажется, сегодня этого качества так не хватает многим людям. А может быть, и мне самому... Теркин не может не радовать своим жизнелюбием. Ведь он
В кухне — с места, с места — в бой.
Курит, ест и пьет со смаком
На позиции любой.
Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но вот вынужденная стоянка, “а мороз — ни стать, ни сесть...”. И Теркин заиграл на чужой гармонии.
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Теркин — душа солдатской компании. Недаром товарищи так любят слушать его то шутливые, то очень серьезные рассказы. Вот они лежат в болотах, где “перемокшая” пехота мечтает уже даже о том, “хоть бы смерть, да на сухом”, “третьи сутки кукиш кажет в животе кишка кишке”. Сыплет дождик, злой кашель терзает грудь. И даже прикурить нельзя: размокли спички. Солдаты все клянут, и кажется им, что “хуже нет уже беды”. А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что, пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там, вся Россия! Вот в прошлом году, когда немец рвался к Москве и пел: “Москва моя”, — тогда и можно было кручиниться. А нынче немец уже не тот, “этой песни прошлогодней нынче немец не певец”. А мы про себя думаем, что ведь и прошлый год, когда совсем тошно было, находил Василий слова, что помогали товарищам. Такой уж в нем был талант. Такой талант, что, лежа в мокроте, засмеялись товарищи, легче им стало. Но больше всего мне нравится глава “Смерть и воин”, в которой наш герой раненый лежит и замерзает. И чудится ему, что пришла к нему Смерть. И стало ему трудно спорить с ней, потому что истекал он кровью и хотел покоя... И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся радость — то мерзнуть, то рыть окопы, то бояться, что убьют тебя?... Но не такой Василий, чтобы легко сдаться “Косой”.

Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,                                
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда, —

шепчет он. И воин побеждает Смерть. Нынче прошло время лубочных героев книг и фильмов, о любителях которых с издевкой писал Твардовский, что эти писатели всегда рады “заключить”, “что, мол, горе не беда”.

Что с удачей постоянно
Теркин подвиг совершил:
Русской ложкой деревянной
Восемь фрицев уложил!

Писатель постоянно подчеркивал, что “страшный бой идет, кровавый, смертный бой». Сегодня мы начинаем узнавать правду о неисчислимых потерях, которые понес наш народ в войне, часто совершенно напрасных. Сегодня мы начинаем узнавать правду о причинах, целях и ходе войны, победой в которой, по мнению А. Солженицына, нам не стоит так уж гордиться. Но среди этой горькой правды свое место займет и простой русский солдат Василий Теркин.

Белый Бим Черное Ухо

       Ставить памятники литературным героям – традиция, насчитывающая не одно десятилетие. Давно уже увековечены в металле или камне Том Сойер, Робин Гуд, Вильгельм, Тиль Уленшпигель, Дон Кихот со своим верным оруженосцем и многие другие любимые персонажи миллионов детей и взрослых, рожденные писательской фантазией. И вот недавно появился еще один памятник литературному герою – собаке Биму, главному действующему лицу книги замечательного русского писателя Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». Он установлен в Воронеже (центр российского Черноземья), на его родине. В солнечный осенний день, когда воронежцы отмечали День своего города, скульптура Бима была установлена у входа в театр кукол. Это одно из самых популярных мест у городской детворы. Бим отлит в металле сидящим в позе, в которой обычно добрые, умные и верные собаки ждут отошедшего на время хозяина. У скульптуры нет пьедестала: Бим сидит прямо на земле. И детвора нежно гладит его, словно он живой. А он действительно кажется живым. Когда смотришь на скульптуру, чувствуешь на себе его тревожный и преданный взгляд, словно спрашивающий: где же мой хозяин? Но Биму никогда уже не дождаться его: он внезапно умер, и Бим осиротел, остался один-одинешененк в громадном городе. Книга Гавриила Троепольского о трагической судьбе Бима имела огромный успех. Писатель иногда в шутку говорил: «Выпустил я своего Бима на волю в Воронеже, с тех пор он и бежит». И уже, наверное, полмира обежал: в десятках стран переведена и издана повесть «Белый Бим Черное Ухо». Книга Троепольского входит в обязательную программу американских колледжей. По повести в России поставлен фильм, также имевший огромный успех. Авторы памятника Биму – известные воронежские скульпторы Эльза Пак и Иван Дикунов, лауреаты Государственной премии России. Во время работы над памятником к ним часто приходил автор повести, консультировал, давал советы. К сожалению, Гавриилу Троепольскому не суждено было увидеть своего любимого Бима в металле: несколько лет назад он скончался. У памятника всегда много детворы, жизнерадостной и шумной. Они обнимают его, фотографируются на память. А Бим все так же печально и преданно смотрит людям в глаза, словно спрашивая: когда же придет хозяин?

Человек - невидимка

    На квартире Касимова в центре Свердловска в благословенные 1970-80-е гг. каждодневно собирались все непризнанные гении, которым негде было выпить и закусить. Ныне - главный редактор муниципальной радиостанции "Студия Город", ведущий еженедельных программ "Новости культуры" и - как ни странно такое совмещении "Православный календарь". В 1999 г. был одним из авторов осуществлённого в рамках фестиваля "Культурные герои XXI века" - прямо скажем - беспрецедентного проекта. Проникшись идеями либерализации общества, Касимов решил противостоять тенденции кидаться на монументы былым политическим монстрам с кулаками: - Статуи не виноваты в том, что их прототипы якобы были "вурдалаками" и "жидомасонами"! Чтобы продемонстрировать условность отношения монументальной пропаганды к реальности, надо возводить памятники литературным героям! Когда в городе открывают статую литературного персонажа, это говорит об определённом уровне развития общества, - ну и т. д. Однако, монументальное искусство - вещь затратная! Где сегодня взять деньги на этакое удовольствие? И тогда литератор Касимов в соавторстве с художником А. Шабуровым придумали проект памятника необычайно малобюджетного и экономичного. И даже достойного, как считают соавторы, попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Дело в том, что памятник невидим - ибо посвящен он герою известной новеллы Герберта Уэллса "Человек-невидимка". Возле Областной научной библиотеки им. Белинского с военным оркестром установили лишь бронзовый постамент с отпечатками ног соавторов и названием. Правая ступня - Шабурова, а левая - Касимова.

                   

Мальчиш - Кибальчиш

     

            Имя Гайдара было присвоено Дворцу школьников Люблинского района (в октябре 1989 перед Дворцом открыт памятник Гайдару, скульптор А.П. Шлыков, архитектор Ю.А. Мовчан), Центральной городской детской библиотеке и читальне, ряду столичных детских клубов и летних оздоровительных лагерей. Памятник герою повести Гайдара «Военная тайна» Мальчишу-Кибальчишу — первый в столице памятник литературному персонажу — установлен в 1972 на Воробьёвском шоссе у Городского дворца творчества детей и юношества (скульптор В.К. Фролов, архитектор В.С. Кубасов).

                             

Чижик-Пыжик

Русалочка

            Читателям нашей страны хорошо известны замечательные сказки датского писателя Андерсена. Героине одной его сказки — Русалочке — поставлен бронзовый памятник в копенгагенском морском порту. Она изображена сидящей на камнях, задумчиво слушающей шум прибоя.

     Безутешная андерсеновская Русалочка смотрит в море (Копенгаген), правда, говорят, что скульптор изобразил тамошнюю балерину, но туристам обычно рассказывают про героиню чудесной и грустной сказки.

                                             

        

Холмса и Ватсона увековечили в Москве

 

     

 Памятник всемирно известным литературным героям Артура Конан Дойла Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону установят в Москве, сообщает «Интерфакс».
По словам председателя городской комиссии по монументальному искусству, архитектора Сергея Петрова, Комиссия по монументальному искусству решила установить памятник знаменитому детективу и его верному другу на Смоленской набережной, рядом с посольством Великобритании. Среди московских архитекторов будет объявлен закрытый конкурс на лучшее скульптурное воплощение знаменитых литературных героев.
В этом году исполняется 120 лет со «дня рождения» Шерлока Холмса. А в следующем, 2007 году будет отмечаться 120-летний юбилей со дня опубликования первой повести о Шерлоке Холмсе — «Этюд в багровых тонах», сообщает «Новая политика».

Памятник Царевне-Лягушке

Памятник Бременским музыкантам в городе Бремене.  

Памятник Чебурашке.

Памятник литературному герою отцу Федору, добывавшему кипяток и отправлявшему письмо на вокзале.

В Италии, в Вероне, существует уникальный памятник -- могила Джульетты Канулетти. Итальянка, никогда не жившая, созданная воображением великого англичанина, стала такой же реальной личностью, как и миллионы девушек, любивших и страдавших из-за любви. Ромео и Джульетта -- имена, являющиеся символами огромной, всепоглощающей, жертвенной страсти.
    По нашим понятиям, они оба дети. Четырнадцать лет Джульетте, семнадцать -- Ромео. И сейчас в этом возрасте часто влюбляются. Но часто ли погибают, потеряв любовь?
    Джульетта до встречи с Ромео была невестой знатного и богатого Париса. Ромео ухаживал за прелестной Розамундой. Но неожиданная встреча изменила их жизнь и определила трагическую судьбу. Настоящее чувство не считается ни с богатством, ни с происхождением, ни с именем. Юноша и девушка, любящие друг друга, сердцем чувствуют, что все это -- мишура, условность, фальшь.

    Что в имени? То, что зовем мы розой,
    И под другим названьем сохраняло б
    Свой сладкий запах! Так, когда Ромео
    Не звался бы Ромео, он хранил бы                                      
    Все милые достоинства свои
    Без имени. Так сбрось же это имя!
    Оно ведь даже и не часть тебя.

    Только юные, чистые, не связанные предрассудками люди могут так любить. И только отважные натуры действуют так решительно, стремясь соединить свои жизни, хотя судьба неумолимо разводит их. Сюжет трагедии для современного человека фантастичен, но чувства, так точно и пронзительно переданные Шекспиром, реальны. Сколько Джульетт теряло своих Ромео из-за расовых, сословных, национальных предрассудков! "Вестсайдская история", "Вам и не снилось", "Мадам Баттерфляй"... Этот сюжет в литературе будет до тех пор, пока человечество будет любить.

          Однажды мне стали, сниться памятники литературным героям. Но не те, которые мне приходилось когда-либо видеть, а те, которые лавинообразно порождал сон моего разума. Воображение мое, как это бывает только во сне, работало на полную катушку, выкликая имена все новых и новых претендентов на монументальное воплощение. Неплохо бы, думала я, соорудить памятники Мойдодыру, Чипполино, старухе-процентщице, дяде Тому, Онегинскому дяде и тому дяде, который «скажи-ка, ведь не даром». А также - тете Полли, деду Мазаю, папе Карло, братцу Кролику, Старику Хоттабычу и капитанской дочке. А также - Курочке-Рябе, Иванушке-Дурачку, Мухе-Цокотухе, Карлику-носу. Где-нибудь поближе к полотну железной дороги могла бы притулиться чугунная Анна Каренина. А по берегам Останкинского пруда можно расположить всех литературных утопленниц – от Офелии до бедной Лизы. Но мой выбор пал на Маленького Принца из сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Эта книга нравится мне тем, что автор  показывает и объясняет простыми словами сложные вещи, при том, как-то между строк. Когда-то меня учили, что о грустном нельзя говорить грустно. Гениально поступает Экзюпери: о жизни он не говорит жизнью, он показывает ее с какой-то третьей стороны: и не снаружи и не изнутри. “Маленький Принц” – это не книга. Это что-то гораздо большее. Это другой мир, планета Маленького Принца, причем мир свой, особый, отдельный и родной. Это мой мир, куда я прячусь от взрослых с их бесконечным скепсисом и негативом. Удивительно, что добивается Экзюпери этого совсем простыми словами, которыми мы пользуемся каждый день. А не понимают “Маленький Принц” тот, кто читает глазами, а не чувствует сердцем. Мне только 15. Только, не смотря на этот сравнительно небольшой биологический возраст, я кое-что понимаю в жизни. Для меня существует только одно место, в котором я ощущаю такую же свободу и что-то настоящее, как на планете Маленького принца. К слову, именно в этом месте, один потрясающие толерантный человек и познакомил меня с “МП”. Просто как все гениальное, и, в то же время, гениально как все простое. Задевает самые глубокие струнки души. "Истинно мудрый навсегда остается ребенком"
...кто видит слонов в удавах, барашков в коробках, кто слышит, как смеются звезды, кто может подарить этот смех другим... тот романтик.. романтик.. романтик.. и это вовсе не плохо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальный марафон. Памятники литературным героям

Материал подготовлен для проведения внеклассного мероприятия по литературе в рамках предметной недели...

Материал для газеты "Памятники литературным героям"

Данный материал поможет учителю подготовить газету для недели русского языка и литературы. В статьях содержится информация о местонахождении памятника, его авторе, дается краткое описание. Выбор матер...

Урок-викторина "Памятники литературным героям"

Урок-викторина состоит из небольших отрывков из художественных произведений, прослушав которые ученик должен угадать, кому из литературных героев поставлен памятник....

Памятники литературным героям

Одними из самых необычных памятников  являются памятники литературным героям. Такие произведения искусства только подчеркивают мысль о том, что произведения автора, а также и его герои, начинают ...

Презентация "Памятники литературным героям в Санкт-Петербурге"

Презентация знакомит с памятниками, которые установлены литературным героям в Санкт-Петербурге. В работе можно встретиться как с общеизвестными памятниками (например, памятник "Чижику-пажику" или ...

Проект «Памятник литературному герою» 5 класс

Завершается 2014 год – год культуры в России, впереди 2015 год – год литературы. И для того, чтобы показать включенность литературы в общую культуру, показать связь различных областей искусства: литер...