Литература
методическая разработка по литературе (6,7,8 класс) по теме
Презентации,методические разработки,сценарии литературных мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_meropriyatiyaposv.200_letiyu.doc | 37 КБ |
zhukovskiy_i_pushkin.ppt | 2.9 МБ |
prezentaciya_liceyskie_gody_a.pushkinapushchin.ppt | 470 КБ |
viktorina.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия ,посвященного 200- летию основания Царскосельского лицея.
Место проведения: актовый зал ОСШИ
Время проведения: 19 октября 2011г.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, костюмы и реквизиты.
Вед. Сегодня мы собрались здесь по случаю знаменательной даты-19 октября 2011 г. исполняется 200 лет со дня основания Царскосельского лицея.
Чтобы понять, чем стал для Росси этот Лицей, обратимся к истории.19 октября 1811 г. в Царском селе ( г. Пушкин) открылся Лицей- новое учебное заведение для мальчиков из привилегированных семей. Название дали по аналогии с древнегреческим Ликеем –знаменитой гимназией, в которой Аристотель занимался со своими учениками. В 18 веке учебные заведения с названием « Лицей» появились во Франции.
В России учебное заведение создавалось под пристальным вниманием императора Александра 1, который хотел, чтобы из Лицея выпускались высокообразованные люди, в будущем государственные деятели. Проект нового учебного заведения и его устав разрабатывал сам Сперанский, имевший в первые годы царствования Александра I , большое влияние . Речь шла о подготовке новых людей, которые будут заниматься преобразованиями в России. Именно поэтому лицей становился закрытым учебным заведением, и его ученики должны были не только здесь учиться, но и жить. Программа обучения делилась на два курса по три года: для тридцати мальчиков (именно такой был набор в лицей) началась новая жизнь, среди этих мальчиков был Александр Сергеевич Пушкин.
Сейчас мы совершим заочную экскурсию в Царскосельский лицей.
Показ слайдов презентации с комментариями учителя: слайд Пушкин-Пущин:
надо сказать, Пущин до конца дней Пушкина остался его лучшим другом. Именнно ему посвятил стихотворение Александр Сергеевич Пушкин будучи в Михайловской ссылке,вспоминая период лицейского братства--------------чтец 1 стих. «Пущину» наизусть
По окончании презентации викторина на знание произведения А.С. Пушкина:
1)Когда и где был открыт Лицей?
2)Какими языками владел Пушкин?
3)Назовите фамилии одноклассников Пушкина.
4)Какие произведения ,написанные Пушкиным,вы знаете (стихи,романы,науки)?
5)Из какого стихотворения эти строки и кому или чему они посвящены?------------------------чтец 2 «Узник»
6)Сейчас вам прочтут записку из известного произведения. Надо вспомнить название этого произведения, назвать отправителя и адресата.
Ответ : произведение «Дубровский»,отправитель Дефорж(Дубровский),адресат-Маша Троекурова
7)Откуда эти строки, о какой героине идет речь?
Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее, та платочком, та сережками. Господа проезжающие нарочно останавливались, будто бы пообедать, аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ли, сударь: курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались».
8) Сейчас вам прочтут отрывок из известного произведения, вы должны назвать это произведение, рассказать историю его создания.
Наизусть отрывок «Люблю тебя, Петра творенье…»-----------чтец 3
Ответ «Медный всадник»-наводнение 1824 года.
Пушкин - это еще и великолепные сказки, романтические поэмы. Знаменитый отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
Вы , наверное, все помните с детства « У лукоморья дуб…».
Сейчас у нас будет свое лукоморье. В кадре-------артисты-учащиеся ОСШИ., за кадром чтец- учащийся 5 класса-----
Костюмированное представление-пантомима с музыкальным сопровождением.
Заключительная часть:
Закончить наше мероприятие я хочу словами известного литературного критика XIX века В.Г. Белинского «Влияние Пушкина было не на одну минуту; оно окончится только разве со смертью русского языка». Таким образом, пока жив русский народ, русский язык, будет жить и Пушкин.
И вы, подрастающее поколение, тоже должны пронести и передать эту память, эту любовь своим детям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сложный и запутанный вопрос о связях Пушкина с его учителем – Жуковским, крупнейшим русским поэтом. Тема ” Пушкин и Жуковский ”: она важна для изучения не только роли Жуковского в творческой эволюции Пушкина, отношений “ ученика” и “ учителя ”, но шире – для общей трактовки путей и судеб поэтического творчества.
В тот год, когда родился Пушкин, Жуковский благодаря хлопотам отца находится в одном из лучших дворянских заведений, Благородном пансионе при Московском университете, и вскоре заводит знакомство с Карамзиным, братьями Тургеневыми, братьями Сергеем Львовичем и Василием Львовичем Пушкиными.
1816 год 33-летний Жуковский появляется в Царском Селе и знакомится с 17-летним Пушкиным.
Много ли общих тем? Вряд ли. Жуковский вдвое старше, формально мог бы даже быть отцом Пушкина; он знаменитый поэт. И тем не менее буквально с первых встреч старший и младший подружились: отношения близкие, веселые, творческие и, главное, совершенно равные.
Вот - известная надпись на портрете Жуковского, подаренном автору "Руслана и Людмилы", - "Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму..."
Пушкину приходится регулярно выслушивать житейские нравоучения и наставления Жуковского (пусть в шутливой, арзамасской форме). Пушкин часто читал стихи Жуковского наизусть и если вдруг ошибался в слове, то Жуковский это слово тотчас заменял...
В 1820 году над юным поэтом за его вольные стихи, эпиграммы нависла угроза Соловков или Сибири. Известно, что Пушкин даже пал духом: не хотел в ссылку, чувствовал, что не выдержит, погибнет. У хорошего человека, однако, хорошие друзья. Главным заступником был Карамзин, но именно Жуковский явился спасителем Александра. В мае 1820 года Пушкин и Жуковский расстаются на семь лет. Впрочем, в те небыстрые времена подобные разлуки для дружбы не помеха.
Второй раз - в конце 1824 года. Сосланный в Михайловское, поэт раздражен клеветой врагов и мнимых друзей. Через несколько месяцев после начала второй ссылки создает "Коварность". Как важно иметь друга, способного вовремя найти такие слова! Выход из кризиса найден.
Было время,когда Пушкин поговаривал о самоубийстве. Не забудем, что поэту двадцать пять лет; несправедливая ссылка, нелепая ссора с отцом, из которой могут выйти еще большие неприятности, - “ пахнет палачом и каторгой… ” Броситься в омут, в первую попавшуюся дуэль, битву, заговор, побег - все это было возможно. Дружеская помощь, утешение были чрезвычайно своевременными. И опять Жуковский, за сотни верст, в Петербурге, почувствовал! И написал Пушкину письмо. Две силы, своя и дружеская, соединились.
Тогда, в середине 1820-х годов, кроме моральной поддержки, очень скоро потребовалось и новое, практическое заступничество. В начале 1826 года, после поражения декабристов, Жуковский, опять же вместе с Карамзиным, ведет сложную, нам во многом невидимую работу по вызволению Пушкина. Царь "послушался", вызвал Пушкина из заточения; Карамзина в это время уже не было в живых, а Жуковский, естественно, молчал: он вообще никогда не хвастал добрыми делами. .
... Пушкину приходится регулярно выслушивать житейские нравоучения и наставления Жуковского (пусть в шутливой, арзамасской форме); Жуковскому же нужно считаться с самим фактом существования пушкинской поэзии. Пушкин часто читал стихи Жуковского наизусть и если вдруг ошибался в слове, то Жуковский это слово тотчас заменял ... Весной на почте вскрыли письмо Пушкина к жене, доставили текст Николаю, и царь охотно прочитал да еще выразил неудовольствие следующими строками (о двух Александрах - старшем сыне Николая I и старшем сыне Пушкина ) Пушкин узнает о перехвате своего письма и 10 мая. Наконец Жуковский добивается у царя фразы: "...пускай он (Пушкин) возьмет назад свое письмо"
Приближается решающая дуэль в судьбе Пушкина . С этим трудно согласиться. Жуковский как мог, как умел старался расстроить поединок, избавить Пушкина от малейшей угрозы насильственной смерти. Ситуация была запутанной, тяжелой, у Жуковского получалось далеко не все; в конце концов, мы знаем, Пушкин начал от него таиться и, формально согласившись на примирение, отнюдь не простил врагам и оскорбителям. Тем не менее, Жуковский до конца оставался ближайшим, родным Пушкину человеком. Его отчаянные усилия в начале ноября остановили неминуемую, казалось бы, дуэль, но через короткий срок опасность снова увеличивается.
И снова в Германию. Жуковский не мог жить там, где погиб Пушкин; он считал себя виноватым: пытался ведь примирить великого поэта с системой, но если при этом гений гибнет - значит, изначальная посылка была ошибочна и система порочна, значит, смысл жизни определен неверно... Жуковский не мог больше и праздновать свой день рождения - столь же весело, легко, бездумно, как 29 января 1834 года. Всякое 29 января отзывалось эхом 1837-го... Через 15 лет после гибели Пушкина, в 1852-м, Жуковский скончался в Германии. Пушкин погибает на дуэли.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Викторина
«Что? Где? Когда?»
(По творчеству А. С. Пушкина)
5– 8 классы
Цели:
Проверка знаний школьников по учебной программе, уровня дополнительных знаний
Расширение познавательного пространства учащихся
Активизация речевой деятельности
Ход мероприятия:
- Вступительное слово ведущего об А. С. Пушкине.
- Всем участникам викторины предлагается попробовать свои силы в отборочном туре.
Отборочный тур
Участникам задаются вопросы, за правильные ответы они получают жетоны. Набравшие большее количество жетонов становятся участниками 2-ух команд по 4 человека.
1). Где и когда родился А. С. Пушкин? (6 июня (26 мая) 1799 года в Москве, на Немецкой улице (ныне улица Баумана), в доме И. В. Скворцова, сослуживца отца Пушкина по московскому военному комиссариату. Сейчас на этом месте стоит школа №353, построенная к столетию со дня гибели поэта (в 1937 году), получила его имя. На стене – мемориальная доска.
2). Как звали няню Пушкина? Кем она была по происхождению? (Арина Родионовна Яковлева (1754 – 1828), была крепостной крестьянкой бабушки Пушкина – Марии Алексеевны Ганнибал).
3). Вспомните строки, посвященные няне.
(Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя…
Няне.
…Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей…
Вновь я посетил.)
4). Назовите сказки Пушкина.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Золотой петушок»
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
«Сказка о попе и работнике Балде»
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о медведихе»)
5). Какое образование получил Пушкин?
(С 1811 по 1817 он учился в Царскосельском Лицее – это было привилегированное учебное заведение. При шестилетнем курсе Лицей давал высшее образование, готовя своих воспитанников к административно-политической, дипломатической и военной карьере.)
6). Всем известен с детства отрывок «У Лукоморья дуб зеленый…» Откуда он?
(Это вступление к поэме «Руслан и Людмила»)
7). Назовите прозаические произведения Пушкина.
(«Дубровский»
«Капитанская дочка»
«Египетские ночи»
«Пиковая дама»
«Арап Петра Великого»
«Повести Белкина»)
8). Каков жанр прозаических произведений Пушкина?
(Повести)
9). Назовите повести, которые входят в цикл «Повести Белкина»?
(«Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «История села Горюхина»).
10). Назовите роман в стихах.
(«Евгений Онегин»)
11). Сколько детей было у Пушкина?
(4 – Наталья, Александр, Григорий, Мария).
12).Где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом?
(Дуэль состоялась на Черной речке (ныне Новая деревня, Коломяжское шоссе, недалеко о т Санкт-Петербурга),
- Слово ведущего:
По итогам отборочного тура сформированы 2 команды для дальнейшей игры.
В основной игре 3 гейма.
1 гейм – шуточный (по сказкам):
1). Назовите кличку собаки из «Сказки о мертвой царевне…»
(Соколко)
2). Как назвала старуха старика, когда он сказал, что отпустил рыбку.
(«Дурачина ты, простофиля»)
3). К исходу какого месяца царь велел царице родить богатыря в «Сказке о царе Салтане»?
(К исходу сентября)
4). Что подставил поп для расплаты с Балдой? (Лоб)
5). Сколько лет прожил старик со старухой у самого синего моря?
(30 лет и три года)
6). Что принесла черница царевне? (Отравленное яблоко).
Подводится итог. Если команды не отвечают, то отвечают зрители, зарабатывая жетоны, потом подводится итог и для зрителей-участников).
2 гейм (По повести «Капитанская дочка»)
1).Кто из героев Пушкина делал змея из географической карты?
(Петр Гринев)
2). Кем был воспитатель Гринева в своем отечестве?
(Француз Бопре был во Франции парикмахером)
Как звали комендантшу?
(Василиса Егоровна)
4), Назовите эпиграф к повести и постарайтесь его прокомментировать.
(«Береги честь смолоду, а платье снову»).
5). Чего не мог добиться комендант Белогорской крепости от своих солдат, когда их обучал? (Которая сторона левая, которая правая)
6). Какому историческому событию посвящена повесть? (Восстанию под предводительством Пугачева).
Подводится промежуточный итог.
3 гейм (Посвящен жизни Пушкина)
«Из трех выбери одно»:
1). Кому из своих друзей Пушкин посвятил строки:
«Мой первый друг,
Мой друг бесценный!..
И. Пущину, П. Чаадаеву, С. Волконскому?
2). Кем был создан знаменитый памятник Пушкину, который находится в Москве на площади, носящей имя Пушкина? Скульптором М. Аникушиным,
А. Опекушиным, О. Комовым?
3). Кто из русских композиторов написал музыку на слова стихотворения «Я помню чудное мгновенье»? И. Глинка, П. Чайковский, М. Мусоргский?
4). Назовите выдающегося историка конца 18 – начала 19 века, с которым был близко знаком Пушкин? В. Ключевский, Н. Карамзин, С. Соловьев?
5). В 1831 году вышла из печати первая книга Н.В. Гоголя, которая «изумила» Пушкина. Как называлась эта книга? «Ревизор», «Нос», «Вечера на хуторе близ Диканьки»?
6). Как известно, на листах рукописей Пушкина встречаются женские профили. В каком головном уборе чаще всего поэт изображал своих героинь? Шляпка, чепец, шаль?
Подводится итог.
Для зрителей, имеющих жетоны, проводится дополнительный конкурс. Собрать разрезанные картинки, чтобы получилась иллюстрация к одной из сказок Пушкина.
В перерывах звучат стихи Пушкина. Проводится конкурс на лучшее исполнение.
Подводится общий итог викторины. Вручаются призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)
Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....
Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".
Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"
План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...