Урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
«Крепостное право и Личность. Такое возможно?» Урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk.urok_turgenev_mumu.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по рассказу И.С.Тургенева «Муму».
ГЕРАСИМ - «САМОЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ЛИЦО…»
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА
ГЕРАСИМА, ЕГО НРАВСТВЕННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО
НАД ЧЕЛЯДЬЮ.
Цель: показать нравственное превосходство главного героя, его трудолюбие, широту души, чувство собственного достоинства.
Ход урока
«Из...всей ...челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим.»»Славный он был мужик» И.С.Тургенев «Муму»
I. Словарная работа.
Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек,
этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств
в самом себе.
Крепостной - крестьянин, находящийся в крепостной зависимости от своего помещика.
Вступительное слово учителя.
-Что ты хочешь? Ответь,-
жизнь спросила меня.
Или что-то иметь, или что-то понять.
Нет, я злато менять,
Не желаю на медь
Мне важнее понять, а не что-то
Иметь
Обойдусь без богатства, но судьба мне пошли
Щедрый дар любоваться
Всем богатством земли.
Научи беспристрастью,
От бесстрастья уволь
И людское участье ощутить мне позволь
Мне понять бы, постичь бы
И в грозу и в тиши
Красоту и величье человечьей души
Не пройти бы мне мимо
Окон, ждущих меня,
Не принять струйки дыма за сиянье огня.
Мне б у самых счастливых мудрость их перенять
Вот судьба что пошли мне -уменье понять.
Лишь такому богатству нет на свете цены.
Дай мне дар докопаться до любой глубины
Сегодня на уроке мы и будем постигать красоту и величье человеческой души. Речь пойдет, как вы уже и догадались, о главном герое рассказа Тургенева «Муму». Но прежде чем приступить, обратите внимание на толкование слов. (на экране)
Вы, наверное, впервые задумываетесь над значением этого слова, хотя, я уверена, не раз его слышали. Если сказать коротко, нравственность-это наше я. Какой я человек, какой я друг, какой я сын или дочь? Это т о, что составляет наше духовное начало. Если это начало в нас заложено, значит человек обладает человеческими достоинствами. Достоинство-это положительные моральные качества в человеке. Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на вопрос: почему превосходство Герасима над челядью было в его нравственной силе? Какими же такими нравственными качествами обладал Герасим, что дает нам право говорить о нем, как о достойном человеке.
Работать сегодня будем по группам. Состав групп остается прежним, консультанты те же: 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
П. Экскурсия по тургеневским местам.
Для начала совершим экскурсию в имение Спасское-Лутовиново.( 4 кадр-«Вход в усадьбу») Вот мы и перед входом в усадьбу, приветливо раскрывает она нам свои ворота и мы оказываемся на тенистой липовой аллее (5 кадр-«Аллея») любимом месте отдыха писателя. Аллея ведет нас к барскому дому. А вот и барский дом... (6 кадр-«Барский дом»). Вокруг просторного двухэтажного дома с колоннами был разбит громадный парк с липовыми аллеями, фруктовыми садами и цветниками. Парк был удивительно красив. Могучие дубы росли в нем рядом со столетними елями, высокими соснами, стройными тополями, каштанами и осинами. Представим себя в глубине сада, в тенистом парке услышим детские голоса, склоненные над книгами детские головы...
Ш. Проверка домашнего задания.
1 группа .Выберите вопросы для интервью
- Вы читали рассказ И.С.Тургенева «Муму» ?
- Какое впечатление на вас произвел этот рассказ?
- Кто из героев вам запомнился больше всего?
- Как вы думаете, кто убил «Муму»?
- Кого называли крепостными?
2 группа Найдите ошибку в тексте
«В одной из отдаленных улиц Петербурга, в белом доме с белыми колонами ,антресолью и новеньким балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной
дворней
«На другой день барыня выслала Степану целковый. Она его жаловала как верного и сильного сторожа»
«Да помилуйте, Гаврила Андреевич, ведь он меня убьет, ей Богу убьет- говорит Татьяна.»
3 группа Инсценировать эпизод ( Разговор с Татьяной о замужестве )
4 группа. Найти сравнения в тексте(стр.)
Учитель: « Она его жаловала как верного и сильного сторожа О ком идет речь?
Чтение эпиграфа.
Беседа по вопросам:
- Можно ли по этим словам судить об отношении автора к своему герою? Что слышится в этих словах?
Поскольку Герасим о себе ничего рассказать не может, представление о нем складывается из сравнения его с окружающими. Чем же он выделяется среди них? Какого героя он напоминает вам?
(Он резко выделяется среди других дворовых своими человеческими качествами. Его непохожесть на окружающих уже в том, что Герасим глухонемой. Что автор говорит о его отношении к делу?
(Герасим непросто трудолюбив. Все спорится в его руках, за что бы он не взялся, будь то дворницкая метла или крестьянская коса
- И вот привычный уклад его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? (Барыня взяла его из деревни...)
- Какой же силой должна обладать старушонка, чтобы так обойтись с богатырем? (Дело вовсе не в силе, просто она помещица, а он крепостной)
Вывод: Герасим глухонемой богатырь, одинокий, страдающий, недоумевающий.
- В чем же источник его страданий? ( В том, что он крепостной, в том, что его судьбой распоряжаются другие)
- Тяжело было Герасиму в городе?
Учитель: Но ко всему привыкает человек, так и Герасим привык к своей жизни. Дворовые боялись его, да и он ни с кем дружбу не водил, кроме...
За что она приглянулась ему? (Найдите в тексте)
- Как это стало известно барыне?
- Как отреагировала барыня?
- Что решила причудливая старуха?
- Как встретил это известие Герасим? Он стал сражаться за Татьяну? Почему?
Зачитать в тексте; « Хитрость удалась как нельзя лучше...»
И тогда как человек понимающий и благородный он уходит с ее дороги, понимая, что Татьяна добровольно или по принуждению выбрала Капитона.
Трудно далось ему это?(Горе его было так велико...)
ВЫВОД: В этом негласном поединке Герасим оказался нравственно сильнее, он достойно противостоял бесчеловечности- первая нравственная победа была одержана Герасимом.
- Оценит ли Татьяна его благородство? Когда это произойдет? Зачитать сцену прощания Татьяны с Герасимом.
- Кто распорядился судьбой Татьяны и Капитона?
Учитель: Но вот разбитое сердце награждено находкой маленького друга.
Чтение наизусть отрывка: «Дело было к вечеру ...»
Учитель: «Два одиноких существа нашли друг друга и души нечаяли друг в друге.. .Если бы...
- КТО же вмешался в их жизнь на этот раз?
Выборочный пересказ «В один прекрасный летний день...»
Барыня велела прогнать собаку со двора
Чтение по ролям эпизода «Осада каморки»
-Какое решение принимает Герасим?
Вывод: Он принимает удивительно гордое, полное мучительной скорби и достоинства решение: утопить ее сам, чтобы напоследок никакие чужие руки не причинили ей зла
(На экране) Беседа по иллюстрации
-Кто оказался победителем в этом нравственном поединке?
-Барыня не смогла отнять у него право быть человеком.
Чтение заключительного эпизода
Учитель Перевернута последняя страница Горестное чувство оставляет прочтение, но не гнетущее, почему?
Стихи.
Домашнее задание. Подготовиться к изложению.
***
Рос на пустыре цветок
Прекрасен был и одинок.
Мечтал он о семье большой
Чтоб не грустить опять весной.
Гуляя, девочка одна цветочек увидала
Ухаживать за ним одним друзей своих собрала.
Цветочек жил, старался, цвел
Но все ж из жизни он ушел.
Ребята очень горевали
Но через год, прибыв туда, цветочек увидали,
Он был прекрасней, чем тогда.
И счастью не было конца!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"
Проект урока по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс
Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...