Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleksandr_ivanovich_kuprin.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Александр Иванович Куприн «Чудесный доктор».
Цель урока:
Оборудование:
обратить внимание на то, что в мирной жизни людям приходится сталкиваться со многими проблемами: болезнями, безработицей, и как важна поддержка окружающих; познакомить учащихся с особенностями композиции рассказа, рассказать о чудесном докторе ПироговеН.И.
портрет Куприна
Чудесный - чудный, очень хороший..... Вымысел - то, что создано воображением,
фантазией.
Милосердие - готовность помочь кому -либо или простить из-за сострадания.
А ты? Скажи:
Какой ты след оставишь? Незримый прочный след В чужой душе на много лет? О. Высоцкая.
Ход урока.
«Что ты хочешь? Ответь!«
Жизнь спросила меня.
Или что-то иметь?
Или что-то понять?
Нет, я злато менять
Не желаю на медь:
Мне важнее понять,
А не что-то иметь.
Обойдусь без богатства,
Но, судьба, мне пошли
Щедрый дар любоваться
Всем богатством земли!
Мне понять бы, постичь бы
И в грозу и в пыли
Красоту и величье
Человечьей души!
Понять красоту человеческой души, научиться понимать друг друга, вовремя прийти на помощь человеку, подарить радость и самому ощутить людское участие, - что может быть важнее всего на свете? Не это ли делает человека счастливым?
Жизнь людей на Земле - и взрослых, и детей - на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.
Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким дорогим людям... Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда у сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как чудо. А название этому чуду - добро и милосердие людей.
«Все отчаянней сердце стучит,
Не погибни во мне, доброта.»
Бесценное это человеческое качество - доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь. Но и этому надо учиться - делать людям добро. А учат нас этому книги. Вот и сегодня мы будем говорить о такой, которая преподает нам урок доброты, милосердия. Это рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор». Вы получили индивидуальные задания.
И одно из них было: подготовить рассказ о писателе, его творческой судьбе. Но прежде, чем мы послушаем рассказ, посмотрите на этот портрет. Перед вами портрет А. И. Куприна. Всмотритесь в это удивительное доброе, простое, уставшее лицо.
Сдержанность, молчаливость, и даже некоторая суровость видится во взгляде, но вместе с тем нескрываемая доброта.
Ученица делает сообщение о писателе Куприне.
Кто из вас прочитал рассказ Куприна?
Сколько рассказчиков в этом произведение? (Два: тот с кем произошла эта история, и тот, кто рассказывает ее нам).
Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».
С чего начинается этот рассказ? (Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла).
Обратите внимание на значение слова «вымысел».
Как вы понимаете смысл сказанного?
Учитель читает начало рассказа. «Гриш, а Гриш!»
Как вы думаете, чем их привлекла витрина магазина?
Что возбуждало в одинаковой степени их умы и желудки?
(Изобилие разных продуктов).
В какое время происходят действия в рассказе?
Любите ли вы это время?
Какие чувства испытываете вы при приближении этих праздников? (ожидание подарка, чуда, сюрприза)
Могут ли мальчики Гриша и Володя надеяться на сюрприз, подарки вэти праздничные дни?
Что вы узнали о них и их поручении?
Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы
семейства Мерцаловых?
Почему швейцар не передал письмо хозяину?
(Очевидно, что он жестокий и злобный человек, не любит тех, кто беден).
Где жили мальчики? (текст)
Описание жилища.
Диалог «Разговор с матерью».
Почему сложилась такая трагическая обстановка в семье
Мерцаловых?
Как ведет себя отец? Какое у него настроение?
И в таком настроении он забрел в сад, который был расположен в
центре города?
О чем он думает среди глубокой тишины и великого спокойствия?
(Вот лечь бы и заснуть)
Кто помешал исполнить ему это страшное намерение?
Разговор со стариком (чтение диалога в лицах)
Как же повел себя после разговора с Мерцаловым незнакомый старик? Что он предложил Мерцалову?
Какую картину увидел доктор, когда вошли в подвал, где жил Мерцалов?
Кем оказался незнакомый старик?
Кто из вас слышал о докторе Пирогове?
Сообщение о Пирогове.
Николай Иванович Пирогов, профессор медицины родился 13 ноября 1810 года в Москве. Примечателен тот факт, как Пирогов стал доктором. Пирогова-ребенка поразил профессор Мухин - светило медицины, которого пригласили к больному брату Николаю. Он приезжал каждый вечер, торжественно вступал в дом, скидывал на руки няньке тяжелую шубу, важно шествовал к больному. Николай запомнил массивный, сильно выступавший подбородок. И голос. Убедительный. Не поверить такому нельзя.
Брат выздоровел. В семье только и разговаривал, что о докторе. Словно чародей посетил. И Николай Пирогов стал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, он стал студентом Московского университета. Нелегким был его путь в медицине. Он многое сделал и хотел сделать для русской науки, но не всегда его понимали и принимали. А он был гордым и честным человеком, который создал для будущего новую науку.
«Люблю Россию, люблю честь Родины, а не чины», - писал он. Он лечил всех: и императора Александра, когда во время прогулки по летнему саду в него выстрелил террорист. Но более всего в его приемной ждали бесчисленные пациенты, в основном, бедные люди. Они шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт, и не дать ему денег на рецепт было нелепо. И он попросту
раздавал деньги беднякам. За годы своей жизни Пирогов сделал сотни прекрасных операций, съездил на две войны, где оказывал помощь раненым, изложил на полутора тысячах печатных страниц теорию военной хирургии. Умер Н. И. Пирогов 23 ноября 1881 в своей усадьбе в селе Вишня.
Благотворительная деятельность Пирогова - врача оставила след в художественной литературе. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому, что все может. Но рассказ достоверен - это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.
Учитель. Если кого-то заинтересует история жизни этого человека, вы можете прочесть о нем в этой книге.
Возвращаемся к рассказу Куприна.
Как описывает автор действия врача Пирогова?
Как отреагировали Мерцаловы на действия доктора?
Как же узнал Мерцалов фамилию своего благодетеля?
Чем еще помог Пирогов семье Мерцаловых?
Когда это произошло? (В сочельник)
Это было похоже на чудо.
Почему Григорий называет его святым человеком?
Название этому чуду - человеческая доброта.
Умение помочь другому человеку, который нуждается в этой помощи. Каждый из нас должен быть готов к этому и помнить о том:
Какой след
Незримый прочный след
В чужой душе оставим мы
На много лет.
Такой след, который оставил в жизни других людей профессор Пирогов. И главное - никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кому хуже, чем вам. Можно ли согласиться со словами Г.Мерцалова, что «то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе, угасло невозвратимо».
Не жалейте сердца
Не таите доброты и нелепости своей
Не своих прозрений и открытий
Не таите в жизни от людей.
Жизнь - она всегда сплошные муки
По земле, идя одной тропой
Щедрый на любовь живет богато
До могилы бедствует скупой.
Торопитесь все отдать при жизни
Что б уйдя в небытие во власть.
Сильным ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой Родине припасть.
Домашние задание: Написать отзыв о
прочитанной книге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Сказочное творчество Салтыкова-Щедрина"
Презентация к уроку...
методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.
Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...
Методическая разработка урока по творчеству С.А. Есенина "Тема Родины и природы в лирике Сергея Есенина"
Урок по дисциплине «Литература» «Тема Родины и поэзии в лирике Сергея Есенина» знакомит студентов с особенностями творческого метода поэта, истоками народности. Студенты делятся своими исследованиями ...
Методическая разработка урока по творчеству Н.Ф Катанова для 6 класса по темеУзнаем больше о Соединенном Королевстве. Великие люди.
В материале содержится информация о разработке урока по творчеству Николая Федоровича Катанова и сценарий урока для учащихся 6 класса по теме" Узнаем больше о Соединенном Королевстве. Великие лю...
«Лучшая методическая разработка урока по творчеству К.Ш. Кулиева», посвященного 100-летию со дня рождения К.Ш. Кулиева
Дерсни темасы: «АНАМА СЫН» Къулийланы Къайсын Шуаны жашы. (2 слайд) (классдан тышында окъургъа) (3 слайд)Дерсни мураты: 1. Къулийланы Къайсынны жашау эм ч...
Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"
Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...
Методическая разработка урока по творчеству русских поэтов 19 века.
Методическая разработка урока по творчеству русских поэтов 19 века. Для обучающихся 6 класса...