Презентация "Теплый хлеб" К.Г. Паустовский
презентация урока для интерактивной доски по литературе (5 класс) по теме
Презентация "Черты народной сказки в произведении К.Г.Паустовского«Тёплый хлеб»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teplyy_hleb_paustovskiy.ppt | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Литературная сказка К.Паустовский «Теплый хлеб»
Черты народной сказки в произведении Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб» ЦЕЛЬ УРОКА: Проанализировать поступок главного героя. Обозначить сказочные мотивы произведения. Определить выразительные средства языка.
Попробуй, перескажи. Если бы понадобилось пересказать эту сказку одним предложением, как бы вы это сделали? В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конём, и из-за этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение.
Главные герои. Мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя» Вороной конь Панкрат Бабка
ПЛАН 1.История раненого коня. 2.Панкрат-колдун. 3.Трудная зима. 4.Филька по прозвищу «Ну Тебя». 5.Злорадный окрик Фильки. 6.Обезумевшая метель. 7.Рассказ бабки. 8.Решение Фильки. 9.Разговор Фильки с Панкратом. 10.Сорока. 11.Работа у мельницы. Тёплый ветер. 12.Запах хлеба. 13.Примирение.
История раненого коня Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне…Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди- помогал Панкрату чинить плотину.
Панкрат-колдун. мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.
Трудная зима. Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам «побираться».Постоит, пофыркает, постучит мордой о калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или черствого хлеба… … каждый считал своей обязанностью его покормить.
Филька по прозвищу «Ну Тебя» Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя».Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»
Жестокий поступок Фильки. Филька наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал: -На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!
Зима в Бережках Какие выразительные средства использует автор, создавая зимний пейзаж?
Обезумевшая метель. … тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег… Ревела, обезумев, метель…
Сказка столетней давности.
Решение Фильки. Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице.
Совет Панкрата. Панкрат посоветовал изобрести спасение от стужи. Он дал Фильке на это час с четвертью.
Сорока. … полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летала у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замерзнуть.
Что придумал Филька? … соберу со всей деревни ребят. … будем рубить лёд у лотка около мельницы,покамест не дорубимся до воды
Работа у мельницы.
Тёплый ветер. Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.
Запах хлеба. Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной корочкой…
Примирение с конем. Филька принес коню буханку свежего хлеба. Конь съел хлеб и положил голову Фильке на плечо.
Тест по сказке «Тёплый хлеб» 1.Какой масти был раненый конь? а)белый; б) чёрный; в) вороной; 2.Какое прозвище было у Фильки? а) Фу Тебя; б) Ну Тебя; в) да ну тебя
Тест по сказке «Тёплый хлеб» 3.Сколько лет назад, по словам бабки, был такой же случай? а) 50; б) 200; в) 100. 4.Сколько времени дал Фильке Панкрат? а)два часа; б) час с четвертью; в) полтора часа.
Тест по сказке «Тёплый хлеб» 5.Почему Филька отправился к Панкрату за советом? а) захотел сам; б) послали ребята; в) посоветовала бабка. 6.Что посоветовал Панкрат Фильке? а) изобрести спасение от стужи; б) извиниться перед конём; в) стать добрее.
Тест по сказке «Тёплый хлеб» 7.Какую роль сыграла сорока в спасении людей? а) помогла им советом; б) позвала тёплый ветер; в) мешала им своим стрекотанием.
Ответы к тесту «Теплый хлеб» 1- в 2- б 3- в 4- б 5- в 6- а 7- б
Пословицы и поговорки о хлебе. Хоть хлеба хороши, а пашню паши. Хлеба нет, так и друзей не бывало. Хлеб с солью не бранится. Хлеб-соль ешь, а правду говори. Голодному хлеб на уме. Хлеб в пути не тягость. Хлеб за брюхом не ходит.
Пословицы и поговорки о хлебе. Хотя палата бела, да без хлеба скушна. Чужой хлеб вкусен. Хлеба ни куска и в городе тоска. Хлеб-соль кушай,а добрых людей слушай. Хлеб да вода- здоровая еда. Снег глубок и хлеб хорош.
Жанр произведения. Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.
Реальные мотивы 1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный озлобленный мальчик. 2.Инвалид, просящий подаяние. 3. Решение Фильки идти за помощью к людям. 4.Совместная работа, растопившая льды, возвращение к жизни мельницы и деревни.
Сказочные мотивы 1.Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека. 2.Рассказ бабки (легенда). 3.Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру.
«Теплый хлеб» Вывод: Злое дело надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому.
Домашнее задание 1.Найдите выражения в сказке, которые могут быть поговорками, пословицами, выражающими народную мудрость. 2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Цена хлеба» или запишите рецепты приготовления блюд из чёрствого хлеба. Выразительное чтение рассказа Паустовского «Заячьи лапы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок литературы в 5 классе по рассказу К.Паустовского "Теплый хлеб"
Урок был дан в рамках районного ресурсного центра в технологии критического мышления...
К. Паустовский "Ильинский омут"
Презентация и пояснения к презентации...
К.Г.Паустовский. Путешествие в литературный музей писателя. История создания рассказа «Телеграмма». Авторская позиция в рассказе.
урок, литература, анализ рассказа, авторская позиция...
анализ текста (по Паустовскому)
Прочитайте текст К.Г. Паустовского (для учителя)Значение каждого писателя определяется тем, как он действует на нас, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, о...
анализ текста (по Паустовскому)
Прочитайте текст К.Г. Паустовского (для учителя)Значение каждого писателя определяется тем, как он действует на нас, какие чувства, мысли и поступки вызывают его книги, о...
«Постигая трудность добром…» (сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»)
материал о проведении урока литературы в 5 классе по сказке К.Паустовского "Тёплый хлеб"...
Урок литературы 8 класс по теме: ««За добро плати добром, не будь пустельгой». К.Паустовский (по рассказу К.Г.Паустовского « Телеграмма»)
Урок-размышление о значение родителей в жизни человека....