урок по литературе К.Бальмонт "Золотая рыбка"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШс.Тепловка Новобурасского района Саратовской области».
Предметное рисование как проникновение в текст.
К.Бальмонт
«Золотая рыбка».
Учитель русского языка и
литературы первой
квалификационной категории
МОУ «СОШ с.Тепловка»
Лепишина С.В.
2009/2010 год
Цели:
- Научить анализировать литературное произведение через предметное рисование;
- Развивать мыслительную деятельность, абстрактное мышление ( воображение), культуру речи, навыки выразительного чтения;
- Эстетическое воспитание через образы, звуки, цвет.
Задачи:
- Познакомить с известными произведениями искусства.
- Развивать кругозор учащихся.
- Умение видеть и понимать прекрасное.
Оборудование:
Для учителя: мультимедийное оборудование, таблица, лист ватмана для творческой работы.
Для учащихся: раздаточный материал, карандаши, альбомный лист бумаги
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Активизация познавательной деятельности учащихся.
-Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением К.Бальмонта «Золотая рыбка» постараемся увидеть то, что находится за строкой стихотворения ( образы, звуки, цвет) и через эти открытия выйдем на тему и идею произведения. Слайд 1,2
3. Изучение нового материала.
а) Знакомство с писателем К.Бальмонтом. Слайд 4.
б) Чтение стихотворения учителем.
-Понравилось ли вам стихотворение?
-Куда мы попали вместе с автором стихотворения?
- Мы живем в мире, в мире разнообразнейших чувств и настроений. Только задумайтесь над тем, сколько различных чувств мы переживаем за короткий срок - за один день.
-Какие же чувства вы испытали, слушая стихотворение? А вот радость, веселье, любовь. Какого цвета эти чувства? Горе, ненависть, тоска?
Я хочу познакомить вас с символическими значениями цвета. Конечно, у каждого человека свое цветовое восприятие чувств, поэтому эта таблица условна.
-Если бы вы были сценаристами, сколько картин – образов вы бы выделили?
в)Композиция стихотворения: ( работа по заполнению таблицы)
У вас на столе таблица. Возьмите ее. Мы будем заполнять ее, анализируя стихотворение. Прочитаем 1-2 строфу. Озаглавьте. « Веселый бал». Слайд 5.
а) Выделите ключевые слова, запишите в таблицу:
Веселый бал
Легкие качели
Ветерок
б) Какие чувства выражают эти слова? Веселье
Легкость
Свежесть в) Какого цвета эти чувства?
Прочитаем 3-4 строфу. Озаглавьте. «Лунная ночь». Слайд 6.
а) Выделите ключевые слова, запишите в таблицу:
Луна
Бабочки
Звезды
б) Какие чувства выражают эти слова?
Мечта
Полет
Романтика в) Какого цвета эти чувства?
Прочитаем 5-6 строфу. Озаглавьте. « Таинственная рыбка». Слайд 7.
а) Выделите ключевые слова, запишите в таблицу:
Музыка звучала
Улыбка промелькнет
Тишина
б) Какие чувства выражают эти слова?
Надежда
Неожиданность
Радость
в) Какого цвета эти чувства?
Прочитаем 7-8 строфу. Озаглавьте. «Звучание скрипки и любви». Слайд 8
а) Выделите ключевые слова, запишите в таблицу:
Песня раздается
Любовь журчит
Весна смеется
б) Какие чувства выражают эти слова?
Радость
Любовь
Веселье
в) Какого цвета эти чувства?
г) Цветовая гамма, картина предмета речи. Слайд 9
- Ребята, обратите внимание на последний столбик таблицы. Это ваше цветовое восприятие различных чувств. Вы, наверное, представили приблизительно вот так. Какие цвета преобладают в моем восприятии? Радостные или грустные?
-Попробуем понять настроение поэта. А для этого мысленно представим себя на балу в замке. Что люди делают на балу?.. Конечно, танцуют. А какие же танцы без музыки? (включить запись Глинки « Вальс- фантазия»). Прошу всех встать.
Физкультминутка.
-Как чувствуют себя гости замка?
Всем весело, легко, радостно. Все счастливы.
3.Заключение.
- О чем это стихотворение? Тема? (Веселый бал).
- Идея? Основная мысль? ( Жизнь прекрасна, когда ощущаешь
счастье и любовь)
4. Закрепление и обобщение изученного
а) Творческая работа. - Ребята, я попрошу нарисовать вас то, что больше всего вам запомнилось из текста. Рисуем сразу цветными карандашами. Работа на 4 минуты.
б) Выставка работ на доске. - А я огорчена .Мне показалось, что вы невнимательно прослушали стихотворение. Вернемся к тексту. В какое время был веселый бал?
в) Коллективная работа. Аппликация.
-Бабочки кружились под луной, а луна бывает только ночью.
-Пруд качал звезду, а звезды в небе зажигаются по ночам.
-Посмотрим на рисунки. На ваших рисунках золотая рыбка. Скажите, можно ли увидеть ночью рыбку в пруду? А на балу кто- нибудь видел ее?
-Нет! Не видели ее музыканты бала…
-Какую же рыбку качал пруд? Догадались?
-Пруд качал в себе звезду. Звездочка то поднималась на волне, то ныряла. Да, это метафора. Отблеск ночной звездочки на воде напоминал золотую рыбку.
А вот как представил картину веселого бала в замке художник С.Ю.Судейкин. Слайд 10.
5.Итоги урока. Рефлексия.
Имеют ли чувства какой – нибудь цвет,
Когда они в душах кипят и зреют?
Не знаю, смешно это или нет,
Но часто мне кажется, что имеют.
Э.Асадов
- Ребята, у каждого из вас есть цветные карандаши. Выберите цвет, который более всего соответствует вашему душевному состоянию в настоящее время. Итак, перед нами уникальная картина – картина настроения 5класса.
Итоги: попрошу сдать таблицы и рисунки для оценки.
Домашнее задание: подготовиться к конкурсному чтению стихотворения наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий урока по чувашского языку "Аквариумные рыбки"
Урок на тему "Аквариумные рыбки". Позволяет развить творческие способности ребёнка,ввести на уроке элементы проектной деятельности....
Презентация и конспект к уроку ИЗО в 1классе "Красивые рыбки"
Данная разработка предназначена для урока изобразительного искусства в 1 классе по программе «Изобразительное искусство 1-4 класс» Неменского Б.М. Учителю представляется возможность ...
Конспект урока по литературе. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина.
Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться сегодня, первого сентября, в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем. 2015 год в...
Урок-игра «Старик и золотая рыбка» с тестом на сервере БАНКТЕСТОВ. 5 класс.
Урок-игра «Старик и золотая рыбка» 5 класс- это итоговый урок....
Урок: «Аппликация из геометрических фигур «Рыбка».
Урок: «Аппликация из геометрических фигур «Рыбка».Тип урока: Урок закрепления знанийМетоды работы, использованные на уроке: словесные, наглядные и практическиеЦель урока: Р...
Конспект урока родной литературы "А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжѐлое детство, сострадание, чуткость, доброта)....