Урок по А. Костюнину
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Провела урок по произведениям А.Костюнина и ещё раз убедилась, что такие произведения не могут оставить равнодушным читателя. Подростки уходили с урока со слезами на глазах. Значит, автор сумел «задеть» струны детской души. Значит, подростки умеют чувствовать. Значит, нужны такие произведения. Спасибо автору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_poa._kostyuninu.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ермакова С.В., учитель русского языка
и литературы МОУ СОШ №30
г.Калиниграда
Урок -размышление
по творчеству А.Костюнина
Учитель: Сегодня наш урок мы посвящаем знакомству с творчеством современного писателя А.Костюнина. В 2007 году на Международном конгрессе писателей русского зарубежья «Русское слово - связующая нить времени» за книгу « В купели белой ночи» писатель награждён дипломом 1-ой степени с присвоением звания лауреата премии им. А. Куприна и вручением памятного знака « За вклад в русскую литературу».
Об этой книге и пойдёт речь на уроке.
Вначале познакомимся с самим автором. ( Презентация. Рассказ ученицы о писателе по материалам Интернета)
Учитель: А теперь я хочу спросить у вас, ребята: Стоило ли читать произведения А. Костюнина? Какое впечатление произвели они на вас?
( Стоило. Его рассказы заставили на многое посмотреть по-новому. Серьёзно проанализировать свои поступки. Впечатление сильное. Посоветовали прочитать своим друзьям).
Учитель: У нас сегодня урок – размышление. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня размышлять?
Ученики: 1) о добре и зле
2) о жестокости и о милосердии
3) и вообще о человечности
Учитель: Как всегда, всякая встреча заканчивается вопросами, пожеланиями. Прошу вас сформулировать вопросы в процессе нашего разговора, которые вы хотели бы задать автору.
А теперь начинаем работу над произведениями.
1) Какие чувства вы испытали, прочитав рассказ «Рукавичка»? ( На душе стало тяжело?
2)Отчего такая тяжесть? Передайте своё состояние, проанализировав эпизоды рассказа. (Анализируют эпизод «Учительница ищет рукавичку, жестоко унижая детей», «Отношение одноклассников к Юрке Гурову» и делают вывод: Школьные годы стали для Юрки тюрьмой, а он- изгоем).
3) А почему во взрослой жизни положение Юрки не смогло измениться в лучшую сторону? (Время было жестокое. 90-ые годы. Рассказ по тексту.
И жизнь Юрки Гурова закончилась трагически).
Учитель: Какую проблему поднимает автор?(Проблему жестокого отношения людей).
Какова его позиция?(Неравнодушный человек. Заставляет читателя задуматься о том, что всегда рядом есть.люди, которые нуждаются в поддержке. И надо найти в себе силы изменить настроение « толпы».Как раз об этом строчки из Евангелия от Луки, которыми заканчивается рассказ: « На небесах более радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии»)
А ваша?( Мы разделяем его позицию).
Учитель: 1)Меняется ли ваше настроение после прочтения рассказа «Вальс под гитару»?( Грустное потому, что у мальчика нет отца; подарок же , который получает мальчик, заставляет порадоваться за него ).
2) Вальс- это музыкальный фон, или авторский приём? (авторский приём)
3) С какой целью использует его автор?(как связующее звено между отцом и сыном). Какой вальс играет мальчик?( «НА сопках Маньчжурии).
Учитель: Давайте послушаем этот вальс.
4) Расскажите историю мальчика. Что в ней вас особенно тронуло?
(История мальчика заканчивается счастливо. Ему встретился человек с добрым сердцем. Автор утверждает,что есть такие люди, которые готовы бескорыстно помочь, поддержать того, кто в этом нуждается. Значит, не всё потеряно. И в первом, и во втором рассказе есть учительницы. Но они такие разные. Во втором рассказе учительница смогла вселить мальчику веру в себя. Вовремя это сделала и правильно. Хочется сказать ей спасибо)
Учитель: Я хочу предложить вам небольшую исследовательскую работу. Понаблюдайте над особенностями стиля автора.
Ученики:
Мы понаблюдали над особенностями стиля рассказа «Рукавичка». Язык его выразительный, эмоциальный. В начале рассказа автор использует эпитеты: жизнь «новую, яркую, возвышенную», «заливистый» звонок, которые настраивают на положительные эмоции, но постепенно тон повествования меняется, и в финале появляется набор слов, рисующих контрастную картину: укор, чувство вины, заныло, боль.
Очень много сравнительных оборотов, которые помогают более точному восприятию описываемого
( «точно древесные кольца», « как стайка взъерошенных воробьёв» и т.д.). Диалектные слова «пилькаем»,»капом» дают возможность понять язык той местности, откуда герои А. Костюнина. Да и в самом названии книги мы находим и метафору («купель»), и оксюморон («белой ночи»), что означает очищение души человека.,как в крещенской купели. Души каждого человека!
Представляется интересным использование эпиграфов из Евангелия от Луки и на философскую тему. Это побуждает к глубоким философским размышлениям.
Учитель: К какому выводу вы пришли, прочитав рассказы А Костюнина?
Ученики: Произведения А.Костюнина написаны и для взрослых, и для подростков. Их надо читать, чтобы избавляться от зла в человеческих душах.
Учитель: Подводя итоги наших размышлений, хочу привести слова К. И. Пирогова: « Хорошая книга, как хорошее общество, просвещает и облагораживает чувства и нравы». Думаю, они в полной мере относятся к книге А.Костюнина «В купели белой ночи».
Учитель: А теперь задайте автору свои вопросы и выскажите пожелания.
1)Что вас подтолкнуло к написанию ваших рассказов?(Настя)
2)Ваши произведения автобиографичны?(Вика)
3) мне очень понравились рассказы А. Костюнина. Хочу его поблагодарить. И пожелать писать больше таких произведений, чтобы они учили нас поступать правильно.(Татьяна)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Судьба? Рок? Случай? Урок – педмастерская по рассказам А. Костюнина «Рукавичка» и «Вальс по гитару»
Судьба? Рок? Случай?Урок – педмастерская по рассказам А. Костюнина «Рукавичка» и «Вальс по гитару» Цели: *Познакомиться с произведением современной литературы, современным автором.*Учить вы...
Преступление и ненаказание ( Исследователтские материалы к уроку по рассказу А. Костюнина «Рукавичка»)
Преступление и ненаказание( Исследователтские материалы к уроку по рассказу А. Костюнина «Рукавичка») Необыкновенно современно звучит тема рассказ - тема ответственности школы за судьбы дет...
Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»
laquo;Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...
Разработка урока литературы по произведению А.В.Костюнина «Рукавичка» ( с использованием приема критического мышления через чтение и письмо)
Урок внеклассного чтения разработан по произведению А.В.Костюнина "Рукавичка" для 5-7 классов( с использованием приемов критического мышления)...
Урок внеклассного чтения" Мы все вышли из детства"( по рассказу А.Костюнина "Рукавичка")..
Урок построен с использованием кейс- метода....
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Костюнина "Поводырь"
Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А.Костюнина "Поводырь". А.Костюнин - современный писатель, творчество которого пронизано любовью к человеку. В основе рассказов положены размышлен...
Конспект урока по рассказу Костюнина "Рукавичка"
Разработка урока для учащихся 7 класса....