Становление Калининградской литературы
элективный курс по литературе (10 класс) по теме

Занятие элективного курса«Литература Калининградской области»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury._kal-aya_oblast.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Ермакова С.В., учитель русского языка и

                                                           литературы

                СТАНОВЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

         

(занятие элективного курса

«Литература Калининградской области»)

Цели

  • Дать представление учащимся о литературной жизни родного края.
  • Раскрыть взаимосвязь развития литературной жизни края и страны.
  • Воспитывать нравственные идеалы.

Предварительные задания к уроку

  • Собрать материалы по творчеству писателей (индивидуальные задания).
  • Работа с архивными документами по истории Калининградской области.
  • Подготовка группой учеников сценок из жизни первых жителей нашего края.

Оборудование

  • Портреты писателей.
  • Ксерокопии газет 1945 – 1950 годов.
  • Словарная работа (очерк, фельетон).
  • Таблички архивариуса с датами событий
  • Стихи Сергея Погоняева.

Ход урока

Учитель.  Добрый день.

       Я хотела бы наше сегодняшнее занятие начать с чтения стихов Сергея Погоняева (на доске).

       Этот город рос со мною,

       На моих глазах.

       Без него чего я стою? –

       Так я и сказал.

?   Что хотел сказать нам поэт?

       (Наша жизнь тесно связана с жизнью нашего города, нашего края).

Учитель.  Мы продолжаем знакомство с историей нашего  края, его литературой.  

       Сегодняшнее наше занятие посвящено становлению калининградской

       литературы.

       В течение года мы будем знакомиться с творчеством многих писателей, чьи имена неразрывно связаны с нашей землёй. Некоторые из них приехали сюда по направлению правительства, других влекла романтика, многие, побывав здесь один раз, влюблялись в этот край и уже не мыслили себя вне этой красоты. Молодые писатели и поэты уже родились здесь.

       Как отмечают многие критики, наша литература необычайно многообразная, разножанровая, своеобразная. Изучать, осмысливать это мы будем на следующих занятиях, а сегодня наша цель – узнать, как все начиналось, кто был у истоков калининградской литературы, о чем они писали, что волновало их, какие темы, жанры были особенно актуальны для того времени.

       Помогут воссоздать обстановку того времени нам архивные работники – Наташа и Оля, две наши одноклассницы, Даша и Саша сыграют роль первых переселенцев, а следовательно, первых читателей нашей области.

       Многие из вас получили индивидуальные задания к сегодняшнему уроку, и я надеюсь, что все вместе мы сможем получить представление о литературе нашего родного края.

?    Предыдущие наши занятия были посвящены литературе Пруссии, почему?

               (Мы живем на земле, богатой традициями, давшей миру много известных

               людей, в том числе писателей, поэтов, драматургов).

       Демонстрация отрывка из фильма «Кёнигсберг в веках» ( о культуре и искусстве нашего края).

?    Чьи имена вам запомнились?

       Какие памятники известным людям, деятелям культуры сохранились и установлены на нашей земле?

               (обращение к стенду с портретами известных деятелей культуры,

               фотографиями памятников).

Учитель.  Не сразу покаяние и примирение пришли на нашу землю, не сразу были осознаны нашим обществом неразрывность многих культур и необходимость духовного обогащения.

?    Почему не сразу?

               Только что закончилась война, люди враждебно относились ко всему,

               связанному с немецкой культурой, с немецкой нацией.

Учитель.  7 апреля 1945 года начинается окончательный штурм Кёнигсберга, а уже 9 апреля издан первый приказ военной комендатуры.

Архивариус.  Вся история Калининградской области подробно изложена в приказах, документах постановлениях, собранных в многотомном издании, недавно выпущенном в Калининграде

               (представляет книгу).

       17 июня 1945 года, то есть среди первых приказов, был издан и приказ об организации средней школы для советских детей. 16 сентября 1945 года состоялось её открытие .

               (таблички с приказами крепятся на доске).

       Среди первых учеников этой школы – будущий калининградский писатель Юрий Иванов.

Выступление ученицы  (задание на дом) об Юрии Иванове.

Учитель.  О чем ещё расскажут наши архивариусы? Какие новости придут из далекого 1945 года?

Архивариус.  30 сентября 1945 года открытие памятника 1200 гвардейцам, павшим при штурме Кенигсберга

               (табличка с приказом крепится к доске)

Учитель: ?  В чем особенность этого мемориала? 

               (это был один из памятников героям войны).

?    Когда там бывает особенно людно?

               (9 мая, в памятные даты, в дни свадеб…)

?    А когда люди еще приходят к памятнику?

               (когда надо о чем-то подумать, что-то осознать).

Чтение стихотворения Сэма Симкина «1200» в исполнении ученицы

Учитель.  То, что этот памятник один из первых был возведен на нашей земле, в очередной раз подчеркивало, что это земля теперь русская, хотя и называлась пока Кенигсбергская область. Но самое главное было в том, что эту землю начали заселять и осваивать русские люди.

               Это были переселенцы.

               Дадим им слово, их диалог основан на документах, письмах, сводках из

               того далекого 1946 года.

Сценка из жизни переселенцев (по материалам из архива)

               Даша.  Как устроились соседи?

               Саша.  Неплохо, все наши односельчане переехали. Говорят в этом

                           месяце 30 тысяч человек переехало.

               Даша.  Хорошо, только, говорят, сократят продовольственные пайки и

                           морозы такие сильные, что даже немцы таких не помнят.

               Саша.  У моих соседей Фроловых большая семья, живут голодно, один

                           ребенок после переезда умер, двоих соседи на воспитание взяли.

Архивариус.  Антонина Семеновна Николаева  из Ладушкина писала: «Мы ели траву из-под снега, мороженую картошку, выбирали зернышки овса из маминых ботинок, когда она приходила с работы на ферме.

       Буханка хлеба стоила сумасшедших денег или её можно было выменять на шкаф, или на кольцо».

Учитель.  Но люди жили, ходили пешком на работу по 2 – 3 часа, разбирали завалы, руины и строили своё будущее. Людям не хватало многого, но помимо еды, тепла, им не хватало новостей, информации.

Архивариус.  29 сентября 1946 года в Калининград прибыла первая группа журналистов, направленных из Москвы для организации газеты «Калининградская правда»

               (табличка с информацией крепится к доске).

Учитель.  Среди первых журналистов был Илья Жернаков.

               Сообщение о творчестве И. Жернакова, воспоминания его близких

               (внуки журналиста учились в нашей школе) читает ученица.

Учитель.  Во вновь открывшейся типографии набирается одна из первых книг местного издательства «Восточно-Прусская операция Красной армии. Штурм Кёнигсберга»

               (демонстрация книги).

       А 9 декабря 1946 года выходит первый номер «Калининградской правды». О чем же писалось в первых номерах нашей газеты, послушаем наших переселенцев.

Сценка из жизни переселенцев.

               (Ученицы зачитывают новости из газет того времени, на доске ксерокопии

               одного из первых выпусков газеты).

               Даша.   Область готовится к выборам в Верховный Совет, во всех  

                             населенных пунктах открыты красивые уголки агитаторов.

               Саша.   Восстановлен и вступил в эксплуатацию мощный разрушенный

                            во время войны холодильник, находящийся около рыбного порта.

               Даша.   Организован областной музей Отечественной войны и штурма

                             Кенигсберга.

               Саша.   В колхозе «Звезда» Гурьевского района корова отелилась сразу

                            тремя телятами.

               Даша.   Открылся детский санаторий в Отрадном, готовятся к открытию

                             пионерские лагеря на побережье.

               Саша.   Начались первые репетиции драмкружка в колхозе имени

                            Сталина в Гвардейском районе.

Учитель.   Газеты читали везде, главные жанры – статьи, очерки, фельетоны.

               Словарная работа со словами, записанными на доске (очерк,    

               фельетон).

               Чтение фельетона из газеты «Калининградская правда» 1947 года.

               Даша.   «В нашей области вся обстановка благоприятствует

                             проникновению чуждого влияния в детскую душу. Дети живут на

                             онемеченных землях. Дома, улицы, домашняя обстановка, живые

                             немцы, выступающие кое-где в роли домашних прислуг и

                             воспитательниц, их внешний вид, их воздействие – все влияет на

                             формирование сознание ребенка, предрасполагает детей к

                             восприятию чуждых влияний. Не случайно поэтому в

                            Черняховской средней школе девочки старших классов своим

                            видом подражают западным модам.

                            Зайдешь в класс и не понимаешь, кто перед тобой – русские или

                            немецкие дети».

Архивариус.  Для улучшения идеологической работы среди молодежи. 18 октября 1948 года вышел первый номер областной газеты «Калининградский комсомолец»

               (табличка с датой прикрепляется к доске)

Учитель.   На страницах газет публикуются стихи, повести первых журналистов

               Сообщения учащихся о творчестве

               П.Я.Воробьева, В.В. Остена, В.П. Ярошова.

Учитель.   23 января 1953 года выходит в свет роман Ф. Ведина «Город – будет»,первая художественная книга о Калининграде и калининградцах. Автор подробно описал жизнь Калининграда: стройки города, первомайские демонстрации…  Были изложены реальные факты – обвалы зданий, гибель людей.

В романе нашли место слухи того времени: «под городом Балтийском есть секретное подземелье и целая эсесовская дивизия, вооруженная до зубов, только и ждет приказа, чтобы выйти из убежищ и перерезать всех жителей города.

Архивариус.  Май 1951 года – в издательстве «Калининградская правда» вышел первый сборник произведений писателей и поэтов Калининградской области, а

газета «Калининградский комсомолец» в этом же году объявляет конкурс на лучшую частушку. За месяц их прислали 995 штук, за I  место был дан денежный приз, скоро частушки-победители распевались по всей области.

               Сценка. Девочки – переселенки исполняют частушки тех лет.

Архивариус.    В марте 1957 года выходят в свет многотиражные газеты в Озерске, Гвардейске, Гурьевске, в ближайшее время они выйдут и в других райцентрах.

Учитель.  Появляются в печати книги М. Родионовой, необычайно разнообразные по жанру (от лирических зарисовок  с Куршской косы до произведений о войне).

               Сообщение о творчестве М. Родионовой, подготовленное учеником.

Учитель.  Сперва влюбляется в этот край, пишет о нем, а потом и переезжает насовсем Ю. Куранов, известный мастер лирической миниатюры (сообщение ученика).Работа со стендом «Калининградская литература». Обращение к стенду с материалами о калининградских писателях. Все эти и многие другие писатели успешно представляют калининградскую литературу, живут с нами бок о бок или жили раньше. Задача нашего элективного курса – познакомиться с их творчеством, биографией, судьбой. Сегодня мы попытались вспомнить, представить, как все начиналось.

?   Что, с вашей точки зрения, отличало калининградскую литературу, в чём было её своеобразие? (Создавалась в трудное время, при освоении чужих земель, в необычайно короткие сроки, читательская аудитория была очень разнообразна).

                                           

                                                     Домашнее задание

               Оформление записей в тетради.  Сочинение – исследование «Как отрази-

               лась жизнь страны, нашего края в произведениях первых калининградс-

               ких писателей и поэтов»

 

                             

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Толстой "Детство", "Отрочество". Работа над собой. Нравственное становление личности (по учебнику Р.Н.Бунеева).

Это последний урок в системе уроков по творчеству Л.Н.Толстого в 7 классе. Основная тема урока - это становление детского характера, "диалектика" детской души....

Становление и эволюция реализма в русской литературе XIX века.

Становление и эволюция реализма в русской литературе 19 века...

Истоки русского реализма.Становление русской литературы в 18 веке.

Методическая разработка "Истоки русского реализма. Становление русской литературы в 18 веке" представляет собой лекционный материал, отражающий зарождение, становление и развитие русского реализма от ...

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11 Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11. Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, м...

Влияние духовной литературы на становление личности школьника.

Возрождение православной культуры – необходимый процесс в общеобразовательном учреждении, так как художественное произведение раскрывает духовные основы и формирует эстетическое восприятие литературы ...

Становление народного образования на территории Калининградской области.

В статье рассказывается о том, как происходило становление народного образования в самой западной точке России - Калининградской области. В основу работы была положена подборка статей по теме "Ст...

Экспертный лист по оценке научно-исследовательской работы по теме: «Становление и развитие дополнительного образования в Калининградской области»

Экспертный лист по оценке научно-исследовательской работы по теме: «Становление и развитие дополнительного образованияв Калининградской области»...