Истоки русского реализма.Становление русской литературы в 18 веке.
методическая разработка (литература, 11 класс) на тему

Серова Татьяна Вадимовна

Методическая разработка "Истоки русского реализма. Становление русской литературы в 18 веке" представляет собой лекционный материал, отражающий зарождение, становление и развитие русского реализма от истоков до первой четверти XIX века.  В виду сложности учебного материала в качестве методики проведения выбрана лекция - модуль. Эта форма позволяет познакомить студентов с теоретическим материалом,  критической литературой, таблицей,отражающей исторические и культурологические события данного периода в истории России, хронографом писателя( краткая биография).  Работа с модулем позволяет оценить   индивидуальность писателя, осознать его вклад в развитие литературы 18 века и дальнейшее развитие литературного процесса. Модуль включает в себя и работу с другим видом искусства - живописью (представлен портретный жанр).

Преимуществом лекции - модуля является активизация мыслительной деятельности учащихся,  когда студент не только слушает и конспектирует, но и активно участвует в освоении лекционного теста, погружается в эпоху, изучает билграфию, делает выводы из своих наблюдений, а самое главное -  изучает произведения отдаленной для нас эпохи, проводя параллели с развитием литературы в XIX  и   XX веках.

Лекция разделена на три периода. После освещения   преподавателем каждого периода следует закрепление в виде выполнения соответствующей части модуля.  Модуль - это комплект дидактического раздаточного  материала, предназначенный каждому учащемуся.

Оборудование- книжная выставка с иллюстративным материалом; синхронистическая  таблица "Осьмнадцатое столетие"; портретная галерея (иллюстрации портретов Г.Р.Державина работы В.Л.Боровиковского, А.А.Васильевского, гравюра Иордана ( с портрета Тончи); толковый словарь В.И.Даля; комплект модуля - каждому студенту.

Приложение: справки "Особенности художественного направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), хронографы, таблица, портреты писателей, список использованной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derzhavin_102.docx80.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема, разработанная преподавателем  отечественной литературы Серовой Т.В. 

« Становление русской литературы в 18 веке. Периодизация. Смена и взаимодействие литературных направлений: классицизма, сентиментализма, романтизма, зарождение реалистических традиций. Феофан Прокопович как переходная фигура между древнерусской литературой  и 18 веком. Роль А.Кантемира, А.Сумарокова, В.Тредиаковского,  М.Ломоносова в формировании национального русского классицизма. Поэтика Г.Р. Державина. В.Г.Белинский о русской литературе».

Пояснительная записка.

Методическая разработка  «Истоки русского реализма» представляет собой лекционный материал, отражающий зарождение, становление и развитие русского реализма от истоков  до первой четверти XIX  века. Лекция состоит из теоретического  курса, разработанного преподавателем и включенного  в программу изучения отечественной литературы на втором курсе по специальности «Библиотековедение».

В виду сложности учебного материала  в качестве методики  проведения  занятия выбрана лекция – модуль. Эта форма позволила познакомить  студентов с теоретическим материалом, критической литературой,  таблицей, отражающей важнейшие исторические и культурологические события данного периода в истории  России,  биографией  писателей  (хронографами), произведениями данного периода.  Весь этот дидактический материал позволяет проанализировать индивидуальность художника слова, осознать его вклад в развитие литературы 18 века и дальнейшее развитие литературного процесса.  Модуль включает в себя и работу с другим видом искусства – живописью (представлен жанр портрета).

 Преимуществом   лекции – модуля     является  активизация мыслительной деятельности  учащихся,  когда студент не только слушает и конспектирует, но и активно участвует в освоении  нового лекционного текста, знакомится с историей своей родины, погружается в эпоху, изучает биографию писателей, делает выводы из своих наблюдений и, самое главное, – изучает литературные произведения отдаленной от нас эпохи, проводя параллели с развитием литературы в XIX  и  XX  веке. Все это способствует развитию самостоятельного мышления, активизирует творческие и умственные способности студентов, прививает любовь к чтению, воспитывает патриотические чувства.

Учебный  материал разделен  на три периода. После освещения преподавателем  каждого периода следует закрепление в виде выполнения соответствующей части модуля. Модуль – это комплект дидактического раздаточного материала, предназначенный каждому студенту.  Вопросы и задания в модуле сформулированы  с учетом разного уровня сложности, что позволит каждому студенту справиться с ним  в зависимости от способностей и начитанности. Итогом работы является  выполнение творческого задания (написание эссе, интервью писателя).

Методические приемы- индивидуальная работа, работа в паре ( с соседом), работа в группе, анализ поэтического текста (выразительное чтение и погружение в текст), лексический анализ  и работа с другим видом искусства – живописью,  написание эссе.

Оборудование - книжная выставка с иллюстративным материалом;  синхронистическая таблица «Осьмнадцатое столетие»[1]; портретная галерея (иллюстрации портретов Г.Р.Державина работы В.Л.Боровиковского,  А.А.Васильевского, гравюра Иордана(с портрета работы С.Тончи);  толковый словарь В.И. Даля; комплект модуля-  каждому студенту.

Приложение – справки «Особенности  художественного  направления»  ( классицизм,  сентиментализм, романтизм, реализм), хронографы (краткий обзор жизни и творчества писателей),  синхронистическая таблица,  портреты писателей, список использованной преподавателем литературы.

Представленная работа – итог исследования «Истоки реализма в русской литературе», которое преподаватель Серова Т.В. вела на протяжении трех лет.

Цель исследования – проследить, как закладывались основы реалистического метода, начиная с литературы Древней Руси  /предреалистический период литературного развития/ и завершая литературой XVIII века; выявить связи между литературными направлениями, определяя их значение, жанровое и стилевое многообразие литературы каждого периода; рассмотреть, как складывалась концепция человека в древнерусской литературе и  литературе XVIII в., обогащалось представление о человеке и его месте в мире.

В состав работы вошли лекция и приложения, содержащие методические разработки уроков, хронографы жизни и творчества писателей XVIII в., синхронистическая таблица, отражающая историко-литературный процесс  XVIII в., вопросы к изучаемым темам, самостоятельной работе, списки литературы, иллюстративный материал.

Все компоненты лекции, логика ее  построения соответствуют основным принципам методики изложения обзорной темы.

Содержание лекционного материала, формы самостоятельной работы помогут студентам получить представление о литературе как живом процессе, а не скоплении литературных памятников.

Работа Серовой Т.В имеет особое значение в связи с включением в новую программу курса «Отечественная литература» раздела «Введение в курс», в состав которого входят темы «Древнерусская литература» и «Литература XVIII в.».

Работа рассмотрена на заседании цикловой комиссии общегуманитарных дисциплин и рекомендована в качестве учебно-методического пособия для студентов дневного и заочного отделений, а также методической разработки для преподавателей с целью развития и укрепления межпредметных связей.

30 августа 2012 года.  

Председатель цикловой комиссии,преподаватель отечественной литературы  - Полубиченко Л.И.

«Истоки русского реализма в русской литературе»

Методическая разработка преподавателя отечественной литературы Серовой  Т.В.

Осьмнадцатое столетие

Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро,

Будешь проклято вовек, ввек удивлением всех,

…………………………………………………………………………….

О незабвенно столетье! Радостным смертным даруешь

Истину, вольность и свет, ясно созвездья вовек!

……………………………………………………………

 Иль невозвратен навек мир, дающий блаженство народам?

Иль погрязнет еще , ах, человечество глубже?

Срини отчаяние! Смертный надейся, Бог жив.

Свет ты на землю снеси, молньи смертельны оставь.

Мир, суд правды, истина, вольность лиются от трона,

Екатериной, Петром вздвигнут, чтоб счастлив был росс.

Петр и ты, Екатерина! Дух ваш живет еще с нами.

Зрите на новый вы век, зрите Россию свою.[2]

 В 1801 -  1802 г.  Радищев написал стихотворение как приветствие Александру I , воспитаннику республиканца Лагарпа.  Смысл стихотворения не в приветствии новому царю, а в приветствии человеческому духу, непобедимому в своем вечном стремлении вперед, к свету, к мирозданию.  Это гимн прогрессу, будущему, науке.

Восемнадцатый век открыл новую страницу истории русской литературы. Реформы Петра I коснулись всех сторон русской жизни.  Рождалось новое государство с новой идеологией, новой культурой, новой литературой. Семь с половиной веков  древнерусской письменности создали произведения, для которых  высшим авторитетом являлись религиозные представления. Реформы Петра подорвали авторитет церкви , лишив ее патриаршества (то есть самостоятельности),  что сразу отразилось на художественной литературе. Словесность переживает период «секуляризации ( обмирщения), становится сугубо светским искусством. На смену житиям и апокрифам, летописям и проповедям приходят новые жанры – ода, эклога, сатира, комедия, роман. Секуляризация оказала влияние и на литературный язык.  Церковнославянский язык уходит в прошлое, а основой литературных произведений становится русский, понятный всем слоям населения.

Изменилось и стихосложение. На смену  силлабической системе приходит силлабо – тоническая , основанная на особенностях русского ударения.

Первые литературные опыты русских писателей  носили подражательный характер западным образцам.  В.Г.Белинский эту литературу назвал  «младенцем». Этот «младенец» стремительно рос, развивался, пройдя за 100 лет путь, который некоторые западные литературы преодолели за 2 столетия. Эпоха Просвещения в России – это переходный период, переживший зарождение и развитие  художественных методов : классицизма , сентиментализма, романтизма,  реализма. И каждое  из этих направлений характеризуется преемственностью  (по отношению к древнерусской литературе) и новаторством, рожденным в недрах национальных особенностей.

(Преподаватель предлагает рассмотреть синхронистическую таблицу)

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  18  ВЕКА

В истории русской литературы  XVIII  века принято выделять 3 периода.

Первый период. Предклассицизм, или литература Петровского времени.  Название предложил профессор  П.А.Орлов,  этот период начинается в 1700 году и продолжается до 30 годов. Основная особенность – интенсивный процесс секуляризации (обмирщения). Верным сподвижником Петра и в мирской жизни, и в творчестве стал Феофан Прокопович.

Второй период  - становление русского классицизма. Он охватывает 30 – 60 годы 18 века. Это первые шаги русского классицизма, которые осуществляют «птенцы гнезда Петрова» - Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков.

Третий период – вторая половина 18 века(60-90 годы). Просветительская идеология становится доминирующей,  эволюция  классицизма  (от расцвета до кризиса), зарождение сентиментализма, предромантизма , появление реалистических тенденций. К этому периоду относится творчество  Крылова,  Радищева, Державина. 

Характеристика первого периода . Петровское время (предклассицизм) 1700 – 1730.

Русская литература  родилась вместе с петровскими преобразованиями. Известно обращение Петра к армии перед  Полтавской битвой 27 июня 1709 года: «Воины, пришел тот час,  когда решается судьба Отечества! Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, врученное Петру… А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только жила бы Россия , благополучие ее, слава и благосостояние ее» . Из этого обращения следует новая концепция человека: быть гражданином Отечества.  Это понятие становится для современников Петра главной моральной ценностью. Именно в этот период в русском языке появляется слово греческого происхождения – патриот. То есть сын Отечества. Человек перестает восприниматься как источник греховности, как было в древнерусской литературе, а становится активной личностью. Не богатство, не знатное происхождение , а ум, образованность, храбрость, общественная польза – вот что возносит человека на высокие ступени общественной лестницы. Вот почему среди подвижников государя – люди незнатного происхождения: первый губернатор Петербурга  Менщиков,  дипломат Ягужинский , сенатор   Нестеров, да и сама жена Петра I, будущая императрица, не отличалась знатностью рода.

Первая четверть 18 века – это эпоха Просвещения. Вспомним  деятельность  Петра I  (таблица): преобразование  Славяно – Греко –Латинской академии  в Москве в государственное учреждение, вместо боярской Думы – Сенат, вместо патриарха – Синод, первая русская газета «Ведомости», Академия наук в Петербурге,  введение гражданского шрифта, за 25 лет 18 века книг издано больше,   чем за два предыдущих столетия.

Для литературы это был переходный период. С древнерусской литературой ее связывал рукописный способ распространения, силлабическая система стихосложения, некоторые традиционные жанры – проповедь, бытовая повесть, историческая драма. Вместе с тем формируется главная тема классицизма – тема просвещенного абсолютизма. Писателем, всем образом своей жизни и деятельности доказывающим верность петровским идеям, был оратор, публицист, поэт, драматург, теоретик церкви и литературы -  Феофан Прокопович.             

Феофан (Елеазар) Прокопович

Вырос в относительно демократической среде – был сыном киевского торговца. После смерти отца жил с матерью в крайней нищете. Блестяще окончил Киево – Могилянскую  академию , был пострижен в монахи , отправился на 3 года в Рим, где ему пророчили карьеру блестящего проповедника, так как был одарен ораторским искусством. Но по образу мыслей  отличался от священников критическим складом , понял значение петровских реформ и в борьбе Петра с церковниками встал на сторону государя, чем вызвал проклятия ортодоксального духовенства. Видное место в его литературной деятельности занимают проповеди. Этому традиционному церковному жанру придает новое звучание: рассказывает в них о злободневных политических задачах, деятельности государя, о пользе просвещения, путешествий. Эта  форма общения священника с паствой существует и поныне. Любая церковная служба в храме заканчивается обращением священника к верующим.

  Как  утверждает  профессор П.А.Орлов, автор учебника «История русской литературы», [3]    Феофан Прокопович «стал  известен как драматург:  для  школьного театра в Киево – Могилянской академии он написал  пьесу «Владимир» в 1705 году. Жанр своей пьесы автор определил как трагикомедию.  Содержанием послужило принятие в 988 году киевским князем Владимиром христианства. В основе сюжета – борьба  Владимира с защитниками старой веры – язычниками – жрецами  Жериволом, Куроядом, Пияром. Новизна в том,  в основе сюжета не библейское событие,    как было раньше в древнерусской литературе, а историческое. Это позволило  придать пьесе злободневный характер. Противостояние князя языческим жрецам уж очень напоминало современникам Феофана Прокоповича о борьбе Петра I с реакционным духовенством. Завершалась пьеса утверждением нового – то есть христианства и низвержением языческих кумиров». Так , в начале 18 века, писатель в облачении архиепископа придал русской литературе особенную черту – умение говорить на злободневные темы,  используя  события глубокой древности или незначащие события. Эта черта русской литературы станет традицией в XIX  и  XX веках.

 В течение  всей жизни Феофан Прокопович слагал стихи в свойственной для 18 века силлабической системе стихосложения, но до нас дошло только 22 стихотворения. В стихотворении «Плачет пастушок» в аллегорической форме он говорит о тяжелом времени, которое довелось пережить сподвижникам Петра после его смерти (выслан из Петербурга в Сибирь светлейший князь Меншиков с семьей ,  сослан в Соловецкий монастырь 82 – летний  Петр  Андреевич   Толстой вместе с сыном Иваном, отошел от дел любимец  Петра – Яков Вилимович Брюс, занявшись научной деятельностью). Автор  стихотворения (стихотворение полностью приведено в 1 части модуля)  уподобляет себя пастуху, застигнутому ненастьем, стадо которого поредело, прошло 5 лет ( «прошел день пятый») со дня смерти Петра , а «красные дни» все еще не предвидятся. Заканчивается стихотворение надеждой на милость Божию.  Значение  удивительной миссии Феофана Прокоповича: он не только соединил в своем лице православного архиепископа с создателем русской литературы, но и творчество его стало  связующим звеном между 17 и 18 веком.

*после выше изложенного лекционного материала для активизации мышления  студентам предлагается выполнение 1 части практической работы (модуля).

Продолжение  лекции.

Второй период русской литературы. Становление классицизма.

30 – 60 годы.

Этот период  совпал с правлением Анны Иоановны (1730 -1740) и дочери Петра I Елизаветы Петровны (1741 – 1761).

В литературе происходят  преобразования: утверждается классицизм как художественный метод, реформируются стихосложение, литературный язык, появляются новые жанры, создается первый русский театр.  Это был  период расцвета русской драматургии. Удивляет, что первые драматические опыты носили критический характер, а некоторые  из них сразу же были запрещены. Например,  лучшая трагедия (из 8 созданных)  Якова Борисовича  Княжнина  «Вадим Новгородский»  носила такой яркий демократический характер,  что вызвала гнев правительства и была сразу же запрещена. Комедии Д.И.Фонвизина »Недоросль» и «Бригадир» до сих пор современны  и не  сходят  с афиш театров. Ведущая тема его комедий – злонравие дворян.   Стихотворная классическая комедия представлена творчеством Василия Васильевича Капниста. Особенную популярность приобрела комедия «Ябеда», посвященная злободневной и сегодня российской тематике – взяточничеству и казнокрадству. Кульминацией  пьесы является пир,  на котором чиновники  поют припев к песне прокурора :

Бери, большой тут нет науки;

Бери,  что только можно взять,

На что привешены нам руки,

Как не на то, чтоб брать?[4]

Чиновники хором повторяют: «Брать, брать, брать».

Спустя полвека создатель русского национального театра А.Н. Островский обратится к творчеству В.Капниста и включит эту песню в комедию «Доходное место».

 Антиох Дмитриевич Кантемир

По выражению В.Г.Белинского,  «первым светским поэтом на Руси» был сын молдавского господаря (правителя Молдавии) Антиох Дмитриевич Кантемир. Во время русско – турецкой войны отец поэта присоединился к Петру  и,  ввиду неудачного Прутского похода,  вынужден переехать в Россию, которая стала для этой  семьи родиной. Антиох, младший сын , получил блестящее образование, в возрасте 23 лет претендовал на должность президента Академии наук,  но из – за дворцовых интриг назначен дипломатом сначала в Лондон, затем в Париж. Основное литературное творчество – это сатиры, в которых он высмеивает невежд, взяточников, казнокрадов, бездельников.  «Кантемир своими сатирами воздвиг себе  маленький, скромный, но, тем не менее, бессмертный памятник в русской литературе. Этот человек первый свел поэзию с жизнью»[5], -  так оценил значение творчества Кантемира  в русской литературе В.Г.Белинский.

Композиция сатир состоит из трех частей: 1 часть – обращение к своему уму, 2 часть – критическая, 3 часть – рассуждение. Можно с уверенностью сказать,   что в сатирах  Кантемира  мы наблюдаем первые проблески реализма, так как рассуждение – это авторский голос, это настойчивое желание быть услышанным читателем.  Это новаторство Кантемира    в 19  отзовется в произведениях русской литературы как авторский голос. Например,   лирические  отступления в каждой главе в   поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»  или авторская позиция (пацифистическая) в стихотворении М.Ю.Лермонтова   «Валерик».

 В стихотворении «К музе» выражены основные эстетические взгляды сатирика. Название стало символично в русской поэзии. Стихи с таким обращением мы находим в лирике и Пушкина, и Державина, и Некрасова…

Именно Кантемир,   по выражению Белинского, «свел поэзию с жизнью»,  утвердив просветительскую традицию как одну из важнейших особенностей нашей литературы.

Почти одновременно с появлением сатир Кантемира, в 1730 году был опубликован перевод романа французского писателя Поле Тальмана «Езда в остров любви». Это было первое печатное русское произведение. Перевод принадлежал   Василию Кирилловичу  Тредиаковскому. Это был человек, для которого , по словам Пушкина, «литература была не досугом, а делом всей жизни». Поэт, теоретик, открывший новый путь в русском стихосложении.  К сожалению, слава Сумарокова и Ломоносова затмили творчество  Тредиаковского, что привело к преждевременной смерти. И только Пушкин в 19 веке по достоинству оценил значение его литературного подвига: «Его филологические и грамматические изыскания замечательны. Он о русском стихосложении имел обширнейшее понятие, чем Сумароков и Ломоносов… Изучение Тредиаковского приносит больше пользы, нежели изучение первых наших старых писателей»[6]. Давайте послушаем отрывок из стихотворения поэта. Обратите внимание,  как внешне изменилась строка в сравнении со стихами предыдущих авторов (перестала быть лесенкой) ,  звучание музыкальное,  несмотря на присутствие устаревших слов:

Чем ты, Россия,   не изобильна?

Где ты,  Россия,   не была сильна?

Сокровище всех добр ты едина,

Всегда богата, славе пречиста.

Сто мне языков надобно было,

Прославить все то, что в тебе мило!

Это и есть открытие (гениальное) Тредиаковского. Он первый пришел к выводу, что недостатком силлабики является нечеткое проявление ритма, вследствие чего,  как пишет Тредиаковский, «силлабические стихи приличнее назвать прозою определенным числом идущею» ( как правило, строка состояла из   11 слогов или 13). Он включил в силлабическую систему тон,  то есть ударение, точнее,    чередование ударных и безударных слогов. Открытие это удалось ему сделать, изучая русские народные песни,  духовные стихи. «Поэзия нашего народа меня к этому довела» напишет он в своих научных трудах :»Новый и краткий способ к сложению  российских стихов», «О древнем, среднем и новом стихосложении российском».  Тредиаковский не только создал новую систему стихосложения, без которой немыслима сегодня русская поэзия. Его научные работы – первая попытка изложить историю русской поэзии с древнейших времен. Значение своей деятельности Тредиаковский определил сам, сделав надпись к своему портрету : «Он есть Тредиаковский – русский филолог».  Надпись свидетельствует об умении достойно оценить свой труд, умение провести черту между прошлым и настоящим , и даже заглянуть в будущее. «Он никогда не будет забыт, - писал Белинский, потому что брался за то,  что прежде всего должно браться»[7] . К сожалению,  современники воспринимали его стихи как бездарные, а Екатерина I  по этой же причине   уволила Тредиаковского из Академии. Закончил свой путь в полной нищете. «У меня нет ни полушки в доме,  ни сухаря хлеба, ни дров полена…», -  сообщает он в одном из дошедших до нас писем.

 Прекрасный теоретик и философ, он не мог убедить современников в превосходстве новой системы стихосложения.  Это сделал главный его насмешник и оппонент – Ломоносов. «Нам нужна была поэзия, во что бы то ни стало,  – и Ломоносов дал нам именно такую поэзию,  кроме которой ни ему,   ни другому кому,  хотя и великому гению,  дать было невозможно». [8]Так определил значение поэтической деятельности Ломоносова великий В. Г.Белинский.

Михаил Васильевич Ломоносов

Именно Михаил Васильевич Ломоносов стал одним из теоретиков русского классицизма и довел до совершенства теорию «Историк, риторик, физик, минералог, художник и стихотворец. Он основал первый русский университет. Он сам был первым русским университетом», - писал о нем Пушкин.  В 1739 году будучи в Лейпциге, присылает в Академию наук  свой научный труд «Письмо о правилах российского стихотворства» ,  к которому приложил «Оду на взятие Хотина» (турецкая крепость,  павшая под ударами русских войск в 1739 году).

Поэтический текст оды, написанный ямбом в силлабо – тонической системе – прекрасное доказательство преимущества новой стихотворной системы. Именно с этой поэмы, присланной с немецкой земли двадцативосьмилетним Ломоносовым,  считает Белинский,  началась русская литература. «Ода  Ломоносова  была написана правильным размером. Влияние Ломоносова  на русскую литературу было такое же точно,  как влияние  Петра Великого на Россию вообще».[9]

В 1755 году напечатал «Рассуждение о качествах стихотворцев», где утверждал, что поэзия – одна из самых трудных наук. Исходя из этого,  предъявил высокие требования людям, слагающим стихи:

 1-поэтическое дарование

2 -совоображение

3 – широта философских и научных образов

4 – знание родного языка

5- подражание лучшим образцам  всеобщей литературы, но оставаться только на этом уровне нельзя.

Так в далеком 18 веке великий ученый обозначил главную тему русской литературы – тему поэта и поэзии, предъявив к поэту систему требований. Спустя  три  столетия эти требования по-прежнему неизменны,  потому что они  напоминают о главном – об ответственности за поэтическое  слово перед современниками и потомками. «Поэт в России больше, чем поэт»… в такую формулу  требования  Ломоносова  к человеку, слагающему стихи,  оформит Е.Евтушенко в поэме «Братская ГЭС»  во второй половине   20 века.

Итоговым филологическим произведением Ломоносова  явился его трактат «О пользе книг церковных в Российском языке». В нем он установил пропорции церковнославянских и русских элементов, разграничил литературные стили и жанры.  Ломоносов разделил все слова на «3 ряда речений»:

1 –которые у древних славян и россиян общеупотребительны (Бог, слава, рука)

2- малоупотребительные, но понятные россиянам (господень, насаждаю)

3 – исконно русские слова (дом, деревня, дерево)

Соотношение исконно русской лексики и церковнославянской Ломоносов определил как «теорию трех штилей», за каждым стилем закрепил определенные жанры.

Высокий стиль – состоит из слов 1 и 2 рядов. Этим стилем рекомендует писать героические поэмы и оды.

Средний стиль – сатиры. Письма, элегии, исторические и научные произведения.

Низкий стиль – комедии, эпиграммы, песни.

Эти открытия характеризуют Ломоносова как великого русского ученого – филолога, который,  преодолевая сопротивление немецких ученых, немилость Екатерины, служил русской литературе. Историческое значение Ломоносова в том, что он усовершенствовал реформу русского стихосложения и в своих одах обозначил главные темы русской литературы -  тему Родины ( ода «На взятие Хотина»), тему поэта и поэзии («Разговор с Анакреонтом»),  (поэма «Петр I»,  «Похвальное слово Петру Великому»), философскую тему (духовные оды, переложение 145 псалма, «Утреннее размышление», стихотворение «Кузнечик») . Рассмотрим это вольное переложение стихотворения «К цикаде» Анакреонта (поэт, живший в Греции в 6 веке до н.э). Вдумайтесь в длинное название – комментарий Ломоносова (стихотворение полностью приведено во 2 части модуля). В нем – жалоба, раздражение  от бесконечных ходатайств по поводу привилегий для Академии.  Невольно вспоминается ответ Ломоносова меценату К.Разумовскому, который,  устав  от сложного характера ученого, припугнул его    отставкой: «Меня от Академии отставить нельзя. Разве что Академию от меня».

Вернемся к стихотворению.   Чему завидует лирический герой, глядя на кузнечика, наслаждающегося «медвяной росой»?

 Внутренней свободе, независимости. Этой вечной категории, о которой мечтали все российские поэты и  которая сформулирована в стихотворении Пушкина ( «Из Пиндемонти»):

Никому                                  

Отчета не давать,  себе лишь самому

Служить  и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

Вот счастье! вот права… [10]

 

 Не случайно В.Г.Белинский через 100 лет назовет Ломоносова «Петром  Великим в литературе».  

Александр Петрович Сумароков

Младший современник Ломоносова  - Александр Петрович Сумароков – воплотил идеи классицизма на сцене. Он писал оды, сатиры, басни, эклоги.  Главная его заслуга – создание русского  театра. Мы помним, что первая попытка создания театра была сделана еще при Петре I, но театр оказался в руках иностранной заезжей труппы, репертуар которой ограничивался любовно – авантюрными фарсами.

1756 год считается годом создания русского театра, из Ярославля в Петербург был приглашен со своей труппой актер – самородок Федор Волков,  первым  директором назначен Сумароков. Человек энциклопедически образованный, получивший блестящее образование (в соответствии своему статусу), он наполнил театр  историческим и современным звучанием.  Творчество его необыкновенно разнообразно: 9 трагедий, 12 комедий, оды, сатиры, эпиграммы, элегии, эпистолы. Литературную славу принесли трагедии. Самая известная «Дмитрий  Самозванец» . Именно она заслужила высокую оценку Вольтера, назвавшего ее «первой русской политической и исторической трагедией»  .Популярность Сумарокову принесла любовная лирика       ( около 150 стихотворений ). В ней  и горечь разлуки, и страсть ,и ревность.

Взор прелестной,  нежны речи я стараюся забыть

И такою же изменой намеряюсь заплатить,

Но к лютейшему несчастью мне неверная мила.

Для чего она прелестна? Для чего склонна была?

…Ты хотя меня забыла,   мне нельзя тебя забыть,

Я изменой за измену не могу тебе платить.

Литературная слава не обеспечивала безбедного существования. Это было время, когда невозможно было заниматься литературой, не имея меценатов. Дом Сумарокова был описан и продан за долги, писатель обратился за помощью к Потемкину: «Происшедшему от знатных предков и имеющему чин и орден и прославившемуся  к чести своего Отечества во всей Европе таскаться по миру и  замерзать на улице не позволяется», - пи сал он екатерининскому фавориту. Но услышанным, к  сожалению, не был.  Умер в одиночестве и нищете, не было денег даже на погребение; его схоронили верные соратники- актеры,  несшие гроб на руках до Донского монастыря…

Выполнение модуля (2 части ) на основе прослушанной лекции.

Третий период. Расцвет русского Просвещения (1760 – 1890).

Этот период  совпал с годами правления Екатерины II (1762 – 1796).

Литература перестает быть делом незначительного меньшинства. Демократизируется круг читателей : это уже не только дворяне, но и купечество,  мещане,  зарождается русская интеллигенция. Изменилось количество писателей. Если в начале 18 века  писатели насчитывали единицы, то  Новиков в составленном им «Словаре  о российских писателях»  в 1742 году дает сведения о 250 писателях – современниках.

Литературная работа по- прежнему считается  досуговой, официально не оплачивается, поэтому и Фонвизин, и Крылов, и Державин, и Радищев  находятся на государственной службе, чтобы не быть   зависимыми  от меценатов.

Литература усложняется и дифференцируется.  Если в первой половине 18 века стремительно развивались поэзия и драма, то во второй половине – возникает и развивается художественная проза. Жанры – семейный роман, повесть. Предметом изображения становится обыденная жизнь, повествование оформляется от 1 лица – это дневники, исповедь, путевые заметки («Дневник одной недели» А.Радищева, «Письма русского путешественника» Карамзина).  Демократизация литературы  в том,  что героями выступают уже не монархи, государственные деятели, а  представители «низших» классов:   обедневшие помещики, чиновники, крестьяне.

В поэзии основным жанром уже является не ода, а интимная лирика, которую автор оформляет в виде послания другу, возлюбленной, соседу. Автор стихотворения любуется пейзажем, пытается описать все, что видит вокруг себя: луну, дождливый день, сельское кладбище.

Все эти изменения в жанрах, содержании свидетельствуют о возникновении нового литературного направления, которое к концу века станет определяющим – сентиментализме. Мы помним, что на знамени классицизма была написана главная идея – « Государство», то на знамени сентиментализма(от фр. -чувство)  стояло – «Человек» .  Новое направление опирается на философию английского ученого Локка, объявившего отправной точкой познания – ощущения. Способом познания мира , считают сентименталисты, являются чувства, способность отзываться на страдания, беды и радости.  

Следующей особенностью данного периода является расцвет журналистики. При непосредственном участии Екатерины II начинает выходить еженедельный сатирический журнал »Всякая всячина» (1769 год).  Официальным редактором был Г.В. Козицкий,  но фактически журналом руководила императрица. Выход этого журнала послужил толчком к появлению других изданий, скоро их стало  8.   «Я вижу будущее. Я вижу, что за ней (за «Всякой всячиной») последуют законные и незаконные дети», - как-то пошутила Екатерина.  Пройдут столетия, и в 20 веке  « незаконными » журналами будут зачитываться, называя их «самиздатом и тамиздатом»,   а  за хранение альманахов  «Метрополь» или «Континент» будет статья в уголовном кодексе.

Вернемся к 18 веку. Самым значительным журналом был «Трутень», издаваемый Николаем Ивановичем Новиковым (1744 – 1818).Эпиграфом к своему журналу он взял стихи из притчи Сумарокова «Жуки» и Пчелы»: «Они работают, а вы их труд ядите».

В названии журнала 2 значения: издатель называет себя трутнем, говоря о  своей лени.  Второй и главный смысл был направлен против крепостников – помещиков,  которые получили неограниченную свободу в своих правах и стали настоящими тиранами  по отношению к своим подданным. Острота сатиры заключалась в том,   что объектом были не только дворяне, но и весь бюрократический аппарат вместе с императрицей. Возникла полемика, которая завершилась с позиции силы: в 1770 году журнал был закрыт. Новиков попытался открыть другие журналы («Живописец», «Кошелек» 1772 – 1773), но и их ожидала та же участь.  В 1792 году Новиков был заключен в Шлиссельбургскую крепость, издательское дело его ликвидировано,  4 года провел он в заточении, вышел с подорванным здоровьем, последние годы провел в имении под Тихвином.

Как видим, сатирическая журналистика просуществовала недолго. Всего 6 лет, но свою задачу выполнила: она способствовала демократизации общества, расширила круг читателей, а главное – это было открытое противостояние человека и государства. Традиция заложена! Пушкин и Николай I, Булгаков и Сталин, Пастернак и Хрущев, Солженицын и Брежнев… Печальная традиция! О нем, о первом русском сатирике, издателе Новикове,   Н.Г. Чернышевский скажет: «Новиков был человеком великого ума и благородства».

Гавриил Романович Державин  

Рассмотрим  портреты  Гавриила Романовича.  Художники запечатлели главное в его облике. Он был сыном своего времени. Перед нами портрет Г.Р.Державина , выполненный художником В.Л. Боровиковским в стиле классицизма. Живописец поставил перед собой задачу -  как можно больше рассказать об успешном человеке. Перед нами государственный деятель, чиновник, сделавший блестящую карьеру. Об этом свидетельствуют ордена на его камзоле, умиротворенное выражение  лица. За спиной – полки с книгами,  рука опирается на стол, на котором не просто рукописные листы с текстами, а авторские тексты. Зритель даже может прочитать название одной из од –«Бог». Перед нами первый поэт эпохи -  Гавриила Романович Державин.  Совершенно другим выглядит  он на гравюре Ф.Иордана с портрета работы С.Тончи. И поза, и мягкий спокойный взгляд, и теплая шуба, в которую кутается пожилой человек – все свидетельствует, что  перед нами работа художника – романтика. Ему не важно, какой чин занимает его герой.   Пейзаж – несколько загадочный, словно недописанный, мы можем только предположить, что поэт окутан снежным облаком, так легка его поза. По преданию, эту теплую медвежью шубу Гавриилу Романовичу подарил иркутский купец и попросил, чтобы на картине он был именно в его подарке. Художник  А.А.Васильевский   изобразил  великого Державина в домашней обстановке, он в удобном халате. На голове – чепец, очевидно, поэт приболел, на шее у него – платок. Как выразительны его глаза! Художник  именно их сделал эпицентром  картины. Перед нами пожилой человек. Много поживший,  много повидавший.  Художника не интересует его профессия, заслуги перед государством,  как на картине Боровиковского. Мудрость, добрые внимательные глаза, жизненный опыт – вот что главное для художника. Если бы не надпись: «Портрет Державина», мы вряд ли   бы  узнали в портрете старика- великого  поэта. Портрет выполнен в реалистической традиции.  Живопись помогла нам увидеть  одного  из последних представителей классицизма, он в то же время разрушал его, открывая путь к реализму. Поэтическое творчество в основном представлено одами с различной тематикой: героической («На взятие Измаила», «На пребывание Суворова в Таврическом дворце», «Снигирь»), философской ( «На смерть князя Мещерского»), анакреотической, то есть, темой поэта и поэзией ( « Памятник»),  любовной («Разлука»), сатирической («Властителям и судьям», «Вельможа»), пейзажной («Радуга», «Ласточка», «Деревенская жизнь»).

 Поэтическая слава настигла Державина в 40 лет. Один из его злопыхателей граф Растопчин , известный остряк, заметил:  «Державин… прямо из генерал – прокурорского дома взлез на Парнас».  Ода «Фелица»   (ода к «Премудрой  Киргиз – Кайсацкой  царевне Фелице (лат. – счастливая), написанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по делам своим в Санкт – Петербурге» 1782)  тому причина.

 Без ведома автора княгиня  Е.Р.  Дашкова напечатала  в журнале « Собеседник любителей  российского слова» эту оду, которая привела в восхищение Екатерину I. Государыня  щедро наградила Державина  золотой табакеркой с 500 червонцами. Что покорило сердце императрицы?

 Автор в своей оде  перечислил  заслуги Екатерины : указы свободно ездить за границу, добывать золото, серебро, лес,  приняла закон о вольности дворянства.  Нарушив требования жанра (оды),  Державин представил Екатерину не только как государыню, но изобразил ее в обыденной,  повседневной жизни, подчеркнув человеческие качества:  ходит пешком, много читает, любит  простую пищу, не играет в карты, то есть, не занимается пустыми делами:

Почасту ходишь ты пешком.

И пища самая простая

Бывает за твоим столом.

Не дорожа твоим покоем,

Читаешь, пишешь пред налоем,

И всем из твоего пера

Блаженство смертным проливаешь.

Подобно в карты не играешь,

Как я , от утра до утра.

Создавая идеальный образ государыни, автор противопоставляет ей собирательный образ мурзы (вельможи). Современники сразу узнали в каждом из описанных екатерининских вельмож  многие черты приближенных императрицы. Державин сатирически изобразил не военные заслуги Г.А.Потемкина , а его любовь к непозволительной роскоши:

Преобращая праздник в будни…,

Скачу к портному по кафтан.

Или в пиру я пребогатом,

Где праздник для меня дают…,

Шампанским вафли запиваю

И все на свете забываю

Средь вин, сластей и аромат…

Далее Державин высмеивает любителя охоты С.К.Нарышкина:

…о всех делах заботу

Оставя, езжу на охоту.

И забавляясь лаем псов;

Или над Невскими брегами

Я тешусь по ночам рогами

И греблей удалых гребцов

Стрелы сатиры достигают не только вельмож, но и самого поэта. С иронией он описывает и свой быт:

А я, проспавши до полудни,

Курю табак и кофе пью…

Иль сидя дома, я прокажу,

Играя в дураки с женой;

То с ней на голубятню лажу,

То в жмурки резвимся порой…[11]

«Прелестями частной жизни» назовет такое времяпрепровождение наш современник и земляк Даниил Гранин.

 Новаторство Державина  в том, что он разрушил рамки классицизма, соединив оду и сатиру, не побоялся обратить на себя авторский взгляд, используя реалистические тенденции, нарушив «теорию трех штилей», перейдя на разговорную лексику в оде. «Ода «Фелица» - одно из лучших созданий Державина. В ней  полнота чувства  счастливо сочеталась с оригинальностью формы,  в которой виден русский ум и слышится русская речь». [12]Так определил достоинства оды Белинский.

Эти реалистические  тенденции в стихотворении «Властителям и судьям» оформятся не только как обличение власть имущих, но и как наставление , каким должен быть государственный деятель:

Ваш долг есть : сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сироти вдов не обижать.

Ваш долг – спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров,

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.[13]

Источником стихотворения является псалом 81 (Псалмы – древние религиозные и светские  гимны и песни, по преданию сочиненные библейским царем Давидом. Собрание 150 псалмов под названием «Псалтырь» вошло в Библию.) Державин наполнил первоисточник философским звучанием, напомнив современникам о несправедливости на земле. Над этим стихотворение поэт работал 7 лет  (1780 – 1787). Через 4 десятилетия смуглый отрок, лицеист Пушкин  на переводном экзамене дрожащим от волнения голосом прочитает оду «Воспоминания в Царском  Селе» собственного сочинения,  «стоя в двух шагах от Державина».  В знаменитой  пушкинской оде «Вольность», написанной  по окончании Лицея,   будут звучать державинские ноты:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок…

Владыки! Вам венец и трон

Дает закон – а не природа:

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас закон.[14]

Старик Державин и смуглый отрок на рубеже двух веков предложили миру единственно правильный способ построения государства – закон, пред которым все равны.  

Белинский отмечает в Державине «господствующее чувство – патриотизм». Службу в армии будущий поэт начал в качестве рядового, прослужив солдатом 10 лет.  Поэт был свидетелем  блестящих  побед русского оружия под предводительством Румянцева и Суворова.  На глазах 70 – летнего Державина прошла народная Отечественная война 1812 года,  завершившаяся победоносным разгромом французской армии.  Военные триумфы России отразились в поэзии  Гавриила Романовича. Из его стихотворений и од, посвященных русскому оружию, можно составить героическую поэму («На взятие Измаила», «На взятие Варшавы», «На победы в Италии», «На переход Альпийских гор»).

В них поэт говорит не только о великих полководцах, но и героической рати – простых солдатах

О! исполать , ребят

Вам, русские солдаты,

Что вы неустрашимы,

Никем непобедимы:

За здравье ваше пьем! [15]  («Заздравный Орел»)

В 1800 году умер  великий А.В.Суворов. Державин скорбит вместе со  всей страной.  Он потерял друга. В 70 – годах они познакомились, вскоре знакомство перешло в дружбу.

За несколько дней до кончины Суворов спросил друга – поэта :  «Какую эпитафию он напишет на его  могиле?». Ответ привел в восторг полководца своей лаконичностью и простотой : »Здесь лежит Суворов».  Суворов похоронен в усыпальнице церкви Благовещения  Александро – Невской Лавры. На могильной плите – слова Державина.

Стихотворение «Снигирь»  - посвящение Суворову. Название прозаично. У Державина в клетке жил снегирь, выученный петь одно колено военного марша. Высокую патриотичную тему поэт облекает в  форму лирического стихотворения, боль утраты перехватывает горло, а веселая птичка встречает пришедшего с похорон поэта бравурным маршем. Стихотворение начинается риторическими вопросами:

Что ты заводишь песню военну

Флейте подобно, милый снигирь?

С кем мы пойдем войной на Гиену?

Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?

Державин подчеркивает удивительные качества полководца, который отличался неприхотливостью и простотой. Мог:

Ездить на кляче, есть сухари;

В стуже и зное меч закаляя,

Спать на соломе, бдеть до зари;

Тысячи воинств, стен и затворов,

С горстью россиян все побеждать?[16]

Не скрыл Державин печального эпизода в жизни Суворова – незаслуженной   опалы во времена Павла I,  называя его «страдальцем».

Стихотворение , посвященное полководцу, стало традицией в русской литературе . Эта тема будет звучать в стихотворении   «Полководец» А.С.Пушкина, посвященное Барклаю – де –Толли, «На смерть  Г. К. Жукова» И. А. Бродского . Державинская традиция  - создание литературного памятника великим полководцам – будет подхвачена его последователями.

В высоком находить простоту,  в простоте – величие – это и есть главная особенность поэта  Державина. Прочитав в статье  «неистового Виссариона», как называли Белинского  современники, следующую цитату, невольно хочется возразить:  « Сколько бы мы ни разбирали пьес Державина,  -все пришли бы к одному и тому же  результату: велик естественный талант Державина , а поэтом – художником он не был».[17]

 Как, воскликнули бы мы, а поэтическое наследство, а стихи,  которые только что услышали?  Чтобы разобраться в этом споре,  вспомним знакомые с детства строки из 7 главы «Евгения Онегина» Пушкина:

Пришла, рассыпалась;  клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов…

И отрывок из стихотворения Державина «Осень во время осады Очакова».

Идет седая чародейка,

Косматым машет рукавом;

И снег, и мраз, и иней сыплет,

И воды претворяет в льды;

От хладного ее дыханья

Природы взор оцепенел.[18]

Мы чувствуем державинское звучание  у Пушкина. И понимаем, что благословение Пушкину, данное после экзамена в Лицее,  заслуженное. Заканчиваем разговор о литературе 18 века и творчестве Державина цитатой Белинского: »Стихотворения Державина, рассматриваемые с эстетической точки, суть не что иное как блестящая страница из истории русской поэзии,  – некрасивая куколка, из которой должна была выпорхнуть,  на очарование глаз и умиление сердца, роскошно прекрасная бабочка…»[19]

 Это уже другая тема и другая эпоха…

МОДУЛЬ.

 ЧАСТЬ 1 ( к первому периоду  18 века русской литературы)

Назовите самое важное событие ( с вашей точки зрения), характеризующее данный период.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Рассмотрите хронограф жизни и творчества Феофана Прокоповича.  Попробуйте  охарактеризовать его судьбу. Расскажите своему соседу.

___________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Постарайтесь выразительно прочитать стихотворение Феофана Прокоповича «Плачет пастушок».

а) Вспомните, в каком году умер  Петр I?   О каком «пятом дне» упоминает автор?

____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

           б) Все стихотворение – развернутая метафора. Докажите это.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         в).  Найдите в стихотворении  устаревшие слова,  которые нуждаются в пояснении. Воспользуйтесь словарем В.И.Даля,  объясните их. Подберите синонимы в современном русском языке.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Плачет  пастушок.       Феофан  Прокопович

Коли дождусь я весела ведра

и дней красных

Коли явится милость прещедра

небес ясных?

Ни с какой из сторон света не видно,  -

все ненастье.

Нет и надежды. О многобедно

 мое счастье!

Хотя ж малую явит отраду

и поманит,

и будто нечто польстит стаду,

да обманет.

Дрожу под дубом; а крайним гладом

овцы тают

И уже весьма мокрохотным хладом

Исчезают.

Прошел день пятый, а вод дождевых

нет отмены.

Нет же и конца воплей плачевных

и кручины.

Потщися, Боже, нас свободити

от печали,

Наши нас деды к тебе вопити научали.  1730 г.

 Часть II ( ко второму периоду русской литературы XVIII века)

Познакомьтесь с хронографами  А.Кантемира, В.Тредиаковского. А.Сумарокова, М.Ломоносова.

         Проведите соответствия - ________________________________________________

Создатель и директор первого русского театра    - ________________________________

Создатель силлабо – тонической системы стихосложения -_________________________

Дипломат, поэт, основатель первого университета в России  -  ______________________

Создатель сатир -  ____________________________________________________________

Что общего и чем отличаются судьбы  А.Кантемира, В.Тредиаковского, А.Сумарокова, М.Ломоносова?


______________________________________________________________________________3. В хронографе к творчеству А. Кантемира_перечислены названия всех 9 его сатир.__Против чего направлен взгляд сатирика? Ответ обобщите.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Внимательно прочитайте стихотворение М.Ломоносова «Кузнечик».

    а)   Почему Ломоносов в предисловии указывает дату и событие, когда было написано    стихотворение?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Чему в жизни насекомого завидует автор?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Подчеркните строку (или строки), которую (ые) можно назвать лейтмотивом стихотворения.

 

Кузнечик.                                                            М.В.Ломоносов

когда я в 1761 ехал просить о подписании

привилегии для Академии,

быв много раз прежде тем же

Кузнечик, дорогой, коль много ты блажен,

Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!

Препровождаешь жизнь меж мягкою травою

И наслаждаешься медвяною росою.

Хотя у многих ты в газах презренна тварь,

Но в самой истине ты пред нами царь;

Ты ангел во плоти, иль, лучше ты бесплотен!

Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,

Что видишь, все твое; везде в своем дому,

Не просишь ни о чем, не должен никому.

7). Определите тему стихотворения  В.А.Тредиаковского. Стихи каких русских поэтов вы можете отнести к этой теме?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В.Тредиаковский

Чем ты, Россия,   не изобильна?

Где ты,  Россия,   не была сильна?

Сокровище всех добр ты едина,

Всегда богата, славе пречиста.

Сто мне языков надобно было,

Прославить все то, что в тебе мило!

в). А.Сумароков

Прочитайте стихотворение Сумарокова. Как меняется настроение лирического героя?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите тему. Можно  ли его назвать современным? Ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Названием стихотворению служит первая строка. Какое название вы могли бы предложить?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой мотив этого стихотворения будет звучат в пушкинском стихотворении «Я вас любил»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взор прелестной,  нежны речи я стараюся забыть,

И такою же изменой намеряюсь заплатить,

Но к лютейшему несчастью мне неверная мила.

Для чего она прелестна? Для чего склонна была?

…Ты хотя меня забыла,   мне нельзя тебя забыть.

Я измену за измену не могу тебе платить.

 Часть III (к третьему периоду  русской литературы 18 века)

1.Рассмотрите портрет Г.Р.Державина работы А.А.Василевского.1815

Подумайте и выскажите свое мнение: к какому художественному направлению вы бы отнесли эту картину (к классицизму, романтизму, реализму)?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Познакомьтесь с хронографом жизни и творчества Г.Р.Державина. Назовите три главных события (с вашей точки зрения) в его жизни.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Вспомните  основные признаки классицизма, романтизма, сентиментализма, реализма (Работа в группах. Каждая группа работает с одним из литературных направлений). Это было вашим домашним заданием.  Допишите признаки, которые там отсутствуют.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Писатель А.Радищев так определил значение восемнадцатого века в стихотворении  «Осьмнадцатое столетие»:

- Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро…

Обсудите в группе и сформулируйте,  в чем значение литературы 18 века в истории развития словесности (воспользуйтесь своими лекционными записями). Подготовьте выступающего.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Домашнее задание: напишите эссе «Наш 18 век» или возьмите интервью у одного из представителей данного периода.  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Основные черты классицизма                                     


1.Утверждение идей  просвещенного абсолютизма, патриотизма, служение государству

2. Использование традиций античного искусства, подражание ему

3. Рационализм – философская основа классицизма. Конфликт между чувством и долгом решается в пользу долга.

 4.Деление литературы на строго определенные жанры: высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня)

5.Деление героев на положительных и отрицательных.

6.Соблюдение правила  «трех единств» (места, времени, действия)

Своеобразие русского классицизма

1.Интерес к настоящему и прошлому родной страны.

2.Интерес к народной поэзии и ее разным жанрам.  Использование в произведениях  народной речи.

3.Критика недостатков общества, активно развивающееся сатирическое направление.

4.Критическое отношение к абсолютной,  но непросвещенной монархии и помещикам – крепостникам во второй половине 18 века

5. Сочувствие к  людям  низших сословий  (слугам, крестьянам).

Сентиментализм

Утверждение высшей ценностью  человека.  Интерес к его чувствам, жизни,  поступкам.

Сентиментализм воспевает чувство, а не служение  государству («sentiments»- чувство).  Чувствительность становится критерием оценки мира. Умение сочувствовать становится определяющим качеством человека.

Призыв вернуться к природе,  сельской жизни. Все беды заключены в цивилизации.

Продолжается деление героев на 2 категории (положительные и отрицательные).  Положительные добры, уступчивы, способны любить и жертвовать. Отрицательные – эгоистичны, жестоки.

 Жанры-  дневники, путевые заметки, письма, повести, семейно – бытовые романы.  То есть жанры,   позволяющие раскрыть авторскую позицию и внутренний мир героя.

Признаки романтизма

Столкновение мечты и действительности.

Осознание того, что в человеческой душе таится бесконечность (интерес к внутреннему миру человека), без этого открытия не было бы героев Толстого и Достоевского.

Двоемирие – способ изображения действительности.

Деление персонажей на романтиков и обывателей.

Разрушение классицистических жанров, появление новых жанров – поэмы, баллады, новеллы, литературной сказки.

Изображение романтического пейзажа как противопоставление серой действительности.

Романтический герой – бунтарь, не желающий жить по законам этого общества.

Признаки реализма.

Принцип историзма.

Принцип народности (национальные особенности).

Правдивое изображение психологии человека («диалектика души»).

Реальное изображение действительности (Пушкин называл себя «поэтом действительности»).

Речь героя соответствует его происхождению, образованию, воспитанию.

     Хронографы к лекции

                                                  Феофан  Прокопович  

1681    -                   родился в семье киевского торговца                                                                                                                                                                                                                                          

1704                      возвращение в Киев, пострижение в монахи, преподавание риторики и     пиитики в Киево – Могилянской академии

1705                    «Владимир»   - трагикомедия

1709                   проповедь в честь победы в Полтавской битве

1711                   сподвижник Петра I в  Турецком походе

1718                  переезд в Петербург, возведение в сан епископа

                            Псковского  и Новгородского приходов.  Главный                  

                            помощник Петра в богословии.

1718                  «Слово о власти и чести царской» (по делу Алексея)

1725                   архиепископ Новгородский

1726                   Президент  Синода

1728                 кружок «Ученая дружина»  (сторонники   «просве-  

                           щенного абсолютизма»)

1736                 умер в Петербурге, тело его водным путем было перевезено в Новгород. Похоронен в Софийском соборе.

Антиох Дмитриевич  Кантемир

1708              родился в Константинополе, в семье  правителя  Молдавии

1725           переезд в  Петербург, посещение лекций по физике, математике, истории, нравственной философии в Академии наук

1725            начало военной службы, произведен в чин поручика (1728), член

                     «Ученой дружины»

1727           «Симфония на Псалтырь»  (алфавитный указатель к псалмам)

1731 - 1738       резидент  (дипломат) в Англии

1738 – 1744    резидент в Париже, дружба с Монтескье, перевод его      «Персидских  писем»

1729  - 1739     написаны  9 сатир ( «На хулящих учение»,  «На зависть и гордость дворян злонравных»,  «К сочинителю сатир», «К музе своей» (об  опасности сатирических  сочинений), »На человека» ( на человеческие злонравия вообще) , «О истинном блаженстве», «К князю Никите  Сергеевичу  Трубецкому» (о воспитании) «На бесстыдную нахальчивость», «К солнцу» (на состояние  света сего)

1744              умер в Париже, завещав похоронить себя в Греческом монастыре  в Москве

Александр Петрович Сумароков

1717           родился в знатнейшей русской  дворянской семье  в Финляндии.    Отец-   крестный Петра I

1732 -1740   Сухопутный шляхетский кадетский корпус

1740         адъютант графа А.Г. Разумовского , фаворита Елизаветы Петровны

1747 -1774     9 трагедий («Хорев», «Гамлет», «Синав и Трувор», «Аристона», «Семира», «Димиза», «Вышеслав», «Дмитрий Самозванец», «Мстислав»)

1756  - 1761       назначен директором  Российского театра

1759             журнал «Трудолюбивая пчела»

1769            переезд в Москву

1777           умер в нищете,  похоронен  в Донском  монастыре

                             

Михаил Васильевич Ломоносов

1711      родился в семье помора в деревне Мишанинской, близ         Холмогор

1730     получив паспорт, отправился в Москву

1731 -1735      учеба в Славяно – греко – латинской академии

1736  - 1739     учеба в Марбургском университете

1739          ода «На взятие Хотина» с «Письмом о правилах   российского стихотворства»,   женитьба на дочери квартирной хозяйки Елизавете Цильх.

1740          обманом взят в рекруты, удалось бежать

1741          возвращение в Петербург

1743          «Вечернее размышление при случае северного сияния»

1743          «Утреннее размышление о Божественном величии»

1744           «Риторика»

1745              профессор химии в  Академии наук

1750           ода   «Письмо к графу Шувалову»

1758             сборник стихов «Разговор с Анакреоном»,     руководитель   Историческим и Географическим департаментом университета

1760              Шведский корпус Академии наук избрал почетным  членом

1764                   избран  членом Академии наук Болонского   университета

1765          скончался в собственном доме на Мойке, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры

Василий Кириллович Тредиаковский

1703                    родился в Астрахани, в семье священника, учился в школе монахов- капуцинов.

1723                 Славяно – греко – латинская академия, первые литературные опыты (драмы)

1726       отправился в Голландию,  не имея средств, «надеясь на    свой разум». «Стихи, похвальные Парижу», «Стихи, похвальные России».

1730     возвращение в Россию, перевод романа Поля Тальмана «Езда в остров любви»

1733     придворный поэт Анны Иоановны, зачислен в штат Академии наук секретарем.

1735   трактат   «Новый и краткий способ  к сложению российских стихов с определением до сего надлежащих званий»

1745       первый русский профессор «как латинская, так и российская элоквенция»

1759   увольнение из Академии

1755         трактат « О древнем, среднем и новом стихотворении   российском»

1766              поэма «Тилемахида», перевод Фенелона «Похождения Телемака»     1769   -    умер в Петербурге,  похоронен в Москве,  на территории Гребенской церкви (могила утрачена)

                                   

Гавриил  Романович Державин

1743          родился  в Казани, в обедневшей дворянской семье

1759         поступил в гимназию,   но не закончил

1762         приезд в Петербург, вступил в Преображенский полк солдатом.

1773 – 1776        участие в подавлении Пугачевского восстания, первые  стихи в печати (перевод)

1777          переведен в штатскую службу с чином коллежского советника

1779          оды «Ключ», «На смерть князя Мещерского»

1780         произведен в статские советники,  ода  «Властителям и судьям»

1783        ода «Фелица»

1784        ода «Бог»,  назначен губернатором в Олонецкую губернию»

1785         губернатор в Тамбове

1789         приезд в Москву , знакомство с Карамзиным, Дмитриевым,  1791  -  назначен статс – секретарем Екатерины II

1795          стихотворение  « Памятник»

1797         покупает на реке Волхов имение Званку

1800         Павел I назначает государственным казначеем

1802         Александр I назначает  министром юстиции

1803        вышел в отставку

1807      кружок  «Беседа  любителей российского слова»,  стихотворение  »Евгению. Жизнь Званская»

1815, 8 января        присутствует на выпускном экзамене в Царскосельском лицее.

1816      скончался в имении Званка, похоронен в Варлаамо –       Хутынском монастыре Новгородской области

Использованная  литература

1. Белинский,В.Г. Сочинения Г.Р.Державина; Кантемир; Русская литература в 1841 году /В.Г.Белинский. -  М.: ОГИЗ , 1948.

2. Леонов, С.А.  Литература классицизма /С.А.Леонов. -  М.: Наука, 1997.

3. Михайлов, О.Н.  Державин /О.Н.Михайлов. -  М.: Молодая гвардия, 1977. – 334с. – (Жизнь замечательных людей: серия биогр.; Вып 4 (567)).

4. Державин, Г.Р. Алмазна сыплется гора / Г.Р.Державин. -  М.: Сов. Россия,1972 – 238с.

5. Литература: учебник  для ссузов /В.К.Сигова, М.И.Громова, О.В.Дефье и др;  под ред. В.К.Сигова. - М.: Дрофа, 2005. -559с.

6. Благой, Д.Д. История русской литературы XVIII века: учебник для ун-тов и педагог. ин-тов  /Д.Д.Благой. -  М.: Учпедгиз,  1951. -686с.

7. Орлов, П.А. История русской литературы:  учебник для студ.филолог.спец.ун-тов / П.А.Орлов. -  М.: Высшая школа, 1991. – 318с.

8. Федотов, В.И. Русская литература XVIII века /В.И.Федотов. -  М.: Просвещение,1990.

9. Рапацкая, Л.А. Русское искусство XVIII века / Л.А.Рапацкая. -   М.: Просвещение, 1995.

10. Пушкин, А.С.  Стихотворения и поэмы /А.С.Пушкин. -  М.: Худ. литература, 1972. -623с.

11. Кондаков, И.В.  Культурология:  История культуры России : курс лекций / И.В.Кондаков. -  М.: Омега,  - Л: Высш. шк, 2003. – 615с.

12. Охлопкова, М. Изучение творчества Г.Р.Державина на уроках литературы  /М.Охлопкова/  Первое сентября. -2005. - №4.

13. Наш XVIII век: спец. выпуск //Первое сентября. – 2006. - №16.

14. Глинка Н.И.  Державин в Петербурге /Н.И.Глинка. – Лениздат, 1985. – 232с. – (Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге – Петрограде - Ленинграде).

15. Лотман, Ю.М. Учебник по русской литературе /Ю.М.Лотман. - М.:  2000.

16 Лихачев, Д.С.  Русская литература / Д.С.Лихачев. -  Псков.: 1994. – 313с.

17. Кокарев А.В.Хрестоматия по русской литературе XVIII века. М.: 1965


[1] Леонов С.А. литература классицизма/Пособие для учителя/. М.:Изд-во»Флинта», «Наука».-с.50-51

[2]  Кокорев А.В. Хрестоматия по русской литературе XVIII века.  М.: 1965, с. 733

[3] Орлов П.А.»История русской литературы XVIII века. М, 1991 , с. 21

[4] Капнист В.В. Собр. Соч. Л., 1960. Т.1. с. 293

[5] Белинский В.Г.Собр. соч. М. 1948 Т.II с.733

[6] Пушкин А.С. Полн. собр. соч. Т. 7. С. 284

[7] Белинский В.Г. Собр. Соч. т. II с. 130

[8] Белинский В.Г. СОБР. Соч. Т. II с. 128

[9]  Белинский В.Г. Собр. Соч. т.III с. 642

[10] Пушкин А.С. Стихотворения и поэмы. М.: Изд. «Худ. литература»,1972.  с.387.

[11]  Кокорев А.В.Хрестоматия по русской литературеXVIII века.М. 1965. – с. 619

[12] Белинский.  В.Г.Собр. соч. в трех томах. Том II М.: 1948, - стр. 538

[13] Державин Г.Р. Стихотворения. М. 1958 стр. 48

[14] Пушкин. А.С. Стихотворения и поэмы. М.: 1972, - стр. 62

[15] Державин Г.Р. Стихотворения. М. 1958 стр. 393

[16] Кокорев А.В. Хрестоматия по русской литературе XVIII века. М.1965 с. 650

[17] Белинский В.Г.  Собр.  соч.. М.: 1948, - стр. 509

[18] Державин Г.Р. Стихотворения. М. 1958 стр. 47

[19] В.Г.Белинский. Собрание сочинений в трех томах. Том II М.: 1948 .- 510


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...

Внеклассное занятие по литературе на базе школьного музея народного быта "Прикосновение к истокам" ( Фольклорные мотивы в русской литературе".

Интерактивная игра в форме Турнира двух славянских племён - Березовичей и Кленовичей, позволяющая закрепить понятие "фольклорные мотивы в русской литературе", сформировать живое представление о...

«Русская история и русская литература второй половины XIX века».

«Русская история и русская литература второй половины  XIX века».                     Тип ...

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....

Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века

Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века.  Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...