тематическое планирование по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Тематическое планирование по литературе  в 5 классе по программе В.Я.Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_po_literature_5.docx58.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа с. Садовка

«Согласовано»

Руководитель МО

Баринова Т.А.

Протокол № ___ от «__»

__________________200___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с.Садовка

Степанова В.Е.

 «__»________________200___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ с.Садовка Курганова Г.В.

Приказ № ___ от «__»_________________200___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Мамкеевой Эльмиры Фяридовны,

 учителя русского языка и литературы

по литературе в 5 классе

        Рассмотрено на заседании

        педагогического совета

        протокол № ____от «__»______________200_ г

2010-2011 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 9-е издание - М.: Просвещение, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение. Книга в жизни человека.

1

Устное народное творчество

1

Русские народные сказки.

5

Из древнерусской литературы.

1

Из литературы XVIII века.

1

Из литературы XIX века.

30

Из литературы XX века.

18

Из зарубежной литературы.

8

Итоговые уроки

3

ИТОГО

68

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.  «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Алексей Васильевич Кольцов. Краткий рассказ о поэте. «Что ты спишь, мужичок?..» - призыв к некогда зажиточному, но обедневшему крестьянину перебороть свою несчастливую долю и трудом вновь вернуть себе достаток и прежнее достоинство.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Произведения о Родине и родной природе.

И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе

урока

Наименование раздела. Тема.

Кол часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Вид

контроля

Дата

Наглядность,

оборудование

П

Ф

1

Введение

1

Беседа. Тестирование

Книга в жизни человека.

Выявление литературного развития учащихся.

Знать специфику нового предмета и учебника литературы. Иметь представление о том. Как устроена книга.

Ответ на вопросы

презентация

2

Устное народное творчество. . Малые жанры фольклора

1

Рассказ учителябеседа

Устное народное творчество. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки. Скороговорки. Колыбельные песни. Обучение сочинению загадки. Частушки. Колыбельной песни.

Знать значение терминов: фольклор, жанры фольклора

Сопоставительная работа по жанрам фольклора. Словарная работа

презентация

3

Русские народные сказки.

«Царевна-лягушка»

1

Обуче-ние чтению, беседа

Виды сказок. Русская народная сказка «Царевна  лягушка». Высокий нравственный облик  волшебницы Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки.

Иметь представление о сказке как фольклорном жанре. Знать как сказывается народная сказка.

Словарная работа. Памятка.

Выставка книг

4

Образ главного героя в сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

1

Обуче-ние чтению, беседа

Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

Знать особенности волшебной и героической сказки.

Уметь видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ей ё фрагменты.

Уметь видеть своеобразие зачина и концовки.

Составлениеплана сказки.

Художественный пересказ фрагмента. Работа с репродукцией картины Васнецова В. «Бой Ивана царевича с трёхглавым змеем»

иллюстрации

5

Сказки о животных. «Журавль и цапля»

1

Обуче-ние чтению, беседа

«Журавль и цапля» . народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

Уметь видеть жанровые признаки сказок о животных.

Уметь сказывать сказку.

Ответы на вопросы

Выставка книг

иллюстрации

6

Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет» и «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

Обуче-ние чтению, беседа

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей

1«Повесть временных лет» как литературный памятник.

2 «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

Знать обстоятельства возникновения древнерусской литературы.

Знать признаки жанра - летопись

Словарная работа.

Составление цитатного плана

7

Из литературы 18 века.

М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин.

1

Обучение чтению, беседа

«Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.

Знать значение гения Ломоносова для России

Выразительное чтение. Ответ на вопросы

презентация

8

Басня как литературный жанр.Истоки басенного  жанра.

1

Рассказ учителябеседа

Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басен.

Уметь исполнять басни и анализировать их.

Творческая работа

презентация

9

Из литературы 19в. И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях

1

Беседа. Обуче-ние чтению

«Ворона и лисица», «Свинья под Дубом». Осмеяние грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. Мораль в басне.

Знать значение терминов: басня, аллегория, мораль, басенный стих

Викторина

Чтение по ролям

иллюстрации

10

Аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне»

1

Рассказ учителяБеседа. Обуче-ние чтению

Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

Уметь исполнять басни и анализировать их.

Чтение по ролям

презентация

11

В.А. Жуковский

 Сюжет и герои сказки «Спящая царевна».

1

Рассказ учителяБеседа. Обуче-ние чтению

Слово о поэте.

Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

Знать историю создания сказки «Спящая царевна».

Знать отличия литературной сказки от народной.

Уметь видеть черты народной сказки в сказке Жуковского

Ответы на вопросы,

Презентацияя

12

Нравственно-психологическая проблема баллады «Кубок»

1

Беседа.

«Кубок». Герои баллады.

Знать признаки жанра баллады.

Уметь анализировать балладу по вопросам

Анализ по вопросам, выразительное чтение

Фонохрест.

13

А.С. Пушкин.

Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне».

1

Рассказ учителя Беседа.

Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

Знать жанр стихотворения (послание).Знать значение Михайловского периода в жизни Пушкина и роль няни в этот период жизни поэта.

Выразительное чтение

презентация

14

Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

1

Беседа. Обуче-ние чтению

«У лукоморья дуб зелёный…» как собирательная картина народных сказок.

Понимать мир пушкинской сказки

Выразительное чтение. Устное словесное рисование.

иллюстрации

15

Урок контроля. Тест.

1

16

Система образов сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

Беседа

Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

Знать историю создания сказки и её содержание.

Уметь анализировать лексику сказки.

Словарная работа

м\ф

17

Сопоставление «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна»

1

Урок-сравнительный анализ

Понимать и находить «бродячие» сюжеты сказок, владеть навыком развернутого ответа на проблемный вопрос

18

Художественный мир пушкинских сказок

1

Урок внеклассного чтения

Мои любимые сказки А.С. Пушкина.

презентация

19

Русская литературная сказка.

 Погорельский А.

1

Рассказ учителяБеседа. Обучен. чтению

1«Чёрная курица. или Подземные жители» как литературная сказка. 2.Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

3.Фантастическое  и достоверно-реальное в сказке.

Знать отличие литературной сказки от народной.

Уметь отличать достоверно-реальное и фантастическое в сказке

20

В.М. Гаршин

«Attalea Princeps».

1

Беседа. Обуче-ние чтению

«Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

Знать определение пафоса

21

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте

1

Рассказ учителя Обуче-ние чтению

«Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

Знать историю создания стихотворения.

Знать определение композиции, особенности построения стихотворения.

Словарная работа

презентация

22

Анализ стихотворения «Бородино»

1

Беседа. Обуче-ние чтению

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

Чувствовать настроение стихотворения.

Знать средства художественной выразительности

Уметь анализировать поэтический текст.

Художественный анализ сцены Бородинского боя.

Фонохрест.

23

Н.В. Гоголь. Слово о писателе.

1

Рассказ учителя Обуче-ние чтению

 «Заколдованное место». .Поэтизация народной жизни в повести.

Знать, в чём своеобразие первого сборника писателя.

Знать значение терминов: поэтический, лирический, комический, трагический, ирония, гротеск

Выразительное чтение фрагмент «Третья ночь поиска клада»

презентация

24

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».  

1

Беседа

Понятие о фантастике. Юмор. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Видеть мастерство Гоголя – художника,  роль юмора в произведениях.

Ответы на вопросы.

25

Н.А.Некрасов.

«На Волге».

1

Рассказ учителя Обуче-ние чтению

«На Волге». Раздумья поэта о судьбе  народа. Развитие понятия об эпитете.

Знать, какие черты личности поэта нашли отражение в стихотворении.

Выразительное чтение.

Составление плана.

презентация

26

Отрывок из поэмы «Мороз. Красный нос»

1

Урок внеклассного чтения.

1.«Есть женщины в русских селеньях…» поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении 2.«Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей.

Знать виды рифмовок,  

Уметь использовать в анализе оценочную лексику,

Выразительное чтение.

Фонохрест.

27-29

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму»

3

Рассказ учителя Обуче-ние чтению

1.История создания «Муму».Портрет Герасима

2.История отношения Герасима и Татьяны

3.Герасим и Муму Духовные и нравственные качества Герасима

Знать обстоятельства появления рассказа.

Знать прототипа Герасима

иллюстрации

30

Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

1

Урок разви-тия речи

Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С. Тургенева  «Муму» : «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?», «Друзья и враги Герасима», «В чём вина и беда барыни».

Уметь сопоставлять Герасима с людьми, окружавшими его.

Уметь кратко пересказывать текст

Творческая работа

31

Контрольная работа

1

32

А.А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь».

1

Рассказ учителяПрактикум

«Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

Уметь выразительно читать стихотворение.

Знать особенности лирики Фета

Фонохрест.

33-34

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник»

2

Рассказ учителя Обуче-ние чтению

1«Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

2.Жилин и Костылин:два разных характера.

Уметь анализировать эпическое произведение.

Знать значение литературоведческих терминов: идея, сюжет, рассказ

Тестирование на знание текста.

Аналитический пересказ эпизода

35

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

1

Рассказ учителяПрактикум

«Хирургия» как юмористический рассказ. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия»

Уметь работать в группе.

Знать значение понятий «юмор» и «сатира».

Знать особенности составления киносценария

Словарная работа.

Составление киносценария

36

Рассказы Антоши Чехонте.

1

Урок внеклассного чтения

Уметь выразительно читать.

Использовать в анализе (подтекст, художественная деталь)

Инсценирование, выразительное чтение.

37

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

Лирика

Ф.И. Тютчева

1

«Зима недаром злится…». Как весел грохот летних бурь». «Есть в осени первоначальной».

Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

Знать теорию литературы (олицетворение, эпитет).

Ответы на вопросы

Фонохрест.

38

Лирика 

И.С. Никитина,

 А.Н. Плещеева,

А.Н. Майкова, И.З.Сурикова, А.В. Кольцова

1

Урок-концерт

Выразительное чтение наизусть стихотворений

Уметь выразительно читать стихотворения.

Уметь выражать свою точку зрения, доказывать её.

Фонохрест, иллюстрации

39

Анализ лирического текста.

1

Урок разви-тия речи

Обучение домашнему сочинению

Уметь связно отвечать по плану.

Уметь оперировать при анализе лит. терминами (лирический герой, эпитет, метафора)

Ответ по плану.

40

Из литературы 20 века

И.А. Бунин. Слово о писателе.

«Косцы»

1

Урок  внеклассного чтения

«Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

Приобрести аналитические навыки.

Уметь выразительно читать .

Знать особенности художественного мира Бунина.

Словесное рисование.

Сочинение-миниатюра.

иллюстрации

41

В.Г.Короленко: Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

1

Рассказ учителя Обуче-ние чтению

1«В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

Уметь применять навыки выразительного чтения и аналитического пересказа.

Знать значение термина -повесть

Тестирование на знание текста.

Аналитический пересказ

42

 Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей.

1

Беседа. Практикум

2.Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.

3.Глава «Кукла»-кульминация повести

4.Путь Васи к правде и добру

Уметь оперировать терминами: деталь, контраст, символ.

Выразительное чтение.

План ответа на вопрос.

43

 Классное сочинение

1

Урок разви-тия речи.

Обучение  сочинению по повести Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?»

Уметь работать над сочинением:  обдумывать тему, определять идею, отбирать необходимый материал, использовать цитаты, составлять план,

редактировать текст.

Составление плана. Написание сочинения

44

С.А.Есенин. Слово о поэте.

1

Рассказ учителя Обуче-ние чтению

1.Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Своеобразие языка стихотворений.

2.Стихи о родной природе

Уметь выразительно  читать поэтический текст.

Уметь видеть своеобразие языка стихотворений С. Есенина

презентация

45

П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка».

1

Рассказ учителя Обуче-ние чтению. Беседа.

«Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Сказ и сказка.

Знать жизненный и творческий путь Бажова.

Усвоить навыки аналитического чтения

Выразительное чтение

презентация

46

К.Г.

Паустовский Слово о писателе. «Тёплый хлеб»

1

Рассказ учителя Беседа.

Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб»

Уметь рассказывать сказку близко к тексту с концовкой как в народных сказках

Выразительный рассказ

47

Природа и человек в произведениях Паустовского.

1

Урок внеклассного чтения

 Реальное и фантастическое  в сказке «Заячьи лапы»

Уметь видеть в сказке фантастическое и реальное

48-49

Сказки С.Я.Маршака.

2

Рассказ учителя Обуче-ние чтению. Беседа.

1.Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. 2.Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. подготовка к домашнему сочинению: «Падчерица и королева в пьесе-сказке», «Добро и зло в пьесе-сказке», «Пьеса  С.Я.Маршака  «Двенадцать месяцев» и народные сказки

Уметь читать и анализировать драматическое произведение.

Знать понятие «пьеса».

Выразительное чтение

м\ф

50

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита»

1

Рассказ учителя Обуче-ние чтению. Беседа.

.Быль и фантастика в рассказе «Никита». Душевный мир главного героя. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Уметь составить связный ответ на заданную тему.

Уметь выявлять и комментировать идейные центры эпизода

Выразительное чтение эпизода,

вы

презентация

51

Контрольная работа

1

Урок контро-ля

52

В.П.Астафьев. Слово о писателе.  «Васюткино озеро»

1

Рассказ учителя обуче-ние чтению.

Черты характера героя и его поведение в лесу. Понятие об автобиографическом произведении.

.«Открытие» Васюткой нового озера. Человек и природа в рассказе.

Знать понятие – автобиографическая проза.

Уметь составлять аналитический комментарий.

Ответы на вопросы на знание текста

иллюстрации

53

Становление характера юного героя через испытание, преодоление сложных жизненных ситуаций.

1

Беседа

Становление характера Васютки через испытания. Знание природы, находчивость главного героя

Обладать навыками словесного рисования и комментированного чтения.

Уметь работать в группе.

Знать значение термина «пейзаж».

Сочинение-миниатюра

54

Р.р. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»

1

Сочине-ние

55

Русские поэты и писатели 20 века о Родине и родной природе. И.А.Бунин,

 Дон-Аминадо.

А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин. Н.М.Рубцов.

1

Урок-концерт

Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём. Образ Родины в стихах о природе. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России

Уметь видеть образы Родины и природы в русской поэзии. Иметь навыки сопоставления литературных произведений, видеть сходства и различия.

Иметь представление о цветовой гамме стихотворения

Выразительное чтение . Сопоставительный анализ по вопросам

Иллюстрации,

Фонохрест.

56

Писатели улыбаются.

Саша Чёрный. Ю.Ким

«Рыба-кит»

1

Рассказ учителя Беседа.

Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши чёрного. Юмор в его рассказах.

Уметь сжато пересказывать, выполнять словесное рисование, Инсценирование.

Сочинение-миниатюра

57

Стихотворные произведения о Великой Отечественной войне.

К.М.Симонов. А.Т.Твардовский.

1

Рассказ учителя Беседа.

«Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети.

«Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

Знать последовательность комплексного анализа стихотворения.

Уметь анализировать по плану.

Знать жанровые особенности баллады.

Подбор опорной лексики по плану.

Фонохрест.

58

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. 

1

Рассказ учителя Беседа.

«Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер.

Уметь выразительно читать. Знать значение термина баллада.

Уметь находить в тексте признаки баллады.

Самостоятельная работа

59

Даниель Дефо.

«Робинзон Крузо».

1

Урок внеклассного чтения

1«Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. 2.Необычайные приключения  Робинзона Крузо. Характер главного героя романа.

Уметь самостоятельно работать с учебником.

Знать о понятии «робинзонада».

Уметь писать сочинение-миниатюру на заданную тему

Ответ на вопросы карточки (заполнение).

Сочинение-миниатюра

презентация

60-61

Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»

2

Рассказ учителя беседа

1«Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

В поисках Кая.

2.Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

Уметь применять навыки выразительного чтения и аналитического пересказа.

Сочинение-миниатюра

м\ф

62

Жорж Санд

 «О чём говорят цветы»

1

Урок внеклассного чтения

Спор героев о прекрасном

63-64

Марк Твен

«Приключения Тома Сойера»

2

Урок внеклассного чтения

1.Том Сойер  и его друзья. Черты характера героев.  Том и Гек в романе. 2.Том и Бекки.. Внутренний мир героев Марка Твена.

Уметь самостоятельно работать с учебником.

Иметь навыки выразительного комментированного чтения.

Письменный ответ на вопросы (карточки).

65

Джек Лондон

«Сказание о Кише»

1

Урок внеклассного чтения

Нравственное взросление героя рассказа.

Становление его характера. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа.

Уметь анализировать тему и идею произведения.

Знать термины – тема, идея, сказание.

Уметь работать в группах.

Составление плана сочинения.

66

Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса»

1

Урок разви-тия речи

Выявление уровня литературного развития учащихся.

презентация

67

Контрольная работа за год

1

68

Рекомендация книг для летнего чтения

1

Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.

Список литературы для самостоятельного чтения.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы XX века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга   (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера.

Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

  • В результате изучения литературы ученик должен знать:
  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2004

Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе к учебнику В.А Чалмаева, С.А.Зинина и расчитано на 102 часа...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Литература и игра, 5 класс (ММОШ)

Предложенное календарно-тематическое планирвание по литературе детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общие направления воспитания и направления обучающихся средствами л...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...