Разработка мероприятия "Жизнь и творчество В.И.Даля"
методическая разработка по литературе (5,6,7,8 класс) по теме
Мероприятие, посвященное жизни и творчеству В.И.Даля может использоваться как для проведения внеклассного праздника, так и для урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизнь и творчество Владимира Ивановича Даля.
( 205-тилетию посвящается)
О.В.Задонская
Класс разделен на 5 групп, каждая получает задание:
- подготовить рассказ о жизни Владимира Ивановича Даля
1 группа – детские, юношеские годы, учеба в университете, служба на флоте
2 группа – Даль – медик
3 группа – Даль – сказочник
4 группа – Даль – создатель Толкового словаря
5 группа – Даль – создатель словаря пословиц и поговорок русского народа.
- прочитать и проанализировать сказку, автором которой является В.И.Даль
1 гр.- «Девочка Снегурочка»
2 гр. – «Лиса-лапотница»
3 гр. – «Медведь-половинщик»
4 гр. – «Привередница»
5 гр. –
- проиллюстрировать сказку своими рисунками, любой эпизод проинсценировать
- группа ребят готовит инсценировку сказки «Коломенская желтая репка»
- подготовить книжку скороговорок
- найти примеры диалектных слов
Оформление: портрет Владимира Даля, выставка словарей, созданных Далем, выставка рисунков ребят, компьютерная презентация «Жизнь и творчество В.И.Даля»
Ребята сидят своими группами за отдельными столами. Все задания оцениваются цветными звездочками.
Ход мероприятия.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы сегодня собрались с вами, чтобы вспомнить человека, который всю свою жизнь посвятил служению русскому народу, русскому языку, народному творчеству. Я говорю о Владимире Ивановиче Дале, чье 205-тилетие со дня рождения отмечается в этом году в ноябре месяце. И вот сейчас на дворе ноябрь, и мы с вами прикоснемся к его творчеству, поговорим о его жизни, поработаем со словарями, поупражняемся в произношении скороговорок. Но не будем заглядывать вперед, начнем по порядку.
Во время рассказов групп показывается презентация.
1.Слово предоставляется 1 группе. Рассказ о годах жизни 1801-1826.
Учитель: Морская служба оказала большое влияние на Владимира Ивановича, еще учась в Морском корпусе, он создал свой первый словарь, в который вошли 34 слова кадетского жаргона.
Морская работа была очень интересной, поэтому впоследствии он включает в свои сборники морские загадки. Сейчас мы попробуем их с вами разгадать. Чтобы не было шума, каждая команда записывает отгадку на листе бумаги, а затем мы выясним, кто же ответил правильно. (на экране)
- Велика телега, об одном колесе: сама катится, а вокруг света обвозит. (Корабль, колесо – штурвал)
- Еду, еду – следу нету; режу, режу – крови нету. (Корабль или лодка на воде).
Морская тема прослеживается и в морских пословицах. Попробуйте объяснить их смысл.
- Иди в море на неделю, а хлеба бери на год.
- С огнем не шути, с водой не дружись, ветру не верь.
- Кто в море бывал, тот лужи не боится.
Слово предоставляется 2 группе. Рассказ о службе Даля в качестве медика.
Учитель: Общаясь с солдатами, Даль слышал от них много интересных слов и выражений, записывал их. «Бывало на дневке соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как какой предмет в той или иной местности называется», - вспоминал Даль.
Рассмотрим простое слово «Лужа». В Костроме она называется «калуга», в Пскове – «лузь», на Севере – «лыва», в Тамбове – «мочажина».
Давайте попробуем проследить, однокоренные ли это слова и почему они именно так называются.
Знаете ли вы примеры слов, которые в разных местностях по-разному называют один и тот же предмет.
Ответы ребят.
Учитель: Даль был великолепным знатоком русских говоров. Однажды он встретил молодого монаха, выделяющегося среди остальных своим говором. Даль сразу же обратился к нему с вопросом, откуда молодой человек родом.
Инсценировка диалога между Далем и монахом:
Д. - Какого монастыря, батюшка?
М. - Соловецкого, родненький.
Автор. – Даль узнал в монахе выходца из Ярославских мест, где любимое слово – «родненький», «родименький»
Д. – Из Ярославской губернии.
Автор. – Монах испугался почему-то и стал оправдываться.
М.- Нету-ти, родненький, тамо-ти в Соловецком живу.
Д. – Из Ростовского уезда Ярославской губернии.
М. – Не погубите! (упал Далю в ноги)
Автор. – Оказалось, что под видом монаха скрывался беглый солдат, сданный в рекруты из Ростовского уезда.
Учитель: Вот каким великолепным знатоком говоров русского народа был Даль. А скажите, ваши дедушки и бабушки, живущие в деревне, всегда ли говорят понятно для вас? О такой разновидности русского языка, как диалекты, мы будем говорить с вами подробно в 6 классе. А сейчас продолжаем дальше.
Слово 3 группе. Даль – сказочник.
Учитель: Сказки Даля знакомят детей с бесценным опытом живой народной жизни, учат добру и справедливости, любви к правде и труду. Его сказки очень похожи на русские народные, и мы сейчас с вами в этом убедимся. Послушаем рассказы ребят о прочитанных ими сказках.
Рассказы групп.
Учитель: Какие народные сказки напомнили вам сказки Даля?
Девочка Снегурочка – Снегурушка и лиса.
Лиса-лапотница – Лисичка со скакалочкой.
Медведь-половинщик – Вершки и корешки.
Привередница – Гуси-лебеди.
А вот всем вам известную сказку «Репка» Владимир Иванович тоже рассказал по-своему и назвал ее «Коломенская желтая репка». Давайте посмотрим ее инсценировку и назовем отличие ее от народной сказки. Какая группа запишет больше этих отличий.
Инсценировка сказки.
Учитель: Молодцы, ребята, артисты великолепные, ну а теперь назовите отличия, которые вы заметили.
( нет кошки и мышки, репку посадила бабка, а не дед, есть персонаж – сосед,)
Учитель: в сказке упоминается пост, во время которого дед с бабкой хотели полакомиться репой. Знаете ли вы что-нибудь о нем.
А на Руси раньше репу называли вторым хлебом, ее и варили, и парили, и сырой ели. Много блюд знал русский народ из этого овоща.
Продолжим наше путешествие по жизни Владимира Ивановича.
Учитель: Заботясь о полезном чтении народа, Даль написал книжки «Два сорока бывальщинок для крестьян», «Матросские досуги» - книгу для чтения матросам военного флота.
Даль заботился о том, как в легкой доступной форме рассказать народу о серьезных вещах. Вот как, например, выглядит его таблица умножения:
Ученик:
Придет маслена – будет и блин, одиножды один – один.
Волга Дону пошире, дважды два – четыре.
Хлеб жнем, а сено косим, дважды четыре – восемь.
Без закваски хлеб не месят, дважды пять – десять.
На руках и ногах пальцев двадцать, дважды шесть – двенадцать.
Пять пальцев долой – пятнадцать, дважды семь – четырнадцать.
Дважды девять – восемнадцать, дважды десять – двадцать.
Слово 4 группе. Даль – создатель словаря.
Учитель: «Толковый словарь живого великорусского языка» принес Далю бессмертие. Поэт Михаил Матусовский написал об этом словаре такие строки:
Ученик:
То ловишь отзвук древнего напева, то говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу, из веток и корней.
Незыблема его первооснова на много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья, и так растет строка.
И можно различить сердцебиенье живого языка.
Сидят теперь четыре института над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то, а Даль незаменим.
Учитель: да, слово состоит из веток и корней, и в словаре Даля каждое самое обычное слово становится необычным. Давайте обратимся к словарям Владимира Ивановича. 1.Как расположены слова в словаре?
2.Найдем определение некоторых слов: ведро, длань, выя, суседко, побаска.(по группам).
3.На одном из словарей Даля было написано «Словарь называется ТОЛКОВЫМ, потому что объясняет подробности значения слов и понятий». Попробуем по толкованию-объяснению догадаться, о каком слове идет речь. (на экране)
- Проем в стене для света. (Окно)
- Скошенная и засохшая трава в корм скоту. (Сено)
- Протоптанная, проторенная дорожка, пешеходная. Лаз животного, зверя. (Тропа). И т.д.
- Иногда одно и то же слово обозначает разные явления и предметы. Найдите в словаре Даля такие слова и назовите их разные значения. Кто больше найдет, тот победил.
Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что для объяснения значений слов Даль использует пословицы и поговорки. Но кроме этого, Даль работал над созданием Словаря пословиц и поговорок.
Слово 5 группе. Словарь пословиц и поговорок.
Учитель: Давайте мы с вами попробуем поработать составителями пословиц.
1.Собери рассыпавшуюся пословицу: (проецируется на экран сначала смешанные, затем правильные)
- насмешишь, людей, поспешишь. (Поспешишь – людей насмешишь)
- не, рубить, чай, дрова, пить. (Дрова рубить не чай пить или наоборот)
- вода, лежачий, под, не , камень, течет. (Под лежачий камень вода не течет)
- день, вечера, до, скучен, нечего, делать, коли. (Скучен день до вечера, коли делать нечего)
- горячо, железо, пока, куй. (Куй железо, пока горячо)
- при, добро, матери, при, тепло, солнышке. (При солнышке тепло, при матери добро)
2. К пословицам народов мира подберем аналогичные русские пословицы. Запишем на листах. (задание на экране)
Английская «В каждой семье есть своя черная овца» – В семье не без урода
Индийская « Неторопливый слон раньше достиг цели, чем резвый жеребец» – Тише едешь, дальше будешь.
Финляндская « Тот не заблудится, кто спрашивает» – Язык до Киева доведет.
Голландская «Неснесенное яйцо – еще не яйцо» – Делить шкуру неубитого медведя.
- Каким сказочным героям подходят пословицы:
- Дело мастера боится. (Незнайка, Золушка, Винни-пух)
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Царь Салтан, Герда, Дед из Репки)
- Не рой другому яму, сам в нее попадешь. (Снегурочка, Лиса-лапотница)
Учитель: Кроме пословиц и поговорок В.И.Даль собирал и скороговорки, считая их не просто забавой, а средством «натореть в скором и чистом говоре». Недаром скороговорку называли еще «трещотка», «лепетун», «частоговорка», «чистоговорка».
Соглашаясь с Далем, мы с вами сейчас проведем конкурс на лучшее произношение скороговорки
Предлагаю скороговорки В.Даля:
- Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: Ха-ха-ха-ха.
- Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
А теперь, какие скороговорки нашли вы?
Учитель: Как не удивительно, Владимир Иванович был также собирателем русских народных игр. Я предлагаю вам сыграть в игру «Воробышек». Выберем воробья, ставим его в центр круга, он приплясывает по-воробьиному, а по мере песни обязан изображать то, о чем слышит и при этом напевать.
Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как девицы ходят.
В. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, где молодцы сидят.
Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как молодцы ходят?
В. Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, где голубушки сидят.
Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как старушки ходят?
В . Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.
Х. Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как богатые ходят?
В . Оне так, оне сяк, оне этак и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, молодушки сидят.
Ребята играют, меняют воробья.
Учитель: После выхода словаря Владимир Иванович стал быстро стареть. Все, что он намечал, было выполнено, бездействие тяготило его. 22 сентября 1872 года Даль умер. Говорят, что перед смертью он подозвал дочку и попросил: «Запиши словечко».
Человек умер, но его труды остались. Мы пользуемся словарями Даля, читаем его сказки, восхищаемся пословицами и поговорками, собранными им, играем в игры.
Чтобы выяснить, насколько вы запомнили все, о чем сегодня говорили, подведем итоги:
- Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)
- Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, собиратель слов)
- Каким именем подписывался Даль. (Казак Луганский)
- Как называется главный труд всей жизни Даля. (Толковый словарь живого великорусского языка)
- Назовите сказки В.И.Даля.
Закончить наше мероприятие мне хотелось бы стихотворением С.Я.Маршака:
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Использованная литература:
- Собиратель слов. Брошюра для библиотекарей.
- Даль В.И. «Толковый словарь»
- Даль В.И. «Старик-годовик». Сказки, загадки, пословицы, игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна
Методическая разработка урока по творчеству А.И.Куприна...

Методическая разработка по техническому творчеству для обучающихся в области информатики «Тайны планеты «Мир презентаций»»
Цель: подведение итогов работы объединения за год Задачи: стимулирование и поощрение творчества воспитанников, мотивация на участие в конкурсах и поиск познавательной информации...

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.
Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные уроки, домашние задания, котор...

Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"
Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, посвященного В.И.Далю «Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!», 2021 год
В.И.Даль - выдающийся русский филолог и врач, соратник и друг А.С.Пушкина, Н.И.Пирогова... Его жизнь полна поистине великих открытий, сделанных им как в литературе, так и в медицине. Об этом мы и хоте...