МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, посвященного В.И.Далю «Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!», 2021 год
учебно-методическое пособие

Марченко Наталья Михайловна

В.И.Даль - выдающийся русский филолог и врач, соратник и друг А.С.Пушкина, Н.И.Пирогова... Его жизнь полна поистине великих открытий, сделанных им как в литературе, так и в медицине. Об этом мы и хотели рассказать на нашем литературном вечере, материалы которого можно посмотреть на этом сайте.

Рекомендована для студентов любых специальностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК№1»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ,

посвященного В.И.Далю

«Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!»

http://skif.ggpi.org/wp-content/uploads/2019/11/60201706.1tejpx2s5k.W665.jpg

Специальности:

 34.02.03 «Сестринское дело»,

 31.02.03 «Лабораторная

диагностика»

           

 

Авторы-составители:

М. В. Акопян,

Н. М. Марченко,

преподаватели высшей квалификационной категории  

ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

                

Москва, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Среднее профессиональное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

        Предлагаемая вашему вниманию методическая разработка «Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!», посвящена творчеству литератора, лингвиста, известного собирателя фольклора XIX века – Владимиру Ивановичу Далю, который, кроме того, внес значительный вклад в отечественную медицину.  

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение

5

2.

Методическая часть

7

3.

Список литературы

12

4.

Приложение (Сценарий мероприятия)

13


ВВЕДЕНИЕ

        В современном мире образование реализует важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции. Связь русского языка с профессиональной деятельностью студентов-медиков позволяет повышать мотивацию к обучению, расширять кругозор и совершенствовать нравственные качества будущих специалистов.

        Предлагаемая вашему вниманию методическая разработка «Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!», представляет собой описание организации литературно-музыкальной композиции, демонстрирующей значение В. И. Даля как в развитии русской словесности, так и в современном мире вообще. Владимир Иванович Даль остался в истории культуры как превосходный знаток славянской культуры, скрупулезный этнограф, талантливый писатель-публицист, лексиколог. Современные читатели знают Владимира Даля, прежде всего, как создателя знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка». Не менее примечательным трудом Даля является его сборник «Пословицы русского народа», включающий более тридцати тысяч пословиц, поговорок и метких слов. В.И. Даль является также автором многих очерков, рассказов, повестей из русской народной жизни и когда-то широко популярных русских народных сказок.

Будучи известным лингвистом, В.И.Даль не оставался в стороне от общественной жизни. Получив прекрасное медицинское образование, вместе с Н. И. Пироговым он лечил раненых в ходе Русско-турецкой войны и Польской кампании, боролся с распространением чумы за Дунаем, показав себя при этом блестящим врачом. По словам П. И. Мельникова, В. И. Даль имел известность «замечательного хирурга, особенно же окулиста». Однако, занимаясь медициной, этот выдающийся исследователь не забывал про главный интерес в своей жизни, он продолжал собирать пословицы, поговорки, народные рецепты и дополнять ими свой Толковый словарь.

 Творчество Владимира Ивановича Даля со временем не теряет своей значимости. Недаром Н.В. Гоголь писал о нем: «Все у него правда и взято так, как есть в природе. Ему стоит, не прибегая ни к завязке, ни к развязке, над которыми так ломает голову романист, взять любой случай, случившийся в русской земле, первое дело, которого производству он был свидетелем и очевидцем, чтобы вышла сама собой наизанимательнейшая повесть. По мне он значительнее всех повествователей - изобретателей». И еще: «Писатель этот более других угодил личности моего собственного вкуса и своеобразию моих собственных требований: каждая его строчка меня учит и вразумляет». Мало кто из современников Гоголя мог услышать от него такую похвалу! Слова эти актуальны и по сей день.


МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.  ОУД.01 «Русский язык»

2.  Курс 1; Семестр 1

3. Соответствует темам и разделам Рабочей программы:

Введение. Язык как средство общения. Влияние русского языка на профессиональную деятельность 

Раздел 3. Лексика и фразеология

Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарный запас.

4. Тема внеаудиторного мероприятия: «Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!»

5. Место и время проведения:

актовый зал; 45 минут

 6. Мотивация выбора темы:

Изучение наследия В.И Даля очень важно для студентов медицинских специальностей. Всем известен вклад этого человека в формирование русского языка. Однако не менее значительна его роль в развитии медицины. Тема внеаудиторного мероприятия: «Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!» расширяет представление о многогранности личности  В.И. Даля. 

Известный прежде всего как создатель бессмертного «Толкового словаря живого великорусского языка», содержащего 200 000 лексических единиц, собранных по всей русской земле, Владимир Иванович Даль также является автором значительного числа художественных произведений, сборника «Пословицы русского народа», когда-то широко популярных русских народных сказок, фольклористом, замечательным хирургом, гомеопатом, армейским лекарем, основателем музея и Русского географического общества, автором учебников по ботанике и зоологии, чиновником-просветителем, педагогом и воспитателем.

Для формирования мировоззрения и активной гражданской позиции студентов медицинского профиля очень важно донести до них роль В. И. Даля – врача в общественной жизни страны. Его дружба с Н. И. Пироговым, участие в военных кампаниях, самоотверженная борьба с распространением чумы и холеры, огромный вклад в развитие отечественной офтальмологии и гомеопатии не могут не послужить стимулом к самосовершенствованию будущих выпускников.

      7. Цели мероприятия:

Познакомить обучающихся с творческим наследием великого русского ученого-лингвиста, а также с его деятельностью в качестве военного врача – хирурга, офтальмолога, гомеопата.

 

Код/ шифр компетенции

Содержание компетенции

Пути формирования компетенции

                                            Общие компетенции

ОК.1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Знать минимум сведений о жизни и творчестве писателей, об истории создания выдающихся произведений, о связи произведений со временем написания и нашей современностью

ОК. 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 использовать в работе  интернет или дополнительных библиографических источников, документальных и художественных фильмов

ОК. 5

 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Использовать ИКТ для обработки данных и поиска информации. Презентация имеет единый стиль оформления.

ОК. 6.

 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Работать в команде согласованно, без конфликтов между ее членами. Вежливость, тактичность при ответах.

ОК. 10. 

Бережно относиться к

 историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Иметь представление о  научных картинах мира, об отношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека.   

ОК. 11. 

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Знать основные понятия и принципы этики; моральные нормы и принципы взаимоотношений; понятия долга и ответственности;

ОК. 13. 

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре.

ОК. 14

 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Грамотно применять полученные профессиональные знания, умения и навыки в ходе исполнения воинской обязанности. 

Конкретные цели (задачи):

  • предоставить студентам возможность реализовать интерес к русскому языку и применить знания в повседневной жизни;
  • развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности студентов, умение самостоятельно добывать знания;
  • формировать умение четко и грамотно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст;
  • развивать умение оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения

     норм современного русского языка;

  •  расширять кругозор студентов;
  • развивать общеучебные умения студентов: умение работать с научно-популярной, справочной и критической литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы;
  • развивать самостоятельность и творческий потенциал студентов при выполнении заданий;
  • развивать способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку обучающихся в одной или нескольких образовательных областях.

Студент должен знать:

  • взаимосвязь языка, культуры и истории народа;
  • интеллектуальную и художественную жизнь России начала 19 века;
  •  факты биографии В. И. Даля;
  • образование и профессиональная деятельность В. И. Даля;
  • вклад В. И. Даля в современный русский язык и медицину.

Студент должен уметь:

  • работать с текстом, находить необходимые отрывки из произведения;
  • задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию;
  • правильно строить умозаключения и логические цепочки доказательств;
  • выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • использовать разнообразные конструкции в связной речи;
  • пользоваться критической литературой при обсуждении произведения.

Развивающие цели:

  • развивать навыки анализа и систематизации информации, а также умения делать выводы;
  • развивать умение отстаивать свою точку зрения, логично и грамотно излагать собственные умозаключения;
  • формировать навыки публичного выступления.        

Воспитательные цели:        

  • формировать понимание роли языка в общественной жизни и профессиональной деятельности людей;
  • воспитывать активную гражданскую и нравственную позицию обучающихся.

10. Уровень освоения:  1,2

11. Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.

Междисциплинарные связи:

Внутридисциплинарные связи (с указанием разделов, тем):

12. Обеспечение мероприятия:

Методическое обеспечение:

- лекционный материал

- сценарий

- словарь

Материально-техническое обеспечение

- компьютерная презентация

- проектор

- экран

- компьютер

Раздаточный материал:

- текст


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Порудоминский В.И.  В. И. Даль. — М.: Молодая гвардия, 1971. — (Жизнь замечательных людей). 

http://profilib.com/chtenie/110078/vladimir-porudominskiy-pirogov-11.php
http://www.mif-ua.com/m/archive/article/27201
http://russianpoetry.ru/stihi/tvorchestvo/vladimir-dal.html
https://ru.m.wikisource.org/wiki/Прощальная_песня_(Языков)
http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2015/12/03/literaturnyy-vecher-posvyashchyonnyy-v-i-dalyu
http://www.ahleague.ru/index.php?id=163&Itemid=204&lang=ru&option=com_content&view=article 
http://evp-dal.ru/index.php/novosti/vladimir-ivanovich-dal-i-ego-vrachebnaja-dejatelnost.html


Приложение

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

Действующие лица:

Ведущие

Чтецы

Исполнители танцевальных и вокальных номеров

Сценка №1- 3 студента

Сценка №2- В. И. Даль, ямщик

Н. И. Пирогов

(Мероприятие проводится в сопровождении компьютерной презентации)

Часть 1. Владимир Иванович Даль – создатель толкового словаря

Слайд 2

Ведущий 1: 22 ноября 1801 года в городе Луганске родился Владимир Иванович Даль. О себе он скромно говорил: «Я любил отчизну свою и принес ей должную крупицу по силам». Однако ни у кого нет сомнений, что «крупица» эта оказалась великоватой.

Ведущий 2: Многие поражались многогранности Даля, в нём было что-то от титанов Возрождения, которые были искусны во всём. Трудно даже придумать, в чём бы этот удивительный человек ни был бы мастером. Жизнь Даля настолько разнообразна и замечательна, что её хватило бы с лихвой на несколько интересных биографий: морской офицер, врач, ответственный чиновник, натуралист, писатель, учёный – языковед…

Ведущий 1: Владимир Иванович Даль прожил долгую жизнь, он один выполнил то, что не под силу целому институту, даже не по количеству ученых, а по разнообразию занятий.

Ведущий 2: В.И. Даль награжден многими орденами, премиями, избран членом Академии наук по отделению естественных наук. Однако в историю он вошел прежде всего как создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».

        Слайд 3 

Сценка №1:

На сцене появляется Алексей со стопкой книг. На ходу он листает одну из них. Навстречу ему выходят Ира и Наташа с тетрадками в руках.

Ира. Привет, Леш! Что это ты так нагрузился?

Алексей. Да нам дали задание - написать творческую работу о словаре Даля.

Ира. Обыкновенный словарь. И чего все так восхищаются: «Кладезь мудрости!...»

Алексей. А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

Наташа. Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов,

Алексей. Странно... Что же вы в таком случае в своих работах написали?

Ира. {открывает тетрадь). В толковом словаре В. И. Даля собрано 200 тысяч слов. Они расположены в алфавитном порядке, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово, словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик, речник, лексикон, сборник слов.

Наташа. И у меня то же самое. Только я ещё написала, что ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки и даже загадки. Вот попробуй отгадай: «В воде родится, а воды боится» (соль), «Кочет голенаст, кланяться горазд» (топор), «Мать толста, дочь красна, сын кудреват в поднебесье ушёл» (печь, огонь, дым).

Ира. Вот и всё. Что тут сложного. Носитесь с этим словарём, как кошка с котятами.

Алексей. Говоришь, как кошка с котятами?... А ведь это выражение из словаря Даля! Оно поясняет значение слова «кошка». Что, по-вашему, оно означает?

Ира. (смеётся). Ну ты даёшь! Да кто же этого не знает!

Наташа. Тебе и трёхлетний ребёнок ответит.

Алексей. А всё-таки?...

Ира. (растягивает слова). Кошка - это домашнее животное.

Алексей. И только?

Наташа. А что же ещё?

Алексей. А ведь Владимир Иванович Даль даёт девять толкований слова «кошка» (открывает книгу). Это домашнее животное. И якорь о четырёх лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелёк, который носят на поясе. А ещё плётка с несколькими хвостами, коса на взморье, или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.

Ира. (задумчиво). Да... А что там ещё про эту кошку?

Алексей. Пословицы: «Рано пташка запела, как бы кошка не съела»... «Знай кошка своё лукошко», « Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть», « Лакомка кошка до рыбки, да в воду лезть не хочется».

        Наташа. (тоже заглядывает в книгу). Тут и загадка про кошку есть: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка».

Ира (присоединяется к ним). А теперь отгадайте, что это: «Белая кошка лезет в окошко»? (Алексей и Наташа молчат). Свет! Вот ещё одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех»?

Наташа и Алексей (вместе). Три!

Наташа. Пожалуй, в кино мы сегодня не пойдём - давай лучше работу переписывать.

Ира. Интересно, Леш, а что ты ещё о Дале знаешь? Как пришла ему в голову такая идея – создать словарь???

Алексей. Я знаю, что сам Даль любил шутить, говорил, что толковым словарь называется не потому что мог получиться и бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает! Впрочем, пусть лучше он сам расскажет, как это все началось.

Сценка №2:

СЛАЙД 4: Перов. Последний кабак у заставы

На сцену выходит Даль. Слышны звуки метели.

Даль: В 1819 году, закончив учебу, отправился я на службу в Черноморский полк, и под Новгородом  попал в жуткую метель… Ехать было опасно, пришлось остановиться в трактире…

Выходит ямщик в тулупе, с кнутом в руках.

Ямщик. Ну что, барин, будем ехать или еще чуть погреемся?

Даль. А доберемся в такую пургу?

Ямщик. Не сомневайся. Замолаживает...

Даль: Как это «замолаживает»?

Ямщик: Пасмурнеет значит. Небо тучами заволакивает; к ненастью клонит. К теплу.

Даль. Это что ж, у вас в Новгородской губернии так говорят?

Ямщик. Так.

Даль вытаскивает из кармана записную книжку, дует на окоченевшие пальцы и начинает что-то записывать. Ямщик уходит.

       

        Слайд 5 

            Ведущий 1: Этот морозный мартовский день стал главным в жизни Даля. Он записал первое слово для будущего словаря и с тех  пор, куда бы ни бросала его судьба, он всегда находил время записать услышанные где-нибудь меткое слово, выражение, песню, сказку, загадку. Этому делу Даль посвяти около 53 лет жизни!

Ведущий 2: А дальше???

Ведущий 1: А дальше началась война с Турцией, Даль отправился туда в качестве военного врача. Там сблизился с солдатами, вслушивался в их разговоры, записывал народные слова и выражения. Словарь пополнили и медицинские термины, по мнению автора, без них он был бы неполным.

Слайд 6

 

Ведущий отходит в сторону, на первый план выходит Даль.

Даль: Помню, бывало на дневке, соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как такой-то предмет в той или иной местности называется». Вот, например, такое простое слово «лужа». В разных областях России ее, оказывается, называют по-разному: в Костроме  - «калуга», в Пскове - «лузь», на Севере - «лыва», а в Томбове - «мочажина». Вот и получается целая цепочка слов.

Слайд 7, 8

Ведущий 2: По вечерам Владимир Иванович подсаживался к бивачным кострам и подолгу беседовал с солдатами. Через год военных действий записки Даля выросли до таких размеров, что для их перевозки командование выделило ему… вьючного верблюда! На его горбу будущий словарь путешествовал по военным дорогам в виде нескольких мешков, наполненных тетрадями. А однажды случилась беда: верблюда, груженного записками, во время боя захватили турки. Горю Владимира Ивановича не было предела.

Даль: Я осиротел с утратой моих записок... Беседа с солдатами всех местностей широкой Руси доставила мне обильные запасы для изучения языка, и все это погибло!!!...

Ведущий 2: Казалось бы, все кончено и словарю уже никогда не появиться на свет. Но офицеры и солдаты не смогли безучастно смотреть, как горюет их любимый доктор. На поиски верблюда в турецкий тыл отправился отряд казаков, и через несколько дней пропавшее животное было возвращено Далю вместе с драгоценной поклажей. К счастью, все записки оказались целыми и невредимыми.

        Слайд 9        

        Ведущий 1: И вот великая цель, исполнению которой было отдано 53 года, достигнута. Вот что написал Котляревский о словаре: «…и русская наука, словесность, всё общество будут иметь памятник, достойный величия народа, будут вполне обладать произведением, которое составит предмет нашей гордости».

        Ведущий 2: В 1861 году за первые выпуски «Словаря» Владимир Иванович Даль получил константиновскую медаль от Императорского географического общества, в 1868 году выбран в почётные члены Императорской академии наук, а по выходе в свет всего словаря удостоен ломоносовской премии.

Чтец: 

Ветшают прадедов слова,

Они уже полузабыты,

Но, как извечная трава,

Все ж пробиваются сквозь плиты.

Кто нынче скажет - « окоём»,

Иль «росстани», иль «первопуток»-

Всё, что Толковым словарём

В безвестный загнано закуток?

Слова угасшей старины

Вдали мерцают еле-еле,

А прежде, жизнью рождены,

Они ласкали, жгли и пели.

Они рождались неспроста,                                                                                                          

Не прихотью, а волей сердца  

Из чернозёмного пласта    

Для друга и единоверца.

Но даже в наши времена

Для тех, кто с русской речью дружен,

Не так легко добыть со дна

Родные россыпи жемчужен

То ловишь отзвук древнего напева,

То говор поздних дней.

И слово состоит, подобно древу,

Из веток и корней.

Незыблема его первооснова

На много тысяч лет.

Выходит так, что у любого слова

Есть запах, вкус и цвет.

Слова и фразы нижутся., как звенья,

И так растет строка.

И можно различать сердцебиенье

Живого языка.

... Сидят теперь четыре института

Над словарем одним,

А Даль все также нужен почему-то,

А Даль незаменим.

        Слайд 10

Ведущий 2 А вы знаете, что во время работы над словарем, Даль,  кроме того, сочинял еще и сказки? И однажды он решился напечатать несколько. Придумал псевдоним - Казак Луганский (по месту своего рождения). Первая книжка, в которую вошли пять сказок, увидела свет под названием «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый».

        Ведущий 1: Эти сказки прославили его как литератора, а также явились поводом для знакомства с А.С.Пушкиным. А в 1862 году В. Даль опубликовал труд «Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, загадок, поверий и проч.». Он многократно переиздавался, в том числе с предисловием нобелевского лауреата М. Шолохова, озаглавленным «Сокровищница народной мудрости».

        Ведущий 2: Ой, а это что???

        Слайд 11

        На сцене появляются участники игры «Воробышек»

У воробышка головушка болела

Ох как болела!

Так болела так болела так болела!

У воробышка сердечушко щемило

Ох как щемило!

Так щемило так щемило так щемило!

У воробышка и спинушка болела

Ох как болела!

Так болела, так болела, так болела!

У воробышка и рученька болела

Ох как болела!

Так болела, так болела, так болела!

У воробышка и ноженька болела

Ох как болела!

Так болела, так болела, так болела!

Уж и стал воробей приседати

Ох как приседати!

Приседати приседати приседати!

Захотел воробей поплясати!

Ох как захотел поплясати!

Поплясати поплясати поплясати!

Убегают со сцены.

        Ведущий 1: Кроме сказок, пословиц и поговорок, Владимир Иванович собирал и записывал еще и народные игры. И это  была одна из них – «Воробышек»

Ведущий 2: Но и это еще не все!!! Как известно, «талантливый человек талантлив во всем». Если заслуги В.И. Даля перед отечественной филологией хорошо известны, то об исключительных способностях его в области медицины знают лишь знатоки его творчества. Вместе с тем, и здесь мы найдем немало ярких и любопытных страниц.

Часть 2.  В.И.Даль – врач

        Слайд 12:

На сцену выходят новые ведущие, которые рассказывают о деятельности В.И. Даля - врача

Ведущий 3: Владимир Иванович родился в семье выходца из Дании, врача морского ведомства Иоганна Христиана (Ивана Матвеевича) Даля. Возможно, именно стремлением продолжить дело отца объясняется его решение сменить профессию и стать врачом. После окончания Морского Кадетского корпуса и непродолжительной службы на Черном и Балтийском морях, В.И. Даль в 1826 году поступил студентом в Дерптский университет изучать медицину. Он так объяснял свои действия: «Я почувствовал необходимость в основательном учении, в образовании, дабы быть на свете полезным человеком».

Слайд 13: Дерптский университет

Ведущий 4: Даль был одним из лучших студентов Дерптского университета. Он проявил крайнее усердие во время учебы, за что уже через год был отмечен серебряной медалью. Под воздействием своего учителя, известного профессора И.Ф. Мойера, В.И. Даль увлекается хирургией. Общие интересы на долгие годы сближают его с Николаем Ивановичем Пироговым, который так вспоминал о нем:

Слайд 14

На сцену выходит Пирогов

Пирогов: Это был замечательный человек, сначала почему-то не нравившийся мне, но потом хороший приятель. Это был прежде всего человек, что называется, на все руки. За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить. Находясь в Дерпте, он пристрастился к хирургии и, владея, между многими другими способностями, необыкновенной ловкостью в механических работах, скоро сделался и ловким оператором…

Пирогов: А знаете, как проходил наш день? С утра мы собирались в клинике, готовились к операции, отбирали нужные инструменты, перекладывали больного с кровати на стол и ассистировали Мойеру. Действовали молча, не разговаривая, подавая сигналы друг другу глазами. Моейер часто доверял студентам произвести под его наблюдением то или иное хирургическое вмешательство. В то время наркоз ещё не был изобретен и больные долго стонали и кричали. Даль, жалея, вытирал своим платком с лица больного липкий пот, давал немного вина и солёный огурец. К страданиям больных он так и не привык…
Человек, изучивший прежде астрономию, математику, кораблевождение, штудировал теперь толстенные книги, зубрил педантично латынь (100 слов в день!) и возился с препаратами.

Ведущий 5: Особое духовное родство чувствовал Пирогов к Далю. Необыкновенная любовь к русскому народу и его истории объединяла и сплачивала их. Всю жизнь два великих гения понимали друг друга с полуслова.

Слайд 15

Ведущий 4: В связи с начавшейся Русско-турецкой войной, возникла необходимость направить в действующую армию медиков, в том числе для борьбы с чумой в задунайской области,

Ведущий 5: Даль немедленно включился в работу со свойственной ему добросовестностью и неизменным творческим подходом. Он на поле боя перевязывал, оперировал и, что очень важно, сортировал раненых по степени тяжести поражения. Мыслями о важности сортировки больных и раненых он позднее поделился с Пироговым, который не только поддержал начинание Владимира Ивановича, но и использовал в Севастопольской кампании и описал в книге «Начала общей военно-полевой хирургии». В то время еще не применялся наркоз, не было антисептики. Оглядываясь в прошлое, трудно осознать, какого мастерства требовала от врача работа в подобных условиях и как им удавалось помогать больным. Кроме того, врачей еще катастрофически не хватало. Работать приходилось «за всех». Вместе с русской армией Даль переходит через Балканы, продолжая оперировать в палаточных госпиталях и на поле боя.

Слайд 16

Даль: «... видел тысячу, другую раненых, которыми покрылось поле и которым на первую ночь ложем служила мать — сырая земля, а кровом небо... резал, перевязывал, вынимал пули с хвостиками; мотался взад и вперед, поколе наконец совершенное изнеможение не распростерло меня среди темной ночи, рядом со страдальцами

Ведущий 6: Друзья говорили, что у него две правые руки, его умелость и скорость операционной техники поражала даже опытных профессионалов. Именно это свойство при отсутствии обезболивающих средств нередко решало судьбу больного. Важно было по возможности избежать развития болевого шока, вовремя остановить кровопотерю, тем более в ситуации, когда еще не применялось переливание крови.

Слайды 17-20

 Даль: Людей косила перемежающаяся лихорадка, «половина врачей вымерла, фельдшеров не было вовсе, то есть при нескольких тысячах больных не было ни одного».

Ведущий 5: Именно во время Русско-турецкой войны, получив богатую хирургическую практику, В.И. Даль почувствовал свое призвание врача, что позволило ему в дальнейшем сказать о себе: «Я зубы съел и поседел над врачебным искусством»

Ведущий 3: Еще некоторое время Даль заведовал временным госпиталем в Умани, борясь с эпидемией холеры, а затем с Пироговым работал в киевском госпитале. Награжденный орденами и медалями, прославившийся как врач Даль в 1832 году получил назначение в Петербург и стал ординатором Петербургского военно-сухопутного госпиталя.

Ведущий 4: В Петербурге Владимир Иванович публиковал статьи на медицинские темы, сочетая свой интерес к медицине с литературным. В статье «Слово медика к больным и здоровым» подчеркивается важность правильного образа жизни: «Тот, кто в движении и не наедается досыта, реже нуждается в пособии врача».

Ведущий 5 Интересно, что в своем Словаре Даль поместил много медицинских и хирургических терминов, народных выражений, относящихся к лечению болезней. Особенно подробно описаны анатомические и хирургические выражения и термины.

Ведущий 4 Владимир Иванович специализировался в хирургии, но также много он сделал и в офтальмологии, проведя более сорока успешных операций по снятию катаракты. И еще он является автором интереснейших работ по гомеопатии.

Ведущий 1 Врачебная деятельность поддерживала интерес Даля к изучению языка больных, прибывающих из разных областей огромной страны. Как хороший, внимательный врач, он сознавал необходимость понять пациента и быть понятым. При этом решать все языковые сложности необходимо естественно, безотлагательно. Врач должен объяснить больному, как правильно принимать лекарство, что можно делать, какой режим рекомендуется в конкретной ситуации. Для всего этого необходимо полное языковое и душевное понимание. Эту извечную медицинскую мудрость хорошо понимал Владимир Иванович Даль.

Особая страница в жизни доктора и писателя Владимира Даля — общение с А.С. Пушкиным.

Часть 3.

Даль и Пушкин - дружба до гроба

Слайд 21

Ведущий 1: Разносторонне одаренный уроженец города Луганска Владимир Иванович Даль, обессмертивший край своим литературным именем «Казак Луганский», был также близким другом еще одного выдающегося человека своего времени, поэта Александра Сергеевича Пушкина. И дружба этих двух замечательных людей продолжалась до самой смерти последнего. 
Так случилось, что поводом для их знакомства стала именно литературная деятельность, которой однажды увлекся военный хирург и офтальмолог Даль. 

Слайд 22

Ведущий 2: Знакомство Даля с Пушкиным должно было состояться через посредничество Василия Андреевича Жуковского - поэта, основоположника русского романтизма, но Владимир Даль решил лично представиться знаменитому поэту и подарить один из немногих сохранившихся экземпляров «Сказок…», вышедших недавно. Даль так писал об этом:

Слайд 23

Даль: «Я взял свою новую книгу и пошел сам представиться поэту. Поводом для знакомства были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин в то время снимал квартиру на углу Гороховой и Большой Морской. Я поднялся на третий этаж, слуга принял у меня шинель в прихожей, пошел докладывать. Я, волнуясь, шел по комнатам, пустым и сумрачным – вечерело. Где-то слышны были звуки музыки. Наталья Николаевна играла на фортепьяно.

Н. Гончарова играет на пианино.

Взяв мою книгу, Пушкин открывал ее и читал сначала, с конца, где придется, и, смеясь, приговаривал:

Слайд 24

Пушкин: «Очень хорошо». 

Ведущий 1:Пушкин очень обрадовался такому подарку и в ответ подарил Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой сказки «О попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом:

«Твоя от твоих! Сказочнику казаку Луганскому, сказочник Александр Пушкин»

Это был дружеский обмен запрещенными трудами, ибо пушкинская сказка при жизни автора света не увидела. Лишь после смерти поэта В. А. Жуковский подготовил ее к печати.

Пушкин знал о необычном увлечении Даля – собирательстве слов, и поэтому

с интересом обратился к нему:

Пушкин: Милостивый государь, над чем вы сейчас работаете? В медицине совершаете открытия? Или находите интересные темы в словесности?

Даль:У меня  многолетняя страсть к собирательству слов, которых уже собрал тысяч двадцать.

Пушкин: Владимир Иванович, вы столько лет собираете, столько сил положили! Так сделайте словарь! Позарез нужен словарь живого разговорного языка! Да вы уже сделали треть словаря! Не бросать же теперь ваши запасы! 
Прекрасная идея, Владимир Иванович, составить "Словарь живого великорусского языка! А собранные вами пословицы и поговорки! Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!

Ваше собрание не простая затея, не увлечение. Это совершенно новое у нас дело. Вам можно позавидовать – у Вас есть цель. Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки перед изумленными современниками и потомками!

Даль: Понимаете, Александр Сергеевич, я всегда считал, что живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи. Передача и объяснение одного слова другим, а тем паче десятком других, вразумительнее всякого определения, а примеры ещё более поясняют дело.

Слайд 25

Народная песня 19 века

Слайд 26

Ведущий 1: Так по инициативе Владимира Даля началось его знакомство с Пушкиным, позднее переросшее в искреннюю дружбу, длившуюся до самой смерти поэта.


Ведущий 2: В 1833 году В.И. Даль переводится в Оренбург чиновником особых поручений.

Слайд 27

А вскоре туда же приехал и Александр Пушкин, чтобы по живым следам собрать материалы для задуманной им "Истории Пугачева». Пушкин собрал уникальные материалы о пугачевском восстании. Но сделать это ему удалось только с помощью Владимира Даля.

Слайд 28

Даль уже успел завоевать большое доверие местного населения. Он и помог другу наладить доверительные отношения с жителями, и Пушкин узнал от них много такого, чего ни в каких архивах не найдешь. Вместе с Далем поэт объездил все важнейшие места пугачевских событий.А долгими вечерами внимательно перечитывал записи и разбирал архивы.

Слайд 29

Ведущий 1: После экспедиции, благодаря собранным архивам, Пушкин  быстро написал "Историю Пугачева". Признательный за помощь Владимиру  Ивановичу Далю, он выслал в Оренбург три подарочных экземпляра книги.

Находясь в Оренбурге, Пушкин очень скучал по семье. И вот в один из долгих холодных вечеров, сидя у камина и вспоминая детей и жену,  он написал стихотворение, в котором выразил всю тоску и любовь к родным. А через 150 лет советский композитор Исаак Шварц написал к этому стихотворению музыку.

Слайд 30

РОМАНС

Слайд 31

Ведущий 2: В 1836 году В. И. Даль возвращается в Петербург. Пушкин радостно приветствовал возвращение друга, многократно навещал его, интересовался лингвистическими находками Даля. Александру Сергеевичу очень понравилось услышанное от Даля, ранее неизвестное ему слово "выползина" - шкурка, которую после зимы сбрасывают ужи и змеи, выползая из нее. Зайдя как-то к Далю в новом сюртуке, Пушкин весело пошутил:

Слайд 32

Пушкин: Что, хороша выползина? Ну, из этой выползины я теперь не скоро выползу. Я в ней такое напишу! У меня столько уже задумано!

Ведущий 2: Не снял он этот сюртук и в день дуэли с Дантесом.

Чтобы не причинять раненому поэту лишних страданий, пришлось "выползину" с него спарывать. 

Слайд 33

Ведущий 1: Даль участвовал в лечении поэта от смертельной раны, полученной на дуэли, вплоть до смерти Пушкина. Узнав о дуэли, Даль приехал к другу, хотя родные не пригласили его к умирающему Пушкину. Застал погибающего друга в окружении знатных врачей. Кроме домашнего доктора Ивана Спасского, поэта осматривал придворный лейб-медик Николай Арендт и ещё три доктора медицины. Пушкин радостно приветствовал друга и, взяв его за руку, умоляюще спросил:

Пушкин: Скажи мне правду, скоро ли я умру?

Даль: Мы за тебя надеемся, право, надеемся, не отчаивайся и ты».

Пушкин: Ну, спасибо. Спасибо за подаренную надежу, за веру…

Ведущий 1:  Он заметно оживился и даже попросил морошки, а Наталья Николаевна радостно воскликнула:

 Гончарова: «Он будет жив! Вот увидите, он будет жив, он не умрёт!»

Слайд 34        

Ведущий 2: На следующий день, когда Даль снова пришел навестить Пушкина, тот крепко и признательно сжал его руку и протянул свой золотой перстень-талисман с изумрудом со словами:

Пушкин: Возьми на память. Бери, друг, мне уж больше не писать.

Ведущий 2: Владимир Иванович Даль  не отходил от умирающего друга до последнего его вздоха. Все другие врачи под разными предлогами вышли из комнаты, оставив поэта умирать на руках друга.

Впоследствии Владимир Иванович пытался вернуть этот перстень вдове, но Наталья Николаевна запротестовала:

Гончарова: «Нет, Владимир Иванович, пусть это будет вам на память. И ещё я хочу вам подарить пробитый пулей сюртук Александра Сергеевича».

         

Ведущий 2: Это был тот самый сюртук-выползина.

Даль: Мне достался от вдовы Пушкина дорогой подарок: перстень его с изумрудом, который он всегда носил последнее время и называл — не знаю почему — талисманом; досталась последняя одежда Пушкина, после которой одели его, только чтобы положить в гроб. Это чёрный сюртук с небольшою, в ноготок, дырочкою против правого паха. Над этим можно призадуматься. Сюртук этот должно бы сберечь и для потомства; не знаю ещё, как это сделать; в частных руках он легко может затеряться, а у нас некуда отдать подобную вещь на всегдашнее сохранение.

Слайд 35

Ведущий 2: Эти реликвии Даль хранил всю свою жизнь. Теперь они хранятся в Пушкинском музее Санкт-Петербурга.

Ведущий 1: К сожалению, некоторые пушкинисты до сих пор не считают Даля другом Пушкина, полагают его просто знакомым поэта, каковых у того было немало. Но такая оценка противоречит событиям скорбных дней Александра Сергеевича. 
Если бы Даль был лишь "простым знакомым" поэта, остается непонятным, почему он оказался его самым доверенным врачом? 
Почему именно Владимир Даль, а не домашний доктор Пушкиных Иван Спасский, закрыл глаза усопшему гению русской литературы? 
Почему некролог о смерти поэта составил не придворный лейб-медик Николай Арендт, приглашенный к умирающему Пушкину, и не домашний врач Спасский, а Даль? 

Слайд 36

Ведущий 2: И еще один интересный факт, который подтверждает дружбу Владимира Ивановича Даля и Александра Сергеевича Пушкина. В Санкт-Петербурге в музее истории религии находится икона святых  Козьмы и Дамиана.

Козьма и Дамиан - по легенде два брата-близнеца, святые великомученики. Прославились они как искусные врачеватели. Настолько искусные, что лечили и людей и животных. На иконе великомучеников  Козьмы и Дамиана, которая была написана в Оренбурге в 1870 году, эти святые представлены в образе Александра Сергеевича Пушкина и Владимира Ивановича Даля. А русской православной церкви эти святые покровительствуют образованию и врачеванию. Они врачеватели души и тела…

Слайд 37

Стихотворение

Даль и Пушкин — два гения слова,
Что любили народ всей душой.
Даль и Пушкин… Судьба их сурова,
Ну а вклад в слово очень большой. 
По российским степям колесили:
По крупицам сбирали слова,
Русский преданно, верно любили—
По России о них шла молва. 
Говорили они о народе,
О его живом языке,
О его сильной природе
И о жгучем в словах угольке. 
Даль и Пушкин мыслью едины.
Каждый в слове могуч, велик.
В любви к слову, к народу сроднились.
Пушкин Даля на подвиг сподвиг. 
В творчестве друг другу помогали.
Речь славянскую хранили, берегли.
Живой язык народный изучали.
Его обогащали как могли. 
Их слово нитями по жизни связало,
Что дружба между ними родилась.
Когда же смерть жестоко Пушкина забрала,
То в сердце Даля о ней память сбереглась. 

Слайд 38

Ведущий 1: «Толковый словарь живого великорусского языка» принес Далю бессмертие.

Созданное В.И. Далем иначе как подвигом не назовешь - подвиг всей его жизни. Он собрал слова, которые можно назвать “родные россыпи жемчужин”.

«… Пришла пора подорожить народным языком, и выработать из него язык образованный”,- говорил В.И. Даль.

Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Даль через творчество и научный труд  передал нашему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку. Сохранить наш язык в его величии - одна из главных задач сегодняшнего времени...

Рефлексия

На занятии студентам предлагается написать эссе на тему:

«Роль В. И. Даля в развитии русской словесности и медицины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия посвященного перелету В. Чкалова

В современных условиях, когда в стране предпринимаются попытки деидеологизировать  общество важнейшим направлением является воспитание у детей и подростков патриотизма, чувства любви и гордости з...

Методическая разработка мероприятия, посвященного 125- летию М.А.Булгакова.

Мероприятие предполагает участие учеников старших классов. Представляет собой литературно-музыкальную композицю с элементами театрализации...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!»

Предлагаемая вашему вниманию методическая разработка "Я полезу на нож за правду, за оечество, за русское слово, язык!", посвящена творчеству литератора, лингвиста, известного собирателя фоль...