Урок-семинар по литературе в 11 классе Добро и зло в художественном осмыслении М.А.Булгакова (по роману « Мастер и Маргарита»).
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Добро и зло… Бог и дьявол… Свет и тьма… Именно об этом спорят Берлиоз и Воланд в первой главе романа. Давайте и мы включимся в этот спор и порассуждаем о добре и зле в «закатном» романе Михаила Булгакова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-seminar_master_i_margarita.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-семинар по литературе в 11 классе
Добро и зло в художественном осмыслении М.А.Булгакова
(по роману « Мастер и Маргарита»).
Цели урока-семинара
Обучающие:
- дать понятие о художественном мире писателя;
- создание учениками собственной целостной интерпретации романа, не противоречащей авторской концепции;
- приобщение школьников к художественному языку произведения писателя, основанному на ассоциативных связях сюжета с ситуациями реальной жизни и разнообразными пластами культуры;
- осмыслить авторскую этическую концепцию бытия;
- выяснить, кто же прав, по мнению автора, в споре о человечестве;
развивающие:
- развивать навык анализа художественного произведения;
- формировать способность аргументированно высказывать своё мнение;
- формировать умение самостоятельно трудиться, отбирать нужный материал для доклада, сообщения;
- учить самостоятельно искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои личные качества;
- развивать умение выступать публично;
воспитывающие:
- воспитывать умение выслушивать мнение выступающего, собеседника;
- развивать навык культурного общения;
- развивать понятие нравственности, добра.
Оборудование:
- эпиграф к уроку и план семинара на доске;
- стихотворение И.А.Бунина «Люцифер»;
- иллюстрации к роману разных художников: Нади Рушевой, Альбины Кумировой, Е.Гритчина и др.
Ход урока.
I.
Истина не пришла в мир обнажённой, но она пришла в символах и образах. Он не получит её по-другому.
Евангелие
Закон саморазрушения и самосохранения одинаково сильны в человечестве! Дьявол одинаково владычествует человечеством до предела времён, ещё нам неизвестного. Вы смеётесь? Вы не верите в дьявола? Неверие в дьявола есть французская мысль, есть лёгкая мысль.
Ф.М.Достоевский «Идиот»
Учитель:
Сегодня мы проводим заключительное занятие по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Занятие семинарское, где мы вместе будем рассуждать о проблеме добра и зла, о вечной борьбе этих сил в душе человеческой, о том, как осмыслил Булгаков эти понятия в своём романе.
Михаил Булгаков по праву считал себя продолжателем дела Гоголя, но не Гоголя – создателя «натуральной школы», каким видел его в первую очередь В.Белинский, а Гоголя – романтика и мистика. Как и Гоголь, Булгаков ставил человека перед лицом вечности; он задавался вопросом о нравственной цели бытия. Опыт 20 столетия позволил ему даже обострить мысль своего предшественника и утверждать, что отказ от нравственности может привести человечество к концу света. Извечная борьба Добра и Зла, нравственности и аморальности – постоянная тема произведений Булгакова. Остро и актуально эта тема звучит и в романе «Мастер и Маргарита».
Добро и зло… Бог и дьявол… Свет и тьма… Именно об этом спорят Берлиоз и Воланд в первой главе романа. Давайте и мы включимся в этот спор и порассуждаем о добре и зле в «закатном» романе Михаила Булгакова.
II.
Выступления учащихся с подготовленными докладами.
- Философско-этическая проблематика ершалаимских глав. (Докладчик Афанасов Алексей)
Вопросы:
- Какую истину открывает Иешуа Пилату?
- -Перед какой нравственной проблемой встаёт Пилат, увидев лица Иешуа и Тиберия?
- -Почему Иешуа отказывается от компромисса, который ему выгоден?
- -В чём состоит «шестое доказательство» Канта?
- -Что делает Пилата главным героем в булгаковской интерпретации библейского сюжета?
Основные выводы:
Прокуратор – человек сильный, наделённый огромной властью, но не лишён человеческих слабостей. Действуя строго по закону, наказывая Иешуа, проповедника ненужной государству власти, Пилат мучится внутренним противоречием, ощущает на себе воздействие нравственной проповеди Иешуа, хочет поверить ему. Понимая невиновность Иешуа, но находясь в подчинении кесарю, чью власть, как и любую другую, отрицает Иешуа, герой встаёт перед выбором: спасти ни в чём неповинного философа и лишиться власти и даже жизни или сохранить своё положение, казнив невиновного, поступив против совести. Это выбор между физической и духовной смертью.
Иешуа – носитель в романе «доброй воли», философское обоснование которой принадлежит Иммануилу Канту. Он считал, что человек может и должен делать добро помимо и вопреки корыстным соображениям, ради самой идеи добра, из одного уважения к долгу или нравственному закону.
Учитель:
Очень важно, что у Булгакова именно человек является носителем добра, он способен бескорыстно и неотступно служить добру и достичь нравственного абсолюта.
Своей убеждённостью и бесстрашием Иешуа напоминает Дон Кихота, о котором много думал Булгаков. Но ещё больше похож Иешуа на князя Мышкина из романа Достоевского «Идиот», мягкого, мечтательного, по-человечески слабого. Но после распятия Иешуа совсем другой. Это уже Свет, чистый, святой. Это Бог. Там, где нет Бога, нет и дьявола. Значит, бояться человеку некого. У Булгакова Бог и дьявол имеются. Его Иешуа неразрывно связан с Воландом. Такова концепция мира по Булгакову. Послушаем выступление Злобина Дмитрия.
- Концепция мира в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». (Докладчик Злобин Дмитрий, содокладчик Парасунько Юлия.)
Вопросы:
- -Какова концепция мира в романе?
- -Чем же занимается ведомство Воланда?
- -Как относится к милосердию Воланд?
- -Зачем Воланд посетил Москву? Какова его роль в романе?
- -Какие толкования зла существуют в романе?
- -По Булгакову, зло в мире от дьявола или от самого человека?
Учитель:
Булгаков - блестящий сатирик. А вы знаете, что одним из средств сатиры всегда был и остаётся юмор. Воланд является в Москву в сопровождении свиты, вид которой предельно комичен. О роли помощников чёрной силы в романе расскажет Смирновская Мария.
- «Свита» Воланда и её роль в романе М.Булгакова. (Докладчик Смирновская Мария, содокладчики Терентьев Алексей, Новожилов Александр).
Вопросы:
- -Как внешне выглядят слуги Воланда?
- -Хотят ли слуги Воланда изменить жизнь москвичей?
- -Над какими пороками людей издевается свита Воланда?
- -Как вы понимаете символ огня, сожжение Дома Грибоедова в конце романа?
Основные выводы:
Карнавально преувеличивая отдельные порочные черты современной московской жизни, Булгаков заставляет с помощью смеха победить зло. «Бичевания», выполняемые Коровиным и Бегемотом, - своеобразная «встряска»: москвичам словно предоставляется возможность осознать свои грехи, задуматься о своей жизни, что-то исправить в себе. Обнажение зла – лекарство от зла.
Учитель:
Один из героев романа, фиолетовый рыцарь (он же Коровьев) изобрёл сомнительный софизм: «Свет порождает тень, но никогда, мессир, не бывало наоборот». И был жестоко наказан, ибо свет не может породить тьму, они существуют одновременно и борются в мире и душе человека. В Евангелии от Иоанна сказано: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его... Был свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир». Давайте посмотрим, как представлено «ведомство света» в романе М.А.Булгакова.
- Добро и любовь как основа нравственной природы человека. (Докладчик Хохрякова Ксения, содокладчик Бакотин Илья.)
Вопросы:
- Как представлено в романе второе «ведомство» - свет?
- Каковы отношения между ведомствами?
- От чего зависит посмертная судьба человека?
- Кто в романе является носителем противоположных Воланду взглядов на нравственную природу человека?
- Какой спор о человеке ведётся на страницах романа?
- Что можно считать главным критерием добра и зла в человеке?
- Как вы думаете, почему Мастер не заслужил «свет»?
Основные выводы:
Положение Иешуа в «свете» соответствует положению Воланда. Отношения между ведомствами нельзя назвать дружескими. Посмертная судьба человека зависит от его земной жизни. Иешуа в романе – носитель совершенно противоположных взглядов на нравственную природу человека. Для него все люди изначально по природе своей добры. Вера в человека составляет суть учения Иешуа. Его лекарство не в обнажении зла, а в слове, несущем добро. Булгаков делает главным критерием выявления добра или зла в человеке его способность любить. Высшее проявление любви – это любовь Иешуа, любовь и вера в человечество.
Учитель:
В одной из редакций романа (а их существовало несколько) есть замечательная фраза о будущем этой книги. Воланд говорит Мастеру: «Ваш роман, мастер, ещё принесёт вам сюрпризы». Роман впервые напечатан в 1967 году, читается уже более 30 лет, но до сих пор вокруг него не утихают споры. Особенно много публикаций о романе вышло в последние годы. Познакомимся с православной точкой зрения на это произведение.
- Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в православном прочтении. (Докладчик Адамёнок Юрий)
- Стихотворение И.А.Бунина «Люцифер»
(читает Замурий Оксана).
В святой Софии голуби летали,
Гнусил мулла. Эректеон был нем.
И боги гомерических поэм
В пустых музеях стыли и скучали.
Великий Сфинкс, исполненный печали,
Лежал в песках. Израиль, чуждый всем,
Сбирал, рыдая, ржавые скрижали.
Христос покинул жадный Вифлеем.
Вот Рай, Ливан. Рассвет горит багряно.
Снег гор – как шёлк. По скатам из пещер
Текут стада. В лугах – моря тумана…
Мир Авеля! Дни чистых детских вер!
Из-за нагих хребтов Антиливана
Блистает, угасая, Люцифер.
III.
Интерпретация романа в изобразительном искусстве.
Учитель:
Вы видите, какое невероятное количество трактовок романа появилось и в литературоведении, и в других видах искусства. В музыке - балет Петрова и опера Слонимского. Да, роман тяготеет к драматургии, но, несмотря на его яркую изобразительность, не «даётся в руки» интерпретаторам, крайне мало удачных трактовок в искусстве. Для урока мы приготовили ксерокопии иллюстраций к роману. Это иллюстрации художников Гритчина 1997год, Калиновского 1997 год. Но особенное внимание обратим на иллюстрации, выполненные Надей Рушевой, вашей сверстницей, и Альбиной Кумировой, профессиональной художницей.
Вопросы:
- Каким предстаёт перед нами Воланд на рисунке Альбины Кумировой, какой эпизод романа иллюстрирует художница?
- Сравните его с рисунком Нади Рушевой.
- Есть ли какое-нибудь сходство в этих двух трактовках?
- Что вы можете сказать о портрете Иешуа?
- Таков ли Иешуа у Булгакова?
- Как передаёт характер Пилата рисунок Нади Рушевой, а рисунок Альбины Кумировой?
- Соотнесите свои представления о Мастере с трактовкой художницы.
- Две Маргариты Нади Рушевой, другие портреты героини.
IV.
Итоги урока.
Учитель:
Ну что ж, « Мастер, ваш роман прочитали…» хочется сказать вслед за героем произведения. Роман, который вызывает столько вопросов у современного читателя. И хочется спросить вас, разве весёлый и мудрый роман написан изгоем, человеком отчаявшимся и растоптанным? При всём беспощадном реализме и глубокой печали эта книга светлая и поэтичная. Ибо человек в ней не унижен, не растоптан силами зла. Достоевский говорил, что основная идея и цель высокого гуманистического искусства, русской классики – «восстановление погибшего человека». Это и есть главная тема и задача романа «Мастер и Маргарита» - помочь погибающему, изверившемуся, разрушенному злом человеку, возродить его к новой жизни, к добру.
V.
Домашнее задание:
Подготовиться к сочинению по творчеству М.А.Булгакова.
Литература:
- Т.В.Рыжкова Путь к Булгакову Санкт-Петербург, фирма «Глагол» 1999год;
- В.И.Сахаров М.А.Булгаков в жизни и творчестве Москва, «Русское слово» 2002 г.
- Русская литература XX века. Часть 1. Учебник под редакцией В.В. Агеносова. Москва. «Дрофа». 2000 г.
- М.Н. Дунаев. Рукописи не горят? Пермь. Приложение к газете «Православная Пермь». Церковь и образование. 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Жизнь, творчество и личность М.А.Булгакова. Знакомство с романом "Мастер и Маргарита"
В данном конспекте содержатся цели урока и его оборудование, тезисно представлена биография и творческий путь М.А.Булгакова, а также выступления учащихся с кратким и сообщениями....
Тема о любви в романе Булгакова М.А. в романе "Мастер и Маргарита"
Данный урок предназначен для учащихся 11 класса...
Урок литературы в 11 классе. М.А. Булгаков "Люди как люди" в романе "Мастер и Маргарита".
Работа напечатана в сборнике Московского городского педагогического университета. Инновационное движение "Наша новая школа". 2013г....
Сравнение как основной метод характеристики героя (по роману Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита»)
Как художественный приём, сравнение , это сопоставления двух явлений, предметов, людей и их черт и т.д. по признаку, наиболее выражающему замысел, позицию, мироощущение автора. В резул...
Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита»М.А.Булгакова.Конспект урока литературы в 11 классе
.Конспект урока литературы в 11 классе...
Положение о проведении всероссийской олимпиады по литературе «Творчество М. А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита», посвященной 130-летию со дня рождения писателя
Уважаемые обучающиеся, приглашаю принять участие во Всероссийской олимпиаде по литературе "Творчество М.А. Булгакова. Роман "Мастер и Маргарита". Это программное произведение. Предлагаю...
конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"
конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" . План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...