Метапредметный урок в 8 классе
план-конспект урока (литература, 8 класс) по теме
Урок литературы в 8 классе.
Предметная тема: «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».
Метапредметная тема: «Счастье и несчастье».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_literatury_v_8_klasse.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе.
Предметная тема: «Рассказ А.П.Чехова «О любви» как история об упущенном счастье».
Метапредметная тема: «Счастье и несчастье».
Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро,
осмысленно, красиво.
А.П.Чехов
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Пифагор
Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное,
из несчастья делает счастье.
Л.Н.Толстой
Цели урока:
Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.
Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.
Метапредметная: формирование представлений о счастье.
Задачи:
- проследить за мыслями, чувствами и поступками Алёхина и Анны Алексеевны, попытаться понять причину их несчастья,
- совершенствовать навыки теоретического анализа.
Ход урока.
- Оргмомент. Сегодня мы будем говорить о рассказе А.П.Чехова «О любви».
Что вы знаете о Чехове, какие его произведения читали?
- Слово о писателе. Индивидуальный ответ.
- Работа с текстом (беседа)
- Что мы узнаём об Алёхине из его рассказа о жизни в Софьине?
(Алёхин говорит о себе: «По воспитанию я белоручка, по наклонностям – кабинетный работник». То есть Алёхину чуждо занятие сельским хозяйством. Однако он вынужден заниматься именем, чтобы расплатиться с долгами отца. Для героя рассказа это вопрос чести, но решает он работать «не без некоторого отвращения», «скучал и брезгливо морщился», «спал на ходу». «Я мало-помалу перебрался вниз…» Эти слова Алёхина говорят не только об отказе от культурных привычек, но и о его духовном падении.)
- О чём говорит первое впечатление Алёхина от встречи с Анной Алексеевной?
(Он сразу почувствовал в ней «существо близкое, уже знакомое, точно это лицо, эти приветливые, умные глаза я видел уже когда-то в детстве, в альбоме, который лежал на комоде у моей матери».)
- Как развивались отношения между героями?
(Во время второй встречи, почти через полгода, у Алёхина опять возникает то же чувство близости. Анна Алексеевна признаётся, что думала о нём, предчувствовала их встречу.
Каждая встреча с Анной Алексеевной производила впечатление «чего-то нового, необыкновенного и важного» для героя рассказа.)
- Какие вопросы мучают Алёхина и Анну Алексеевну?
(Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, , которые, с его точки зрения. Оправдывают его: «К чему может повести наша любовь?», «Честно ли это?», «Куда бы я мог вести её?», «Как бы долго продолжалось наше счастье?» Подобными вопросами задавалась и героиня.)
4.Словарная работа.
Что такое счастье?
В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова дано следующее определение счастья: «Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения».
В «Советском энциклопедическом словаре» счастье – «понятие морального сознания, состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворённости своим бытием, полноте и осмысленности жизни».
- Почему герои рассказа А.П.Чехова не могут быть счастливы? На этот вопрос мы ответим в ходе урока.
- Знали ли Алёхин и Анна Алексеевна о том, что любовь взаимна? Почему герои скрывали свои чувства?
(На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить».)
- Какую роль играет вставной рассказ о любви Пелагеи к повару Никанору?
(Рассказ пронизан мыслью о дисгармоничности жизни. Дисгармонична жизнь Алёхина, упустившего личное счастье, и жизнь семьи Лугановичей, и красивой, деликатной Пелагеи, любившей пьяницу повара, «не подходящего к ней по её душевным и внешним качествам»)
- Какое значение имеют картины природы в рассказе?
- «Серое небо и деревья, мокрые от дождя» - пейзаж подчёркивает скуку, безнадёжность жизни героя.
- В конце рассказа пейзаж преображается: «…дождь перестал и выглянуло солнце…прекрасный вид на сад и плёс, который теперь на солнце блестел, как зеркало». Природа оставляет впечатление простора, гармонии, свободы, в противоположность той жизни, которую ведут герои.)
5.Решение основной проблемы урока:
Что мешает счастью героев?
Прочитайте слова Л.Н.Толстого – эпиграф к уроку:
«Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто
осмысленное, из несчастья делает счастье.»
Счастье человека зависит от него самого, от его отношения к окружающему миру, от способности строить гармоничные связи…Любовь, особенно если это чувство взаимно, даёт человеку возможность быть счастливым.
В каких произведениях русской литературы остро стоит проблема счастья?
(Например, в повести И.С.Тургенева «Ася»)
- Что мешает людям быть счастливыми? Часто ли вам встречаются в жизни счастливые люди?
(Индивидуальные опережающие задания – анализ нескольких фильмов, данные статистики)
6.Подведение итогов урока.
О чём заставил задуматься рассказ А.П.Чехова «О любви»?
К каким выводам вы пришли?
7. Домашнее задание.
Написать сочинение - письмо в будущее «Остаться счастливым я смогу, если…»
Литература.
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1984.
- Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный урок в 9 классе по теме " Функциональные зависимости и их применение"
Данный урок является обобщающим в системе уроков по теме " Свойства функций. Квадратичная функция", реально отражающий учебный план и оптимально с...
Метапредметный урок. Продукты питания и здоровье. 9 класс.
Метапредметный урок (физика, химия, экология, география). Исследовательская работа....
Метапредметный урок информатики в 7 классе по теме: "Системное программное обеспечение компьютера"
Метапредметная тема: «Причина и следствие» Предметная тема урока: «Системное программное обеспечение» Урок №1 в разделе «Программное обеспечение компьютера» Учебно-методическое обеспе...
Метапредметный урок в 6 классе "Robots or People?"
Тема:Robots or People will be the Lords of the World in Future? Властелины мира будущего - роботы или люди?Используемый УМК: In Touch — 2 Lo...
БИТ-семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок"
Семинар "Метапредметный подход. Метапредметный урок" представлен в новой форме - БИТ-семинар - Беседа, Инерактив, Творчество. Данная форма позволяет педагогам принять активное творческо...
Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС
Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...
Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения
Метапредметный уроккак средство реализации метапредметных результатов обучения...
Комментарии
Спасибо за разработку