В. М. Шукшин Рассказ "Горе"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Глазина Елена Александровна

Урок по региональному компоненту. Анализ рассказа В. М. Шукшина "Горе" в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Gore_97.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу В. М. Шукшина, проведённый в 6 Б классе

12.03. 2010 г.

учителем Глазиной Еленой Александровной.

(Урок проведён после изучения рассказа «Срезал» по программе

 Коровиной В. Я.)

Тема:  Рассказ В. М. Шукшина «Горе»

Цели урока: 1) развивать навыки анализа текста;

2) знакомство с  его идейным и художественным своеобразием;

3) учить детей  видеть за строчками писателя чувства, переживания, настроения, реальные события и общечеловеческий смысл рассказа;

Ход урока

  1. Беседа с детьми о том, как они поняли смысл рассказал, зачем писатель Шукшин рассказал эту историю.  
  2. Обсуждение роли пейзажа в рассказе:
  1. Почему 12-летний мальчик так любил такие редкие лунные ночи с запахом полыни? (Как-то по-особенному он располагали его к высоким мыслям)
  2. Как вы думаете, о чём он мечтал? (Наверное, философствовал, думал о будущей своей жизни. Чувствуется, что мальчик глубокий, серьёзный)

  1. Чем потряс его старенький сосед? (Идёт, плачет, разговаривает со свей умершей женой-старухой)

  1. Зачем писатель воссоздал внешний облик старика? (Маленький, несчастный, не совсем ухоженный, худенький. Тронул он мальчика, пробудил в нём жалость к себе)

  1. Что особенно поразило вас в «разговоре» старика со старухой? (Сыновья не приехали даже на похороны родной матери, не утешили своего отца, не пригласили к себе в город жить. А ещё дедушка ходит на местное кладбище ночью, слушает возле могилки жены, не зовёт ли она, не кричит ли людей-то, вдруг смерть у неё не настоящая, а сон просто, ведь бывает такой.)

  1. Зачем герой-рассказчик рассказал эту историю своему деду? Испугался странностей в поведении соседа-старичка.
  2. Зачем дедушка героя позвал в гости соседа и даже лёг с ним спать радом на пол? Чтобы быть рядом, помочь человеку привыкнуть к своему горю.

  1. Какую историю дедушка рассказал несчастному соседу? Дети пересказывают фронтовую историю.

  1. Зачем он её рассказал? Показать, что бывает и бо́льшее горе, например, гибель сына. Уговаривает старика успокоиться, взять себя в руки.

  1.  Чтение заключительного описания природы. Почему луна посылает «мёртвый» свет на землю? (Она как бы не сочувствует старику, вечно смотрит с неба, посылая свои «мёртвые» лучи на людей.)

  1.  А любимый запах полыни почему мальчику разонравился? Оказывается, есть люди рядом, которым нужна помощь, а мальчик этого не знал ещё. Жил себе, играл, мечтал, философствовал, а что так страдает сосед-старичок, даже не подозревал. Эта история пробудила живую душа героя-рассказчика, научила милосердию. На всю жизнь рассказчик запомнил человеческое горе, силу его.

Д. з. 1) Ответить письменно на вопросы, записанные на уроке

                      или

  1. составить сенквейн

1-я строка – название темы,

2-я – описание темы в 2-х словах.

3-я – описание действия в рамках этой темы 3-мя словами;

4-я – фраза из 4-х слов, показывающая отношение к этой теме;

последняя строка – синоним из одного слова, который обобщает суть темы.

Пример сенквейна:

Горе

Неизбывное, страшное

Поглощает, потрясает, поражает;

Нужно помогать людям преодолевать его

Милосердием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деревенская тема» в творчестве В. Шукшина."

Реферат по теме: "Деревенская тема в творчестве В. Шукшина"...

Открытый урок по русской литературе . В.Шукшин Рассказы .

Работа над текстами рассказов В. Шукшина на уроке внеклассного чтения. Урок посроен на основе групповой работы по методу Рахимова....

Легенда Алтая - Шукшин

В презентации представлен материал о жизни и творчестве В.М. Шукшина....

Шукшин В.М. Рассказы "Критики" и "Чудик". Особенности героев Шукшина.

Рабочие материалы к уроку литературы в 6 классе в форме презентации. Тест к рассказу "Срезал"....