В.М. Шукшин. «Странные люди» - герои Шукшина
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
В.М. Шукшин. «Странные люди» - герои Шукшина |
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Введение в тему урока
- Посмотрите, пожалуйста, на доску, перед вами записаны ключевые слова (слайд 1)
1929 Алтайский ВГИК Режиссёр-сценарист Писатель Актёр 1974
- Скажите, как они связаны между собой? (Учащиеся: все они о Шукшине, представляют собой жизненный путь писателя).
4. Работа по теме урока
1) Биография
- Действительно, это даты, факты связаны с личностью Шукшина. Посмотрите, как ни печально осознавать, но жизнь каждого человека можно уложить в две даты… Но во многом от человека зависит, как прожить жизнь, какой избрать жизненный путь.
- Ещё раз обратите внимание на хронолинию, скажите, в чём исключительность личности Шукшина? (Учащиеся: Пройдя нелёгкий путь и прожив не такую долгую жизнь, он сумел проявить себя во многих областях, своим трудом, талантом добился многого…)
- Покинув маленькое село Сростки (слайд 2), он отправляется на заработки и сначала работает слесарем на заводе в Калуге, затем служит матросом на Балтийском флоте (слайд 3), после приезжает в Москву и поступает во ВГИК. Проделав непростой путь, он становится режиссёром.
Назовите фильмы, создателем которым является Шукшин? («Печки-лавочки», «Странные люди», «Калина красная») (слайд 4)
Одновременно с кинематографией он занимается и писательской деятельностью
-Какие рассказы Шукшина вы знаете? ( Учащиеся: «Чудик», «Срезал», «Критики», «Микроскоп») (слайд 5)
-Как актёр снимаете в нескольких фильмах, назовите их? «Два Фёдора», «Калина красная» (слайд 6)
2) Работа с эпиграфом
-Послушайте, что сам Шукшин говорил о своих произведениях: «Не критикуйте мои рассказы, которые короче воробьиного носа, они ведь о душе и добре.
И, продолжая данное высказывание, как завет, звучат слова Шукшина « Нам бы про душу не забыть,
Нам бы немножко добрее быть»
Они и будут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку. (слайд 7)
-Как вы думаете, почему для эпиграфа я взяла именно эти слова? (Шукшин предлагает нам задуматься над поступками, которые мы совершаем по отношению к близким людям, порой они могут быть жестокими, могут их ранить. Нужно помнить о душе, не быть черствыми.)
- Шукшин ввел в литературу новый тип героев - "чудиков", вызывающих неприятие окружающих своим стремлением жить не так, как все, а в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Герой пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Герои шукшина задумываются о вечных вопросах: в чем смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в человеке?
3) Чтение рассказа
4) Беседа
- Почему рассказ называется "Критики"?
- Что объединяло Петьку и дедушку? (любили ходить в кино и обсуждать его после просмотра)
- В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?
( признавали только то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели.)
- Случались ли разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему?
( Каждый их них судил с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду.)
- Как вы думаете, почему "со взрослыми дед редко спорил об искусстве"?
(Потому что взрослые были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда всерьез. Для деда кино - вторая реальность, достоверность.
- Какой случай произошел с главными героями, когда приехали городские гости?
- Почему так ведет себя дед?
(Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало, поэтому он напился. )
- Как поступают взрослые? Муж тети?
(Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта)
- Как поступает тетя?
(Тоже ведет себя снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)
- Как поступает отец Петьки?
(Старается угодить гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе. Повторяет одно и то же слово "удосужил".)
- Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?
(Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)
Обратимся к тексту протокола. Перечитаем его.
- Почему этот текст вызывает у вас улыбку?
(Вся правда в нем, но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа.)
- Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку?
(Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)
5. Подведение итогов. Рефлексия
- Давайте еще раз обратимся к названию. Кто в данном рассказе является критиками? (Петька с дедом. А также взрослые, критикующие деда.)
- Возвращаясь к теме нашего урока: можно ли назвать главного героя «чудиком»? Почему?
Да. Этот герой не похож на остальных, его не понимают, он нелеп и смешон для окружающих, но у него есть чувство собственного достоинства, своё мнение, своя правда. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.
- Какие проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин?
(Рассказ о родных людях, так часто ранящих друг друга.Об отцах и детях, о сыновьях и внуках)
6. Д/задание написать продолжение рассказа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В.М. Шукшин. «Странные люди» - герои Шукшина Нам бы про душу не забыть, Нам бы немножко добрее быть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы - люди, потрясенные Шукшиным?! урок- исследование
Предмет исследования учителя- эффективность различных методических приемов для формирования и развития ключевых компетентностей. Предмет исследования учащихся - текст художественного произведен...
Урок литературы по теме: "Мы - люди, потрясённые Шукшиным"
Анализ рассказов В. М. Шукшина "Крепкий мужик", "Мастер", "Микроскоп", "Гринька Малюгин"....
Шукшин В.М. Рассказы "Критики" и "Чудик". Особенности героев Шукшина.
Рабочие материалы к уроку литературы в 6 классе в форме презентации. Тест к рассказу "Срезал"....
Презентация "В стране сказочных героев"
Игра способствует закреплению пройденного материала, развитию познавательного интереса....
внеклассное мероприятие "Путешествие в страну сказочных героев А.Милна
Внеклассное мероприятие предусмотрено по тематическому планированию в 5 классе по учебнику Афанасьевой О.В и Михеевой К.М. на уроке внеклассного чтения знакомимся с произведениями А....
Викторина "Путешествие в страну Литературных героев"
Данная викторина поможет расширить словарный запас учащихся, научит организовывать досуг, обогатит опыт общения детей в коллективе, а также привьет любовь к чтению....
Сценарий новогоднего спектакля "Новый год с стране сказочных героев"
Сценарий предназначен для постановки с учащимися старших классов. Он вариативен, так как части могут быть переставлены или исключены в зависимости от количества занятых в постановке людей....