В.М. Шукшин. Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Сочетание внешней занимательности текста и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Письменная работа по творчеству В.М. Шукшина
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
16.04.2020 Тема В.М. Шукшин. Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Сочетание внешней занимательности текста и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Письменная работа по творчеству В.М. Шукшина Учебник – Литература. 11 класс. Базовый уровень. Учебник. В 2 частях. Часть 2 | Чалмаев Виктор Андреевич, Зинин Сергей Александрович -с.354-364 Перед выполнением рекомендован для просмотра видеоурок https://resh.edu.ru/subject/lesson/5615/main/13830/ |
Пояснение: 1.Одним из писателей, обратившихся к теме жизни деревни, был Василий Макарович Шукшин (1927-1974 гг). Он гордился своими крестьянскими корнями (родом из села Сростки на Алтае). Добросовестно нёс службу на флоте, позже много трудился. Он работал грузчиком, слесарем, учителем. Однако после окончания учёбы на режиссёрском факультете государственной киношколы, ставшей впоследствии институтом кинематографии, приобрёл известность как актёр, режиссёр и сценарист. В 1961 году были изданы первые шукшинские рассказы в журнале «Октябрь», а уже через два года напечатан первый сборник под названием «Сельские жители». Героями рассказов Шукшина становятся деревенские жители и выходцы из деревни. 2. Чудо-нечто небывалое, поразительное, выдающееся, удивляющее своей необычайностью(по словарю Ожегова). «Чудик» - так мы называем в повседневной жизни людей, необычных в своих поступках. Тут слышится и насмешка. И снисходительное любование, и пренебрежение, и пренебрежение, и даже восхищение. |
Анализ эпизодов из рассказа «Чудик» (устно). Давайте поразмышляем Прочитайте эпизоды из рассказа и ответьте на вопросы Под сердцем даже как-то зазвенело от горя. Первый порыв был пойти и сказать: «Граждане, моя бумажка-то. Я их две получил в сберкассе: одну двадцатипятирублевую, другую полусотельную. Одну сейчас разменял, а другой – нету». Но только он представил, как он огорошит всех этим своим заявлением, как подумают многие: «Конечно, раз хозяина не нашлось, он и решил прикарманить». Нет, не пересилить себя – не протянуть руку за этой проклятой бумажкой. Могут еще и не отдать… – Да почему же я такой есть-то? – вслух горько рассуждал Чудик. – Что теперь делать?.. Под сердцем даже как-то зазвенело от горя. Первый порыв был пойти и сказать: «Граждане, моя бумажка-то. Я их две получил в сберкассе: одну двадцатипятирублевую, другую полусотельную. Одну сейчас разменял, а другой – нету». Но только он представил, как он огорошит всех этим своим заявлением, как подумают многие: «Конечно, раз хозяина не нашлось, он и решил прикарманить». Нет, не пересилить себя – не протянуть руку за этой проклятой бумажкой. Могут еще и не отдать… – Да почему же я такой есть-то? – вслух горько рассуждал Чудик. – Что теперь делать?.. Надо было возвращаться домой. Подошел к магазину, хотел хоть издали посмотреть на бумажку, постоял у входа… и не вошел. Совсем больно станет. Сердце может не выдержать. -Каким вы увидели героя в эпизоде покупки подарков? -Что ему помешало вернуться за деньгами? _______ Весь день Чудик ходил по городу, глазел на витрины. Купил катер племяннику, хорошенький такой катерок, белый, с лампочкой. «Я его тоже разрисую», – думал. Часов в шесть Чудик пришел к брату. Взошел на крыльцо и услышал, что брат Дмитрий ругается с женой. Впрочем, ругалась жена, а брат Дмитрий только повторял: – Да ну что тут!.. Да ладно… Сонь… Ладно уж… – Чтоб завтра же этого дурака не было здесь! – кричала Софья Ивановна. – Завтра же пусть уезжает. – Да ладно тебе!.. Сонь… – Не ладно! Не ладно! Пусть не дожидается – выкину его чемодан к чертовой матери, и все! Чудик поспешил сойти с крыльца… А дальше не знал, что делать. Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем же жить? И хотелось уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются. – Да почему же я такой есть-то? – горько шептал он, сидя в сарайчике. – Надо бы догадаться: не поймет ведь она, не поймет народного творчества. - Зачем Чудик разрисовал коляску? _________ Он досидел в сарайчике дотемна. И сердце все болело. Потом пришел брат Дмитрий. Не удивился – как будто знал, что брат Василий давно уж сидит в сарайчике. – Вот… – сказал он. – Это… опять расшумелась. Коляску-то… не надо бы уж. – Я думал, ей поглянется. Поеду я, братка. Брат Дмитрий вздохнул… И ничего не сказал. Как поступок характеризует героя? Вывод: У Шукшина целый ряд таких героев, о которых он пишет с теплотой и любовью: «Есть люди в городе и на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут «чудиками». А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут.Они украшают жизнь».Автор героя своего не идеализирует. Недостатки Чудика представляются незначительными по сравнению с его « светлой душой». А то, что заставляет его совершать странные поступки мотивы положительные, некорыстные, делает простительной даже чудаковатость. «Нравственность - есть правда» - так определил свою главную заповедь сам Василий Шукшин. |
Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: «Встречались ли мне в жизни чудики?» (8-10 предложений) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письменная работа по творчеству М. Горького
Письменная работа проводится в 11 классе после изучения творчества Максима Горького....
Русский национальный характер в творчестве В.М.Шукшина по рассказам "Мастер" и "Крепкий мужик"
Цели: 1) познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М.Шукшина; 2) выяснить основные проблемы рассказов «М...
Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)
Данная статья позволяет понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...
Конспект урока литературы: «Творчество В.М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».
Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи. Оборудование: учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа...
Творчество В. М. Шукшина. Образы "чудиков" в рассказах писателя.
Урок-знакомство с творчеством В. М. Шукшина....
Жизнь и творчество писателей: Фонвизина, Карамзина, Лескова Короленко,Бунина, Булгакова, Шукшина, Есенина
Произведения - школьной программы. Учащиеся учатся внимательно их читать, анализировать, высказывать свою точку зрения, сопоставлять с другими произведениями....
Открытый урок по литературе . Образ "странного" героя в творчестве В.М.Шукшина. Рассказ "Критики"( Подготовка к ВПР на уроке литературы, работа с текстом)
Урок направлен на развитие навыков анализа текста, монологической и диалогической речи, читательской грамотности учащихся. Задания связаны с материалами ВПР по русскому языку в 6 классе (2 часть...