Научно - методическая деятельность
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Урок внеклассного чтения в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_vneklassnogo_chteniya_v_6Colouhin.doc | 52.5 КБ |
Dumayte_serdcem.ppt | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
Тема: «Думайте сердцем!»
(Урок-размышление по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»).
Оборудование урока.
- Портрет В. Солоухина.
- Рассказ В. Солоухина «Мститель».
- Рисунки учащихся.
- Плакаты с лексическим значением слов: месть, коварство, гуманизм.
Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.
Коварство – намерение совершить зло, прикрытое добром.
Гуманизм – любовь к людям, человеколюбие.
Милосердие- готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Эпиграф.
Зорко лишь одно сердце.
Самого главного глазами не увидишь
А.Экзюпери.
Цели урока: 1. Создать условия для понимания и решения проблем рассказа.
2. Разобраться, почему у рассказчика возникло чувство обиды и
мести.
3. Выяснить, отчего зависит окончательное решение: мстить или отка-
заться от мести.
Ход урока
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
1. - В литературе существует такой жанр, как притча.
Притча-это краткий иносказательный поучительный рассказ.Сейчас я прочитаю вам притчу.
Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:
-Ты имеешь Сердце?
Люди недоумевали и спрашивали:
-Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только «имеешь сердце»?
Он отвечал им:
-Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное всё приложится!
-Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал? (Потому что всё исходит от сердца).
Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?
Чтобы не растерять ценные блага души- человеческие чувства, нужно создать для них прекрасный сад, который называется Сердце.
2. Итак, чувства человека. Вдумаемся в значение слова.
Чувство- внутреннее состояние человека, то, что находится в душе.
Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Какие чувства вы знаете? И какие вы отнесёте к положительным и отрицательным?(Положительные: любовь, защита, прощение, помощь, забота, радость. Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть). Слайд №1
Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?
3. Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают?
(Чувство мести).
Месть. На что похожа? Ассоциации с данным словом. (пожар, смерч, огонь. буря.
4. Желание отомстить- очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Так и герой рассказа Владимира Солоухина, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.
III. Тема урока. Цели и задачи урока. Слайд №2
Эпиграф урока. Слайд №3
- Работа с текстом В. Солоухина «Мститель».
– О чем рассказ В. Солоухина «Мститель»? (Об обиде, злости, о желании отомстить)
– Правильно, но мне еще кажется, что о любви. Удивлены? Кто же прав. Решить нашу проблему поможет текст.
– Сколько героев в тексте? (Два: герой-рассказчик, Витька Агафонов)
– Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, кроме того, он участник всех событий в произведении)
– С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)
– Что за происшествие случилось на школьном участке? ( Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика). Между героями произошёл конфликт.
- Все события можно разделить на 2 части: до и после конфликта
- Какое настроение у героя-рассказчика было до конфликта? Докажите текстом. (Радостное: «дурачились как могли», «копать картошку-чудесное занятие»).
– Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом. («… В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости...») Показ 1-й части слайда. (Таблица) Слайд №4(1часть)
- Какую роль играет пейзаж в этом рассказе? Какая погода была до конфликта и после? Докажите текстом. (До конфликта: «Денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым…» После конфликта: «…наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба») Мы видим, что пейзаж отражает чувства героя- рассказчика. Показ 2-й части слайда. (Таблица) Слайд №4 (2 часть)
-После конфликта появляются обида и злость. А что порождает обида и злость? (Месть).
– Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексич.значением слова) Сл.№5
– Какой план мести созрел у героя? («Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду.»)
– Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова).
– Что испытывает герой, осуществляя план мести? (Приглашая Витьку в лес, герой волнуется. «Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали»).
– Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).
– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).
– Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексич.значением слова)Сл.№5
– Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом. («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток...» Герой искусственно разжигает в себе обиду).
– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).
– А теперь, ребята, обратимся к вашим рисункам, на которых вы изобразили Витьку Агафонова. Почему вы изобразили его именно таким? («улыбка от уха до уха», «глазища по чайному блюдечку», «оттопыренные уши», «соломенные волосенки»).
– Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).
– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).
– Следовательно, почему герой не отомстил? (Потому что добрый и потому что «... очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»).
– Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).
– К какому выводу о Витьке приходит герой-рассказчик? («... Витька, в сущности, не плохой мальчишка - вечно он что-нибудь придумает»).
– А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте? (Другом. «И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели»).
– А теперь вернёмся к началу урока, где мы размышляли, о чём этот рассказ. Какую любовь я имела в виду? (Дружескую, любовь к людям, к ближнему) Значит, этот рассказ не только о мести, но и о гуманном, т. е. человечном отношении друг к другу.
- Работа над смыслом названия произведения.
– Ребята, как вы считаете, почему рассказ называется «Мститель»? (Потому что герой хотел отомстить, но мститель он несостоявшийся, т.к. его добрая натура все время сопротивляется им же придуманному «злодейскому замыслу». В названии содержится мягкая авторская ирония).
- Закрепление материала. Индивидуальная работа.
- Ребята, а как бы вы назвали наш сегодняшний урок-размышление? Я предложила бы назвать его: «Думайте Сердцем!» Слайд №6. А как вы понимаете это выражение? Напишите небольшое сочинение-рассуждение.
VII. Обобщение и выводы.
- А теперь, ребята, приложите руку к Сердцу и скажите, что оно вам говорит после
разбора данного произведения? (Надо всегда поступать по-доброму, уметь добры
ми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем отклик
нуться на неё. И добрым сердцем помочь.
- Домашнее задание.
Отредактировать сочинения-рассуждения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая деятельность. Статья "Нетрадиционный подход к уроку литературы"
В статье дается обобщение опыта работы на уроке литературы с использованием лингвокультурологического подхода., раскрываются формы и методы, даются рекомендации, виды домашнего задания ....
Научно – методическая деятельность
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даныили сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должендостигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами,собственным ...
Научно-методическая деятельность
обоснование выбора образовательной программы и комплекта УМКобоснование выбора используемыхобразовательных технологийдиагностика оценки образовательных результатовиспользование ИКТ в образовательном п...
Научно-методическая деятельность
Отличные знания по развитию творчества учащихся и учет возрастных особенностей помогают мне на хорошем уровне реализовать принципы личностно-ориентированного обучения, что подт...
Научно-методическая деятельность
План самообразования на 2014-2015 гг. Тема самообразования: Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания и внеурочное времяРабота над темой н...
Научно-методическая деятельность
Здесь размещены отчет по самоообразованию, методические материалы, разработки уроков, обоснование выбора образовательной программы....
Научно-методическая деятельность
Методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога1. Обоснование выбора образовательной программы по ОБЖ и комплекта учебно-методической литературы под редакцией А.Т. Смирнова...