Научно - методическая деятельность
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Урок внеклассного чтения в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_vneklassnogo_chteniya_v_6Colouhin.doc52.5 КБ
Office presentation icon Dumayte_serdcem.ppt120 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

 Тема: «Думайте сердцем!»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

(Урок-размышление по рассказу В.А. Солоухина «Мститель»).  

Оборудование урока.

  1. Портрет В. Солоухина.
  2. Рассказ В. Солоухина «Мститель».
  3. Рисунки учащихся.
  4. Плакаты с лексическим значением слов: месть, коварство, гуманизм.

Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.

Коварство  намерение совершить зло, прикрытое добром.

Гуманизм  любовь к людям, человеколюбие.

Милосердие- готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

                                                         Эпиграф.

    Зорко лишь одно сердце.

    Самого главного глазами не увидишь

                                                 А.Экзюпери.

Цели урока: 1. Создать условия для понимания и решения проблем рассказа.

                 2.  Разобраться, почему у рассказчика возникло чувство обиды и

                        мести.

                 3.  Выяснить, отчего зависит окончательное решение: мстить или отка-

                       заться от мести.

                                                   Ход урока

  1. Организационный момент. 
  2. Вступительное слово учителя. 

1.  - В литературе существует такой жанр, как притча.

Притча-это краткий иносказательный поучительный рассказ.Сейчас я прочитаю вам притчу.

   Некий отшельник вышел из своего уединения, чтобы принести весть людям и вопрошал у каждого встречного:

   -Ты имеешь Сердце?

   Люди недоумевали и спрашивали:

   -Почему ты не говоришь о милосердии, терпении, преданности, доброте, любви, обо всех благих основах жизни, но только «имеешь сердце»?

   Он отвечал им:

   -Лишь бы люди не забыли о Сердце, остальное всё приложится!

-Как вы думаете, почему отшельник так спрашивал и так отвечал? (Потому что всё исходит от сердца).

Действительно, можем ли мы обратиться к любви, если ей негде пребывать? А где поместится терпение, доброта, отказ от дурного, если Сердце закрыто?

Чтобы не растерять ценные блага души- человеческие чувства, нужно создать для них прекрасный сад, который называется Сердце.

2.  Итак, чувства человека. Вдумаемся в значение слова.

Чувство- внутреннее состояние человека, то, что находится в душе.

Чувства бывают положительные и отрицательные, добрые и недобрые. Какие чувства вы знаете? И какие вы отнесёте к положительным и отрицательным?(Положительные: любовь, защита, прощение, помощь,  забота, радость. Отрицательные: ненависть, обида, месть, злость, негодование, зависть).  Слайд №1

Они всегда идут рядом. Нам, людям, порой бывает трудно сопротивляться, чтобы не поддаться отрицательным чувствам. Вы согласны?

                3.      Представим ситуацию: вас обидели. Какие чувства сразу возникают?

              (Чувство мести).

              Месть.  На что похожа? Ассоциации с данным словом. (пожар, смерч, огонь. буря.

              4. Желание отомстить- очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает  очень трудно. Так и герой рассказа Владимира Солоухина, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации нравственного выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания.

III. Тема урока. Цели и задачи урока.  Слайд №2               

      Эпиграф урока.  Слайд №3     

  1. Работа с текстом В. Солоухина «Мститель». 

– О чем рассказ В. Солоухина «Мститель»? (Об обиде, злости, о желании отомстить)

– Правильно, но мне еще кажется, что о любви. Удивлены? Кто же прав. Решить нашу проблему поможет текст.

Сколько героев в тексте? (Два: герой-рассказчик, Витька Агафонов)

– Как вы считаете, кто главный герой и почему? (Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в тексте уделено мыслям, переживаниям героя-рассказчика, кроме того, он участник всех событий в произведении)

С чего начинаются события в рассказе? (Ученики убирают картошку на школьном участке)

– Что за происшествие  случилось на школьном участке? ( Витька Агафонов, тайком подкравшись, земляным комом ударил героя-рассказчика). Между героями произошёл конфликт.

- Все события можно разделить на 2 части: до и после конфликта

- Какое настроение у героя-рассказчика было до конфликта? Докажите текстом. (Радостное: «дурачились как могли», «копать картошку-чудесное занятие»).

Как изменилось настроение героя- рассказчика? Докажите текстом. («… В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости...»)  Показ 1-й части слайда. (Таблица)  Слайд №4(1часть)

- Какую роль играет пейзаж в этом рассказе? Какая погода была до конфликта и после? Докажите текстом. (До конфликта: «Денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым…» После конфликта: «…наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба») Мы видим, что пейзаж отражает чувства героя- рассказчика. Показ 2-й части слайда. (Таблица)  Слайд №4 (2 часть)

-После конфликта появляются обида и злость. А что порождает обида и злость? (Месть).

            – Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над лексич.значением слова) Сл.№5 

– Какой план мести созрел у героя? («Через несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в лесу и набью морду.»)

– Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над лексическим значением слова).

– Что испытывает герой, осуществляя план мести? (Приглашая Витьку в лес, герой волнуется. «Даже в горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего задрожали»).

– Что герою трудно скрыть за своим волнением? («Затаенное коварство»).

– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ. (Cкрытое).

Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над лексич.значением слова)Сл.№5 

– Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом. («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток...» Герой искусственно разжигает в себе обиду).

– Что мешает герою осуществить план мести? (Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке; доверчивость и искренность Витьки).

А теперь, ребята, обратимся к вашим рисункам, на которых вы изобразили Витьку Агафонова. Почему вы изобразили его именно таким? («улыбка от уха до уха», «глазища по чайному блюдечку», «оттопыренные уши», «соломенные волосенки»).

– Что можно сказать о Витьке, гляди на его портрет? (Витька – добрый мальчишка с открытой душой).

– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к. отказывается от мести, видит красоту природы, несмотря на обиду, замечает хорошие качества в Витьке).

– Следовательно, почему герой не отомстил? (Потому что добрый и потому что «... очень непросто ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя»).

– Что происходит в душе героя, когда он отказывается от мести? («легко от принятого решения не бить Витьку»).

– К какому выводу о Витьке приходит герой-рассказчик? («... Витька, в сущности, не плохой мальчишка - вечно он что-нибудь придумает»).

– А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он может стать для героя? Как об этом говорится в тексте? (Другом. «И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели»).

 – А теперь вернёмся к началу урока, где мы размышляли, о чём этот рассказ. Какую любовь я имела в виду? (Дружескую, любовь к людям, к ближнему) Значит, этот рассказ не только о мести, но и о гуманном, т. е. человечном отношении друг к другу.

 

  1. Работа над смыслом названия произведения. 

– Ребята, как вы считаете, почему рассказ называется «Мститель»? (Потому что герой хотел отомстить, но мститель он несостоявшийся, т.к. его добрая натура все время сопротивляется им же придуманному «злодейскому замыслу». В названии содержится мягкая авторская ирония).

  1. Закрепление материала. Индивидуальная работа.

- Ребята, а как бы вы назвали наш сегодняшний урок-размышление? Я предложила бы назвать его: «Думайте Сердцем!»  Слайд №6.  А как вы понимаете это выражение? Напишите небольшое сочинение-рассуждение.

        VII.   Обобщение и выводы. 

           - А теперь, ребята, приложите руку к Сердцу и скажите, что оно вам говорит после    

             разбора данного произведения? (Надо всегда поступать по-доброму, уметь добры

            ми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем отклик

            нуться на неё. И добрым сердцем помочь.

  1. Домашнее задание.

            Отредактировать сочинения-рассуждения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая деятельность. Статья "Нетрадиционный подход к уроку литературы"

В статье дается обобщение опыта работы на уроке литературы с использованием лингвокультурологического подхода., раскрываются формы и методы, даются рекомендации, виды домашнего задания ....

Научно – методическая деятельность

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даныили сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должендостигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами,собственным ...

Научно-методическая деятельность

обоснование выбора образовательной программы и комплекта УМКобоснование выбора используемыхобразовательных технологийдиагностика оценки образовательных результатовиспользование ИКТ в образовательном п...

Научно-методическая деятельность

Отличные знания по развитию творчества учащихся  и учет возрастных особенностей  помогают мне   на хорошем уровне реализовать принципы личностно-ориентированного обучения, что подт...

Научно-методическая деятельность

План самообразования на 2014-2015 гг. Тема самообразования: Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и обществознания и внеурочное времяРабота над темой н...

Научно-методическая деятельность

Здесь размещены отчет по самоообразованию, методические материалы, разработки уроков, обоснование выбора образовательной программы....

Научно-методическая деятельность

Методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога1. Обоснование выбора образовательной программы по ОБЖ и комплекта учебно-методической литературы под редакцией А.Т. Смирнова...