Научно-методическая деятельность
материал по информатике и икт по теме
обоснование выбора образовательной программы и комплекта УМК
обоснование выбора используемыхобразовательных технологий
диагностика оценки образовательных результатов
использование ИКТ в образовательном процессе
инновационный опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-metodicheskaya_deyatelnost.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-методическая деятельность
- Обоснование выбора образовательной программы и комплекта УМК
Для организации учебного процесса я использую в своей работе программу по информатике и ИКТ, составленную на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям на базовом. Модернизированная рабочая программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта, предлагает примерное распределение учебных часов по разделам курса; последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных связей определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно – коммуникативной компетенции учащихся; требования к уровню подготовки выпускников.
В своей педагогической деятельности в предметной области «Информатика и ИКТ» по базовому курсу использую следующий программно – методический комплекс:
№ | класс | программа | УМК | Всего часов в год/в неделю |
1 | 2 | Авторы Матвеева Н.В., Цветкова М.С. Программы для начальной школы ФГОС 2-4 кл. изд-во БИНОМ, | Информатика: учебник для 2 класса в 2-х частях. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Информатика: контрольные работы для 2 класса. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Год издания: 2012 Информатика и ИКТ, 2 класс: методическое пособие+СD. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Год издания: 2011 | 34/1 |
2 | 3 | Авторы Горячев А.В., Горина К.И. и др. | Информатика в играх и задачах: учебник в 2-х частях. Учебник для 3 класса. Горячев А.В., Горина К.И. и др. | 34/1 |
3 | 4 | Авторы Горячев А.В., Горина К.И. и др. | Информатика в играх и задачах: учебник в 2-х частях. Учебник для 4 класса. Горячев А.В., Горина К.И. и др. Год издания 2010 г. | 34/1 |
4 | 5 - 7 | Автор Босова Л.Л.
изд-во БИНОМ, | Информатика и ИКТ, 5-7 классы: методическое пособие +CD. Босова Л., Босова А. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. Босова Л, 2010 Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. Босова Л, 2010 Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. Босова Л, 2010 Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. Босова Л, 2010 Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. Босова Л, 2010 Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. Босова Л, 2010 | 34/1 |
5 | 8-9 | автор Угринович Н.Д. информатика и ИКТ: методической пособие+2CD , 8-11 классы Год издания: 2011 | Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. Угринович Н.Д. Год издания 2010 Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. Угринович Н.Д. Год издания 2010 | 8 класс – 34/1 9 класс – 68/2 |
6 | 10-11 | автор Угринович Н.Д. информатика и ИКТ: методической пособие+2CD , 8-11 классы Год издания: 2011 | Информатика и ИКТ, Базовый уровень: учебник для 10 класса Год издания 2010 Информатика и ИКТ, Базовый уровень: учебник для 11 класса Год издания 2010 | 34/1 |
- Обоснование выбора используемых образовательных технологий
Основная цель изучения курса информатики — это овладение учениками знаниями о процессах преобразования, передачи, хранения и использования информации, и на этой основе раскрытие значения информационных процессов.
Кроме того, обучение информатике ставит перед собой следующие цели:
- привитие навыков сознательного и рационального использования компьютеров в учебной, а затем и профессиональной деятельности;
- умение формализовать задачи, моделировать процессы и явления;
- формирование логического, аналитического и алгоритмического мышления.
Чтобы добиться этой цели применяю современные образовательные технологии:
Название технологии | Цель | Задачи | Этапы применения |
Технология дифференцированного обучения |
| 1.Спомощью дифференцирования совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, | При выполнении практических работ
|
Технология проблемного обучения
| Развитие | 1.Научить решению 2.Научить учащихся деятельности по усвоению знаний в условиях проблемной ситуации, самостоятельно анализировать, формулировать проблему и решать, а также | Изучение нового материала, при выполнении домашнего задания, самостоятельной работы |
Технология формирования информацион - | Эффективное формирование личности, обладающей информационными компетенциями, обеспечивающими её социальную мобильность в условиях современного общества | 1.Формирование информационного мировоззрения личности 2.Приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению | Виды, принципы телекоммуникационных систем, использование телекоммуникационных средств Информационные процессы |
Технология коллективно-групповых способов обучения | активизация деятельности каждого учащегося, повышение мотивации учения, формировании коммуникативных навыков учащихся | 1.Умение работать в коллективе 2.Синтезирование, интеграция и обобщение информации из разных источников;
|
|
Технология проектного обучения |
| 1.Синтезирование, интеграция и обобщение информации из разных источников; 2.Делать выбор и принимать решения
|
|
Технология игрового обучения |
| 1. умение «погружаться» в конкретную ситуацию, среду 2. выработка коммуникативных свойств личности |
|
Здоровье сберегающие технологии |
| 1.соблюдение гигиенических норм естественного и искусственного освещения, 2. воспитание культуры здорового образа жизни 3. соблюдение двигательного режима школьников 4. создание максимально комфортных условий на уроке |
|
- Использование ИКТ в образовательном процессе
Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества. Приобщение к информационной культуре это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.
Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной работе у учащихся повышает мотивацию к обучению, интерес к предмету, качество знаний, развитие коммуникативных способностей, информационную компетентность учащихся. Неотъемлемая черта преподавания информатики - это наглядность: одну и ту же информацию можно представить в виде множества графических образов. Результат образовательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения.
Наиболее часто использую на уроках следующие формы ИКТ:
1) Уроки с использованием презентаций — это уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, урок–лекция, урок-обобщение, урок-защита проектов.
Я разрабатываю электронные учебные материалы с помощью программы MS PowerPoint, Movie Maker.
Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания и цели урока:
- так, например, при изучении нового материала по теме «Устройство компьютера» (8 класс) наглядными средствами демонстрирую состав компьютера;
- при выполнении практических работ в 5 классе по графическому редактору Paint даёт возможность не тратя много времени показать образец выполнения задания и корректировать результаты выполнения;
- при решении задач обучающего характера по теме «Электронные таблицы» (9 класс) помогает учиться работать в приложении Ms Excel, составлять план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
В зависимости от цели и формы работы варьирую использование мультимедийных презентаций как фронтально с помощью проектора, так и индивидуально на компьютере каждого ученика.
2) Уроки с использованием компьютерных форм контроля (интерактивные тесты, игры и т.д.) Урок с использованием компьютерных форм контроля дает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер).
3) Уроки защиты проектных работ.
Использование информационно-коммуникационных технологий и метода проектов позволяет активизировать работу учащихся на уроке, повысить познавательный интерес, развить творческое мышление.
- Моя инновационная деятельность
№ | Инновационная деятельность | Содержание работы | Уровень |
Повышение квалификации управленцев, педагогов в области ИКТ |
| Школьный | |
| Школьный | ||
Формирование системы информационных ресурсов |
| Школьный | |
Дальнейшее внедрение метода проектов в учебно - воспитательный процесс |
| Школьный | |
| Школьный |
По мере информатизации нашего общества, по мере его вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. В то же время, в период бурной информатизации общества для развития человека приобретают значимость умение собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Выполнить эту задачу призвана школьная информатика.
Информатика относится к группе предметов, которые носят в значительной степени интегрированный и прикладной характер. Поэтому для организации процесса его изучения и освоения важно, как его изучать. Метод проектов позволяет оптимизировать классно-урочную и внеклассную деятельность учащихся по освоению информатики, реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию. Информатика как школьный предмет, благодаря своей технологичности, легко интегрируется с любым школьным предметом, позволяет эффективно показать изначальное единство картины мира, открываемой ученику в школе, а межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного пускового, побуждающего стимула для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
С проектной технологией я работаю достаточно давно: сначала ввела в 8-11 классах, а сейчас – в 5-7 классах. Со следующего учебного года – начинается работа над проектами в начальных классах.
В своей практике я использую проведение в форме проектов уроков повторения или обобщения пройденного материала. Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, презентация, действующая модель устройства, кроссворд или сайт. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. Итоговой работой является выполнение мини-проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, поиска информации, которая должна быть обработана, осмыслена, представлена с использованием какой-либо информационной технологии. При работе над проектами ученики выполняют задание индивидуально или разбиваются на группы.
В 6-м классе при изучении приложения MS PowerPoint учащиеся реализуют свой проект в виде небольших анимационных фильмов. На создание проекта отводится 3 урока. Работа над проектом выполняется в группах по 2 человека. На последнем этапе происходит публичная защита проекта.
В 5-6 классах при изучении тем «Компьютер и информация», «Информация вокруг нас», «Устройство компьютера» мини-проектом выступает составление кроссворда, содержащего основные понятия данной темы. Вначале объявляется, что составленные в ходе выполнения проекта лучшие кроссворды будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся по данной теме. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость полученного результата. Кроме того, лучшие кроссворды представлялись на заключительных уроках по информатике.
В 7-8 классах при изучении текстового редактора MS Word, MS Publisher создаются комбинированные документы: программки, рекламные объявления, открытки, визитные карточки, буклеты и т.д.
Творческой работой (мини-проектом) по итогам изучения темы «Электронные таблицы – программа Excel» в 9 классе может быть красочный кроссворд или тест для проверки знаний учащихся, созданный в этой программе.
При изучении темы «Логические основы компьютера»» в 11-м классе темой итоговой работы выбираем «Создание действующих схем логических устройств компьютера». При этом повторяется и проверяется также знание тем «Моделирование и формализация», «Технология работы в электронных таблицах».
При изучении программы MS PowerPoint учащимся предлагается выбрать самостоятельно тему интегрированного проекта, согласовав ее с учителем-предметником. Созданная презентация может быть компьютерным сопровождением докладу или реферату по предмету, интерактивной презентацией. Чаще всего ученики выбирают проекты по биологии, географии.
Использование метода проектов интегрированной направленности в образовательном процессе показало, что учащиеся охотно включаются в познавательную деятельность, учатся отстаивать собственную точку зрения, а также повышается эмоциональный настрой в классе, появляется возможность для проявления индивидуальных творческих способностей учащихся, создаются условия для использования полученных знаний в нестандартных ситуациях при выходе за рамки одного школьного предмета.
В преподавании информатики и информационных технологий метод проектов исключительно уместен и как форма внеурочной деятельности. При этом учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
В 2011-2012 учебном году начальные классы участвовали в дистанционной олимпиаде «Муравейник», где выполняли небольшие проекты. По итогам олимпиады из 10 участников - 4 стали победителями.
Команда учащихся 5-7 классов «Пчелиный рай» участвовали во Всероссийской сетевой образовательной игре-путешествии «Улей », где выполняя различные проекты стали победителями в номинациях «Статья для Интернет-альманаха», «Фотогалерея», «История успеха». Задания были очень интересные: рассказать о народных умельцах своего края, сказках своего края, достопримечательностях своего края, делали открытки, фотографировали, придумывали поздравления, пожелания и подводили итоги своей работы.
В 5-7 классах я веду спецкурсы:
5 класс – Компьютерная графика
6 класс – Изучаем текстовые редакторы
7 класс – Создание презентаций в PowerPoint.
Во всех классах метод проектов используется в той или иной мере: 5 класс – мини-проект по графике и конструированию; 6 класс – итоговый проект «Чему я научился» и 7 класс – итоговый проект «Занимательная информатика».
С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, кружках, спецкурсах углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам. Проектная деятельность формирует у учащихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности: навыки работы с информацией, умения и навыки работы в коллективе, навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время публичного выступления. Использование метода проектов на уроках и во внеклассной работе позволяет раскрыть творческий потенциал практически каждого ученика, активизировать эвристическую деятельность, повысить интерес к учебному материалу, усилить практическую направленность обучения, приобщить учащихся к самостоятельной образовательной деятельности, Собственные наблюдения показали, что использование проектного метода является эффективной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар «Научно-методическое сопровождение деятельности классных руководителей»
Научно-методическое сопровождение деятельности необходимо классным руководителям, которые только начинают свою профессиональную деятельность для того, чтобы они могли организовать эффективную ...
Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность методических объединений – основа системного развития и повышения качества учебно-воспитательного процесса в ЦРТДЮ
Инновационная деятельность в любом образовательном учреждении, будь то школа или Центр дополнительного образования детей, неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-иссл...
Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска
Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска...
«ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА» Авдеева Л.И., Бейшеева М.Ш., 2017г
Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией независимой системы оценки качества образования, реализацией Федеральных...
4.4. Результаты участия в научно-методической, учебно-методической, инновационной деятельности, в т.ч. выступления на конференциях, педагогических чтениях, мастер-классах и др.
4.4. Результаты участия в научно-методической, учебно-методической, инновационной деятельности, в т.ч. выступления на конференциях, педагогических чтениях, мастер-классах и др....
Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.
В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...
Показатели научно-методической, исследовательской деятельности через транслирование опыта
Выступления на школьных, районных и республиканских мероприятиях....