Научно-методическая деятельность
материал по информатике и икт по теме

Ефремова Людмила Николаевна

обоснование выбора образовательной программы и комплекта УМК

обоснование выбора используемыхобразовательных технологий

диагностика оценки образовательных результатов

использование ИКТ в образовательном процессе

инновационный опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno-metodicheskaya_deyatelnost.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-методическая деятельность

  1. Обоснование выбора образовательной программы и комплекта УМК

Для организации  учебного процесса я использую в своей работе программу по информатике и ИКТ, составленную на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям на базовом. Модернизированная рабочая программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта, предлагает примерное распределение учебных часов по разделам курса; последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных связей определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно – коммуникативной компетенции учащихся; требования к уровню подготовки выпускников.

В своей педагогической деятельности в предметной области «Информатика и ИКТ»  по базовому курсу использую следующий программно – методический комплекс: 

класс

программа

УМК

Всего часов

в год/в неделю

1

2

Авторы Матвеева Н.В., Цветкова М.С.

Программы для начальной школы ФГОС

2-4 кл.

изд-во БИНОМ,

Информатика: учебник для 2 класса в 2-х частях. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.

Информатика: рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.

Информатика: контрольные работы для 2 класса. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.

Год издания: 2012

Информатика и ИКТ, 2 класс: методическое пособие+СD. Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К.

Год издания: 2011

34/1

2

3

Авторы Горячев А.В., Горина К.И. и др.

Информатика в играх и задачах: учебник в 2-х частях. Учебник для 3 класса.  Горячев А.В., Горина К.И. и др.

34/1

3

4

Авторы Горячев А.В., Горина К.И. и др.

Информатика в играх и задачах: учебник в 2-х частях. Учебник для 4 класса.  Горячев А.В., Горина К.И. и др.

Год издания 2010 г.

34/1

4

5 - 7

Автор Босова Л.Л.


Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы : методическое пособие

изд-во БИНОМ,

Информатика и ИКТ, 5-7 классы: методическое пособие +CD. Босова Л., Босова А.
Год издания: 2010

Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. Босова Л, 2010

Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса. Босова Л, 2010

Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. Босова Л, 2010

Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. Босова Л, 2010

Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 6 класса. Босова Л, 2010

Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса. Босова Л, 2010

34/1

5

8-9

автор  Угринович Н.Д. информатика и ИКТ: методической пособие+2CD , 8-11 классы

Год издания2011
изд-во БИНОМ, 

Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. Угринович Н.Д.

Год издания 2010

Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. Угринович Н.Д.

Год издания 2010

8 класс – 34/1

9 класс – 68/2

6

10-11

автор  Угринович Н.Д. информатика и ИКТ: методической пособие+2CD , 8-11 классы

Год издания2011
изд-во БИНОМ,

Информатика и ИКТ, Базовый уровень: учебник для 10 класса 
Автор: Угринович Н.Д.

Год издания 2010

Информатика и ИКТ, Базовый уровень: учебник для 11 класса 
Автор: Угринович Н.Д.

Год издания 2010

34/1

  1. Обоснование выбора используемых образовательных технологий

Основная цель изучения курса информатики — это овладение учениками знаниями о процессах преобразования, передачи, хранения и использования информации, и на этой основе раскрытие значения информационных процессов.

Кроме того, обучение информатике ставит перед собой следующие цели:

  1. привитие навыков сознательного и рационального использования компьютеров в учебной, а затем и профессиональной деятельности; 
  2.  умение формализовать задачи, моделировать процессы и явления;
  3. формирование логического, аналитического и алгоритмического мышления.

 Чтобы добиться этой цели применяю современные образовательные технологии:

Название технологии

Цель

Задачи

Этапы применения

Технология дифференцированного обучения

  1.  выделение групп учащихся на основании индивидуальных особенностей каждого учащегося
  2. дифференцированный подход в обучении
  3.  сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка.
  4. соответствовать уровню развития каждого ученика

1.Спомощью дифференцирования совершенствовать знания, умения и навыки учащихся,
2. Развивать логическое мышление
3. Формировать учебно – познавательную мотивацию.
4. Создать условия для развития интересов и специфических способностей каждого ребёнка.

При выполнении практических работ


 

Технология проблемного обучения

 

 Развитие
творческих, мыслительных и познавательных способностей,
 основываясь на знание закономерностей
развития мышления, специальными педагогическими средствами

 1.Научить решению
теоретической, технической, практической учебной проблемы

 2.Научить учащихся  деятельности по усвоению знаний в условиях проблемной ситуации, самостоятельно анализировать, формулировать проблему и решать, а также
проверить правильность решения

Изучение нового материала, при выполнении домашнего задания, самостоятельной работы

Технология  формирования информацион -
ной компетентнос -
ти

Эффективное формирование личности, обладающей информационными компетенциями, обеспечивающими её социальную мобильность в условиях современного общества

1.Формирование информационного мировоззрения личности

 2.Приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению

         Виды, принципы телекоммуникационных систем, использование телекоммуникационных средств

Информационные процессы

Технология коллективно-групповых способов обучения

активизация деятельности каждого учащегося, повышение мотивации учения, формировании коммуникативных навыков учащихся

1.Умение работать в коллективе

2.Синтезирование, интеграция и обобщение информации из разных источников;

 

  1. В изучении инструментальных сред
  1. Во внеурочной работе

Технология проектного обучения

  1. осмысление своей деятельности, связанной с познавательным интересом.
  2.  целеполагание, ориентированное на значимые результаты;
  3.  самообразование и самоорганизация.

1.Синтезирование, интеграция и обобщение информации из разных источников;

2.Делать выбор и принимать решения

 

  1.  При выполнении творческих заданий
  2. При изучении темы «Моделирование»

Технология игрового обучения

  1. создание условий для творческой самореализации учащихся
  2. развитие познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала
  3. имитация реально состояния объекта, отработка знаний, умений, навыков в игровой форме

1. умение «погружаться» в конкретную ситуацию, среду

2. выработка коммуникативных свойств личности

  1. при выполнении творческих работ
  2. на этапах актуализации знаний
  3. во внеурочной работе
  4. при проведении конкурсов, турниров

Здоровье сберегающие технологии

  1.  укрепление и развитие здоровья школьников
  2.  контроль за физическими и психическими нагрузками на уроке
  3. формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

1.соблюдение гигиенических норм естественного и искусственного освещения,

2. воспитание культуры здорового образа жизни

3. соблюдение  двигательного режима школьников

4. создание максимально комфортных условий на уроке

  1.  при проведении физкультпауз в уроке
  2.  в разработке правил работы за компьютером
  3. при изучении темы «Компьютер и здоровье»

  1. Использование ИКТ в образовательном процессе

Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества. Приобщение к информационной культуре это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.

Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной работе у учащихся повышает мотивацию к обучению, интерес к предмету, качество знаний, развитие коммуникативных способностей, информационную компетентность учащихся. Неотъемлемая  черта преподавания информатики - это наглядность: одну и ту же информацию можно представить в виде множества графических образов. Результат образовательного процесса во многом зависит от того, насколько он обеспечен разнообразными средствами обучения.

Наиболее часто использую  на уроках следующие формы ИКТ:

1) Уроки с использованием презентаций — это уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, урок–лекция, урок-обобщение, урок-защита проектов.

Я разрабатываю электронные учебные материалы с помощью программы MS PowerPoint, Movie Maker.

Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания и цели урока:

  1. так, например, при изучении нового материала по теме «Устройство компьютера» (8 класс) наглядными средствами демонстрирую состав компьютера;
  2. при выполнении практических работ в 5 классе по графическому редактору Paint даёт возможность не тратя много времени показать образец выполнения задания и корректировать результаты выполнения;
  3. при решении задач обучающего характера по теме «Электронные таблицы» (9 класс) помогает учиться работать в приложении Ms Excel, составлять план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

В зависимости от цели и формы работы варьирую использование мультимедийных презентаций как фронтально с помощью проектора, так и индивидуально на компьютере каждого ученика.

2) Уроки с использованием компьютерных форм контроля  (интерактивные тесты, игры и т.д.) Урок с использованием компьютерных форм контроля дает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер).

3) Уроки защиты проектных работ.

Использование информационно-коммуникационных технологий и метода проектов позволяет активизировать работу учащихся на уроке, повысить познавательный интерес, развить творческое мышление.

  1. Моя инновационная деятельность

Инновационная деятельность

Содержание работы

Уровень

Повышение квалификации управленцев, педагогов в области ИКТ

  1. Оказание индивидуальных консультаций по работе с «1С: ХроноГраф Школа Проф», «ХроноГраф 3.0 Мастер».

Школьный

  1. Оказание методических консультаций по разработке и созданию публичных выступлений.

Школьный

Формирование системы информационных ресурсов

  1. Разработка и создание структуры школьного сайта, обеспечение его сопровождения.

Школьный

Дальнейшее внедрение метода проектов в учебно - воспитательный процесс

  1. Использование метода проектов на уроках информатики в 5-7 классах

Школьный

  1. Метод проектов во внеурочной деятельности (участие в дистанционных марафонах, конкурсах, олимпиадах)

Школьный

По мере информатизации нашего общества, по мере его вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. В то же время, в период бурной информатизации общества для развития человека приобретают значимость умение собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, использовать для работы с информацией новые информационные технологии. Выполнить эту задачу призвана школьная информатика.

Информатика относится к группе предметов, которые носят в значительной степени интегрированный и прикладной характер. Поэтому для организации процесса его изучения и освоения важно, как его изучать. Метод проектов позволяет оптимизировать классно-урочную и внеклассную деятельность учащихся по освоению информатики, реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию. Информатика как школьный предмет, благодаря своей технологичности, легко интегрируется с любым школьным предметом,  позволяет эффективно показать изначальное единство картины мира, открываемой ученику в школе, а межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного пускового, побуждающего стимула для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. 

С проектной технологией я работаю достаточно давно: сначала ввела в 8-11 классах, а сейчас – в 5-7 классах. Со следующего учебного года – начинается работа над проектами  в начальных классах.

 В своей практике я использую проведение в форме проектов уроков повторения или обобщения пройденного материала. Одной из главных особенностей проектной деятельности, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это рисунок, презентация, действующая модель устройства, кроссворд или сайт. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. Итоговой работой является выполнение мини-проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, поиска информации, которая должна быть обработана, осмыслена, представлена с использованием какой-либо информационной технологии. При работе над проектами ученики выполняют задание индивидуально или разбиваются на группы.

В 6-м классе при изучении приложения MS PowerPoint учащиеся реализуют свой проект в виде небольших анимационных фильмов. На создание проекта отводится 3 урока. Работа над проектом выполняется в группах по 2 человека. На последнем этапе происходит публичная защита проекта.

В 5-6 классах при изучении тем «Компьютер и информация», «Информация вокруг нас», «Устройство компьютера» мини-проектом выступает составление кроссворда, содержащего основные понятия данной темы. Вначале объявляется, что составленные в ходе выполнения проекта лучшие кроссворды будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся по данной теме. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость полученного результата. Кроме того, лучшие кроссворды представлялись на заключительных уроках по информатике. 
         В 7-8 классах при изучении текстового редактора MS Word, MS Publisher создаются комбинированные документы: программки, рекламные объявления, открытки, визитные карточки, буклеты и т.д.

Творческой работой (мини-проектом) по итогам изучения темы «Электронные таблицы – программа Excel» в 9 классе может быть красочный кроссворд или тест для проверки знаний учащихся, созданный в этой программе.

При изучении темы «Логические основы компьютера»» в 11-м классе темой итоговой работы выбираем «Создание действующих схем логических устройств компьютера». При этом повторяется и проверяется также знание тем «Моделирование и формализация», «Технология работы в электронных таблицах». 

При изучении программы MS PowerPoint учащимся предлагается выбрать самостоятельно тему интегрированного проекта, согласовав ее с учителем-предметником. Созданная презентация может быть компьютерным сопровождением докладу или реферату по предмету, интерактивной презентацией. Чаще всего ученики выбирают проекты по биологии, географии.

Использование метода проектов интегрированной направленности в образовательном процессе показало, что учащиеся охотно включаются в познавательную деятельность, учатся отстаивать собственную точку зрения, а также повышается эмоциональный настрой в классе, появляется возможность для проявления индивидуальных творческих способностей учащихся, создаются условия для использования полученных знаний в нестандартных ситуациях при  выходе за рамки одного школьного предмета.

В преподавании информатики и информационных технологий метод проектов исключительно уместен и как форма внеурочной деятельности. При этом учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

В 2011-2012 учебном году начальные классы участвовали в дистанционной олимпиаде «Муравейник», где выполняли небольшие проекты. По итогам олимпиады из 10 участников - 4 стали победителями.

Команда учащихся 5-7 классов «Пчелиный рай» участвовали во Всероссийской сетевой образовательной игре-путешествии «Улей        », где выполняя различные проекты стали победителями в номинациях «Статья для Интернет-альманаха», «Фотогалерея», «История успеха». Задания были очень интересные: рассказать о народных умельцах своего края,  сказках своего края, достопримечательностях своего края, делали открытки, фотографировали, придумывали поздравления, пожелания и подводили итоги своей работы.

В 5-7 классах я веду спецкурсы:

5 класс – Компьютерная графика

6 класс – Изучаем текстовые редакторы

7 класс – Создание презентаций в PowerPoint.

Во всех классах метод проектов используется в той или иной мере: 5 класс – мини-проект по графике и конструированию; 6 класс – итоговый проект «Чему я научился» и 7 класс – итоговый проект «Занимательная информатика».

С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, кружках, спецкурсах углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам. Проектная деятельность формирует у учащихся качества, необходимые в жизни и в их будущей профессиональной деятельности: навыки работы с информацией, умения и навыки работы в коллективе, навыки монологической речи, умение уверенно держать себя во время публичного выступления. Использование метода проектов на уроках и во внеклассной работе позволяет раскрыть творческий потенциал практически каждого ученика, активизировать эвристическую деятельность, повысить интерес к учебному материалу, усилить практическую направленность обучения, приобщить учащихся к самостоятельной образовательной деятельности, Собственные наблюдения показали, что использование проектного метода является эффективной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Научно-методическое сопровождение деятельности классных руководителей»

Научно-методическое сопровождение деятельности необходимо классным руководителям, которые только начинают свою профессиональную деятельность для того, чтобы они могли организовать эффективную ...

Научно-методическая и инновационно-преобразующая деятельность методических объединений – основа системного развития и повышения качества учебно-воспитательного процесса в ЦРТДЮ

Инновационная деятельность в любом образовательном учреждении, будь то школа или Центр дополнительного образования детей, неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-иссл...

Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска

Организация научно-исследовательской деятельности кафедры. Баландина М.Б. заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ № 2" г. Магнитогорска...

«ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПОДГОТОВКЕ К ГИА» Авдеева Л.И., Бейшеева М.Ш., 2017г

Серьезные изменения, происходящие в российской системе образования за последние годы, связанные с введением и реализацией независимой  системы оценки качества образования, реализацией Федеральных...

4.4. Результаты участия в научно-методической, учебно-методической, инновационной деятельности, в т.ч. выступления на конференциях, педагогических чтениях, мастер-классах и др.

4.4. Результаты участия в научно-методической, учебно-методической, инновационной деятельности, в т.ч. выступления на конференциях, педагогических чтениях, мастер-классах и др....

Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздоровительных форм физической культуры. Методическая деятельность в области физической культуры, спорта, физического воспитания.

В сфере физической культуры и спорта научно-методическая деятельность выделена как одна из основных. Каждый специалист должен иметь представление о процессах «наука - производство», «...

Показатели научно-методической, исследовательской деятельности через транслирование опыта

Выступления на школьных, районных и республиканских  мероприятиях....