Фома Гордеев-"чужой среди своих"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока:»Фома Гордеев –«чужой среди своих».
/ По роману А.М. Горького «Фома Гордеев»/ 2ч
Цель: исследовать характер Фомы; посмотреть, под влиянием кого и как происходит процесс формирования , развития человеческой личности; продолжить работу по развитию творческих способностей и монологической речи,выразительного чтения обучающихся.
1.Слово учителя.
На прошлом занятии мы вели речь о купцах-первонакопителях и выяснили, что их мир жесток, а потому главными их принципами являются давление и разрушение.
На смену отцам приходят дети. Богатство достается как наследство:
- Фоме
- Любе и Тарасу Маякиным
- Африкану Смолину
Чтобы проследить, как же происходит процесс формирования и развития человеческой личности (Фомы), необходимо проследить весь его путь – от самого рождения и до зрелых лет.
Работать мы сегодня будем в группах, материал распределен по определенным периодам жизни .
Iгруппа-Детство
IIгруппа-Школа
IIIгруппа- «Дело»
Кроме того я предлагаю индивидуальное задание в паре. Анализ финальной сцены«На пароходе «Илья Муромец»( обличение Фомы).
Цель: проследить, как эта сцена связана с предыдущим и последующим повествованием ,представить размышления и выводы.
Начинаем работу.
Iгруппа.Детство (1-2 главы)
А)Жизнь в доме Маякиных («День Фомы был длинен, однообразен…»)
Б)Воспитание тетки Анфисы
Вывод: Привила ему любовь к народному творчеству. И даже отец (Игнат) казался Фоме сказочным героем. Он называет его разбойником (текст).
В) Путешествие Фомы по Волге
- открывает для себя мир.
Вывод: Фома, любуясь рекой, оценил ее простоту; где-то звучит песня – все это порождает лирическое настроение у героя.
Он (Фома) – романтик.
Г) Но постепенно /по мере продвижения парохода/ романтические представления о мире у Фомы сталкиваются с реальностью.(текст)
- Что это за реальность? – все в мире одинаково.
Д) Если раньше Фоме отец казался сказочным разбойником, то теперь Фома понимает, что отец – это хозяин, купец. (случай с Яковом Петровичем).
И вот именно в этот момент жизни Фомы появляется горьковское резюме (краткий вывод):
« Он /Фома/ все еще жил в мире сказок, но безжалостная рука действительности уже ревностно рвала красивую паутину чудесного, сквозь которую мальчик смотрел на все вокруг него».
- случай с Ефимом.
Снова /уже в который раз/ возвращает героя к реальности, к действительности. А на отца уже смотрел «с боязнью в глазах».
Е) «Уроки» Игната.(текст)
- ты тому помогай , кто в беде стоек…. Он может и не просит у тебя помощи твоей, так ты сам догадайся, да помоги ему без его спроса.
- жалеть людей надо. Только надо жалеть с разумом. Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него польза? И если видишь- сильный, способный к делу- жалей, помоги ему. А ежели кто слабый, к делу не способен – плюнь на него, пройди мимо (пример с 2 досками: гнилая и хорошая).
Реальной жизни и тому, как выжить в этом мире, учит Игнат сына. Как жить, кому помогать, кого пожалеть- вот вопросы, на которые пытается дать ответ Игнат. И вся его философия свелась к тому, что … продолжите.
(- помогать и жалеть нужно сильного)
- А как считаете вы?(ответы)
Вывод: - каким предстает перед нами Фома в детстве? (добрый, любит людей, природу, музыку, сказки + резюме Г.)
IIгруппа: Школа (III глава)
На доске: Какие уроки преподаст Фоме школьная жизнь?
1)Знакомство с Африканом Смолиным и Ежовым;
2) тетка Анфиса: « Чуть они чем обидят тебя, ты сейчас учителю и скажи про них».
Игнат: « Сам со всяким обидчиком старайся управляться».
3) Совет Игната
« Старайся дружить с теми, кто лучше, умнее тебя…Около хорошего человека потрешься – как медная копейка о серебро – и сам за двугривенный сойдешь…».
4)«Разбойничьи набеги»(текст)
Вывод: а что сам за себя отвечаешь – это хорошо…Ты в грехе…ты в ответе .
Игнат все время пытается учить сына тому, как в этом жестоком мире следует жить, как найти себя . Но как ни странно, то ,чему он и крестный пытались учить Фому, - это зачастую оказывалось неприемлемым для характера Фомы.
Игнат: иной человек вот так же, как сова днем, мечется в жизни. Ищет, ищет свое место, бьется, бьется, - только перья летят от него, а все без толку. Изобьется, изболеет, облиняет весь, да с размаха ткнется куда попало. Лишь бы отдохнуть от маяты своей». Ох, беда таким людям, беда брат! .
Вывод: так день за днем, медленно развертывалась жизнь Фомы, не богатая волнениями, мирная, тихая,
…просидев в уездном училище 5 лет, Фома с грехом пополам окончил 4 класса и вышел из него бравым, черноволосым парнем, со смуглым лицом, густыми бровями и темным пухом над левой губой. Большие, темные глаза его смотрели задумчиво и наивно, и губы были по-детски полуоткрыты…
« Он начинал познавать прелесть одиночества и сладкую отраву мечтаний».
IIIгруппа-«Дело».
На доске: Влился ли Фома в дело, которому его так упорно учили? Нашел ли себя Фома?
- Отец терпеливо и осторожно вводил его в круг торговых дел, брал с собой на биржу, рассказывал о поставках и подрядах, о своих сотоварищах, как вышли в люди. Фома быстро усвоил дела относясь ко всему серьезно и вдумчиво. (текст)
- «Ему нравилось бывать на бирже, ему льстило почтение, с которым здоровались с ним почтенные люди, разговаривали с ним…В нем было много честолюбивого стремления – казаться взрослым и деловым человеком, НО жил он одиноко, как раньше, и не чувствовал стремления иметь друзей». Почему?
-Чужой.
«ему не нравилось в них то, что они кутят, развратничают тихонько от отцов, на деньги, украденные из отцовских касс или взятые под долгосрочные векселя и большие проценты.(текст)
-Почему Фома не смог сойтись с Любой Маякиной и Африканом Смолиным?
-был чужой (не образован), не мог поддержать разговор, не читал, не было ничего общего (мне нигде нет места)
Индивидуальное Д/З:
I – «горячее дело»
Цель: анализ эпизода
- выводы и уроки отца
Любит отца => никому не разрешит плохо говоритьть о нем.
Люба о Маякине: А я очень не люблю… Твой отец лучше.
Фома: (гордо)Еще бы!
III. Более самостоятельным Фома становится тогда, когда умирает Игнат. Отец перед смертью дает такой (наказ) совет (4 гл.):
« Живи честно и твердо … Чужого не желай, свое береги крепко … На людей не надейся, многого от них не жди…Мы все для того живем, чтобы взять, а не дать…»
4)В делах Фоме стал помогать Яков Маякин. И не только в делах. Он тоже его пытается научить, как можно больше получить денег, как следует жить в этом мире (купле-продажи).
«… Ты же выдвигайся вперед, чтоб всяк тебя видел и чтоб ежели сделал ты на пятак, - на целковый тебя воздали…»
- Что же уяснил для себя Фома?
« Однообразные речи стариков скоро достигли того, на что были рассчитаны: Фома вслушивался в них и уяснил себе цель в жизни. Нужно быть лучше других.»
Все учения Якова, Игната были направлены на то, как бы вложить в Фому рационализм, практичность. Однако душа Фомы не приемлет этого. / Сказалось воспитание тетки Анфисы,любовь к народному творчеству/
- вспомните эпизоды, в которых ярко раскрывается душа Фомы.
- Фома – купец. Однако он не гнушается работы/ вместе с рабочими поднимает затонувшую баржу/и при этом ощущает радость ( 9 гл.)
Вспомним отца: горела бы душа к работе
- Откликается на прекрасное.
Однажды он услышал пение / эпизод, когда поют Саща и мужик Степан/ ( 8 гл.)
Оно слишком подействовало на Фому:
« Он чувствовал, что сейчас у него хлынут слезы, в горле у него щипало и лицо вздрагивало».
Почему так он реагирует?
( Романтик)
Обращение к проблемному вопросу.
- Нашел ли себя Фома? Влился ли в «дело», которому его так долго учили?
- Нет.
Вывод:
Фома: « Я хочу жить свободно… чтобы самому все знать … Я буду искать жизнь себе …А то, что я? Арестант? Вы возьмите все это… к черту все! Какой я купец! Не люблю я ничего!»
Мне нигде нет места. (текст)
Душа у меня болит. И оттого болит, что не мирится.
« одни люди – черви, другие – воробьи».
На что Маякин ему ответит:
- А знаешь, как я с тобой могу поступить?..
…Приеду в город и буду хлопотать, чтобы признали тебя умалишенным и посадили в сумасшедший дом».
До ссоры с Маякиным Фома кутил от скуки, полуравнодушно – теперь стал озлобленным, почти отчаянным, полным мстительного чувства и какой-то дерзости.
- эпизод в финале произведения.
Индивидуальное задание: анализ эпизода/( 13гл.)
Это ключевая сцена.
Фома постоянно бунтует ,и вершиной этого бунта является сцена на пароходе: был задуман праздник, как торжество купцов, а его-то и испортил Фома. Он произносит гневный, обличительный монолог (текст) ,которым он срывает маску с купцов , развенчивает их . Тогда купцы понимают ,насколько опасен Фома для них и связывают его.
Символичен финал: когда-то в детстве он гонял сову (мы вспоминали этот эпизод). Так и Фома: я пропал …знаю только – не от вашей силы…, а от слабости своей, да! Вы тоже черви перед богом. Я увидал много и ослеп…как сова… (текст)
В качестве итога я предлагаю вам творческую работу -проблемный вопрос,он отражен в теме урока
- Почему Фома – чужой среди своих?(5минут)
Вывод:отвечают обучающиеся,а затем обобщает учитель:
- Фома не может идти по пути накопительства и стяжательства , инстинктивно он тянется к красоте, правде, справедливости, не хочет и не умеет фальшивить.( сказывается воспитание т.Анфисы)
« песню хорошую поют – плачешь ты, … подлость человек делает – бьешь его… С женщинами прост, не нахальничаешь над ними…Ну, и удалым можешь быть».
Фома проходит путь, согласно которому он должен принять мораль отцов вместе с богатством. Однако Фома приходит к идее неприятия своего клана.
Мир собственнических отношений для него «тюрьма»:
« душно мне. Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит, что не мирится!».
Фома- здоровый человек, который хочет свободы жизни. Он упорно «выламывается» из мира хозяев и в этом , по моему мнению, Горький видит показатель неустойчивости современной жизни, показатель того, что настает время её изменить. Но Фома не знает путей изменения жизни , далек от народа, хотя в душе к нему тянется.
Горький постоянно подчеркивает неразвитость натуры Фомы ( ничего не видел, не читал), общество умных и образованных людей его отпугивает. « Пусть голодные учатся, мне не надо».
Хотя купеческий уклад наложил на него свою печать, в его голове рождается главное:
« Неужто затем человек рождается, чтобы поработать, денег заработать, дом выстроить , детей народить и умереть? Нет, жизнь что-нибудь означает собой…Толку нет в жизни нашей. Одни работают, а другие только командуют и потеют. А получают за это больше…»
В конце романа Фома повержен и уничтожен, маякинский мир торжествует победу / «ваша взяла»/, над бунтарями. Победу над слабым, запутавшимся человеком, но не над читателем , которому писатель раскрыл мерзость царства щуровых, маякиных и им подобных.
Д.З творческая работа / уровневая/ ( задания, проблемные вопросы уровневые).
I уровень: Представьте себе, что ЯковМаякин и Игнат Гордеев оказались в XXI веке. Насколько бы жизненными были их характеры? Обоснуйте свой ответ.
II уровень: Яков Маякин скажет: « Мы –хозяева жизни». Это бесит Фому. Почему?
III уровень: Мое отношение к Фоме Гордееву.
На этом урок окончен.Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: "Свой среди чужих и чужой среди своих"
Сообщение по теме: "Одаренные дети"...
Проблемный урок по повести М.Горького «Фома Гордеев»
Целевая аудитория: 11 класс.Тип разработки: проблемный урок по литературе , групповая форма работы (две группы).Цель урока:- нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горьког...
Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...
Презентация к уроку Е.И. Носова "Чужие среди своих" по рассказу "Тёпа"
Урок рассчитан на восприятие материала старшеклассниками, развивает чувство собственного достоинства, личную нравственную позициюи вырабатывает качества, которые помогают выжить в современном мире....
Урок в 10 классе "Чужой среди своих"
Урок по теме "Население". Урок интегрированный, трех часовой проект....
"Я просто не привык ещё жить..." Урок литературы по роману М. Горького "Фома Гордеев"
Конспект урока, презентация....
Конспект урока по географии "Чужой среди своих"
Пример использования технологии критического мышления, сотрудничества, проектной технологии, проблемного мышления...