Фома Гордеев-"чужой среди своих"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока:»Фома Гордеев –«чужой среди своих».
/ По роману А.М. Горького «Фома Гордеев»/ 2ч
Цель: исследовать характер Фомы; посмотреть, под влиянием кого и как происходит процесс формирования , развития человеческой личности; продолжить работу по развитию творческих способностей и монологической речи,выразительного чтения обучающихся.
1.Слово учителя.
На прошлом занятии мы вели речь о купцах-первонакопителях и выяснили, что их мир жесток, а потому главными их принципами являются давление и разрушение.
На смену отцам приходят дети. Богатство достается как наследство:
- Фоме
- Любе и Тарасу Маякиным
- Африкану Смолину
Чтобы проследить, как же происходит процесс формирования и развития человеческой личности (Фомы), необходимо проследить весь его путь – от самого рождения и до зрелых лет.
Работать мы сегодня будем в группах, материал распределен по определенным периодам жизни .
Iгруппа-Детство
IIгруппа-Школа
IIIгруппа- «Дело»
Кроме того я предлагаю индивидуальное задание в паре. Анализ финальной сцены«На пароходе «Илья Муромец»( обличение Фомы).
Цель: проследить, как эта сцена связана с предыдущим и последующим повествованием ,представить размышления и выводы.
Начинаем работу.
Iгруппа.Детство (1-2 главы)
А)Жизнь в доме Маякиных («День Фомы был длинен, однообразен…»)
Б)Воспитание тетки Анфисы
Вывод: Привила ему любовь к народному творчеству. И даже отец (Игнат) казался Фоме сказочным героем. Он называет его разбойником (текст).
В) Путешествие Фомы по Волге
- открывает для себя мир.
Вывод: Фома, любуясь рекой, оценил ее простоту; где-то звучит песня – все это порождает лирическое настроение у героя.
Он (Фома) – романтик.
Г) Но постепенно /по мере продвижения парохода/ романтические представления о мире у Фомы сталкиваются с реальностью.(текст)
- Что это за реальность? – все в мире одинаково.
Д) Если раньше Фоме отец казался сказочным разбойником, то теперь Фома понимает, что отец – это хозяин, купец. (случай с Яковом Петровичем).
И вот именно в этот момент жизни Фомы появляется горьковское резюме (краткий вывод):
« Он /Фома/ все еще жил в мире сказок, но безжалостная рука действительности уже ревностно рвала красивую паутину чудесного, сквозь которую мальчик смотрел на все вокруг него».
- случай с Ефимом.
Снова /уже в который раз/ возвращает героя к реальности, к действительности. А на отца уже смотрел «с боязнью в глазах».
Е) «Уроки» Игната.(текст)
- ты тому помогай , кто в беде стоек…. Он может и не просит у тебя помощи твоей, так ты сам догадайся, да помоги ему без его спроса.
- жалеть людей надо. Только надо жалеть с разумом. Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него польза? И если видишь- сильный, способный к делу- жалей, помоги ему. А ежели кто слабый, к делу не способен – плюнь на него, пройди мимо (пример с 2 досками: гнилая и хорошая).
Реальной жизни и тому, как выжить в этом мире, учит Игнат сына. Как жить, кому помогать, кого пожалеть- вот вопросы, на которые пытается дать ответ Игнат. И вся его философия свелась к тому, что … продолжите.
(- помогать и жалеть нужно сильного)
- А как считаете вы?(ответы)
Вывод: - каким предстает перед нами Фома в детстве? (добрый, любит людей, природу, музыку, сказки + резюме Г.)
IIгруппа: Школа (III глава)
На доске: Какие уроки преподаст Фоме школьная жизнь?
1)Знакомство с Африканом Смолиным и Ежовым;
2) тетка Анфиса: « Чуть они чем обидят тебя, ты сейчас учителю и скажи про них».
Игнат: « Сам со всяким обидчиком старайся управляться».
3) Совет Игната
« Старайся дружить с теми, кто лучше, умнее тебя…Около хорошего человека потрешься – как медная копейка о серебро – и сам за двугривенный сойдешь…».
4)«Разбойничьи набеги»(текст)
Вывод: а что сам за себя отвечаешь – это хорошо…Ты в грехе…ты в ответе .
Игнат все время пытается учить сына тому, как в этом жестоком мире следует жить, как найти себя . Но как ни странно, то ,чему он и крестный пытались учить Фому, - это зачастую оказывалось неприемлемым для характера Фомы.
Игнат: иной человек вот так же, как сова днем, мечется в жизни. Ищет, ищет свое место, бьется, бьется, - только перья летят от него, а все без толку. Изобьется, изболеет, облиняет весь, да с размаха ткнется куда попало. Лишь бы отдохнуть от маяты своей». Ох, беда таким людям, беда брат! .
Вывод: так день за днем, медленно развертывалась жизнь Фомы, не богатая волнениями, мирная, тихая,
…просидев в уездном училище 5 лет, Фома с грехом пополам окончил 4 класса и вышел из него бравым, черноволосым парнем, со смуглым лицом, густыми бровями и темным пухом над левой губой. Большие, темные глаза его смотрели задумчиво и наивно, и губы были по-детски полуоткрыты…
« Он начинал познавать прелесть одиночества и сладкую отраву мечтаний».
IIIгруппа-«Дело».
На доске: Влился ли Фома в дело, которому его так упорно учили? Нашел ли себя Фома?
- Отец терпеливо и осторожно вводил его в круг торговых дел, брал с собой на биржу, рассказывал о поставках и подрядах, о своих сотоварищах, как вышли в люди. Фома быстро усвоил дела относясь ко всему серьезно и вдумчиво. (текст)
- «Ему нравилось бывать на бирже, ему льстило почтение, с которым здоровались с ним почтенные люди, разговаривали с ним…В нем было много честолюбивого стремления – казаться взрослым и деловым человеком, НО жил он одиноко, как раньше, и не чувствовал стремления иметь друзей». Почему?
-Чужой.
«ему не нравилось в них то, что они кутят, развратничают тихонько от отцов, на деньги, украденные из отцовских касс или взятые под долгосрочные векселя и большие проценты.(текст)
-Почему Фома не смог сойтись с Любой Маякиной и Африканом Смолиным?
-был чужой (не образован), не мог поддержать разговор, не читал, не было ничего общего (мне нигде нет места)
Индивидуальное Д/З:
I – «горячее дело»
Цель: анализ эпизода
- выводы и уроки отца
Любит отца => никому не разрешит плохо говоритьть о нем.
Люба о Маякине: А я очень не люблю… Твой отец лучше.
Фома: (гордо)Еще бы!
III. Более самостоятельным Фома становится тогда, когда умирает Игнат. Отец перед смертью дает такой (наказ) совет (4 гл.):
« Живи честно и твердо … Чужого не желай, свое береги крепко … На людей не надейся, многого от них не жди…Мы все для того живем, чтобы взять, а не дать…»
4)В делах Фоме стал помогать Яков Маякин. И не только в делах. Он тоже его пытается научить, как можно больше получить денег, как следует жить в этом мире (купле-продажи).
«… Ты же выдвигайся вперед, чтоб всяк тебя видел и чтоб ежели сделал ты на пятак, - на целковый тебя воздали…»
- Что же уяснил для себя Фома?
« Однообразные речи стариков скоро достигли того, на что были рассчитаны: Фома вслушивался в них и уяснил себе цель в жизни. Нужно быть лучше других.»
Все учения Якова, Игната были направлены на то, как бы вложить в Фому рационализм, практичность. Однако душа Фомы не приемлет этого. / Сказалось воспитание тетки Анфисы,любовь к народному творчеству/
- вспомните эпизоды, в которых ярко раскрывается душа Фомы.
- Фома – купец. Однако он не гнушается работы/ вместе с рабочими поднимает затонувшую баржу/и при этом ощущает радость ( 9 гл.)
Вспомним отца: горела бы душа к работе
- Откликается на прекрасное.
Однажды он услышал пение / эпизод, когда поют Саща и мужик Степан/ ( 8 гл.)
Оно слишком подействовало на Фому:
« Он чувствовал, что сейчас у него хлынут слезы, в горле у него щипало и лицо вздрагивало».
Почему так он реагирует?
( Романтик)
Обращение к проблемному вопросу.
- Нашел ли себя Фома? Влился ли в «дело», которому его так долго учили?
- Нет.
Вывод:
Фома: « Я хочу жить свободно… чтобы самому все знать … Я буду искать жизнь себе …А то, что я? Арестант? Вы возьмите все это… к черту все! Какой я купец! Не люблю я ничего!»
Мне нигде нет места. (текст)
Душа у меня болит. И оттого болит, что не мирится.
« одни люди – черви, другие – воробьи».
На что Маякин ему ответит:
- А знаешь, как я с тобой могу поступить?..
…Приеду в город и буду хлопотать, чтобы признали тебя умалишенным и посадили в сумасшедший дом».
До ссоры с Маякиным Фома кутил от скуки, полуравнодушно – теперь стал озлобленным, почти отчаянным, полным мстительного чувства и какой-то дерзости.
- эпизод в финале произведения.
Индивидуальное задание: анализ эпизода/( 13гл.)
Это ключевая сцена.
Фома постоянно бунтует ,и вершиной этого бунта является сцена на пароходе: был задуман праздник, как торжество купцов, а его-то и испортил Фома. Он произносит гневный, обличительный монолог (текст) ,которым он срывает маску с купцов , развенчивает их . Тогда купцы понимают ,насколько опасен Фома для них и связывают его.
Символичен финал: когда-то в детстве он гонял сову (мы вспоминали этот эпизод). Так и Фома: я пропал …знаю только – не от вашей силы…, а от слабости своей, да! Вы тоже черви перед богом. Я увидал много и ослеп…как сова… (текст)
В качестве итога я предлагаю вам творческую работу -проблемный вопрос,он отражен в теме урока
- Почему Фома – чужой среди своих?(5минут)
Вывод:отвечают обучающиеся,а затем обобщает учитель:
- Фома не может идти по пути накопительства и стяжательства , инстинктивно он тянется к красоте, правде, справедливости, не хочет и не умеет фальшивить.( сказывается воспитание т.Анфисы)
« песню хорошую поют – плачешь ты, … подлость человек делает – бьешь его… С женщинами прост, не нахальничаешь над ними…Ну, и удалым можешь быть».
Фома проходит путь, согласно которому он должен принять мораль отцов вместе с богатством. Однако Фома приходит к идее неприятия своего клана.
Мир собственнических отношений для него «тюрьма»:
« душно мне. Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит, что не мирится!».
Фома- здоровый человек, который хочет свободы жизни. Он упорно «выламывается» из мира хозяев и в этом , по моему мнению, Горький видит показатель неустойчивости современной жизни, показатель того, что настает время её изменить. Но Фома не знает путей изменения жизни , далек от народа, хотя в душе к нему тянется.
Горький постоянно подчеркивает неразвитость натуры Фомы ( ничего не видел, не читал), общество умных и образованных людей его отпугивает. « Пусть голодные учатся, мне не надо».
Хотя купеческий уклад наложил на него свою печать, в его голове рождается главное:
« Неужто затем человек рождается, чтобы поработать, денег заработать, дом выстроить , детей народить и умереть? Нет, жизнь что-нибудь означает собой…Толку нет в жизни нашей. Одни работают, а другие только командуют и потеют. А получают за это больше…»
В конце романа Фома повержен и уничтожен, маякинский мир торжествует победу / «ваша взяла»/, над бунтарями. Победу над слабым, запутавшимся человеком, но не над читателем , которому писатель раскрыл мерзость царства щуровых, маякиных и им подобных.
Д.З творческая работа / уровневая/ ( задания, проблемные вопросы уровневые).
I уровень: Представьте себе, что ЯковМаякин и Игнат Гордеев оказались в XXI веке. Насколько бы жизненными были их характеры? Обоснуйте свой ответ.
II уровень: Яков Маякин скажет: « Мы –хозяева жизни». Это бесит Фому. Почему?
III уровень: Мое отношение к Фоме Гордееву.
На этом урок окончен.Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемный урок по повести М.Горького «Фома Гордеев»
Целевая аудитория: 11 класс.Тип разработки: проблемный урок по литературе , групповая форма работы (две группы).Цель урока:- нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горьког...
Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...
Презентация к уроку Е.И. Носова "Чужие среди своих" по рассказу "Тёпа"
Урок рассчитан на восприятие материала старшеклассниками, развивает чувство собственного достоинства, личную нравственную позициюи вырабатывает качества, которые помогают выжить в современном мире....
Урок в 10 классе "Чужой среди своих"
Урок по теме "Население". Урок интегрированный, трех часовой проект....
"Я просто не привык ещё жить..." Урок литературы по роману М. Горького "Фома Гордеев"
Конспект урока, презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/18/picture-1083288-1542503612.jpg)
Конспект урока по географии "Чужой среди своих"
Пример использования технологии критического мышления, сотрудничества, проектной технологии, проблемного мышления...