Урок в 10 классе "Чужой среди своих"
презентация к уроку по географии (10 класс) на тему

Урок по теме "Население". Урок интегрированный,  трех часовой проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuzhoy_sredi_svoikh.docx32.88 КБ
Файл koreyskiy_kostyum.pptx1.5 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по географии в 10 классе

Чужой среди своих…

Цели и задачи:

  1. Познакомиться с разнообразием народов мира, сформировать представление о культуре народов (традициях, обычаях, укладе жизни, национальной одежде, кухне и т.п.)
  2. Учиться миролюбию, уважительно относиться к культуре любого народа;
  3. Развивать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, выступать с сообщениями и слушать выступления; внедрять применение информационно- коммуникативных технологий.

Оборудование:

Компьютер, проектор, портрет Н.Н. Баранского, учебник, карта «Народы», в/ф репортаж с Северной Кореи (Пхеньян) «Взгляд изнутри»

 Предварительная подготовка:

  1. Доклады:
  • История Кореи
  • Конфликт двух государств
  • Экономика Северной и Южной Кореи
  • Встреча Ким Чен Ира с Д. Медведьевым в Улан-Удэ.
  1. Групповые проекты:

  • КОРЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ (эстетический центр)
  • ОСОБЕННОСТИ КОРЕЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ (кабинет домоводства)
  • ПОЭЗИЯ КОРЕЙСКОГО НАРОДА (кабинет литературы)
  • СОЗДАНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО БУКЛЕТА
  • ПО СТРАНОВЕДЕНИЮ (библиотека)
  • КОРЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ.
  • ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОТКРЫТКИ ПРИ ПОМОЩИ АПЛИКАЦИИ
    С ЭЛЕМЕНТАМИ ОРИГАМИ
     (эстетический центр)

                                                                                                                         

                                                                                                                                                                 Эпиграф

Антуан  де Сент-Экзюпери

«Маленький принц»

Диалог Принца с цветком

- А где люди? – вежливо спросил Маленький Принц

- Люди? Их унесло ветром. У них нет корней…

1. Орг. Момент

2. Д/З

Целепола

гание

3. Опрос

4. Новая тема

1. Читать в учебнике «Этнолингвистический состав населения

2. составить коллаж – ассоциацию по теме государство Корея

           На прошлом уроке мы начали большой новый раздел «География населения мира», пожалуй, самый интересный, т.к. в  нем мы говорим о нас самих, о наших проблемах.  Известный географ  ХХ века, автор многих статей и учебников по экономической и социальной географии Н.Н. Баранский в середине ХХ века резко критиковал некоторых авторов учебников за недооценку вопросов, связанных с географией населения. «Человека забыли» - писал он, и его голос был услышан. Ныне география населения – главная ветвь экономической и социальной географии.

                  О численности и расовом составе мы уже с вами познакомились. Сегодня ЦЕЛЬЮ нашего урока узнать об этническом составе населения мира.

                Мы разные, а это, к сожалению, приводит к межэтническим конфликтам. Поэтому мы будем говорить о том, какие в мире существуют межэтнические конфликты, их причины, а главное как их можно предотвратить.  Постараемся как можно подробнее изучить историю. Культуру, литературу и даже кухню отдельно взятого народа.

Вопросы для повторения:

1. Как отслеживают численность населения мира.  Как росла  численность населения Земли за весь

Период истории человечества

2. Покажите на карте крупнейшие по численности населения страны мира.  Почему Индия через несколько лет займет 1 место по численности населения?

3. Назовите основные и переходные расы человека. Что лежит в основе различий между человеческими расами.

   План:

1. Этнический состав населения

2. Национальный вопрос и его проявление

в современном мире

  1. ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

Вспомним:

Этнология - наука о происхождении

народов (этносов), об их характерных

 особенностях и взаимоотношения

между ними.

Этнический состав населения - это

результат длительного  исторического

процесса смешения и переселения

представителей разных рас и этносов.

Этнос (народ) -  составить определение самим. – это устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры.

ЗАДАНИЕ:

 Используя текст учебника стр. 68,69 ответьте на вопросы

1. По каким двум признакам классифицируют народы?

2. В каких случаях возникают однонациональные, двунациональные

и многонациональные государства?

3. Изучив карту атласа "Народы" назовите основные языковые семьи.

Каждая семья делится на ____________________, а та в свою очередь

делится на _______________ .

Например

               и  н  д  о  е  в  р  о  п  е  й  с  к  а  я    с  е  м  ь  я

4. Почему по-английски говорят не только англичане, но и жители

Канады, Австралии, США, ЮАР и во многих других странах?

Почему испанский язык до 16 века господствовал только в

Испании, а теперь является государственным языком большинства

народов Латинской Америки?

  1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЕ В МИРЕ.

        У разных народов естественны различия – расовые, национальные, культурные, идеологические. К сожалению, в современном мире еще встречаются проявления национализма, для которых характерны идеи национальной исключительности какого-то народа. Обычно это приводит к национальной вражде и ненависти. Давайте рассмотрим с вами примеры нескольких этнических конфликтов.

1. Канада. Это двунациональное государство, с двумя основными нациями – англо-канадцы и франко-канадцы, здесь два госуд. языка – английский и французский. Франко-канадцы компактно живут на территории одной провинции, а во всех остальных живут англо-канадцы. И они, к тому же, занимают главные позиции в политике и экономики страны. Все это приводит к постоянному обострению межэтнических отношений.

2. Ирландия – длительная борьба католического меньшинства против протестантов.

3. Болгария – турецкое меньшинство протестует против болгарского народа из-за нарушений их гражданского права.

4. Румыния – из-за положения венгерского меньшинства.

В чем причина этих этнических конфликтов?

Да, в мире постоянно возникают «межэтнические горячие точки», и  причины тому разная религия, культура, язык, традиции. Это неприемлимо, это осуждается, но это хоть как-то можно если не понять, то оправдать. А как понять конфликт одного народа, однонационального государства, где один язык, верование, одна культура, одни корни. Но вот уже более полувека существует неразрешимый идеологический конфликт. Это два соседних между собой государства, более того, это когда-то единое государство – непосредственные соседи России – Южная Корея и КНДР.

         Предлагаю вам очень подробно (насколько это возможно) изучить этот народ и государство, его географические особенности, историю, культуру и т. д. Тем более, что это не просто наши непосредственные соседи по государственной границе, это наши соседи в прямом смысле слова. В России проживает приблизительно 220 000 человек.  На одной площадке, в соседнем доме может жить семья по фамилии Ли, Пак, Чен, Цой, а что мы знаем об этом народе? Я и мои содокладчики – эксперты по корейскому вопросу проработали, выбрали главное, основное.

     1 содокладчик – Сравнивает ЭГП Республики Корея и КНДР.

     2 содокладчик -  История Кореи.

           Корея – страна с древней историей, исчисляемой в 5 000 лет. Первое государство Объедененное Силла, возникло в 668 году н.э.. В 918 году в стране сменилась правящая династия, а потому и изменилось название страны на Коре. Последняя королевская династия Ли правила в стране с 1392 года. Но во время русско-японской войны в 1904-1905 годах Корея была оккупирована страной восходящего Солнца и в 1910 году вошла в состав Японской империи. Однако разгром Японии советской армией во Второй мировой войне положил конец японскому господству в Корее. Северная ее часть была оккупирована Советским Союзом а ее южная часть – США. В 1948 году произошел раскол страны на 2 государства. В Южном городе Сеуле 15 августа 1948 г – Республика Корея, а в Пхеньяне 9 сентября 1948 года – КНДР. Советские войска были выведены с территории КНДР  уже в этом году, а американские войска из РК – в 1949.

   С вторжения СК на юг началась Корейская война, длившаяся с 1950 года по 1953 год.

   В чем же причина, суть конфликта 2 народов, ранее которые были единым государством и сейчас имеют, как я уже говорила, общие корни, религию, язык и культуру?

3 содокладчик – Конфликт 2 государств.

1945 году, после освобождения Кореи от японских оккупантов происходило формирование: на севере страны просоветского – социалистического типа правления, так как в этом регионе оставались части Красной армии; на юге прозападного типа, так как там в 1945 году высадились военные части США.

В 1950 – 1953 годах имел место вооружённый конфликт между Севером и Югом.

Север  пытался навязать Югу свой тип и объединить страну. Армии США и ООН защищали Южную Корею от нападок Северной Кореи, которой в свою очередь помогали  КНР и СССР.

Экономики двух стран сильно отличаются друг от друга, у каждой из них свои особенности.

 Экономика Северной Кореи одна из самых центрально-управляемых и

изолированных в мире. Экономические искажения и нежелание правительства публиковать отчеты сокращают количество доступной достоверной информации. Почти вся промышленность находится в собственности государства. Правительство продолжает делать акцент на тяжелой и военной промышленностях в ущерб

легкой и остальным необходимым отраслям.

Основная отрасль промышленности: военная промышленность.

В 1997 году численность людей, служащих в армии и занятых в военно-промышленном комплексе Северной Кореи составила 36 % от общей численности населения страны.

Экономика Северной Кореи на сегодняшний день находится в глубоком застое, сложность ситуации усугубляется недостаточным количеством энергии, устаревшим оборудованием и отсутствием новых инвестиций. За последние годы

улучшилось состояние сельскохозяйственного сектора, однако производство зерна все еще на 1 млн. тонн меньше необходимого количества. Страну выручает постоянный поток продовольственной международной помощи. В стране очень высокий уровень смертности от голода и заболеваний, вызванных недоеданиями.

Экономика Южная Корея.

 Южная Корея достигла невероятных экономических успехов. Три десятилетия тому назад, уровень дохода на душу населения можно было сравнить с самыми бедными странами Африки и Азии, а сегодня по этому показателю Южная Корея превышает в 7 раз

Индию, в 13 раз своего соседа Северную Корею и находится на уровне развитых стран Европейского Союза. Такой успех в конце 80-х был достигнут во многом благодаря тесным взаимовыгодным связям между государством и бизнесом, включающим прямые кредитования, ограничения по импорту, спонсорство

определенных направлений промышленности, и, конечно, благодаря трудолюбию нации.  

 На данный момент в стране развиты наукоёмкие

отрасли промышленности: электроника, автомобилестроение, химическая промышленность, кораблестроение; а также: сталелитейная промышленность, текстильная промышленность, производство одежды, обуви.

Наиболее динамичной и перспективной статьей экспорта

продукции обрабатывающей промышленности стали электронные и

электротехнические изделия (телевизоры, радиоприемники, оборудование для дальней связи, оргтехника). Доля электроники

и электротехники увеличилась до 25% экспорта.

 Модель экономического развития Южной Кореи имеет много общего с японской.

 Из исории.

СССР и Китай активно поддерживали КНДР в 1950-1960-е годы. СССР рассчитывал оказывать особое влияние на Корею, поскольку Ким Ир Сен одно время носил погоны капитана советской армии, а его сын - нынешний глава КНДР до 2011 года - Ким Чен Ир - родился под Хабаровском и учился в советской школе. Ким Чен Ын — молодой и упитанный вождь КНДР, получивший престол самой счастливой страны на свете после смерти папы Ким Чен Ира в декабре 2011 года. В частности, во время Корейской войны на стороне северокорейской армии воевали тысячи советских военных инструкторов и регулярные части армии КНР. Войска КНДР были оснащены советским оружием.

   Уровень жизни в КНДР повышался до конца 1970-х годов - к тому же, сами корейцы сравнивали свое положение не с жизнью обитателей иных государств, о которой они не имели ни малейшего представления, а со временами японского колониального правления и послевоенной разрухи. Северная Корея начала заметно отставать от Южной только в семидесятые, и в течение долгого времени это отставание удавалось скрывать от населения.

В начале 1990-х годов Северную Корею постигла экономическая катастрофа. Северокорейская  пропаганда десятилетиями твердила о полной экономической самодостаточности страны, но на деле КНДР постоянно получала значительную советскую и китайскую помощь.

 Само существование этой помощи в Пхеньяне замалчивалось

или даже прямо отрицалось, но на практике её экономическое значение было огромным.

Владение радиоприёмниками со свободной настройкой в КНДР является уголовно наказуемым преступлением. Невозможна была и передача литературы через границу.

Однако сейчас ситуация изменилась.

Решающую роль играет фактически открытая граница с Китаем, через которую вот уже 7-8 лет идет настоящий поток людей и товаров.

Граница с относительно дружественным Китаем никогда не была оборудована особо тщательно.

Сейчас разрыв между двумя Кореями огромен. По размерам ВНП на душу населения Южная Корея превосходит Северную примерно в 15-20 раз - и разрыв в уровне жизни у них соответствующий. Северная Корея сейчас находится примерно на уровне Африканского государства, в то время как Южную Корею следует сравнивать, скорее, с Чехией и Испанией.

В Северной Корее символом богатства является возможность досыта

наедатся белым рисом, в Южной Корее - возможность ездить на «Мерседессе» или его южнокорейском аналоге - «Грандёре».

Перебезчики из Северной Кореи говорят: «При всех своих

привиллегиях, северокорейский секретарь райкома живет примерно так же, как южнокорейский грузчик». По-видимому, так оно и есть. И это тщательно скрывается. Если рядовые северокорейцы узнают

правду о том, как живет Юг, для них это,  будет означать, что северокорейское правительство недееспособно и, по сути, недостойно своего места.

  А что по этому поводу думают СМИ. Смотрим репортаж с Северной Кореи (Пхеньян) «Взгляд изнутри». Что вас особенно поразило из высказывания жителей КНДР? (395 г в сутки съедает в среднем один житель КНДР, при росте 145 см юношей берут в армию и т. д.)

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ почему тему урока называется «Чужой среди своих…»

         Как видите конфликты между народами могут быть не только по причине этнических или религиозных разногласий, но и на почве идеологических разногласий.

          Да, здесь все не просто. Да, люди страдают, буквально не доедают, но при этом фанатично верны своей идеи и вождю. Вам это ничего не напоминает из истории нашего государства?

А вы знаете, что северокорейский лидер государства Ким Чен Ир был в Улан-Удэ летом 2011 года?

          4 содокладчик – встреча Ким Чен Ира с Д. Медведьевым в Улан-Удэ.

   7 декабря в местности Гунское городище в Иволгинском районе прошел общероссийский фестиваль «День древнего города». Наша школа приняла в нем участие и представила культуру и быт корейского народа в древние времена.

           В продолжении этой темы я ставлю перед вами задачу: изучить более глубоко корейский народ.  И чтобы узнать о них как можно больше, что бы вы хотели о них узнать? Вот вы и сами поставили перед собой задачу. Перед вами буклеты-путеводители. Группы отправляются к руководителям проектов. Готовимся и собираемся в актовом зале, где вы представите свои проекты.

1 группа

КОРЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ (эстетический центр)

Руководитель проекта: Ванданова Лариса Содномовна

Учащиеся: Новикова Екатерина, Иванова Татьяна, Черных Ирина,

Ерисова Александра, Трифонова Екатерина, Селезнева Виктория

 

2 группа

ПОЭЗИЯ КОРЕЙСКОГО НАРОДА (каб. №30)

Руководитель проекта: Ситникова Вера Афонасьевна

Учащиеся:  Кулакова Ольга,  Юдина Ольга,

Воронцов Михаил, Устинов Володя, Ситников Никита

 

3 группа

ОСОБЕННОСТИ КОРЕЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ

Руководитель проекта: Калугина  Галина Хатыновна

(кабинет домоводства)

Учащиеся: Еськова Наталья, Бурлакова Кристина,

Черткова Анастасия, Соколова Дарья,

Дремухин Дмитрий, Дамбаев Солбон

 

4 группа

СОЗДАНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО БУКЛЕТА

 ПО СТРАНОВЕДЕНИЮ (библиотека)

Руководитель проекта: Русина Любовь Михайловна

Учащиеся: Житников Дмитрий, Лубсанов Артем,

Жалсанов Дугар

 

5 группа

КОРЕЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОТКРЫТКИ ПРИ ПОМОЩИ АПЛИКАЦИИ
С ЭЛЕМЕНТАМИ ОРИГАМИ (кабинет ИЗО)

Руководитель проекта: Панькова Маргарита Михайловна

Учащиеся: Квашнина Елизавета, Васютина Анастасия,

Гурулева Флора, Родионов Павел, Гаськова Елена

Защита проектов.

   Закончился наш урок. Я думаю, мы достаточно глубоко изучили особенности жизни и культуры соседнего с нами корейского народа.

   Вы помните, какой эпиграф я подобрала к нашему уроку? Поясните почему?

   Мы должны знать свои корни –  это безусловно. Но и о своих соседях, братских нам народов, мы тоже должны знать как можно больше. И может быть это и есть первый шаг к предотвращению межэтнических конфликтов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К кому душа лежит, к тому и ноги несут Корейска народная пословица Кардмейкинг

Слайд 2

Кардмейкинг – ручное изготовление открыток. кардмейкинг (cardmaking) Card – карта, открытка, Make – делать, изготавливать -изготовление открыток. Кардмейкинг – это ремесло, направление в искусстве, род творчества и хобби. Корейские жених и невеста

Слайд 3

Философия кардмейкинга построена на простой заповеди: хочешь поздравить человека действительно от души – вложи в поздравление душу. Кардмейкинг, как направление в искусстве, достаточно молод, однако, открытками ручной работы люди занимаются давным-давно. Ещё в древнем Китае на Новый год было принято дарить друг другу открытки, тем же занимались и Египтяне. В Европе поздравительные открытки появились в XIII - XIV веках. В то время подобные поздравления (в виде открыток) были довольно дорогим удовольствием. Лишь с середины XIX века, с развитием печати и индустрии, поздравительные открытки стали доступны. В 30-х годах XX века началось массовое производство открыток.

Слайд 4

Открытка - карточка с художественным изображением Сувенир [фр. souvenir] - художественное изделие, вещь как память о посещении страны, города, нашей школы Аппликация Способ создания рисунка, орнамента посредством наклеивания на бумагу кусочков ткани и бумаги другого цвета.

Слайд 5

Корейский национальный костюм ханбок

Слайд 6

Чима-чогори Женский костюм «ханбок» состоит из запахивающейся юбки и жакета. Такой костюм называют «чима-чогори»: «чима» по-корейски означает «юбка», а «чогори» - «жакет».

Слайд 7

Женский костюм ханбок Женский костюм « ханбок » - Чогори (Жакет) « Чогори » - верхняя часть костюма « ханбок ». Если мужские жакеты сшиты просторно и просто, то женские жакеты довольно коротки и характеризуются округлыми линиями и изящными художественными оформлениями.- Тончжон (Тесёмка-воротник) « Тончжон » - белая тесёмка, прикрепляющаяся к шейной части жакета. Она подчёркивает, а также делает утончённей линию шеи.- Откорым (Узел на жакете) « Откорым » - украшение женского костюма, которое свисает вертикально вдоль передней линии юбки « чима ».- Пэрэ (Рукав жакета « чогори ») « Пэрэ » - нижняя линия рукавов традиционного жакета « чогори » и верхнего жакета « могочжа ». «Пэре» имеет форму плавно округлённой линии, напоминающей края крыши традиционного корейского дома.- Чима (Юбка) «Чима» - внешняя женская юбка. Существует несколько вариантов « чима »: однослойная, двухслойная и стёганая. « Пхуль-чима » - юбка с разделяющейся задней частью, а « тхон-чима » - юбка, сшитая цельностно.- Узоры Традиционные узоры, наносящиеся на « ханбок » утончают его красоту. Растения, животные и другие рисунки украшают обычно подол юбки или рукава жакета.- Посон (Носки) « Посон » можно сравнить с современными носками. Хотя по форме « посон » не делятся на женские и мужские, мужские « посон » характеризуются прямыми швами.- Ккотсин (Туфли) « Ккотсин » – шёлковые туфли, на которых вышиты цветочные узоры. Эта обувь играет важную роль в завершении изящной линии нижней части юбки « чима ».

Слайд 8

Уникальный покрой Ханбок состоит из жакета, подобного болеро, и очень длинной юбки. Иногда юбка в 4 раза длиннее жакета. При этом даже женщина невысокого роста кажется выше. Корейский национальный костюм отличается округлостью и простотой линий. Рукава жакета широкие и длинные, как крылья, а юбка, расклешенная от груди, ниспадает изящными фалдами до пола. Линию груди подчеркивает необычный бант, концы которого свисают спереди жакета почти до лодыжек. Вырез жакета, манжеты и подол юбки часто украшены вышивкой в виде цветов или геометрического узора. Необычные пропорции, линии кроя и различные цветовые решения придают костюму ханбок особую утонченность и изящество.

Слайд 9

Мужской ханбок Мужской « ханбок » состоит из короткого жакета и широких штанов под названием « пачжи », которые подвязываются на лодыжках. Поверх обоих костюмов может надеваться длинное пальто, называемое « турумаги ».

Слайд 10

- Кат (Мужская шляпа) - Турумаги (Пальто) « Турумаги » - традиционное пальто, надевающееся в специальных случаях поверх жакета и брюк. - Пачжи (Брюки) « Пачжи » - нижняя часть мужского костюма. По сравнению со штанами западного стиля они шире, т. к. при покрое предусматривается сидение мужчин на полу. Мужской ханбок

Слайд 11

Цвет в костюме Цвет ханбок по традиции исполнен глубокого символического смысла. В прошлом правящий класс в Корее часто носил яркие цвета, тогда как селяне одевались обыкновенно в белый. Незамужнюю женщину можно было узнать по одежде, сочетавшей красный и желтый цвет. После замужества цвет ее ханбока отражал положение мужа в обществе. В наши дни во время бракосочетания мать невесты обычно надевает розовую одежду, а мать жениха — синюю. Поэтому на свадьбах в Корее легко понять, кто есть кто.

Слайд 12

Платья корейских девушек

Слайд 13

Корейские девушка и юноша

Слайд 14

Кардмейкинг – ручное изготовление открыток. кардмейкинг (cardmaking) Card – карта, открытка Make – делать, изготавливать.

Слайд 15

У всякого дела есть начало и конец Корейская народная пословица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фома Гордеев-"чужой среди своих"

Урок литературы в 11 классе - групповая форма работы....

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Доклад по теме: "Свой среди чужих и чужой среди своих"

Сообщение по теме: "Одаренные дети"...

Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...

Презентация к уроку Е.И. Носова "Чужие среди своих" по рассказу "Тёпа"

Урок рассчитан на восприятие материала старшеклассниками, развивает чувство собственного достоинства, личную нравственную позициюи вырабатывает качества, которые помогают выжить в современном мире....

Конспект урока по географии "Чужой среди своих"

Пример использования технологии критического мышления, сотрудничества, проектной технологии, проблемного мышления...

Ребенок среди своих сверстников

Материал может использоваться на родительском собрании 5-7 классов...