Урок внеклассного чтения по сказке В.Роньшина "Злушка"
план-конспект урока литературы (6 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_v_6_klasse_po_skazke_V.Ronshina_Zlushka.rar | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Автор: Голайденко Аниса Гаплахановна – учитель первой квалификационной категории
МОУ СОШ№14(НОЦ) Губахинского муниципального района
Предмет: литература
Тема урока: «Сказка-ложь, да в ней намек…» (по рассказу В. Роньшина « Злушка»)
Класс: 6
Цели урока:
Образовательная:
формирование интереса к произведениям современной отечественной литературы;
Развивающая:
развитие критического мышления посредством осмысления художественного текста;
Воспитательная:
воспитание чуткости к проявлению добра и нетерпимости к проявлению зла.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок внеклассного чтения
Методы и приемы: использование элементов ТКМЧП (приемы «Ассоциации», «Чтение с пометками», «Предсказание», «Тонкие и толстые вопросы»)
Ход урока:
I ЭТАП: ВЫЗОВ
Учитель:
-Здравствуйте, ребята!Отгадайте загадку: «Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с « уроком»? ( Сказка)
А вы любите читать сказки?Чему учат сказки?
-Сегодня на уроке я хочу познакомить вас с произведением современного писателя Валерия Роньшина « Злушка»
1 слайд: Портрет писателя 2 слайд: слово « Злушка»
-Какую сказку напоминает вам это название? ( «Золушка» Ш.Перро)
-Что же случилось с названием у Валерия Роньшина? (выпала буква О)
Сокращение имени на одну букву порождает игру слов.
-Какие ассоциации вызывают у вас эти слова? (прием « Рыбная кость»)
-Как вы думаете, о чем будет эта сказка? Почему вы так решили?
-Тема нашего урока: « Сказка – ложь, да в ней намек…» (по произведению В. Роньшина «Злушка»)
- Какой намек может быть в сказке обычной?
- А в сказке Роньшина?
- Какая проблема заложена в имени героини? (противостояние добра и зла)
II “ЭТАП: ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕСТА
Учитель:
- Сейчас я прочитаю вам сказку.Ваши действия: внимательно меня слушать и по ходу чтения выделять слова, которые, по-вашему, мнению, характеризуют героиню.
-Вернемся к схеме, посмотрите, ваши предположения оказались верны? (да, нет) Если появилось что-то
новое, то запишите.
-Вопросы по содержанию текста:
«Тонкие»: Какое предложение в тексте прекрасно характеризует Злушку? («…как я всех ненавижу!»)
Какие герои встретились в сказке…(Злушка, лесничий, принц, Марта, Арлет, фея, король)
Почему Злушка невзлюбила Марту и Арлет? (они были добрые и трудолюбивые)
«Толстые»: Почему совершив одно преступление, Злушка совершает другое? ( Почувствовала безнаказанность)
Почему никто не пытался ее остановить? (другие герои были добрыми…)
« Предсказание»: А чем закончилась сказка? (нет конца)
Вот я вам и предлагаю выступить в роли сказочника: «Допишите конец сказки»
Почему вы придумали такой финал?
А теперь послушайте, как заканчивается сказка у Валерия Роньшина.
«Сказка- ложь, да в ней намек…» Какой намек у Валерия Роньшина? Совпадает он с вашими мыслями?
III ЭТАП: РЕФЛЕКСИЯ
Учитель:
- В чем особенность этой сказки? (страшилка)
-Как вы считаете, эта сказка актуальна для нашего времени?
-Что вас удивило в этой сказке?
-Закончите фразу: «Автор ходом повествования приводит нас к мысли, что ….(добро побеждает зло)
-Что нового вы узнали на уроке? Урок вам понравился? Что именно понравилось?
-Спасибо, всем за работу. Листочки с работами, пожалуйста, сдайте, я их прочитаю и поставлю вам оценки.
Технологическая карта урока литературы в 6 классе учителя МОУ СОШ №14 Голайденко А.Г.
Этап урока | Учитель | Ученик | Компетенция | Технология | Рез-т |
Вызов Цель этапа: Сформированность интереса к теме урока, актуализация имеющихся знаний | Стимулирует познавательную деятельность учащихся. Для этого используются следующие приемы: 1. Формулировка проблемных вопросов, 2. Использование интересных фактов, 3. Знакомство с существующими мнениями, 4.Демонстрация слайдов. Опора на название рассказа; Краткая справка о писателе. | Вспоминает известную ему информацию о жанре сказки, воспринимают новую информацию, осмысливает проблему, формулирует вопросы. Поиск несоответствий в имени героини сказки-страшилки; | Учебно-познавательная; Информационная | ТКМЧП ассоциации | Устойчивый интерес к теме урока, желание получить новые знания. Дети видят в имени героини нравственную проблему – противостояние добра и зла. |
Осмысление Цель этапа: Приобретение и осмысление новых знаний, соотнесение их с уже имеющимися знаниями, развитие познавательных умений, проживание ситуации, формирование ценностных отношений к изучаемым событиям | Знакомит с новой информацией, формулирует наводящие и проблемные вопросы, Предлагает прочитать текст с пометками (отметить слова,характеризущие Злушку. Дописать финал сказки | Выделяют ключевые слова в тексте; Обсуждает авторскую характеристику героини Отвечают на вопросы по содержанию текста, дописывает финал сказки Предлагает свой вариант финала текста (запись в тетради нескольких предложений); | Учебно-познавательная; Коммуникативная | ТКМЧП Чтение с пометками Тонкие и толстые вопросы | Приобретение новых знаний, развитие познавательных навыков, формирование ценностных установок. Целостное восприятие текста. |
Рефлексия Цель этапа: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия | Формулирует вопросы, способствующие обобщению и систематизации знаний. Задает вопросы в процессе рефлексии. | Обобщает и систематизирует полученные знания. Осуществляет рефлексию собственной учебной деятельности. | Коммуникативная | ТКМЧП | Обобщенные и систематизированные знания. Рефлексия учебной деятельности, ее результатов. Самооценка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”
Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....
Урок внеклассного чтения по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах"
Урок внеклассного чтения по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах" разработан с использованием приемов технологии критического мышления.Может быть проведен в классах...
Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина
Урок по сказкам Пушкина в форме командной игры для 5 класса...
Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.
Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....
Урок внеклассного чтения по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик", ""Повесть о том , как один мужик двух генералов пркормил ", "Премудрый пескарь"
Урок по данной теме является повторительно- обобщающим и проводится после изучения творчества писателя Салтыкова - Щедрина в 7 классе....
Урок внеклассного чтения по сказке П.П.Ершова "Конёк-горбунок"
План-конспект урока по литературе в 5 классе по сказке П.П.Ершова "Конёк-горбунок"...