Школьный образовательный маршрут туристско-краеведческой направленности «Долина реки Анга».
методическая разработка по краеведению

Грешилов Станислав Борисович

Программа маршрута школьного познавательного туризма «Долина реки Анга»» туристко-краеведческой направленности, направлена на изучение истории своего края, в частности по долине реки Анга, а также направлена на обучение пользоваться туристическим снаряжением, преодолевать естественных препятствий на маршруте которые являются частью изучения родного края.

Педагогическая целесообразность (актуальность) в том,  что  через  поход,  дети получают знания по истории родного края. В детях  пробуждается  и  развивается  чувство  любви  к  тому  месту,  где  вырос,  воспитывается ответственность за культуру поведения в Прибайкалье.

      В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями: ОБЖ, физическая культура, география, биология, история.

Новизна программы заключается в том, что ребенок получает краеведческие знания не только с помощью музейных и мультимедийных средств расширяющих кругозор учащихся, а непосредственно изучает объекты истории родного края, которые имеются на маршруте похода и охватывают период от каменного века до современности.

Отличительная особенность  программы является то, что она предполагает работу с детьми в непривычной для них обстановке. Это и познавательная экскурсия по историческим объектам и местам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut_dolina_reki_anga.docx206.28 КБ

Предварительный просмотр:

Маршрут «Долина реки Анга»

Название школьного образовательного туристского маршрута

Школьный образовательный маршрут туристско-краеведческой направленности «Долина реки Анга».

Маршрут разработан МБУ ДО «Ольхонский ДДТ»

Ресурсы о регионе и районе маршрута

Информационный ресурс:

https://baikzori.ru/articles/media/2021/2/12/selo-elantsyi-ot-kamennogo-veka-do-sovremennosti

https://baikzori.ru/articles/media/2022/5/23/selo-elantsyi-ot-kamennogo-veka-do-sovremennosti

https://baikzori.ru/articles/media/2021/3/19/selo-elantsyi-ot-kamennogo-veka-do-sovremennosti-1/

https://baikzori.ru/articles/media/2021/4/9/selo-elantsyi-ot-kamennogo-veka-do-sovremennosti-2/

Маршрут проходит в Ольхонском районе по долине реки Анга от населенного пункта с. Еланцы до д. Усть-Анга.В районе маршрута имеются инфраструктурные объекты: транспортная доступность - гравийная дорога муниципального значения.  Наличие сотовой связи – МТС, Теле2, Мегафон. Wi-Fi нет.

Предполагаемая целевая аудитория

  • Целевая аудитория:
  • Учащиеся общеобразовательных учреждений (10+)
  • Студенты профессиональных учебных заведений (волонтеры-вожатые).
  • Взрослое население села, района (родители, педагоги)
  • Участники: Дети занимающиеся на кружке «Юный путешественник» МБУ ДО «Ольхонский ДДТ»

В соответствии с целевой группой планируется протяженность маршрута по карте 48 км. Степень интеллектуальной, эмоциональной, физической, сенсорной нагрузка – оптимальная, по возрасту.

* для маршрутов в природной среде (походов и экспедиций) требуются дополнительные условия уровня необходимой подготовки: умение преодолевать  в день 18 км. с грузом до 20 кг.)

Сезон

Рекомендуемый сезон с 15 июня по 25 августа.

В этот сезон маршрут наиболее безопасен, привлекателен, интересен.

Более раннее время не рекомендуется в виду холодных ночей из-за влияния оз. Байкал. В экипировке обязательно предусматривать не продуваемые куртки и иметь головные уборы. Предусматривать все профилактические мероприятия по противоклещевой обработке.

Ключевые направления

#История #Патриотика #Традиции #Природа #Активный_туризм #Родной край  #Исследователи

Маршрут интегрируется в образовательные /воспитательные программы

Возможные образовательные и воспитательные эффекты

  • образовательные программы основного общего образования (предметные области по ФГОС –естествознание (окружающий мир); география; биология, история, основы безопасности жизнедеятельности.
  • дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, естественно научная направленности)

Образовательные и воспитательные эффекты:

-Формирование активной жизненной позиции, через изучение природы родного края.                                                                                                                                                           -Выявление и развитие потребностей, способностей, творческой направленности личности в сфере туристко-краеведческой направленности.

-Развитие творческой самостоятельности, фантазии, умение использовать имеющиеся знания и опыт практической деятельности.

 -Пробуждение интереса к истории родного края.                                                                                      -Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.                                                                                                                                                                               -Воспитание бережного отношения к культуре народов проживающих в Прибайкалье.

 -Воспитание собственного достоинства как  представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

Возможный уровень познавательной/

образовательной нагрузки

  • Досуговый
  • Ознакомительный
  • Просветительский
  • Исследовательский.

Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Маршрут не доступен для обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Маршрут не оборудован в рамках программы «Доступная среда».

Продолжительность маршрута

Продолжительность маршрута 3 дня, 2 ночевки в туристических палатках (палатки устанавливаются в не отапливаемых  деревянных помещениях - юртах) Лагерь для ночевок располагается на территории этнокультурного комплекса Ёрдынские игры.

Протяженность маршрута

Пеший туризм

 Общая протяженность маршрута составляет 48 км.(по карте)

1 день 18 км

2 день (экскурсионный) 12 км.

3 день 18 км.

В целом за весь период похода протяженность до 100 км (по шагомеру) с учетом игр, передвижений на стоянках, экскурсиях и хозяйственной деятельности за 3 дня и 2 ночи. время движения по маршруту 9 часов (за 3 дня),  с учетом 5-10 минутных привалов.

На протяжение всего маршрута есть возможность подъезда автотранспорта для экстренных мероприятий эвакуационного характера.

Пункты, через которые проходит маршрут

Объекты показа

Населенные пункты по маршруту с.Еланцы- д. Хурай-Нур - заимка Ялгазур, местность Хоторок- д. Усть-Анга.

Объекты показа: река Анга, кузница д. Хурай-Нур, обелиск памяти воинам ВОВ в д. Хурай-Нур, Этнокультурный комплекс «Ёрдынские игры», гора Ёрд, гора Щебеты с курыканскими городищами, устье реки Анга, озеро Байкал, наскальные рисунки долины реки Анга.

Цели и задачи маршрута, в т.ч. образовательные и воспитательные

Цели и задачи маршрута.

образовательные

 Формировать познавательный интерес к изучению родного города, края.

 Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях народа, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

 Способствовать социализации воспитанников.

 Обогатить знания обучающихся о Ольхонском районе, их истории, достопримечательностях, людях.

- Формировать специальные знания по вопросам туртехники, ориентированию, доврачебной медицинской помощи;

Воспитательные.

- Формирование активной жизненной позиции, через изучение природы родного края.                                                                                                                                                           - Выявление и развитие потребностей, способностей, творческой направленности личности в сфере туристко-краеведческой направленности.    -Развитие творческой самостоятельности, фантазии, умение использовать имеющиеся знания и опыт практической деятельности.                                                                -Пробуждать интерес к истории родного края.                                                                                      -Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.                                                                                                                                                                               -Воспитание бережного отношения к культуре народов проживающих в Прибайкалье.

Развивающая:

-Развивать личностные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.                                             Прививать навыки познавательной творческой деятельности.                  Развивать творческие способности детей.                                                 Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства родного края.              

      Развивать смекалку детей, изобретательность и устойчивый интерес к поисковой творческой деятельности.

Дополнительные условия

Необходимо туристское снаряжение как личное, так и групповое с учетом 2 ночевок и питанием на 3 дня.

Карта маршрута

Фотоматериалы

Фотоматериалы Приложение1.

1 день

1 день: Еланцы - Хурай-Нур - Хоторук. 18 км.

10.00 - сбор

11.00- отправление

12.00- привал (с перекусом №1 *) у реки Анга

12.30 Прибытие на территорию бывшего аэропорта

Краткая информация об аэропорте с.Еланцы

13.00- прибытие на территорию школы д. Хурай-Нур привал, подготовка к обеду

14.00-14. 40 обед

15.00-16.00 посещение краеведческого уголка при сельской библиотеке д. Хурай-Нур.

16.00-16.30 сборы и отбытие из деревни по маршруту Хурай-Нур –м. Хоторук

 17.00 «Ангинский мост» Пересечение региональной дороги Иркутск –Баяндай –МРС (привал с перекусом).

По пути следования информация о м.Саган Хада, м.Ялгазур, Бага Ёрд.

18.30 прибытие на место ночлега замка Хоторук,

подготовка места бивуака, приготовление ужина

19.00-19.30 ужин

20.00 Квест "Ночное ориентирование" (Инвентарь 1. Карманные фонарики, 2.компасы, 3.карандаши 4.листы бумаги) игра командная, основная задача составление карты городка Хоторук. Цель игры ориентирование на месте бивуака.

22.30 подготовка ко сну

23.00 отбой

2 день заимка Хоторук- Усть-Анга-Тоторук

8.00 подъем

8.00-8.15 гигиенические процедуры

8:30 завтрак

9.00-12.00 «Тур слет»

1. «Спортивное ориентирование».

2. «Установка и разборка палатки»

3. «Переноска пострадавшего»

12.00-13.00 Обед

13.30-18.30 Экскурсия «Здравствуй Байкал» 12км.посещение д. Усть-Анга, Восход на правый склон горы, обзор оз.Байкал, фотографирование, привал (с перекусом), возвращение в Хоторук

19.00-19.30 Ужин

20.00 Развлекательные игры « Загадки из цикла животный мир Прибайкалья и вопросы из информации, полученной в течение 2х дней (закрепление материала)»

22.30 подготовка ко сну

23.00 отбой

3 день Тоторук – Еланцы

8.00 подъем

8.00-8.15 гигиенические процедуры

8:30 завтрак

9.00-12.00  Обратный путь Хоторук –Хурай- Нур -Еланцы с обзором вертикальных каменных плит в м.Тоторук «Зубы Дракона», старой горной дороги Тоторук –Ялгазур.

12.00-13.00 Обед д.Хурай-Нур 

13.00-14.00 Посещение обелиска памяти воинам ВОВ.

14.00-15.00 Посещение кузницы д.Хурай-Нур

15.00- 18.00 Игры. Подведение итогов похода, награждение.

18.30-19.00   привал с перекусом.

19.00 отправка по маршруту д.Хурай-Нур –Еланцы

20.00  прибытие с.Еланцы

2 день

3 и далее день

Методические материалы для работы на маршруте

httpserezhie-ozera-b://cyberleninka.ru/article/n/naskalnye-risunki-doliny-reki-angi-zapadnoe-pobaykal/viewer

https://ru.wikipedia.org/wiki

 https://biblioteka38.irk.muzkult.ru/irdinskieigri


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Методические рекомендации в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ"

Рекомендации по оформлению документации школьных музеев и комнат славы:примерное положение о музее образовательного учрежденияучёт и хранение экспонатовсобирательская карточкаэкспозиционная работа...

Дополнительная образовательная программа "Туристско-краеведческая деятельность старших дошкольников"

Программа предназначена для педагогов дополнительного образования туристской направленности, воспитателей и физинструкторов детских садов.Для детей подготовительных к школе групп детского сада в возра...

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста посредством туристско-краеведческой деятельности. Из опыта работы.

Из опыта работы педагога доплнительного образования МБУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" по социаализации и воспитанию нравственно-патриотических чувств  детей начальных класс...

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...

Маршрут 1 степени сложности "Из долины реки Иль в долину реки Убин"

В данной работе предлагается описание пешеходного путешествия в пределах Северского района  Краснодарского края.Нитка маршрута:  станица Дербентская - долина реки  Иль - щель Сосновая -...