Образовательно-воспитательный потенциал музея
статья по краеведению (11 класс)

Ельникова Валентина Борисовна

Статья рассказывает о создании и работе школьного музея МКОУ "СОШ №14" села Надежда. Музей имеет исторический профиль. Он дает возможность учащимся узнать историю родного села и школы. Школьный музей обладает неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души подростков. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательно-воспитательный потенциал  школьного музея.

                  Первый музей в селе Надежда был основан в МКОУ «СОШ  №14» в 2004 году. Создать школьный музей, обеспечить эффективное выполнение им своих образовательно-воспитательных функций можно было лишь при условии достаточно серьезной подготовки педагогов и актива школьного музея, глубокого понимания целей и методов выявления, собирания,  учета  и использования объектов наследия.

          Главная функция нашего музея – быть источником информации о тех процессах, событиях и явлениях, которые происходят в нашем селе, районе, крае.

          Большой вклад в создание  музея внесла директор школы – Табат Ирина Юрьевна. Она определила местонахождение музея, рядом с кабинетом истории, что дает учителю большие возможности в использовании фондов музея в преподавании. Ее стараниями, у центрального входа  школы,  был поставлен памятник с мемориальной доской,  в честь разрушенной в тридцатые годы двадцатого века церкви  Знамения Пресвятой Богородицы. В основу музея легла большая база данных накопленная за несколько лет существования краеведческого кружка.

         Самые обширные экспозиции в музее посвящены Валентины Ивановны Слядневой, быту крестьян села Надежда и Великой Отечественной войне.

         Наш музей имеет исторический профиль, так как изучает историю села, школы и историю местных предприятий, административных зданий.

          Музей – это сложный         организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы руководителя музея, Совета и актива.

           Частым гостем в школе является председатель Совета Ветеранов – Захарчук Михаил Викторович. Он входит в состав актива музея. Огромную работу проводят экскурсоводы. Приоритетными направлениями в работе музея являются: поисково – собирательская, исследовательская,  научно-практическая  деятельность. Музейные предметы попадают в наш музей различными путями: передают в дар жители села,  преподаватели школы,

 родители и учащиеся.

            Школьный музей дает возможность учащимся попробовать свои силы в разных видах научной  и общественной деятельности. Много практических навыков  приобретают наши дети. Кроме того, ученики овладевают навыками исследовательской деятельности: выбор и формирование темы исследования, историографический анализ темы, поиск и сбор источников, их сопоставление, формулирование  гипотез, идей, их проверка, оформление выводов исследования, формируют аналитический подход к решению многих жизненных проблем. Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся.

             Активными посетителями музея являются учащиеся начальных классов. Музей помогает им углубить представления о селе, знакомит их  с его историей,  с бытом и традициями селян, их культурой.

             Краеведческим объединением был организован сбор материала по теме «Боевой путь односельчан».   Какие цели мы при этом преследовали?  Показать значительный вклад наших односельчан в победу над немецко-фашистскими захватчиками. Проследив боевой путь каждого участника  Великой Отечественной войны, мы выяснили, что наши  надеждинцы побывали на всех фронтах от Северного Кавказа до Берлина. Особое место в собранном материале и  в экспозиции занимает  жизнь и деятельность Героя Советского Союза -Зиборова Василия Михайловича.      

             Еще задолго до открытия музея был собран материал о школе. Куда вошли:  школьная учебная документация, газетные публикации, воспоминания педагогов и выпускников школы. История школы была описана в хронологической последовательности с выделением этапов развития. Деление на этапы позволило вести блочное описание истории. Были созданы альбомы выпускников по годам, списки педагогов, составлен список директоров по годам. Сегодня этот материал позволяет изучать историю школы, начиная с 1943 года.

                Большое место в работе школьного музея отводится экскурсиям. Экскурсоводы делятся на  группы по три человека. В группе работают учащиеся одного класса. В случае необходимости они могут заменить друг друга. Каждый экскурсовод знает несколько экскурсий.

                Руководитель музея Ельникова Валентина Борисовна и учащиеся исторического кружка являются участниками всех мероприятий в школе. На базе школы проходят районные игры и конференции. Для педагогов и учащихся школ района экскурсоводы нашего музея провели ряд экскурсий. Для учащихся нашей школы составлен график посещения музея. Частыми гостями музея являются ветераны войны и труда,  о их деятельности написаны исследовательские работы учащимися.

               Результатом нашей работы являются грамоты. На районных, краевых и всероссийских  конференциях мы занимаем призовые  места.                

                Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Педагоги нашей школы, преподаватели дополнительного образования продолжают вовлекать учащихся в интересную и полезную профессиональную игру, которая называется школьный музей.

           Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству.

            Все это свидетельствует об огромном образовательно-воспитательном потенциале школьного музея. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности – задача педагогов дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогический потенциал музея в формировании патриотических качеств школьников

Социальное становление личности в поликультурном пространстве// Сборник научных статей по итогам Международной заочной научно-практической конференции Ульяновск, 17-18 мая 2011. С. 228-232...

«Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультуры

Тема  самообразования:«Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультуры»Актуальность  темы:Совершенствование качества обу...

ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ ДЛЯ ИСТОРИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Историко-патриотического воспитание способно сформировать личность молодого человека как органичного носителя ценностей и норм родной культуры, обеспечить овладение национальными традициями своего нар...

План самообразования по теме: «Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на уроках физической культуры».

Цель:  Повышение  профессиональной  подготовленности и  как  следствие, повышение эффективности  обучения физической  культур...

Доклад на тему: "Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультуры"

Доклад на тему: "Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультуры"...