Статья "Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы."
статья по теме
Вопрос о патриотизме становятся сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_chuvstva_patriotizma_na_urokakh_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание чувства патриотизма
на уроках русского языка и литературы.
Мы живем в мире, в котором знания, умения и навыки играют определяющую роль в судьбе ученика. Без фундаментальных знаний невозможно реализовать творческих перспективных планов, учитывая стремительно набирающую темп конкуренцию. А для всего этого нужно будет широко образованный интеллектуальный человек.
Умение – вот, что сейчас нужно любому человеку с самого малого возраста. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – это молодость.
Как писал наш знаменитый просветитель и ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев : «Умейте не терять времени на пустяки, на отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупости бесценной информации.
Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
Что надо сделать для того, чтобы определиться в смысле жизни и в таком важном аспекте, как воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы?
Для каждого молодого человека должно быть правило – прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.
Жить, нужно созидая, поддерживать созедательностьв жизни. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою и долголетен будешь на земле».
Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку.
В этой связи необходимо остановиться на памяти. Память - преодоление времени, преодоление смерти. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти народной, памяти исторической, памяти культурной.
Семейные фотографии – это одно из важнейших пособий морального воспитания детей, да и взрослых. Патриотическое отношение к своей стране, народу, уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков.
Вспомните у Пушкина:
Два чувства дивно близки нам-
В них обретает сердце пищу
- Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем.
Подрастающее поколение должно с открытой душой входить в прошлое, оно должно учиться уважать своих предков и помнить о том, что нужно будет для его потомков.
Любить своих родителей, свой дом, свою школу, свою культуру и язык совершенно необходимо для нравственной зрелости человека.
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране.
Особая роль в воспитании чувства патриотизма принадлежит нравственному воспитанию, к которым следует отнести мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Мудрость является руководительницей добродетельной жизни. Умеренность нужна человеку, чтобы соблюдать во всем меру, никогда и не в чем не доходить до пресыщения и отвращения.
Мужество – это добродетель, включающая такие черты, как самообладание, выносливость, готовность принести пользу, когда того требует время и обстоятельства, выполнение долга.
Кроме этого, у детей необходимо развивать непосредственно на каждом уроке скромность, исполнительность, благожелательность к другим ученикам, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие, при этом ведя борьбу с распущенностью, ленью, необдуманностью, недисциплинированностью.
Очень важно при этом понимать роль учителя в этом процессе. Учитель сам должен понимать, какую важную функцию он выполняет в обществе, и быть полным чувства собственного достоинства. Учитель должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по – отечески, будить интерес учащихся к знаниям.
Непременным условием совершенствования личности является также физическое воспитание. Красноречиво об этом говорит народная мудрость: «В здоровом теле, здоровый дух». Необходимо поэтому, с раннего детства закаливать тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Правильно поставленное физическое воспитание способствует выработке мужества и настойчивости.
Кто- то сказал, что детей нельзя воспитывать правилами, которые ускользают из памяти. Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием. Необходимый результат дадут ласковые слова,
Кроткое, как бы случайное внушение, сделанное в форме напоминания о том, что дети забыли.
Нельзя прививать несколько привычек одновременно, необходимо закрепить сначала одну привычку, а затем перейти к воспитанию другой.
Обстановка невиданной в истории Великой Отечественной войны не могла не сказаться на народном образовании и на деятельность советской школы. Многие тысячи учащихся старших классов ушли в народное ополчение в красную армию, партизанские отряды.
С первых же дней войны учителя и учащиеся приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружении, участвовали в противовоздушной обороне, сборке урожая в колхозах и совхозах, в сборе металлического лома, лекарственных растений, в оказании помощи раненым в госпиталях. Благодаря патриотическому порыву школы развернули широкую общественно-полезную работу.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу совей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими её гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования служении родине.
Патриотизм формируется не только в процессе обучения школьника, но и в семье, в средствах массовой информации, в учреждениях культуру и спорта, православных храмах, церквях, в армии и на флоте.
Все это необходимо учитывать необходимо педагогу в процессе обучения учащихся.
Глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина.
Характеризуя создавшиеся положение в стране ,В.В. Путин говорит, что«утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя, как народ, способный на великие свершения».
Предотвратить нравственную деградацию, возвратить высокое значения слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения.
Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы. Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность. Привитие любви к родному языку, осмыслению общечеловеческих ценностей, воспитания личности с высоким чувством патриотизма.
Любовь к родному – одно из проявлений патриотизма.
Любовь к своей родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а так же в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности, Отражения народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости- мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет». В 8 классе изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах А. Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествия и набегов врагов.
В прекрасном рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» мы видим высокое появление стойкости, духа товарищества, преданность Отечеству русского солдата.
Вопрос о патриотизме становятся сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности.
Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федера...
Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы
Цели урока: Формирование у молодежи высокого патриотического сознания.Готовность к выполнению гражданского долга.Выполнение важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины....
Формирование чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы
Обобщение опыта...
Воспитание чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы
масстер-класс, приуроченный к научно-практической декаде...
Выступление на заседании ЦМК 07.12.2022. Тема: «Формирование толерантности и чувства патриотизма на уроках русского языка и литературы»
Опыт организации работы по воспитанию толерантности и чувства патриотизма обучающихся на занятиях по русскому языку и литературе...