Профориентационное занятие "Занимательная археология"
методическая разработка по краеведению (9 класс)

Лактионова Галина Юрьевна

Профориентационное занятие

«Занимательная археология»

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с профессией археолога и наукой археологией
 

ЗАДАЧИ :

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
-  определить область исследования науки археологии;
-  познакомить с именами выдающихся учёных-археологов, их открытиями;
          -  изучить этапы работы археолога; методы работы;
          -  рассмотреть компетенции профессии археолога
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
-  воспитание патриотизма;
- чувства уважения и гордости к прошлому своего народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_arheologiya.docx970.18 КБ
Файл maltinskaya_stoyanka.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

  Профориентационное занятие

 «Занимательная археология»

Автор: Лактионова Галина Юрьевна, 

учитель истории и обществознания

МБОУ «Мальтинская СОШ»

с. Мальта Усольского района

С. Мальта

2024 год


Профориентационное занятие

«Занимательная археология»

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с профессией археолога и наукой археологией

ЗАДАЧИ :

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
-  определить область исследования науки археологии;
-  познакомить с именами выдающихся учёных-археологов, их открытиями;
         -  изучить этапы работы археолога; методы работы;
         -  рассмотреть компетенции профессии археолога
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
-  воспитание патриотизма;
- чувства уважения и гордости к прошлому своего народа

Содержание

Начало урока.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами профориентационное занятие, где вы познакомитесь с удивительной и очень интересной профессией. Наш урок проходит не в обычном кабинете, а в школьном музее. Какие профессии вы связываете с музеем?
(историк, музеевед, этнограф, археолог, палеограф)

- В ходе занятия мы с вами узнаем, что такое  археология, что изучает эта наука. Занятие состоит из 2-х частей – 1-я теоретическая часть, 2-я практическая. На практике вы сегодня попробуете себя в роли  настоящих археологов и примите участие в археологических раскопках.

II.Актуализация знаний учащихся 
- Итак, подумайте и ответьте на вопрос, что изучает археология? Чтоэтозанаука?
(обсудив, дети приходят к выводу, что археология, это наука, изучающая прошлое по вещественным остаткам)
- Что может обнаружить археолог во время археологических раскопок?
(предметы, созданные руками человека (артефакты) – посуду, орудия труда, оружие, украшения и т.д)

III. Изучение нового материала

- Всё верно, археология – это наука, которая изучает прошлое по вещественным остаткам. В переводе с греческого «архейос» - древний; «логос» - наука, учение.

  • В наше время профессия археолога становится вновь востребованной, ведь не все загадки раскрыты и ещё много тайн и находок хранится в земле.

- Давайте подробнее рассмотрим работу археолога. Большую часть времени археолог проводит в полевых условиях. В ходе раскопок он извлекает из земли много археологических находок .

Это полевая работа археолога.

- Все находки затем проходят камеральную обработку – их чистят, моют, пронумеровывают и проставляют дату и место обнаружения. Эта камеральная работа тоже достаточно сложная, она требует большой сосредоточенности, внимательности и усидчивости. В стенах лаборатории найденные артефакты тщательно изучают, обследуют, составляют полное описание, реставрация.

Археологу необходимо владеть многими умениями и навыками, владеть информационными технологиями, а также хорошо знать и разбираться в таких науках как география,  история, обществознание, геология и мн. др.

- Сейчас я вам предлагаю поработать с археологическим материалом – зуб мамонта, фрагмент керамики и женская статуэтка (копия знаменитой Палеолитической Венеры, которая хранится в Эрмитаже).

- Итак, подумайте, и попробуйте дать характеристику этим предметам – из какого материала, где и для чего использовались (практическая работа).

- Хорошо! Молодцы! А сейчас посмотрите на рисунки древнего художника и подумайте, что же он изобразил здесь? Каков был его замысел?

(Сбор мёда диких пчёл, коллективная охота на оленей)

    - В истории было немало учёных-археологов, которые совершили                выдающиеся открытия. Это и Генрих Шлиман, который отыскал легендарную Трою. Говард Картер  - тот, что отыскал знаменитую гробницу Тутанхамона и многие другие исследователи.

- В нашей земле тоже были сделаны выдающиеся открытия. Так в 1928 году здесь в нашем селе Мальта были обнаружены знаменитые «палеолитические Венеры» - женские статуэтки, вырезанные из кости мамонта. Эти статуэтки, средний возраст которых 15 тыс. лет,  вошли в сокровищницу мировой культуры. Раскопки в нашем селе ведутся до сих пор.

- Раскопки в Мальте впервые провёл Герасимов Михаил Михайлович, выдающийся учёный, археолог и антрополог. Он автор методики восстановления внешности человека по черепу. Эту методику признали и используют  во всём мире.

- Ещё один выдающийся учёный – это Окладников Алексей Павлович. Он сделал немало открытий, но главное – это открытие археологической стоянки в селе Буреть в 1936 году, расположенного недалеко от Мальты. Оба археологических памятника – Мальта и Буреть – это уникальные археологические открытия, пополнившие сокровищницу мировой культуры.

- Последние десятилетия археологические раскопки велись под руководством Медведева Германа Ивановича. Он возглавлял кафедру археологии и этнографии Иркутского государственного университета, сохранил школу археологов нашего региона. В 2015 году он ушёл из жизни, но дело его живёт, исследования продолжаются, и как говорят учёные, здесь в Мальте, и в целом в Прибайкалье, таится ещё немало удивительных загадок и открытий.

IV. Закрепление материала.

- Итак, ребята, вот вы и познакомились с профессией археолога. Давайте обсудим, что вы почерпнули для себя из этого занятия?

 - Подумайте, какими профессиональными качествами должен обладать археолог? Какими компетенциями и надпрофессиональными навыками должен владеть? (слайд 9, 10). Идет заполнение карт компетенций по профессии археолога.

V. Подведение итогов

Вузы, которые готовят специалистов по профессии «археолог», в нашей стране их не очень много:

1.Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова;

2.Российский государственный гуманитарный университет

3.Санкт-Петербургский государственный университет

4.Казанский государственный университет

5.Национальный исследовательский Томский государственный университет

В нашем Иркутском государственном университете есть кафедра археологии и этнографии, а также есть лаборатория археологии ИГУ, после окончания университета можно продолжить работу там или в ряде музеев г. Иркутска и других городов области.

- Археолог может работать в таких учреждениях:

Университеты

Исследовательские институты

Археологические фонды

Музеи

 

- Итак, на этом теоретическая часть нашего занятия заканчивается, и сейчас мы отправляемся с вами на археологические раскопки. Конечно, раскоп – это имитация, находки мы в нём уже спрятали, но вы их будете там искать как настоящие археологи (практическая работа).

Археологическая работа проводилась в искусственно  созданном раскопе, размер 100*200 кв. см, глубина 40 см. В раскопе были спрятаны – кости древнего животного (2 шт), скребок, фрагменты керамики (4 шт), женская статуэтка (копия палеолитической Венеры)

Дети получили предметы необходимые для археологических работ – перчатки, совки, кисточки, щётки.

Работы проводились в условиях максимально приближённых к условиям работы настоящего археолога (полевые условия).


Приложение.

1.Теоретическая часть. Работа в музее.C:\Users\4312\Desktop\раскоп\1666527425786.jpgC:\Users\4312\Desktop\раскоп\1666527425759.jpg

2. Практическая часть. Работа в полевых условиях в раскопе.C:\Users\4312\Desktop\раскоп\1666527425735.jpgC:\Users\4312\Desktop\раскоп\1666527425684.jpg

        C:\Users\4312\Desktop\раскоп\1666527425676.jpg

C:\Users\4312\Desktop\раскоп\1666530619441.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мальтинская археологическая стоянка

Слайд 2

Работа археолога проходит в полевых условиях И требует много времени, здесь нужно проявлять много терпения, сосредоточенности и внимательности Археология – это наука, которая изучает прошлое человечества по вещественным остаткам

Слайд 3

После обнаружения находки отправляются на камеральную обработку – их очищают, моют, делают описание, проставляют номер, дату и место обнаружения

Слайд 4

Герасимов Михаил Михайлович –выдающийся учёный, археолог, антрополог. Открыл первым археологическую стоянку в Мальте в 1928 году. Окладников Алексей П авлович – выдающийся учёный, археолог. Открыл первым археологическую стоянку в Бурети в 1936 году.

Слайд 5

В таких жилищах жили обитатели Мальтинской стоянки 20 тыс. л.н . Они охотились, занимались рыболовством и собирательством

Слайд 6

Охотились на мамонтов и шерстистого носорога

Слайд 7

Археологи обнаружили в древних жилищах Мальты удивительные предметы первобытного искусства – их возраст 15-22 тыс. л. назад Фигурки птиц Пластина с узором Женские статуэтки –палеолитические Венеры

Слайд 8

Мальта известна всему миру своими уникальными археологическими находками. У нас в селе стоит скульптура «Мамонты», которая посвящена богатой древней истории нашего края


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное исследование памятников археологии: городище Коломна «Блюдечко», Коробчеевское городище.

В работе исследуются и анализируются два археологических памятника. Первый на территории города Коломна (городище «Блюдечко»), второй на территории Коломенского района (Коробчеевское городище). Ставит...

Археология - помощница историков

Конспект урока по истории Древнего мира по пропедевтическому курсу "Что изучает история"...

Археология - это история, вооруженная лопатой

Цель урока: углубить понятие учащихся об археологии, её предмете и методах, подготовить учащихся к сбору археологических находок (в помощь археологам будущим летом), подготовить учащихся к посещению...

Археология Кубани

Археология -наука котрая помогает восстановить прошлое...

археология города Зубцова

подробное описание города Зубцова с эпохи неолита. Содержит карту и археологиеские находки....

программа для НОУ. археология и краеведение

Программа разработана для организации научного общества учащихся, занимающихся изучением краеведения и археологии....