программа для НОУ. археология и краеведение
рабочая программа по теме

Абдульманов Павел Шаихович

Программа разработана для организации научного общества учащихся, занимающихся изучением краеведения и археологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_programma_nou.docx43.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 г.Карабаша»

Программа внеурочной деятельности

 (для Научного общества учащихся)

 по краеведению и археологии.

Автор: Абдульманов П.Ш.

Пояснительная записка

Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо небольшой территории, проводимое на научной основе. Объектом внимания краеведов могут быть историческое, культурное, социально-экономическое развитие или природа области, района, города, села и т.п. Краеведение всесторонне изучает малые территории, и в своих исследованиях краеведы используют данные многих наук: истории, географии, археологии, геологии, этнографии и др.

Клубная форма преподавания краеведения  одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, способствующее углублению знаний, эстетическому, нравственному и физическому воспитанию учащихся, развитию их интересов и способностей. При правильной организации краеведческой работы у участников развиваются интерес и любовь не только к родной стране, но и к различным видам деятельности: фотографии, туризму, альпинизму, к разным наукам, крепнет товарищество и дружба. Дети получают теоретические знания, но при всей их важности для них, как правило, более интересна практическая деятельность: походы, экспедиции, экскурсии и пр.  

Ведущая, решающая роль в организации краеведческой работы принадлежит ее организатору, руководителю. В зависимости от своих интересов, знаний, возможностей, но с учетом состава участников и местных условий руководитель выбирает теоретическое или практическое краеведение или сочетает оба вида деятельности, но при этом всегда и обязательно соблюдает все принципы дидактики. Хорошие результаты дает создание разновозрастных кружков и клубов, участие в походах и экспедициях ребят разного возраста. Краеведение  это не только цель, но и средство воспитания, обучения.

Занятия с краеведами не должны быть похожими на уроки. Содержание занятий и заданий следует постепенно усложнять, а формы постоянно разнообразить; от осмотра памятников, памятных мест до выполнения заданий научных учреждений и музеев, содержащих поиск материалов. Приступая к краеведческой работе, руководитель должен познакомить участников с юридическими документами, с необходимыми правилами работы с источниками и требовать их неукоснительного соблюдения. Материалы походов и экспедиций обязательно должны быть обработаны.

Важно не замыкаться в работе и установить двусторонние связи с местными музеями, научными организациями и обществами, другими краеведами, участвовать в государственной программе охраны памятников, экологическом движении.

Занятия в клубе проводятся по модифицированной, профильной, профессионально-прикладной программе «Краеведение и археология». Программа рассчитана на два года работы, чтобы изучить родной край во всех его аспектах. Программа рассчитана на подростков 12 – 16 лет. Форма организации образовательного процесса – групповая.   Уровень освоения – углубленный.  В первый год занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.  

Становление новой предметно-воспитательной области  процесс сложный. Возникает множество проблем. Остановимся на наиболее важных:

1.Краеведению, на наш взгляд, не уделяется должного внимания. Непонимание сущности краеведения и его возможностей встречается повсюду. Отсюда проблемы с выделением часов в учебных планах, невозможность реализовать воспитательный, образовательный, развивающий потенциал краеведения.

Почему знакомство учащихся с жизнью своего края необходимо для развития современного российского общества? Важность изучения своего села, города, края в процессе воспитания детей была осознана еще в XIX в. Недооценка, принижение ценности культурного наследия России, важности патриотического воспитания недопустимы. Краеведение, по образному выражению Д. С. Лихачева, способствует формированию «нравственной оседлости населения», «чувства Родины».

Почему изучение ребенком окружающего микромира важно для развития его личности и социальной адаптации? Познание своего жизненного пространства, его природной, социальной и культурной специфики, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости от нас, помогает каждому человеку активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нем комфортно и уверенно, понимать его проблемы и видеть возможные пути решения этих проблем.

Почему краеведение обогащает процесс обучения? Познание окружающего нас микромира как части Отечества соответствует дидактическому принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребенку для освоения, это позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в комплексе научных, технических, культурных традиций и определить место своего региона в отечественной и мировой истории. Велик развивающий потенциал краеведения. Открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск (в процессе выполнения учебных познавательно-проблемных заданий) в привычной для ребенка среде новых сведений - увлекательный процесс познания, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения.

2.Методология научного краеведения находится в процессе становления. Разногласия при определении некоторых понятий неизбежны, но вариативность в подходах к изучению края, пожалуй, чрезмерна.

3.Важнейшая проблема современного краеведения  отсутствие системы. Выработка системного подхода является сегодня важнейшей задачей.

Работа НОУ направлена на то, чтобы ребенок:

- понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним;

- осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

- осознавал проблемы окружающего его микромира;

- интересовался жизнью края; умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

Таким образом, цель программы работы НОУ  способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

Задачи программы

-создание психолого-педагогических условий для раскрытия индивидуальных способностей ребёнка;

-активизация познавательного интереса к учебно-исследовательской деятельности в процессе выполнения программы;

- развитие навыков работы со специальной литературой;

- создание условий для физического труда и отдыха учащихся в ходе экспедиционной летней практики;

- приобщение учащихся к участию в охране памятников археологии, истории, культуры, природы и принципам рекультивации археологических объектов;

- воспитание самостоятельности и ответственности за порученное дело;

- воспитание умения жить и работать в коллективе;

- привитие интереса учащимся к истории и воспитание любви к прошлому родного края и отечества.

Содержание краеведческой работы

Наиболее емкой категорией, позволяющей раскрыть все стороны жизнедеятельности края, является «наследие». Она включает: совокупность памятников природы, истории и культуры, расположенных в пределах данной территории; местные традиции; места хранения и трансляции духовных ценностей (музеи, библиотеки, и т. д.). Условно можно выделить следующие группы памятников:

- памятники природы, которые определяют некоторые особенности развития края, придают неповторимый облик деревне, городу, краю, влияют на некоторые условия жизни людей. Среди них - памятники природы, сохранившиеся в первозданном виде, и природно-культурные памятники, созданные руками людей (каналы, пруды, сады, парки, скверы и т. д.);

- памятники истории и культуры, которые раскрывают разнообразные стороны жизнедеятельности людей в разные исторические периоды и сегодня напоминают об уникальности конкретного края и его связях с другими отечественными и зарубежными регионами.

Памятники истории и культуры можно условно разделить на недвижимые и движимые. Недвижимые памятники  это сооружения, которые находятся в определенном месте, хранят память о времени своего создания, причинах, обусловивших их создание, достижениях техники, создателях, исторических событиях, жизни и деятельности людей, связанных с этими объектами. Движимые  это музейные экспонаты и произведения искусства, архивные документы, письменные источники и литературные произведения, предметы быта, карты, фотографии (в том числе семейные архивы, реликвии).

Краеведческая работа в НОУ  составная часть общей (школьной и внешкольной) краеведческой работы, поэтому необходима  связь НОУ с другими учреждениями и организациями, связь, содружество с родителями. Возможные направления взаимодействия с социальной средой таковы:

  • сотрудничество с учреждениями общего образования;
  • участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;
  • использование культурного потенциала края, города (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки);
  • вовлечение в процесс краеведческого образования органов администрации (встречи, выступления представителей городской администрации, молодежных движений, бюро трудоустройства), средств массовой информации;
  • вовлечение родителей в процесс краеведческой работы детей.

Тематическое планирование по часам и формам занятий

№ п/п

Тема занятия

Теоретичес-кие занятия

Практические занятия

Всего часов

Лаборатор-ные

Полевые

1 год обучения

1

Введение. Историческое краеведение. Предмет и методы исследований

2

2

Раздел 1. Источники знаний по истории края

26

6

10

42

2

Археологические источники краеведения

4

4

8

3

Этнография — как источник знания

4

4

4

Памятники архитектуры и искусства

4

6

10

5

Письменные источники

2

2

4

6

Устные источники знаний о малой родине

2

         2

4

7

Ремесло историка. Вспомогательные исторические дисциплины

10

2

12

Раздел II. Основы археологии

66

34

100

8

История археологии

4

4

9

История изучения Урала

4

4

10

Происхождение человека

2

2

11

Каменный век

8

4

12

12

Бронзовый век

6

4

10

13

Ранний железный век

6

4

10

14

Великое переселение народов

4

4

8

15

Эпоха средневековья

6

4

10

16

Великие цивилизации

14

8

22

17

Методика археологических исследований

10

4

14

18

Нормативные акты, регулирующие археологическую деятельность

2

2

4

Итого за 1 год обучения:

94

44

6

144

2 год обучения

Раздел III. История Урала

60

30

90

Урал до русской колонизации края

4

2

8

Русская колонизация

4

2

6

Урал в XVIII веке

8

4

12

Казачество на Урале

4

2

6

Урал в XIX - начале XX века.

4

2

6

Урал в годы революций и гражданской войны

6

4

10

Урал в 20 - 30-е гг.

8

4

12

Урал в годы Великой Отечественной войны

8

4

12

Урал во второй половине XX века

6

2

8

Современный Урал

8

4

12

Раздел IV. История нашего города

20

16

36

Открытие золотых и рудных месторождений

4

2

Строительство завода и города

4

4

Основатели и почетные граждане города

6

4

Современный Карабаш

6

6

Раздел V. Формы историко-краеведческой работы

32

22

54

Краеведческие материалы в процессе обучения

4

2

Внеурочная краеведческая работа

4

20

Экспедиционная работа

2

Экскурсии и походы

2

Историко-краеведческий музей

10

Тематические встречи

10

Итого за 2-й год обучения:

112

68

180

Итого:

206

108

10

324

Содержание программы

1 год обучения

Введение. Историческое краеведение. Предмет и методы исследований

Раздел 1. Источники знаний по истории края

Тема 1. Археологические источники краеведения.

Общие сведения об археологии. Археология – отдел исторической науки. Археология – наука многосторонняя, изучает развитие человеческого общества и закономерности этого развития по вещественным источникам. Основы археологической периодизации.

Тема 2. Этнография как источник знания.

Тема 3. Памятники архитектуры и искусства.

Что такое археологический памятник (стоянки, поселения, могильники, курганы).

Тема 4. Письменные источники.

Исторический документ. Записки. Письма.

Тема 5. Устные источники знаний о малой родине.

Былины. Легенды. Сказания. Песни.

Тема 6. Ремесло историка. Вспомогательные исторические дисциплины.

Геология. Нумизматика. Астрономия. Топография. Ориентирование на местности.

Раздел II. Основы археологии

Тема I. История археологии.

История величайших археологических открытий. Г.Шлиман. Д.А.Эванс. М.Ф.Питри. Ф.Шампольон. Д.Л.Стефенс.

Тема 2. История изучения Урала.

Тема 3. Происхождение человека.

Происхождение и развитие современного вида. Теории происхождения человека. Находки костных остатков древних людей. Процесс антропогенеза. Связь человека с природой. Перспективы существования homo sapiens.

Тема 4. Каменный век.

Периоды каменного века. От homo habilis до неандертальца. Техника обработки камня. Основные орудия труда и оружие. Палеолитическое искусство. Религиозные верования. Неолитическая революция. Появление керамики, ткачества. Зарождение обмена. Основные занятия. Памятники каменного века на территории г.Карабаша.

Тема 5. Бронзовый век.

Периодизация эпохи бронзы. Культуры энеолита и их особенности. Рождение металлургии бронзы. Древние рудники. Изобретение колеса, гончарного круга. Производящее хозяйство. Межродовые столкновения. Урал – контактная зона распространения культур бронзового века: срубная, катакомбная, андроновская, карасукская, турбинско-сейминская. Погребальный обряд племен эпохи бронзы. Жертвоприношения. Памятники бронзового века на территории г.Карабаша.

Тема 6. Ранний железный век.

Изобретение железа. Металлургический процесс. Значение этого изобретения для прогресса человеческого общества. Третье разделение труда. Основные культуры раннего железного века. Савроматы. Сарматы. Памятники раннего железного века на территории г.Карабаша.

Тема 7. Великое переселение народов.

Происхождение башкирского  и татарского народов. Антропологические особенности разных групп. Языковая семья.

Тема 8. Методика археологических исследований.

Тема 9. Нормативные акты, регулирующие археологическую деятельность.

Закон об охране памятников. Документация по охране памятников истории и культуры (археология).

Подготовка сообщений, рефератов, докладов для выступлений на конференциях различного уровня по выбранным темам в коллективе, городе.

Летняя практика в археологической экспедиции.

2 год обучения

Раздел III. История Урала

Тема I. Урал до русской колонизации края.

Первые сведения об Урале. «История» Геродота. Урал – граница между Европой и Азией. Климатогеографическое деление Урала. Великое переселение народов и Урал. Автохтонное, смешанное население и поздние переселенцы на Урале.

Тема 2. Русская колонизация.

Появление русских на Урале. Восточно-славянская колонизация в I тыс. н.э., походы новгородцев и их первые встречи с народами Урала. Борьба Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества за политическое преобладание на  Урале. Иван III и военные походы на Урале. Восточная политика Ивана Грозного. Строгановы на Урале. Сибирская экспедиция Ермака.

Тема 3. Урал в XVIII веке.

«Петровская индустриализация»: создание уральской горнозаводской промышленности.

Уральские заводовладельцы. Приписные крестьяне, мастеровые, работные люди. Оренбургская экспедиция 1734 -1744 гг. Движение старообрядцев. Православная церковь на Урале.

Тема 4. Казачество на Урале.

Формирование яицкого казачества. Оренбургское казачество. Недовольство яицких казаков. Крестьянская война 1773-1775 гг., участие в ней яицкого казачества.

Тема 5. Урал в XIX - начале XX века.

Уральцы в годы Отечественной войны 1812 г. Развитие Уральского металлургического района. Отмена крепостного права на Урале.

Тема 6. Урал в годы революций и гражданской войны.

Первая российская революция на Урале. Уральцы на фронтах Первой мировой войны. Февральская революция на Урале. Установление советской власти в городах Урала. Гражданская война и ее принятие уральцами. Царская семья на Урале и ее гибель.

Тема 7. Урал в 20 - 30-е годы.

НЭП и восстановление Урала после гражданской войны. Индустриализация Урала. Магнитка. Челябинский тракторный завод. Коллективизация на Урале.

Тема 8. Урал в годы Великой Отечественной войны.

Уральцы на фронтах Великой Отечественной войны. Урал – фронту.

Раздел IV. История нашего города

Тема 1. Открытие золотых и рудных месторождений.

Тема 2. Строительство завода и города.

Выбор места строительства. Первые строители.

Тема 3. Современный Карабаш

План современного Карабаша. Достопримечательные места и памятники Карабаша. Современные улицы и их названия.

Раздел V. Формы историко-краеведческой работы

Тема 1. Краеведческие материалы в процессе обучения.

Тема 2. Внеурочная краеведческая работа.

Тема 3. Экспедиционная работа.

Тема 4. Экскурсии и походы.

Тема 5. Историко-краеведческий музей.

Методическое обеспечение программы

При реализации программы используются различные методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный;

- побуждающе-репродуктивный;

- проблемное изложение материала;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- аналитический;

- педагогические игры.

Дидактические материалы

-археологические коллекции, фотоматериалы, видеофильмы, диапозитивы, библиотека исторической и археологической литературы, экспозиция музея.

Формы работы

Работа НОУ подразумевает разнообразные формы деятельности: лекции и семинары; практические и самостоятельные задания; музейная, камеральная и полевая практика; экспедиции; экскурсии;  походы; тематические встречи; археологические лабораторные занятия; теоретическое изучение и обсуждение научных проблем.

В соответствии с целями краеведческого НОУ мероприятия можно условно разделить на три группы:

  • мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации (экскурсии, проводимые экскурсионными бюро, туристическими фирмами, встречи с представителями городской администрации, молодежных организаций, бюро трудоустройства и т.д.);
  • мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую в школе (праздники-инсценировки, игры, «живые» газеты, выставки - вернисажи творческих работ);
  • мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в работе клуба (защита рефератов, олимпиады, конкурсы, а также те, которые позволяют на деле выразить свое отношение к родным деревне, городу, краю: акции по благоустройству, охрана окружающей среды, восстановительные работы, поисковые экспедиции, исследования состояния окружающей среды, социологические опросы, пропаганда краеведческих знаний, лекции, экскурсии, публикации в газете).

Выступление учащихся на конференциях различного уровня – от муниципального до федерального. Летняя полевая практика.

Основными формами отчёта в течение двух лет занятий являются рефераты по прочитанной литературе на институциональном уровне, сообщения и доклады на ежегодных муниципальных конференциях НОУ, региональных археологических школьных конференциях. Составной частью отчёта может быть полевая документация участника археологической экспедиции, заполнение научных паспортов и учётных карточек на отдельные археологические памятники Карабаша. Знакомство учащихся с краеведческой литературой, материалами по истории Древнего мира, России и родного края позволяет закрепить знания, полученные из школьного курса, глубже узнать историю формирования своего народа, развития его духовной и материальной культуры. Обращение к памятникам древнейшей истории даёт возможность активно прививать учащимся любовь к родной стране и краю, воспитывать чувство национальной гордости и чувство интернационализма. Важным моментом программы является выработка у учащихся четких понятий об исторических закономерностях, подкрепленных конкретным краеведческим материалом.

На занятиях и в практической полевой практике учащимся прививаются знания по охране природы, охране памятников истории и культуры на конкретных примерах. Важную роль в работе археологического кружка имеет профессиональная ориентация учащихся, прежде всего в  выборе профессии историка. Современная археология занимает место на стыке гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Археологические исследования не обходятся без привлечения физики, математики, химии, биологии, географии.

Необходимой частью археологического кружка является участие в работе экспедиций. Здесь учащиеся знакомятся с различными типами археологических памятников, получают знания по топографии, геологии, исторической географии, этнографии, экологии, биологии, астрономии. Экспедиционная жизнь требует туристических навыков, физической закалки. Работа на раскопе, организация хозяйственной жизни полевого лагеря позволяют сплотить коллектив, привить учащимся знания и опыт, необходимые в повседневной жизни и будущей практической деятельности. Необходимым этапом практической деятельности кружка является обработка полевых материалов: изготовление чертежей, рисунков, фотодокументов, реставрация керамики, консервация  изделий из кости и металла.

Контроль результатов обучения и ожидаемый результат

В ходе реализации программы клуба учащиеся 1 года занятий должны усвоить материал по ранней истории Урала, археологии, понять закономерности развития человечества на различных этапах истории; получить навыки работы с литературой; научиться писать сообщения и доклады по выбранной теме исследования; участвовать в конференциях НОУ разных уровней; получить навыки камеральной работы.

В ходе реализации программы 2 года занятий учащиеся получают углубленные знания по различным археологическим периодам; истории Урала; овладевают методами реставрации и консервации древних предметов; развивают логическое мышление, интеллектуальные и творческие способности; получают навыки самостоятельной научно-исследовательской работы; выходят на самостоятельный уровень научно-исследовательской деятельности; овладевают умениями и навыками полевых методов исследовательской работы; принимают участие в конференциях всех уровней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Литературное краеведене. Сказочный мир Лапландии""

Программа способствует воспитанию чувства патриотизма, учитывает региональный компонент. Основу составляет творческая деятельность обучающихся....

Программа курса "География с основами краеведения"

Программа позволяет:-      формировать у учащихся представление о качественном своеобразии своей местности, его природной, историко-культурной, хозяйственной целостности, подч...

ПРОГРАММА дополнительного образования детей по краеведению «История нашего города»

«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия» Ф. Гансберг...

Программа элективного курса по литературному краеведению «О, Еравна, размах твоих крыльев широк…» (10 класс)

Предлагаемый элективный курс «О, Еравна, размах твоих крыльев широк…» включает в себя материалы, не содержащиеся в программе национально-регионального компонента в базовых программах, тем самым расшир...

Электронное учебное пособие к программе элективного курса по литературному краеведению для учащихся 10 класса «О, Еравна, размах твоих широк…»

Важным инструментом организации литературного краеведческого исследования является разработанное учителем  электронное учебное пособие. Новизна и уникальность антологии у...

Программа патриотического воспитания учащихся кружка «Краеведение»

Цель  программы – на примерах героического прошлого народа, приобщить школьников к традициям и культуре Малой Родины, развить у учащихся лучшие качества патриотов России.   Программа ...

Итоговая конкурсная программа учебных групп отдела «Историческое краеведение» «Край Богородский – Отчизны частица», посвященная 230-летию родного города.

• Дорогие друзья: юные краеведы и уважаемые педагоги! Сегодня мы собрались на СЮТур для подведения итогов работы ваших учебных групп по подготовке к 230-летнему юбилею родного города. Нашу ...