ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО- КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Наследие»
рабочая программа по краеведению
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО- КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Наследие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_nasledie.doc | 419 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета МБОУ Титовская СОШ от 23 мая 2023 года Протокол от «23» мая 2023г. № 10 _____ | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ Титовская СОШ ______________Н.А. Жамойдик Приказ от «23» мая 2023г. № 41 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО- КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Наследие»
Уровень программы: ознакомительный
Вид программы: модифицированная
Возрастная категория: от 11 до 13лет
Срок реализации программы: 1 год (37 ч)
Состав группы: до 20 человек
Форма обучения: очная
Программа реализуется на бюджетной основе Разработчик:
педагог дополнительного образования
Осинцова Галина Ивановна
х. Титов, 2023г
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ | ||
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 | |
Направленность и вид программы | 3 | |
Новизна, актуальность и целесообразность программы | 3 | |
Отличительные особенности программы | 4 | |
Адресат программы | 4 | |
Уровень программы, объем и сроки реализации | 4 | |
Форма обучения | 5 | |
Особенности организации образовательного процесса | 5 | |
Режим занятий | 5 | |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | 5 | |
Цель программы | 5 | |
Основные задачи программы | 5 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 5 | |
Учебный план | 5 | |
Содержание учебного плана | 8 | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 9 | |
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | ||
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК | 12 | |
Формы подведения итогов и оценочные материалы | 15 | |
Оценочные материалы | 15 | |
Методическое обеспечение программы. | 16 | |
Условия реализации программы | 17 | |
Кадровое обеспечение | 17 | |
Материально-техническое обеспечение | 17 | |
Информационное обеспечение | ||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 17 | |
Нормативно-правовые документы | 17 | |
Информационные источники для педагога | 18 | |
Информационные источники для детей и родителей | 19 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 20-41 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. В процессе краеведческой работы учащиеся активно и самостоятельно приобретают новые знания и навыки, подготавливают себя к будущей жизни.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ и замечательных людей настоящего и прошлого.
Уважение к культурному наследию своего народа – это одна из форм проявления внутренней культуры человека. Сегодня мы пришли к необходимости признания того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовно-национальные начала, берущих свои истоки в глубине веков и составляющих основы национального самосознания.
Чтобы сохранить в памяти потомков все, что приобретено и создано предками, а также для знакомства с историей, культурой родного края в Титовской школе имеется краеведческий музей.
Работа кружка тесно связана с работой музея. Учащиеся изучают историю и культуру родного края, пополняют школьный музей новым краеведческим материалом, пробуют себя в роли исследователей и экскурсоводов.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы – туристско-краеведческая, способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей.
Программа «Наследие» направлена на организацию деятельности учащихся по изучению родного края.
Новизна образовательной программы
Данная программа предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия).
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков.
Активное участие детей в краеведческой работе приучает их самостоятельно делать выводы и принимать решения, сплачивает учащихся в дружный коллектив, помогает укреплению дисциплины.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Педагогическая целесообразность программы
Цель образования – всестороннее, многоаспектное развитие личности школьника. Задача педагога состоит в том, чтобы открыть детям многообразие способов усвоения культурных ценностей, сформировать компоненты исследовательской культуры школьника во внеучебной, научно-образовательной, поисково-творческой деятельности.
Организация дополнительной развивающей среды (краеведение), сочетающая игровую форму, продуктивные виды деятельности, неформальную обстановку, помогает детям освоить региональное историко- культурное наследие, найти возможность раскрыться и обрести новый статус в коллективе, адаптироваться к обучению в школе. Краеведение помогает решать многие образовательные задачи в зоне ближайшего развития обучающихся. Существенная его особенность в том, что в нем заложена содержательная основа для межпредметных связей всех дисциплин школы. Системный подход по интеграции учебного процесса и краеведческой работы - один из путей гуманизации образования. Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня, как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Отличительные особенности данной программы от других программ в том, что
- занятия тесно связаны с работой школьного краеведческого музея;
- она направлена на развитие самооценки, мышления (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому), речи, памяти; на формирование навыков общественного поведения, публичного выступления.
Адресат программы. Обучение по данной программе будет актуальным для физически активных детей, проявляющих интерес к изучению окружающего мира, истории и культуры родного края. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 11 - 13 лет. Ребята способны воспринимать и выполнять предлагаемые задания.
Уровень программы, объём и сроки реализации
Программа курса рассчитана на 1 год обучения: на 35 часов учебного времени и 2 часа в каникулярное время. Итого: 37 часов.
Кол-во часов в неделю | Количество недель | По программе | Праздничные дни | Итого |
1 | 37 | 37 | 3 | 34 |
Формы обучения: очная, может быть реализована в дистанционном формате с применением дистанционных технологий.
Формы работы
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание презентаций;
• посещение школьных музеев;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с родственниками ветеранов войны и тружениками тыла
Формы и методы проведения занятий:
- Лекция.
- Беседа.
- Экскурсия.
- Сообщения.
- Беседы – встречи с интересными людьми
- Конкурсы.
- Литературно-исторические задания, кроссворды, викторины.
- Презентации.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, проблемный,
частично-поисковый,
исследовательский.
Педагогические приемы:
- сотрудничество, позволяющее педагогу и обучающемуся быть партнерами в увлекательном процессе образования.
Виды учебной деятельности учащихся:
- простейшие наблюдения и исследование окружающего мира, способов их обработки; анализ работ, их свойств, принципов и приемов создания;
- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
- простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление процесса и результата работы)
Особенности организации образовательного процесса
Формы организации обучения детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
Режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 45 минут, осенние и весенние каникулы включительно.
Цель и задачи программы
Цель программы
Приобщение учащихся к истории Малой Родины. Создание условий для творческой самореализации личности в краеведческой деятельности, посредством изучения истории родного края.
Основные задачи программы
Образовательные:
-вовлечение учащихся в поисково- исследовательскую деятельность;
-раскрывать индивидуальные способности обучающихся;
-формировать туристско- краеведческие знания, умения, навыки.
Воспитательные:
- формировать воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию. ;
- воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность, уважение);
-воспитывать у учащихся музейную культуру;
- воспитывать уважение к труду, волевые качества.
Развивающие:
- развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала;
- развитие навыков работы с историческими источниками, анализа и сопоставления источников информации;
- развитие навыков оформления исследовательских и творческих работ; оформления экспозиций школьного музея;
- развитие любознательности, памяти, эстетических чувств.
- совершенствование психических процессов: воображение, память, мышление, речь и т.д.
-развивать кругозор и мировоззрение учащихся.
Социально – педагогические:
- формирование общественной активности, реализация в социуме (приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, толерантности, публичному выступлению);
- развивать способность к профессиональному самоопределению;
- оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды.
-популяризировать работу школьного краеведческого уголка.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации, диагностики, контроля | ||||
всего | теория | практика | индивидуальные занятия и консультации | |||||
1 | Раздел 1 «Введение» 1ч | |||||||
Вводное занятие. Значение истории родного края. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | презентация инструктаж | памятка-расписка | ||||
2 | Раздел 2 «Школьный музей» 15ч | |||||||
Школьный музей. Фонды музея и их значение . Основные понятия и термины музееведения. | 2 | 1 | 1 | презентация | опрос | |||
Исторические источники и их роль в изучении истории. | 2 | 1 | 1 | презентация | опрос | |||
Изучение документации музея. Паспорт экспоната. | 2 | 1 | 1 | Экскурсия в школьный музей Сообщение | составление паспорта экспоната | |||
Изучение экспозиций школьного музея. Экспозиция и ее виды. Правила оформления текстов для экспозиции музея | 2 | 1 | 1 | Экскурсия в школьный музей Сообщение | составление текста к экспозиции | |||
Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов. | 2 | 1 | 1 | Экскурсия в школьную и сельскую библиотеки. Сообщение | Опрос, работа с документами музея | |||
Работа музея | 1 | 1 | Экскурсия в школьный музей Сообщение | оформление выставки в школьном музее | ||||
Работа экскурсовода | 2 | 1 | 1 | Видеоурок | Составление текста экскурсии | |||
Как вести занятия по экспозициям школьного музея | 2 | 2 | Деловая игра | экскурсия для младших классов | ||||
3 | Раздел 3 «Изучение истории родного края» 19ч | |||||||
Изучение истории родного края. Изучение истории известных людей, проживавших и проживающих на территории хутора | 5 | 1 | 4 | Экскурсии встречи | создание кроссвордовпрезентаций, альбомов, фотоальбо-мов | |||
Записи историко-краеведческих наблюдений. | 2 | 2 | круглый стол | Записи историко-краеведчес- ких наблюдений. | ||||
Создание историко-краеведческих проектов по истории Родного края. | 4 | 1 | 3 | круглый стол | создание презентаций, газет, плакатов, альбомов, фотоальбо-мов и т.п. | |||
Историческое краеведение | 2 | 1 | 1 | беседа | опрос, выставка | |||
История Родного края | 2 | 1 | 1 | презентация викторина | конкурс рисунков, сочинений, | |||
Родной край сегодня, перспективы развития | 1 | 0,5 | 0,5 | экскурсия по хутору встречи | Сообщения кроссворд | |||
Записи историко-краеведческих наблюдений | 1 | 1 | круглый стол | Записи историко-краеведчес-ких наблюдений | ||||
Изучение истории школы | 2 | 1 | 1 | презентация экскурсия в школьный музей | создание презентаций, альбомов, фотоальбо-мов | |||
Итоговое занятие | 2 | 2 | Семинар | выставка работ | ||||
Итого часов | 37 |
Содержание учебного плана
Введение -1 ч
Вводное занятие. Значение истории родного края.
Инструктаж по ТБ.
Теория. Введение в краеведения. Задачи и содержание, значение деятельности по Истории Родного края. Особенности работы историков-краеведов. Инструктаж по ТБ. Правила техники безопасности при работе в классе, школьном музее.
Школьный музей – 15 ч
Фонды музея и их значение(2 часа)
Теория. Школьный музей. Фонды музея и их значение. Основные понятия и термины музееведения.
Практика. Школьный музей. Фонды музея и их значение.
Исторические источники и их роль в изучении истории. (2 часа)
Теория. Исторические источники. Письменные источники. Устные источники. Вещественные источники. Археологические источники. Письменные источники.
Практика. Практическая работа с источниками.
Паспорт экспоната (2 часа)
Теория. Изучение документации музея. Музейный предмет (экспонат), коллекция, экспозиция. Группы и типы музейных предметов. Понятие «ценность музейного предмета». Уникальные и типовые музейные предметы. Виды и профили музеев: исторический, военно-исторический, художественный, литературный, этнографический, мемориальный, краеведческий, естественно-научный и др.
Практика. Паспорт экспоната.
Правила оформления текстов для экспозиции музея (2 часа)
Теория. Изучение экспозиций школьного музея. Экспозиция и ее виды. Правила оформления текстов для экспозиции музея.
Практика. Составление тематико-экспозиционного плана.
Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках(2 часа)
Теория. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.
Копирование документов.
Правила хранения и использования документов.
Практика. Знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.
Работа музея (1 час)
Теория. Понятие музея. История возникновения музеев. Первые учреждения музейного типа. Классификация музеев. Музей: здание – экспозиция – люди. Структура музея. Музейное пространство. «Виртуальный музей». Роль музеев в сохранении и освоении культурного наследия. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.
Работа экскурсовода(2 часа)
Теория. Работа экскурсовода. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).
Практика. Работа экскурсовода. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).
Как вести занятия по экспозициям школьного музея (2 часа)
Практика. Составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея. Экскурсия в школьный музей учащихся 1-4 классов.
Изучение истории родного края – 18 ч
История в лицах (изучение истории известных людей, проживавших и проживающих на территории хутора) (5 часов)
Теория. Изучение истории родного края. Изучение истории известных людей, проживавших и проживающих на территории хутора
Практика. Экскурсии по территории хутора, встреча с интересными людьми хутора, ветеранами труда, родственниками ветеранов ВОв.
Записи историко-краеведческих наблюдений (2 часа)
Практика. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность.
Создание историко-краеведческих проектов по истории Родного края (4 часа)
Теория. Создание историко-краеведческих проектов по истории Родного края.
Практика. Работа над проектами.
Историческое краеведение (2 часа)
Теория. Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.
Практика. Фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.
История Родного края(2 часа)
Теория. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны.
Наши земляки – ветераны ВОв.
Практика. Встречи с родственниками ветеранов ВОв, проживающих на территории хутора.
Родной край сегодня, перспективы развития (1 час)
Теория. Происхождение названий улиц хутора.
Практика. Экскурсии по хутору фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.
Записи историко-краеведческих наблюдений (1 час)
Практика. Порядок ведения дневника исторических событий.
Изучение истории школы (2 часа)
Теория. Основные события в жизни школы. Школьные традиции. Выпускники нашей школы. Учителя – ветераны ВО войны. Учителя ветераны педагогического труда.
Практика. Создание презентации. Оформление альбома.
Итоговое занятие (2 час) Выставка индивидуальных и групповых работ.
Планируемые результаты
Освоение программы направлено на достижение комплекса результатов. Способы и методики определения результативности работы по программе весьма разнообразны. Результаты учитываются, прежде всего, применительно к каждому обучающемуся и отслеживаются по трем компонентам: личностному, метапредметному и предметному, что по- зволяет определить динамическую картину развития ребенка.
Обучающийся научится:
#1042;идеть проблемы;
#1057;тавить вопросы;
#1042;ыдвигать гипотезы;
#1044;авать определение понятиям;
#1050;лассифицировать;
#1053;аблюдать;
#1055;роводить эксперименты;
#1044;елать умозаключения и выводы;
#1057;труктурировать материал;
#1043;отовить тексты собственных докладов;
#1054;бъяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Обучающийся получит возможность научиться:
#1056;ефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
#1062;елеполагать (ставить и удерживать цели);
#1055;ланировать (составлять план своей деятельности);
#1052;оделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
#1055;роявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
#1042;ступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Обучающийся должны уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию о родном крае;
-работать в семейных архивах;
- работать с историческими документами;
- самостоятельно или в группе собирать краеведческий материал для творческой работы;
- оформлять материалы, создавать экспозиции;
-проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка;
-посещать музеи и другие культурные учреждения города. Будут сформированы обще учебные умения и личностные качества:
- развитая зрительная, слуховая и моторная память;
- устойчивость внимания, наблюдательность;
- любознательность;
- умение работать в группе;
- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
- умение слушать и слышать друг друга;
- дружелюбие
Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностные результаты:
- сформировать у детей мотивацию к обучению.
-развить познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развить критическое и творческое мышление.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные:
- умение учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные:
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Способы определения результативности:
Используются разные виды контроля:
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
промежуточный – оформительская работа, творческие конкурсы, выставки;
итоговый – открытые мероприятия, акции, участие в экскурсиях, выставках.
РАЗДЕЛ 2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
Раздел 1 «Вводный» - 1 час | |||||||||
1 | сентябрь | 1 |
| Введение | 1 | Вводное занятие. Значение истории родного края. Инструктаж по ТБ. Правила поведения в музейной комнате. | Кабинет матем. школьный музей | Анкетирование памятка-расписка | |
Раздел 2 «Школьный музей» | |||||||||
2 | сентябрь | 8 | Лекция | 1 | Школьный музей. Работа с фондом. Фонды и их значение. Основные понятия и термины музееведения. | Кабинет матем. школьный музей | Фронтальный опрос | ||
3 | сентябрь | 15 | Практическая работа | 1 | Школьный музей. Работа с фондом. Фонды и их значение. Основные понятия и термины музееведения. | Кабинет матем. школьный музей | Фронтальный опрос | ||
4 | сентябрь | 22 | Лекция | 1 | Исторические источники и их роль в изучении истории. Виды источников. Исторические источники. Письменные источники. Устные источники. Вещественные источники. Археологические источники. | Кабинет матем. | Фронтальный опрос | ||
5 | сентябрь | 29 | Практическая работа | 1 | Исторические источники и их роль в изучении истории. Виды источников. Исторические источники. Письменные источники. Устные источники. Вещественные источники. Археологические источники. | Кабинет матем. школьный музей | Опрос по презентации | ||
6 | октябрь | 6 | Практическая работа | 1 | Изучение документации музея. Паспорт экспоната. Работа с документацией. | Кабинет матем. школьный музей | составление паспорта экспоната | ||
7 | октябрь | 13 | Практическая работа | 1 | Изучение документации музея. Паспорт экспоната. Работа с документацией. | Кабинет матем. школьный музей | составление паспорта экспоната | ||
8 | октябрь | 20 | Лекция | 1 | Изучение экспозиций школьного музея. Экспозиция и ее виды. Правила оформления текстов для экспозиции музея | Кабинет матем. школьный музей | составление плана экспозиции | ||
9 | октябрь | 27 | Практическая работа | 1 | Изучение экспозиций школьного музея. Экспозиция и ее виды. Правила оформления текстов для экспозиции музея | Кабинет матем. школьный музей | составление текста к экспозиции | ||
10 | ноябрь | 3 | Экскурсия по хутору, встречи | 1 | Изучение истории родного края. История в лицах (изучение истории известных людей, проживавших и проживающих на территории ).Известные люди нашего края, района, хутора. | На природе | Фронтальный опрос, беседа | ||
11 12 13 14 | ноябрь декабрь | 10 17 24 1 | Практическая работа | 4 | Изучение истории родного края. История в лицах (изучение истории известных людей, проживавших и проживающих на территории ).Известные люди нашего края, района, хутора. | Кабинет матем. школьный музей | создание кроссвордов презентаций, альбомов, фотоальбомов | ||
15 16 | декабрь | 8 15 | Практическая работа | 2 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | Кабинет матем. школьный музей | Записи наблюдений | ||
17 | декабрь | 22 | Экскурсия в школьную и сельскую библиотеки. | 1 | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. | библиотека школьная или сельская | Фронтальный опрос | ||
18 | январь | 12 | Практическая работа | 1 | Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. | школьный музей | Работа с документами. | ||
19 | январь | 19 | Лекция | 1 | Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. | Кабинет матем. | Фронтальный опрос | ||
20 | январь | 26 | Практическая работа | 1 | Выставочная деятельность музея. Классификация выставок | школьный музей | оформление выставки в школьном музее | ||
21 | февраль | 2 | Лекция | 1 | Создание историко-краеведческих проектов | Кабинет матем. | |||
22 23 24 | февраль март | 9 16 1 | Практическая работа | 3 | Создание историко-краеведческих проектов - История Родного края - Моя семья и родной край - Военная слава земляков - Наше природное наследие - Наша школа и её история | Кабинет матем. школьный музей | создание презентаций, газет, плакатов, альбомов, фотоальбомов и т.п. | ||
25 26 | март март | 15 22 | Лекция Практическая работа | 1 1 | Культурно- образовательная деятельность музея. Работа экскурсовода. Культурно- образовательная деятельность музея. Работа экскурсовода. | Кабинет матем. Кабинет матем. школьный музей | Составление текста экскурсии | ||
27 | март | 29 | Лекция | 1 | Как вести занятия по экспозициям школьного краеведческого уголка. | Кабинет матем. | Фронтальный опрос | ||
28 | апрель | 5 | Практическая работа | 1 | Как вести занятия по экспозициям школьного краеведческого уголка. | школьный музей | Проведение учебной экскурсии в шк. музее с младшими классами | ||
29 | апрель | 12 | Лекция | 1 | Историческое краеведение. | Кабинет матем. | Фронтальный опрос | ||
30 | апрель | 19 | Практическая работа | 1 | Историческое краеведение. | школьный музей | выставка | ||
31 | апрель | 26 | Практическая работа | 1 | История Родного края. | школьный музей | Сообщения, кроссворд | ||
32 | май | 3 | экскурсия по хутору встречи | 1 | Родной край сегодня, перспективы развития. | на природе | Наблюдение беседа | ||
33 | май | 17 | Практическая работа | 1 | Записи историко-краеведческих наблюдений. | школьный музей | Записи наблюдений. | ||
34 | май | 24 | Практическая работа | 1 | Изучение истории школы. | Кабинет матем. школьный музей | создание презентаций, альбомов, фотоальбом | ||
35 |
| 1 | Изучение истории школы. | школьный музей | |||||
36 37 | Семинар | 2 | Итоговое занятие | Кабинет матем. | выставка работ проведение учебной экскурсии |
Формы подведения итогов и оценочные материалы
- газета, стенды;
- экспозиции в музее,
- выставки;
- участие в конкурсах, викторинах;
- презентации;
- плакат;
- фотоальбом.
Оценочные материалы
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной программы «Наследие» применяются входящий, текущий, промежуточный и итоговый виды контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний учащихся, определить формы и методы работы с учащимися. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Текущая диагностика осуществляется после изучения отдельных тем, раздела программы. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения практических работ, поиску и отбору необходимого материала, умению работать с различными источниками информации. Анализируются положительные и отрицательные стороны работы, корректируются недостатки. Контроль знаний осуществляется с помощью заданий педагога (тесты, кроссворды, викторины); взаимоконтроль, самоконтроль и др. Они активизируют, стимулируют работу учащихся, позволяют более полно проявлять полученные знания, умения, навыки.
Методическое обеспечение программы
Экскурсии в школьный музей или музеи соседних школ, др.музеи (по возможности), в природу, на предприятия района(по возможности), а так же по культурным местам родного края;
-знакомство с историей и культурой родного края;
-работа с документами, в том числе архивными;
-оформление папок и альбомов для музея;
-подготовка исследовательских и творческих работ;
-подготовка и проведение экскурсий в школьном музее;
-проведение школьных учебных и внеурочных мероприятий, конкурсов, выставок.
Программа подразумевает проведение занятий как полностью с группой, а так же работу по подгруппам, парную и индивидуальную. Это зависит от уровня заданий и заинтересованности детей в выполнении тех или иных видов работы, проектной и исследовательской деятельности.
Основная форма работы с обучающимися – групповые занятия, на которых обучающиеся получают теоретические знания и практические навыки. В процессе обучения используются различные методы подачи информации. Выбор метода зависит от содержания занятий, уровня подготовки и опыта обучающихся.
Объяснение характеризуется лаконичностью и чѐткостью изложения материала.
Рассказ применяется педагогом в основном для сообщения новых знаний, должен быть ярким и образным для большей доступности восприятию ребѐнка.
Беседа имеет целью приобретение новых знаний и закрепление их путѐм устного обмена мнения педагога и учащихся. Беседа способствует активизации мышления учащихся, обсуждению учебного материала, установлению связей между теорией и практикой.
Занятие-показ имеет целью наглядно показать то, о чем идет речь на занятии.
Семинар – проведение итогового занятия. Выступления детей с сообщениями, докладами, презентациями по различным направлениям.
Творческие занятия предполагают сподвигнуть обучающихся к выступлению с сообщением, докладом, подготовке презентаций, участию в конкурсах и викторинах.
Занятие-просмотр, предполагает ознакомление с фото/видео-материалами, поиск и сбор информации о различных музейных экспонатах.
Практическая.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия (схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей. Часть занятий нужно проводить, используя презентации, карту Ростовской области, рисунки, фотографии, схемы - конспекты.
Формы работы:
Формы занятий
- групповые и индивидуальные занятия
Основными формами проведения занятий являются:
-Лекции,
-Демонстрация фото и видеоматериалов,
-Показ презентаций,
-беседы,
- экскурсии в музеи,
Практические занятия :
-конкурсы, викторины,
- семинар,
-круглый стол.
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Реализация программы «Наследие» обеспечивается педагогическим работником, имеющим высшее образование. Данную программу реализует педагог МБОУ Титовская СОШ, составитель программы
Материально-техническое обеспечение программы
- экспонаты
- презентации
- карточки - образцы
- учебные и методические пособия
Помещение:
- музей и учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и обучающихся, классная доска, проектор, компьютер (зависит от формы занятий)
#1057;писок литературы
Нормативно-правовые документы
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования ).
- Федеральный закон Российской Федерации от г. №
273-ФЗ (ред. от ); «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с , далее – ФЗ №273);
- Федеральный закон РФ от № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от г).
- Распоряжение Правительства РФ от г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
- Распоряжение Правительства РФ от г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» утвержденный 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. от ).
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 г.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 2022 г. № 629 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Приказ Министерства просвещения РФ от г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от года № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
- Приказ Министерства просвещения РФ от № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от г).
- Письмо Министерства просвещения РФ от № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательным программы в субъектах РФ.
- Письмо Министерства просвещения РФ от г. № ТС- 1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ»
Приказ министерства культуры РФ от г. № 754
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от №28 «Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (разд. 6 Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления дететй и молодежи»).
- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование детей», утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от г. № 11;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации (от 3 апреля 2012 г. № Пр-827).
- Указ Президента Российской Федерации « Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства» (№ 240 от 29 мая 2017 года).
Региональные нормативные документы
- Постановление Правительства Ростовской области от № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от г. № 225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в Ростовской области».
- Устав школы МБОУ Титовская СОШ
Информационные источники для педагога
- Работа со школьниками в краеведческом музее. /Под ред. Ланковой Н.М. - М.: ГИЦ Владос, 2001.
- Книга. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
- Книга Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год.
- Книга. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М. 1982 год.
- Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001 год.
- Вансалова Е. Музейная педагогика// Воспитание школьников. #8470;5 С 4-6.
Информационные источники для обучающихсяи родителей
- Пантелеева Л.В. Музей и дети.-М: Изд. Дом «Карапуз», с.
- Сто великих музеев мира / авт.-сост. И.А. Ионина.-М:-Вече, с.
- Энциклопедия Ростовской области (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Ростов –на Дону, Приволжское кн. изд-во, 2002, 688 с.
- Мамин Г. Памятники и памятные места Ростовская область,Ростов-на Дону 1979год
- Великовская Г.В. Мы моделируем музей.// Культурно-образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педегогика» кафедры музейного дела)/ Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. М., 1997. С 89-96.
- Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания.// Краеведческие записки. Выпуск 3 Барнаул, 1999. С 199-203.
- Скрипкина Л.И. Информативность экспозиций историко-краеведческого музея в свете современных теорий научного познания.// Музей в современном мире: традиционализм и новаторство./ Труды ГИМ. Вып.104- М., 1999. С 100-123.
- Степанищева Н.П. К вопросу о методике подготовке музейной экскурсии.// Краеведческие записки. Вып. Барнаул, #1057; 204 – 215.
- Столяров Б. Музейная педагогика: история и современность.// Народное образование. 2001. №5.
- Ясман З.Д. музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа.// Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды
- Краеведение. Пособие для учителя. /Под ред. доктора исторических наук Даринского А.В.− М.: Просвещение, 1987.
- Интернет-ресурсы;
Интернет-ресурсы:
(Федеральный краеведческий портал)
(Википедия.Свободная энциклопедия).
(Природа России).
(сайт по краеведению России).
(сайт виртуальных экскурсий)
(Справочник культурно-исторических достопримечательностей России: музеи, архитектура, усадьбы, памятники).
(Информационный портал «Знакомство с Россией»).
(Электронная карта России).
(Биографическая энциклопедия)
Как составить родословную
Программа «Российские династии»
Основные правила геральдики
Сайт-проект «Фамильный герб»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист корректировки рабочей программы
по ___________________________ в _______ классе
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
Раздел, тема | Форма занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов |
#1042;ведение , инструктажи | |||||
#1064;кольный музей | Практика, лекции, беседы , работа с документами. | Объяснительно -иллюстративный, практические работы, экскурсии, работа с документами и экспонатами | объяснение, наблюдение, исследовательский, поисковый методы, проектирование, экспонаты музея, экспозиции, книги, социальнокультурные объекты. Основные и вспомогательные фонды. Документация | Компьютер, проектор, принтер, | Разработка и анализ поведённых по музею экскурсий, выставка новых экспонатов Собеседование |
#1048;зучение истории родного края | Беседы, лекции, практические работы, экскурсии, викторины, ролевые игры, заочные путешествия | наблюдение, наглядный, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, проектирование, картографический, фотографирование. | печатные, статистические, архивные источники, природные объекты, карты, книги, оборудование для практических работ, экспонаты музея, социальнокультурные объекты, таблицы, , учебно-наглядные пособия | Компьютер, проектор, принтер | |
Подведение итогов |
Дидактические материалы
Для реализации программы требуются следующие дидактические материалы:
- «Положение о школьном музее»
- Оформление документации школьного музея.
- История Ростовской области, Семикаракорского района, хутора Титова.
- История школы.
- Образцы, памятки заполнения карточки музейного экспоната.
- Краткий словарь музейных терминов.
Оценочный материал
Раздел 1. Школьный музей.
1. Школьный музей – это ____________________________________________
2. Основные документы школьного музея ______________________________ __________________________________________________________________
3. Основные направления работы школьного музея: __________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________
Ответы
Раздел 1. Школьный музей. (оценка теоретических знаний)
1. Школьный музей – это музейное учреждение, в котором ведется поисково-собирательная работа, экспонирование и пропаганда имеющихся коллекций.
2. Основные документы школьного музея :
∙ Свидетельство о регистрации школьного музея
∙ Положение о школьном музее
∙ Приказы о назначении руководителя и хранителя музейных фондов.
∙ План работы музея
3. Основные направления работы школьного музея:
– сбор материалов для школьного музея;
- создание основного и вспомогательного фондов музея;
- ведение учёта фондов;
- хранение фондов;
- проведение экспозиционной работы (создание выставок собранных материалов);
- организация и проведение учебной и внеклассной работы в школьном музее.
Раздел 2. Работа в музее(оценка практических умений)
Итогом работы 2 раздела является работа в проектной деятельности. Каждый участник кружка выбирает любой экспонат музея и составляет проект. Итогом работы над проектом становится тематическая экскурсия в музее, которую проводит сам учащийся, защищая свой проект.
Раздел 3. Изучение истории родного края( оценка практических умений)
Ф.И.____________________________________________________________________
№ | Ваши умения | Степень выраженности | ||
Умею (2 балла) | Слабо умею (1 балл) | Не умею (0 баллов) | ||
1 | Пользоваться справочной литературой | |||
2 | Выделять в информации существенное, главное | |||
3 | Собирать и обобщать полученную информацию | |||
4 | Выдвигать гипотезы | |||
5 | Теоретически объяснять различные явления и процессы | |||
6 | Оформлять результаты поиска | |||
7 | Аргументировано отвечать на поставленные вопросы | |||
8 | Сотрудничать с одноклассниками и своими сверстниками |
Всего баллов
Высокий уровень -14-16 балла
Средний уровень – 9-15 баллов
Низкий уровень – до 8 баллов
Раздел 4. Краеведение (оценка теоретических знаний)
Назовите источники краеведческих знаний и опишите их суть. Приведите примеры.
Край родной (оценка теоретических знаний)
1. Назовите первого председателя колхоза? Перечислите директоров совхоза?
2. Что после 18 века называли погостом?
3. В каком году в хуторе образовался колхоз, совхоз?
4. Первое название колхоза. Какие ещё названия вы знаете?
5. Были ли на хуторе маслобойни, мельницы? Что ещё имелось в колхозе, а потом и совхозе?
6. В каком году в хуторе образовалась комсомольская ячейка. Перечислите, кто в неё входил?
7. Сколько человек из хутора ушли на фронт? Сколько не вернулись или без вести пропали?
8. Какое событие во время ВОвойны произошло около нашего хутора?
9. Известно , что одним из первых учебных заведений в хуторе было церковно – приходская школа. Сколько лет приходилось обучаться в ней? #1050;огда была построена школа восьмилетка, школа, в которой сейчас обучаетесь?
#1050;то были директорами школы?
12. Назовите известных людей хутора?
#1050;акой известный человек приезжал в хутор с визитом, по приглашению директора совхоза, в каком году это было?
14. Какой народный промысел в нашем районе получил особое развитие?
#1050;акие предметы казачьего быта знаете?
Промежуточный тест «Символы России»
- Какие отличительные знаки нашей Родины вы знаете? (Флаг, герб и гимн)
- Что означает Российский флаг? (Единство страны)
- Сколько цветов в Российском флаге? (Три)
- Что означает белый цвет? (Мир и чистоту совести).
- Синий цвет? (Небо, верность и правду).
- Красный цвет? (Огонь и отвагу).
- Что изображено на гербе? (Двуглавый орёл).
- Что изображено на монетах? (Герб).
- Как называются монеты, на которых изображён всадник? (Копейка).
- Для чего нужен герб? (Чтобы отличить одно государство от другого, монеты своей страны от иностранных монет, для печатей и т.д.)
Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.
Низкий уровень – 0–13 баллов
Средний уровень – 14–17 баллов
Высокий уровень – 18–20 баллов
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Базовый уровень | Повышенный уровень | Творческий уровень |
Обучающимися в основном усвоены: - возраст города Ростова –на -Дону, происхождение его названия, историю символики; - природные особенности родного края; - название улиц в честь известных земляков; - правила поведения в общественных местах; - архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места; - имена и достижения знаменитых земляков; - промышленные предприятия города; - герои земляки в годы Великой Отечественной войны; -участники военных событий в Афганистане - средние учебные заведения города. - правила техники безопасности на занятиях по краеведению Обучающиеся неуверенно или с помощью педагога: - находят и используют дополнительную информацию о родном крае; - работают с историческими документами; - самостоятельно или в группе собирают краеведческий материал для творческой работы; - оформляют материалы, создают экспозиции; У обучающихся недостаточно развиты: -развитая зрительная, слуховая и моторная память; -устойчивость внимания, наблюдательность; - любознательность; - умение работать в группе; - умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; - умение слушать и слышать друг друга; - дружелюбие. | Обучающиеся в достаточной мере знают: - возраст города Ростова –на -Дону, происхождение его названия, историю символики; - природные особенности родного края; - название в честь известных земляков и их расположение; - правила поведения в общественных местах; - архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места; - имена и достижения знаменитых земляков; - промышленные предприятия города; - герои земляки в годы Великой Отечественной войны; -участники военных событий в Афганистане; - средние учебные заведения города. - правила техники безопасности на занятиях по краеведению Обучающиеся уверенно: - находят и используют дополнительную информацию о родном крае; - работают с историческими документами; - самостоятельно или в группе собирают краеведческий материал для творческой работы; - оформляют материалы, создают экспозиции; - ориентируются на местности. У обучающихся в достаточной мере развиты: - зрительная, слуховая и моторная память; - устойчивость внимания, - наблюдательность; - любознательность; - умение работать в группе; - умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; - дружелюбие. | Обучающиеся полностью представляют: - возраст города Ростова –на -Дону, происхождение его названия, историю символики; - природные особенности родного края; - название улиц в честь известных земляков и их расположение; - правила поведения в общественных местах; - архитектурные, скульптурные памятники города, природные заповедные места; - имена и достижения знаменитых земляков; - промышленные предприятия города; - герои земляки в годы Великой Отечественной войны; -участники военных событий в Афганистане; - средние учебные заведения города. - правила техники безопасности на занятиях по краеведению Обучающиеся свободно: - находят и используют дополнительную информацию о родном крае; - работают с историческими документами; - самостоятельно или в группе собирают краеведческий материал для творческой работы; - оформляют материалы, создают экспозиции; - ориентируются на местности. У обучающихся уверенно развиты: - зрительная, слуховая и моторная память; - устойчивость внимания, - наблюдательность; - любознательность; - умение работать в группе; - умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; - дружелюбие. |
Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной программы будет осуществляться по 4 направлениям. Каждое направление – это соответствующий блок личностных качеств.
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
#1054;рганизационно-волевые качества #1058;ерпение #1042;оля Самоконтроль | Способность переносить нагрузки в течение определенного времени Способность активно побуждать себя к практическим действиям Умение контролировать свои поступки | - терпения хватает меньше чем на половину занятия - терпения хватает больше чем на половину занятия - терпения хватает на все занятие - волевые усилия побуждаются извне - иногда самим ребенком - всегда самим ребенком - постоянно находится под воздействием контроля извне - периодически контролирует себя сам - постоянно контролирует себя сам | 1 2 3 1 2 3 1 2 3 | Наблюдение |
#1054;риентационные качества #1057;амооценка #1048;нтерес к занятиям | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | - завышенная - заниженная - нормальная (адекватная) - интерес к занятиям продиктован извне - интерес периодически поддерживается самим ребенком - интерес постоянно поддерживается самим ребенком | 1 2 3 1 2 3 | Тестирование Анкетирование |
#1055;оведенческие качества #1058;ип сотрудничест. Отношение к общим делам Т/О | Умение воспринимать общие дела как свои собственные | - избегает участия в общих делах - участвует при побуждении извне - инициативен в общих делах | 1 2 3 | Наблюдение |
#1058;ворческие способности | Креативность в выполнении творческих работ | - начальный уровень - репродуктивный уровень - творческий уровень | 1 2 3 | Анкетирование |
Критерии оценки личностного развития:
- 10 – 12 баллов – низкий уровень развития;
- 13 – 21 балл – средний уровень развития;
- 22 – 30 баллов – высокий уровень развития
Оценочные материалы для мониторинга личностного развития учащегося:
#1054;рганизационно-волевые качества:
- Терпение. Это качество хотя и дано ребенку от природы, поддается направленному формированию и изменению. При оценивании его уровня, наивысший балл – 3 ставится за то, что у ребенка хватает силы выполнять задания в течение всего занятия, без внешних побуждений.
- Воля. Данное качество также можно формировать с раннего возраста. Высшим баллом оценивается способность ребенка выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий, без побуждения извне со стороны педагога. Терпение и воля вырабатываются методом постоянного контроля ребенка за собственным поведением. Еще одним условием воспитания этих качеств является выработка у ребенка веры в свои силы, избавления от страха пере неудачей. Также большое значение имеет поощрение ребенка за самые незначительные успехи в проявлении терпения и воли.
- Самоконтроль. Показывает, способен ли ребенок подчиняться требованиям, достигать намеченных результатов. Формы самоконтроля могут быть самыми разными: за собственным вниманием, своей памятью, за собственными действиями и т.д.
Для диагностики вышеперечисленных личностных качеств детей используется метод наблюдения.
#1054;риентационные качества:
Для определения уровня самооценки используется методика «Лесенка» (В.Г. Щур):
Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек. Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй, чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя?
Обработка результатов:
1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);
8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
Для определения уровня интереса к занятиям используется методика «Устойчивость интересов».
Инструкция: В течение 3 минут напишите как можно больше слов. Как можно больше! Затем за 3 минуты напишите как можно больше слов, относящихся к занятию в вашем творческом объединении. Подсчет данных.
Подсчитайте процентное отношение слов, непосредственно связанных с предпочитаемой деятельности или областью знаний, к общему количеству всех написанных слов. Если полученный процент к предпочитаемому виду деятельности выше процента общего количества, значит, у ребенка высокий уровень устойчивости интереса к предмету деятельности.
3. Поведенческие качества.
Сотрудничество (способность ребенка принимать участие в общем деле). Совместная деятельность связана с распределением функций между участниками и предполагает умение ребенка: считаться с мнением других, в чем – то ограничивать себя, проявлять инициативу. В таблице выделены несколько уровней сотрудничества. Диагностироваться тип сотрудничества будет с помощью наблюдения.
#1058;ворческие способности
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Для исследования творческий способностей будет использоваться тест «Творческий потенциал», направленный на выявление творческого потенциала детей и умения находить нестандартное решение, методику определения уровня воображения.
Тест «Творческий потенциал»
Выберите один из вариантов ответов.
1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) часто думаете, что не сумеете;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное вас привлекает;
б) неизвестное вас не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;
в) да, но только если вам это нравится.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, вы хотите научиться только самому основному;
в) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;
б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;
в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
а) да;
б) нет, боитесь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не можете;
в) запоминаете только то, что вас интересует.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторите, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
а) остаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
б) вы более-менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать.
16. Когда вы одни:
а) любите мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;
б) вы можете делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:
а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;
б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;
в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:
за ответ «а» — 3 очка;
за ответ «б» — 1;
за ответ «в» — 2.
Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности;
вопросы 2, 3, 4, 5 — веру в себя; вопросы 9 и 15 — постоянство; вопрос 10 — амбициозность; вопросы 12 и 13 — «слуховую» память; вопрос 11 — зрительную память; вопрос 14 — ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 — способность абстрагироваться; вопрос 18 — степень сосредоточенности. Общая сумма набранных очков покажет уровень творческого потенциала.
49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.
Воображение — мысленное воспроизведение чего-либо или кого-либо, фантазия. Оно тесно связано с мышлением, так как образ и мысль всегда выступают в единстве. Воображение способствует предвосхищению будущего и как бы оживляет прошлое. Понятия «воображение» и «фантазия» являются синонимами.
Методика определения уровня воображения
Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.
1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
4. Инициативны ли вы на работе? (2, 1).
5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).
Итак, подсчитайте очки. 14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов. 9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его. 5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.
Алгоритм
ученического краеведческого исследования
- Фиксация интереса к какой-либо проблеме.
- Выбор темы, нахождение проблемы в общем виде.
- Работа с литературой, общение на интересующую тему с людьми, имеющими к ней отношение.
- Предварительная формулировка цели, задач, гипотезы, обозначение для себя предмета и объекта исследования.
- Примерное составление плана работы (который затем составит основу сформулированных в работе задач).
- Выбор методов (методик).
- Постоянное уточнение целей, задач, плана работы.
- Работа с литературой. Экспедиционная работа. Опрос старожилов. Работа в архивах, музеях. С периодическими изданиями.
- Описание процесса исследования.
- Обсуждение результатов исследования.
- Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
- Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и т.д.) и его защита.
Методика подготовки исследовательских работ обучающихся
по краеведению
Правила выбора темы
- Выбор темы – самое трудное, как всякий первый шаг.
- Брать тему, которая содержала бы элементы НОВИЗНЫ, ТВОРЧЕСТВА, тему ОРИГИНАЛЬНУЮ, которая бы позволила высказать СОБСТВЕННУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ.
- Желательно выйти за рамки известного. Тема должна принести реальную пользу (получение новых полезных знаний, умений, навыков, развитие интеллекта, реализация исследовательской потребности).
- Не брать ОБЩИЕ темы, давно и хорошо разработанные, которые лежат на поверхности.
- Желательно, чтобы избранная тема соответствовала ИНТЕРЕСУ автора и степени его подготовленности.
- Выбирая тему, желательно объективно представлять реальность выполнения намеченной работы, объем, сроки, доступность источников, хотя все это станет ясно в процессе работы.
Формулировка цели
Сравнить…
Определить…
Классифицировать…
Проанализировать…
Оценить…
Описать…
Обобщить…
Опознать…
Восстановить…
Составить список и т.д.
Формулировка задач
- После выделения цели необходимо указать на конкретные задачи, которые предстоит решать (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т.п.).
- Общая цель, в свою очередь, распадается на выполнение ряда исследовательских задач.
- Этапы исследования иногда выдают за задачи, но это неверно.
- Задачи вычленяются не по хронологическому принципу, а по структурному, как компоненты общей проблемы.
- Но это лишь пример, а реально в качестве задач может выступать анализ любых структурных составляющих и связи между ними.
Гипотеза
Выдвижение гипотезы – необходимый атрибут любого исследования.
Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
Нежелательно, чтобы гипотеза звучала как вопрос. Гипотеза – это предполагаемый ответ на вопрос.
Объект и предмет исследования
Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Методы исследования
Выбор методики работы зависит от цели и предмета исследования. Существующие методы научного познания применяются в ученическом исследовании:
МЕТОДЫ эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
МЕТОДЫ, используемые как на эмпирическом уровне, так и на теоретическом (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, и др.);
МЕТОДЫ теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Шаблон "Карточка-описание музейного экспоната"
Историко-краеведческий музей «Наследие» | ||
Акт пп № | Наименование | место для фото |
От | ||
Инв. № | ||
Место хранения | ||
Материал и техника | ||
Количество | Размер | |
Сохранность | ||
Когда поступил, откуда и адрес | ||
Описание: | ||
Примечания: | ||
Карточку составил | ||
Дата «______»_____________20___г. |
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЕЙНЫХ ТЕРМИНОВ
Акт приема и выдачи - юридический документ, удостоверяющий факт приобретения или выдачи музейных предметов и научно - вспомогательных материалов в постоянное или временное пользование. Форма и правила заполнения устанавливаются инструкцией по учету и хранению музейных ценностей.
Атрибуция - выявление всех присущих предмету признаков: название, устройство, материал, размеры, техника изготовления, авторство, хронология и география создания и бытования, а также связь музейного предмета с историческими событиями и лицами, с эстетической средой. В ходе атрибуции расшифровываются надписи, клейма, марки и другие знаки, нанесенные на предмет, определяется степень его сохранности и описываются повреждения.
Воспроизведение музейного предмета - «заменитель» подлинника, создаваемый с целью точной передачи его внешнего вида: копия, репродукция, слепок и пр.
Выставка - экспозиция, имеющая временный характер или регулярно сменяющийся состав экспонатов. Выставки могут быть музейными и внемузейными, стационарными и передвижными.
Выставка новых поступлений - сложившийся тип музейной выставки, которая отражает пополнение музейного собрания за определенный период, общие направления и характер работы по комплектованию фондов.
Диорама - экспозиционный комплекс, представляющий собой произведение экспозиционного искусства, построенное на совмещении живописного фонда (задника) с объемным передним планом.
Единица хранения - предмет или группа предметов (коллекция), внесенная в книгу поступлений (главную инвентарную книгу) под одним номером. 24
Клеймо - официальный унифицированный знак, нанесенный механическим способом на предмет, чаще всего в процессе производства. Позволяет определить место и время изготовления предмета (городские, фабричные клейма), принадлежность (клеймо мастера, автора или владельца), материал (клейма пробирных мастеров).
Книга инвентарная - юридический документ, фиксирующий результаты изучения музейного предмета на второй ступени учета в соответствии с действующей инструкцией по учету, хранению музейных ценностей.
Книги поступлений - юридические документы первичной регистрации музейных фондов. В музеях имеются: книга поступлений основного фонда (главная инвентарная книга), книга учета научно - вспомогательных материалов, книга временных поступлений.
Коллекция музейная - совокупность музейных предметов в составе фонда, представляющая научный интерес как единое целое. Предметы группируются в коллекции на основе одного или нескольких признаков - по типам источников, происхождению, содержанию и пр. Комплектование музейных фондов - одно из направлений музейной деятельности, которая состоит в выявлении предметов музейного значения для пополнения музейного собрания.
Консервация музейных предметов - обеспечение сохранности музейного предмета. Предполагает устранение причин разрушения, укрепление материала и ослабевшей структуры, снятие деформирующих и технически вредных налетов. Задачи к.м.п. включают определение норм освещенности предмета и температурно-влажностного режима его хранения и экспонирования.
Легенда предмета - пояснительная записка, составленная или владельцем предмета или сотрудником музея со слов владельца. Содержит сведения об истории предмета, среде его бытования, способах употребления, времени изготовления, прежней принадлежности, мемориальном значении. Легенда предмета используется при изучении предмета с условием обязательной проверки содержащихся в ней сведений.
Макет - объемное воспроизведение внешнего вида объекта, выполненное в определенном масштабе.
Марка фабричная - знак, обозначающий место производства предмета. В отличие от клейма часто наносится после его изготовления. Международный день музеев - профессиональный праздник работников музеев мира, который, по решению XII Генеральной ассамблеи Международного совета музеев (ИКОМ), отмечается с 1978 г. ежегодно 18 мая.
Музееведение - научная дисциплина, изучающая закономерности возникновения и развития музея как феномена и формы реализации его социальных функций в различных общественно-экономических условиях.
Музей - институт социальной памяти, обеспечивающий научное исследование, комплектование, учет, хранение и популяризацию предметных результатов человеческой деятельности и объектов природы. Музей призван удовлетворить интересы личности, связанные с изучением и освоением историко-культурного наследия. Музеи различаются по профилям, составу собрания, диапазону деятельности (центральные, республиканские, областные, районные и пр.), ведомственному подчинению.
Музейная педагогика - формирующаяся научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. М.п. трактует образование как процесс обретения человеком своего образа (индивидуальных личных качеств, душевных свойств, ценностных отношений к миру и т.п.) в форме приобщения к историко-культурному наследию через музей. Значение новой научной дисциплины определяется тем, что она предлагает путь осмысления всех видов музейной деятельности в педагогическом аспекте. Музейный предмет - памятник истории и культуры или объект природы, изъятый из среды бытования, прошедшей все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания благодаря его способности служить источником знаний и эмоций. 25
Модель - 1. Предмет, который использовался в качестве модели в науке или технике. Попадая в музей, приобретает статус и качества музейного предмета. 2. Объемное воспроизведение объекта, создаваемое для демонстрации его вместо другого предмета, процесса или системы.
Новодел - точная копия памятника материальной культуры, выполненная в материале и размере оригинала. Создается на основе научной реконструкции или изготавливается при помощи сохранившихся форм.
Полевая документация - система документов учета и описания предметов музейного значения и среды их бытования, применяемых в экспедициях и научных командировках по комплектованию музейных фондов. Включает полевую опись, полевой дневник, тетрадь для записей воспоминаний и рассказов, тетрадь фотофиксаций. Является источником описания музейного предмета.
Реконструкция - воссоздание на основе научных данных несохранившегося или частично сохранившегося объекта. Собрание музейное - научно организованная совокупность музейных предметов, архивного и библиотечного фондов, научно - вспомогательных материалов.
Учет музейных фондов - одно из направлений фондовой работы, в ходе которой фиксируются результаты изучения музейного предмета, создаются условия для его использования. Имеет две стадии - первичную регистрацию отличительных признаков предметов музейного значения в книгах поступлений и научную инвентаризацию.
Фонд обменный - обособленная группа дублетных и непрофильных музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, выделяемая из состава основного или научно-вспомогательного фондов для обмена и передачи другим музеям.
Фонд основной - часть музейного собрания, включающая музейные предметы разных типов. Служит источниковой базой для проведения научных исследований и создания экспозиций.
Фондовая работа - одно из направлений музейной деятельности, включающее формирование музейного собрания, обеспечение его сохранности, изучение музейных предметов и коллекций, создание условий для их использования. Конкретное содержание фондовой работы составляют классификация, учет, инвентаризация, паспортизация музейных предметов.
Экскурсия музейная - форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью э.м. является сочетание рассказа и показа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями моторного характера: осмотром с разных точек, на различном расстоянии, в процессе перемещения в пространстве. Увиденное и услышанное на экскурсии усиливается благодаря общности эмоций, коллективности переживаний.
Экспозиционная работа - одно из направлений музейной деятельности, основное содержание, которого является проектирование экспозиций. Включает научное проектирование, которое осуществляется научными сотрудниками - экспозиционерами, художественное проектирование, осуществляемое художниками.
Экспозиционный комплекс - группа экспонатов, объединенных по содержанию и создающих единый экспозиционный образ. Э.к. - структурная единица тематической экспозиции.
Экспозиция тематическая - музейная экспозиция, раскрывающая какую-либо тему или проблему.
Экспонат - предмет, выставленный для обозрения. Является основным структурным элементом экспозиции. В качестве экспонатов в музее могут выступать как подлинные музейные предметы, так и их воспроизведения и научно-вспомогательные материалы.
КРОССВОРД « О РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».
По горизонтали: 3. Крупная степная птица, находящаяся под охраной Красной книги. 7. Представитель древнего кочевого народа. 8. Город в Ростовской области. 11. Река и село в Ростовской области. 12. О какой реке Анатолий Софронов писал: «Сюда пришли когда-то запорожцы, \\ Один из них, что был высок и рус, \\ Сказал: «Так бачтэ, бачтэ тико, хлопцы, \\ Здесь речка вьется будто бы мий ус…»? 14. Рыба семейства карповых. 15. Хутор в Семикаракорском районе. 18. Река на востоке Ростовской области. 20. Балки, широкие овраги. 22. Хутор в составе Егорлыкского сельского поселения. 23. Курган в Семикаракорском районе между хуторами Большемечетным и Вершинным. 24. Что находится в центре эмблемы баскетбольного клуба «Атаман»? 25. Вид небольших колючих кустарников. 27. Йога – студия в Ростове-на-Дону. 28. Поселок в Усть-Донецком районе, бывший Винсовхоз «Донская Чаша». 29. Главная площадь в городе Каменске-Шахтинском 31. Неофициальное название Ростова. 33. Вид твердых атмосферных осадков. 35. Хутор Мясниковского района. 38. Вольный человек на Дону, легковооруженный всадник. 39. Хутор в Красносулинском районе. 40. Ростовский завод, единственное предприятие в России производящее приборы ориентации космических аппаратов.
По вертикали: 1. Станица Базковская в Шолоховском районе. 2. Небольшой и узкий рукав реки. 4. Памятный знак на меловой горе у хутора Белогорский. 5. Хутор в составе Рыбасовского сельского поселения Сальского района. 6. Хутор в Красносулинском районе, родина Героя Социалистического Труда – Посыльного И.Д. 9. Завод в Ростове-на-Дону специализирующийся на разработке, производстве и сервисном обслуживании промышленного и бытового швейного оборудования. 10. Хутор в Белокалитвенском районе. 13. Населенный пункт в Кашарском районе. 14. Хутор к западу от Волгодонска, сменивший место своего нахождения в связи со строительством Волго-Донского канала. 16. Площадка для обмолота сельхозкультур. 17. Метель, вид непогоды. 19. Улицу Шевченко в городе Шахты называют не иначе как «Шахтинский …». 20. Народная артистка СССР, сыгравшая главную роль в фильме «Цыган», снятого по мотивам одноименного романа донского писателя Анатолия Калинина. 21. Муниципальное образование Ковалевского сельского поселения в Красносулинском районе. 26. Российский университет, центр высшего образования и науки в Южном федеральном округе России. 29. Древний город в устье Дона, в районе современного Азова. 30. Архитектурное сооружение на въезде в Новочеркасск. 32. Авторынок на окраине Ростова-на-Дону. 34. Хутор в Багаевском районе. 35. Излучины рек. 36. Греческая богиня в верхней части стелы на Театральной площади Ростова-на-Дону. 37. Самый распространенный зерноуборочный комбайн в СССР производимый заводом «Ростсельмаш».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...
Дополнительная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности " Спортивный туризм" (3 года)
Программа " Спортивный туризм" создана на основе программы " Юные туристы- многоборцы" автор Махов И.И. под ред. Ю.С. Константинова (Программы для системы дополнительного образования детей- М.,ФЦДЮТиК...
Дополнительная общеразвивающая программа туристско - краеведческого направленности
Туристское объединение «38 Меридиан» работает по дополнительной общеразвивающей программе. Образовательная программа туристско...
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".
Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист» Возраст участников программы 8-14 лет
Цель программы: воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления к иссл...
«Туристское снаряжение». Методические материалы к дополнительным общеобразовательным программам туристско-краеведческой направленности.
Данные материалы адресованы руководителям походных групп и инструкторам детско-юношеского туризма, а также педагогам дополнительного образования детей, работающим по дополнительным общеобразовательным...