Рабочая программа по краеведению (Приморский край) для обучающихся 5-6 классов
рабочая программа по краеведению (5 класс)
Рабочая программа по краеведению (Приморский край) для обучающихся 5-6 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_kraevedeniyu_5.docx | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Краеведение» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.);
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/151);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодёжи в Приморском крае;
- Приказа Министерства образования Приморского края № 583-а от 04 июня 2020 г. «О формировании регионального компонента учебных планов государственных образовательных организаций Приморского края, реализующих основные общеобразовательные программы на 2020-2021 учебный год»;
- С учетом рабочей программы воспитания.
Задачи современного школьного исторического образования, определенные ФГОС требуют особого внимания к изучению региональной истории: «учебный курс российской истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села)». Изучение истории родного края является важным фактором складывания региональной идентичности школьников (осознание ими принадлежности к Приморскому краю), что в свою очередь вместе с изучением российской истории способствует формированию российской идентичности (осознание себя гражданином России).
История Приморского края имеет свою особенность. Являясь неотъемлемой частью российской истории, она, в то же время, связана общей историей и факторами развития со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Изучение курса «Краеведение» позволит рассмотреть историю Приморского края в контексте событий, происходящих в России и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Представляемая программа, как элемент содержательной части регионального компонента, является попыткой удовлетворить современные требования, предъявляемые к историческому образованию в школах конкретного региона - нашего Приморского края. Создание этой программы нацелено на то, чтобы дать возможность выпускнику приморской школы накопить те знания и умения, которые помогут ему реализовать себя в родном крае, помогут ему стать патриотом своей земли, знающим прошлое Приморья для того, чтобы создавать его будущее.
Методические принципы построения программы:
1. Процесс изучения истории должен быть доступным и интересным, что предполагает использование методических приемов творческого и игрового характера, а так же рациональное сочетание различных форм работы учащихся на уроке.
2. Изучение истории родного края должно основываться на использовании исторических источников и исторических памятников той территории, где расположена образовательная организация.
3. Учащиеся вовлекаются в учебный процесс как активные и самостоятельные исследователи прошлого, что предполагает использование проектно-исследовательских методов деятельности учащихся на уроке.
4. Учитель и ученики в изучении предмета выступают как сплоченная группа, где каждый вправе высказывать и защищать свою гипотезу, свое видение того или иного вопроса.
5. Включение местного исторического материала в изучение отдельных тем должно быть оптимальным, то есть с одной стороны его можно и нужно применять как можно чаще, с другой - оно не должно сужать рассматриваемый процесс и мешать полновесному раскрытию темы урока.
Всё вышеперечисленное отразилось на постановке цели и задач, выдвигаемых перед данной программой.
Целью изучения курса «Краеведение» является формирование у обучающихся систематических знаний об истории Приморского края как неотъемлемой части истории Отечества, базовых национальных ценностей, уважения к истории, культуре, традициям родного края и «малой» Родины, воспитание региональной и российской гражданской идентичности.
Задачи:
- формирование знаний об истории, культуре, природных особенностях своего края в общенациональном, общегосударственном контексте;
- формирование представлений о различных сторонах современной жизни своего края и его населения, об основных проблемах и перспективах развития региона;
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России пробуждение деятельной любви к родному краю;
- укрепление семейных связей; а также дружеских, соседских и иных привязанностей, основанных на общности жизни и чувстве причастности к судьбе малой родины, для охранения традиционных форм человеческого взаимодействия, солидарности и взаимопомощи;
- развитие исследовательских и творческих способностей, накопление эмоциональных впечатлений и разнообразного опыта созидательной деятельности в процессе изучения природы, истории и культуры родного края.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Родной край
Где мы живем? Что мы знаем о родном крае? Общие сведения о Приморском крае. Соседи Приморского края. Население Приморского края. Растительный и животный мир Приморского края.
Герб и символы Приморского края.
История возникновения гербов. О чем рассказывают гербы. Герб и флаг Приморского края. Гербы городов и муниципальных районов Приморского края.
Органы управления Приморского края.
Административно-территориальное устройство Приморского края. Органы управления Приморского края. Законодательное собрание Приморского края. Администрация Приморского края. Губернатор – глава Приморского края. Органы судебной власти. Устав Приморского края.
Что мы знаем о народах Приморского края
Приморье – земля многонациональная. Традиции и обряды жителей Приморского края.
Мифы и легенды Приморья
Миф. Легенда как жанр устного народного творчества. Коренные народы Приморского края – удегейцы, нанайцы, орочи. Удегейские легенды. Нанайские легенды. Сказки орочей. Мифы тазов.
Древнее Приморье
Появление и расселение человека на территории Приморья. Образ жизни и занятия древнейших жителей Приморья. Археологические памятники. Неолитическая революция в Приморье.
Эпоха бронзы - время развития производящего хозяйства. Ранний железный век в Приморье. Янковская археологическая культура. Развитый железный век в Приморье. Археологические памятники эпохи палеометалла. Культура и религия древнейших приморцев.
Средневековое Приморье.
Племена Мохэ - территория расселения, основные занятия, общественный строй. Отношения с соседними странами.
Образование государства Бохай. Государственно-административное устройство. Особенности социально-экономического развития. Гибель Бохайского государства. Наука и образование. Литература и музыкальное искусство. Дворцово-храмовая архитектура. Скульптура и живопись. Шаманизм и распространение буддизма на территории государства Бохай.
Образование чжурчжэньского государства. Война с Китаем. Государственно-административное устройство. Общественный строй. Хозяйство и быт. Война с монголами и гибель империи. Культура и религия чжурчжэней.
Приморье в XIX веке.
Переселенческая политика России на Дальнем Востоке. Экономическое развитие Приморья во второй половине XIX века. Особенности социально-экономического развития дальневосточного региона. Особенности переселенческой политики России. Ход и итоги переселения крестьян и рабочих на территорию Приморья. Развитие сельского хозяйства. Особенности земледелия в Приморье. Возникновение и развитие добывающей, обрабатывающей и лесоперерабатывающей отраслей промышленности.
Приморский край в годы Гражданской войны.
Обострение политической обстановки весной 1917 г. в Приморье. Гражданская война и иностранная интервенция в Приморье. Дальневосточная республика. Освобождение Приморья от интервентов. Окончание гражданской войны на Дальнем Востоке.
Приморский край в годы Великой Отечественной войны.
Обстановка на Дальнем Востоке в начале войны. Мобилизационные мероприятия в крае. Перестройка экономики края. Трудовые ресурсы. Всенародная помощь фронту. Участие приморцев в боях против немецко-фашистских захватчиков. Ветераны войны Октябрьского муниципального округа и села Струговка.
Что мы знаем о Владивостоке?
Основание города Владивосток. Достопримечательности Владивостока. Герб и символы Владивостока. На защите дальних берегов. Владивостокская крепость. День тигра во Владивостоке.
Города Приморского края
Уссурийск и его достопримечательности. Город порт – Находка. Партизанск. Спасск Дальний. Дальнереченск. Арсеньев.
Наши соседи: Китай, Япония, Корея
Наши соседи. Игры китайских детей. Детские игры страны «Восходящего солнца». Традиционные корейские игры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Освоение содержания курса «Краеведение» обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина субъекта РФ, страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и края, и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны, края и мира.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ урока | Тема | Количество часов |
Раздел 1. Приморский край - наша малая Родина – 7 часов | ||
1 | Введение. Что мы знаем о Приморском крае? | 1 |
2 | Общие сведения о Приморском крае. | 1 |
3 | Практическая работа. Приморский край на карте России | 1 |
4 | Герб и флаг Приморского края | 1 |
5 | Гербы городов и муниципальных районов Приморского края | 1 |
6 | Органы управления Приморского края | 1 |
7 | Повторительно-обобщающий урок «Родное Приморье» | 1 |
Раздел 2. Народы Приморского края – 5 часов | ||
8 | Что мы знаем о народах, проживающих в Приморском крае? | 1 |
9 | Коренные народы Приморского края | 1 |
10 | Мифы и легенды коренных народов Приморского края | 1 |
11 | Повторительно-обобщающий урок «Народы Приморского края» | 1 |
Раздел 3. История Приморья древняя и современная – 13 часов | ||
12 | Приморье в каменном веке | 1 |
13 | Бронзовый и ранний железный век на территории Приморья | 1 |
14 | Средневековое Приморье. Племена Мохэ | 1 |
15-16 | Государство Бохай (698-926 гг.) | 2 |
17-18 | Империя Цзинь – государство чжурчженей (1115-1234 гг.) | 2 |
19 | Приморье в 19 веке | 1 |
20 | Основание сел и городов Приморья. | 1 |
21-22 | Приморский край в годы Гражданской войны | 2 |
23-24 | Приморский край в годы Великой Отечественной войны | 2 |
25 | Повторительно-обобщающий урок «История Приморья» | 1 |
Раздел 4. Путешествия – 5 часов | ||
26 | Что мы знаем о Владивостоке? Достопримечательности Владивостока | 1 |
27 | Города Приморского края. Уссурийск. «Небесный владыка» | 1 |
28 | Города Приморского края. «Вот это - Находка!» | 1 |
29 | Города Приморского края. Партизанск и Спасск Дальний | 1 |
30 | Города Приморского края. Дальнереченск и Арсеньев | 1 |
31 | Города Приморского края. | 1 |
32-33 | Наши соседи: Япония, Корея, Китай | 1 |
34 | Итоговое повторение. Викторина «Люби и знай свой край» | 1 |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебные пособия
- Хрестоматия по истории Приморского края. Под ред. О.А. Лихаревой, И.В. Пчелы. Владивосток: ДВФУ, 2021
- История Дальнего Востока России. Плохих С.В., Ковалева З.А. Владивосток: ДВГУ, 2002. – 244 с. (Источник обращения: http://kraeved.info/index.php)
- История Дальнего Востока России. Учебное пособие. Дударенок С.М., Лыкова Е.А., Батаршев С.В. и др. Владивосток: ДВФУ, 2013. – 320 с. (Источник обращения: http://kraeved.info/index.php) \
- История Приморья. [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие / Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске (Школа педагогики); [Авт.-сост. А.В. Костенко, О.В. Синько]. - Электрон.дан. - Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. - Режим доступа: http://uss.dvfu.ru/... - Загл. с экрана.
- Атлас. Люби и знай свой край. Москва, 1994.
- Атлас Приморского края. Владивосток, 1998
- Коваленко О.В. История Российского Приморья. Учебно-методическое пособие. Уссурийск, 2003.
- Окладников А.П., Деревянко А.П. Далекое прошлое Приморья и Приамурья. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1973.
Электронные пособия
- История Российского Приморья. Мультимедийная хрестоматия. Владивосток: ПИППКРО, 2006.
- Завещано сохранить и приумножить (лучшее из коллекции Приморского государственного музея имени Арсеньева В.К.), Владивосток, 2004
- Российский Дальний Восток: история развития и освоения. Мультимедийное учебное пособие. Владивосток: ДВГУ, 2001.
- Хрестоматия по географии Приморского края. Мультимедийное пособие. Владивосток: ПИППКРО, 2006.
- Электронные карты Приморского края. Мультимедийное пособие. Владивосток: ПИППКРО, 2006.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» о Приморье и Дальнем Востоке
http://kraeved.info/index.php - Краеведение Приморского края.
primorsky.ru – официальный сайт администрации Приморского края
http://www.fegi.ru/PRIMORYE/HISTORY - Приморский край России. Страницы истории. Региональный портал «Приморский край России».
http://www.primkray.ru/ - исторические очерки о Приморье.
http://primhistory.freehostia.com/ - история Приморского края
http://www.oldvladivostok.ru/ - исторический портал города Владивостока и Приморского края. История Приморского края в открытках и фотографиях.
http://dv-people.ru/ - Приморье глазами приморцев
http://art.bdk.com.ru/ - исторические очерки о Приморье
www. museum.ru/E1463 – сайт Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева
www. pgpb.ru – сайт ПГПБ им. А.М. Горького (Приморская государственная публичная библиотека)
http://www.pgpb.ru/cd/primor/writers/wwww.htm - история и литература Приморья Примориана
http://geraldika.ru/region/ - Гербы и флаги краев и областей Дальнего Востока, городов и районов Приморского края.
http://www.art.bdk.com.ru/ - Сайт «Поэзия Приморья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии Приморского края
Используемые программы: Программа курса «География Приморского края» (VIII-IX класс), программа Какориной Г.А. и Удаловой И.К. Преподавание курса «География Приморского края». Владив...
Рабочая программа по курсу "Занимательная грамматика" для обучающихся 5-6 классов.
Рабочая программа по курсу "Занимательная грамматика" составлена в рамках новых ФГОС ОО и рассчитана на два года....
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 1-4 классов ФГОС В.И.Лях
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 1-4 классов ФГОС В.И.Лях...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 5 ж класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)
Назначение программы:- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию ка...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9-е класса для детей со сложной структурой дефекта (учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...
Рабочая программа по краеведению (Приморский край) для 5 класса
Рабочая программа по краеведению (Приморский край) для 5 класса...
Рабочая программа по истории Приморского края
Рабочая программа по истории Приморского края...