Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 5 ж класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Назначение программы:
- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_matematike_5_klass.docx | 51.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа №854»
школьное отделение для детей с ООП
Рассмотрена на заседании МО Протокол № 1 от «26» августа 2016 г. | «Принята» на педагогическом совете Протокол №1 от «26» августа 2016 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Школа №854 А.В.Курсаков |
Рабочая программа
по учебному предмету «Математика»
для обучающихся 5 ж класса
(учащиеся с легкой умственной отсталостью)
Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы
под редакцией В.В. Воронковой
Составитель:
Елисеева Т.В.
учитель математики
первой квалификационной категории
Москва 2016г.
Содержание | ||
1 | Паспорт рабочей программы | 3 |
2 | Пояснительная записка | 4 |
3 | Содержание программы учебного предмета | 7 |
4 | Требования к уровню подготовки учащихся | 12 |
5 | Календарно-тематическое планирование | 14 |
6 | Перечень учебно – методического обеспечения образовательного процесса | 30 |
7 | Лист внесения изменений | 31 |
Паспорт рабочей программы
Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Статус программы: рабочая программа учебного курса.
Назначение программы:
- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся: обучающиеся 5 класса ГБОУ школа 854 (отделение для детей с ОВЗ)
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 167 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 5 часов в неделю.
Формы контроля: устный фронтальный, устный индивидуальный, текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике для 5-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В.Воронковой (авторы: М.Н.Перова, В.В.Эк).
-Московского регионального базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
-Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
-Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья под ред. Н.Н.Малофеева.
Общая характеристика предмета
Обучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой, так и с другими учебными дисциплинами.
Цели курса:
- формирование практически значимых знаний и умений;
- развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления, оптимально формируемых средствами математики;
- создание условий для социальной адаптации учащихся;
- воспитание настойчивости, инициативы.
Задачи курса:
- формирование доступных учащимися математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
- максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются:
- объяснение нового материала с опорой на практические задания, на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, памятки, опорные таблицы и т.д.;
- закрепление изученного материала с использованием разноуровневого вариативного дидактического материала, предполагающего дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса и позволяющего постоянно осуществлять многократность повторения изученного;
- обобщение и систематизация пройденного материала с использованием математических игр;
- контроль полученных знаний и умений с использованием разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, тестовых заданий.
Основные технологии:
- личностно-ориентированный подход,
- деятельностный подход,
- уровневая дифференциация,
- информационно-коммуникативные,
- здоровьесберегающие,
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- Устный счет.
- Беседа (диалог).
- Работа с книгой.
- Практическая деятельность: выполнение заданий по нумерации, на сравнение, заданий вычислительного характера по алгоритмам, решение арифметических задач и задач с практическим содержанием.
- Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам.
- Измерительные и графические работы.
Методология преподавания математики
При обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики используются следующие методы обучения (классификация методов по характеру познавательной деятельности).
- Объяснительно-иллюстративный метод, при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют материал в памяти.
- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации).
- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения).
- Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы).
Математическое образование в 5 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует формированию и развитию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры на моделях, рисунках, чертежах. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Из числа уроков выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге (для некоторых учащихся допускается выполнение работ на линованной бумаге).
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (решение арифметических задач, связанных с социализацией).
Содержание программы учебного курса
Темы программы представлены в тематическом планировании.
5 класс I четверть
№ | Тема |
Нумерация чисел в пределах 100 | |
1 | Таблица классов и разрядов |
2 | Г.м. Виды линий |
3 | Сравнение чисел |
4 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 |
Преобразование чисел, полученных при измерении величин | |
5 | Преобразование чисел с мерами длины |
6 | Преобразование чисел с мерами стоимости |
7 | Г.м. Углы. Построение углов |
8 | Преобразование чисел с мерами массы |
9 | Преобразование чисел с мерами времени |
Арифметические действия с целыми числами | |
10 | Все действия с числами без перехода через разряд |
11 | Нахождение неизвестного слагаемого |
12 | Г.м. Замкнутые и незамкнутые линии. Построение |
13 | Нахождение неизвестного уменьшаемого |
14 | Нахождение неизвестного вычитаемого |
15 | Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд |
16 | Порядок действий |
17 | Г.м. Прямоугольник. Построение |
18 | Контрольная работа |
19 | Работа над ошибками |
Нумерация чисел в пределах 1000 | |
20 | Таблица классов и разрядов |
21 | Разрядные слагаемые |
22 | Г.м. Квадрат. Построение |
23 | Сравнение чисел |
24 | Римская нумерация |
Действия с числами, полученными при измерении величин | |
25 | Сложение чисел с мерами стоимости |
26 | Вычитание чисел с мерами стоимости |
27 | Г.м. Длина ломаной линии |
28 | Сложение и вычитание чисел с мерами стоимости |
29 | Сложение чисел с мерами длины |
30 | Вычитание чисел с мерами длины |
31 | Сложение и вычитание чисел с мерами длины |
32 | Г.м. Периметр прямоугольника |
33 | Сложение чисел с мерами массы |
34 | Вычитание чисел с мерами массы |
35 | Сложение и вычитание чисел с мерами массы |
36 | Все действия с именованными числами |
37 | Г.м. Периметр квадрата |
38 | Контрольная работа |
39 | Работа над ошибками |
Сложение и вычитание в пределах 1000 | |
40 | Сложение круглых сотен и десятков |
41 | Сложение и вычитание круглых сотен и десятков |
42 | Итоговый урок «Действия в пределах 1000 без перехода через разряд» |
Итого за I четверть 42 ч |
5 класс II четверть
№ | Тема |
Разностное и кратное сравнение | |
43 | Разностное сравнение |
44 | Задачи на разностное сравнение |
45 | Кратное сравнение |
46 | Задачи на кратное сравнение |
47 | Г.м. Треугольник. Стороны. |
48 | Разностное и кратное сравнение |
Сложение и вычитание в пределах 1000 | |
49 | Сложение с переходом через разряд. |
50 | Самостоятельная работа |
51 | Вычитание с переходом через разряд десятков |
52 | Г.м. Периметр треугольника |
53 | Вычитание с переходом через разряд единиц |
54 | Вычитание чисел типа 340 – 123 |
55 | Вычитание с переходом через два разряда |
56 | Вычитание чисел типа 400 – 124 |
57 | Г.м. Периметр многоугольника |
58 | Вычитание чисел из круглых сотен |
59 | Сложение и вычитание чисел |
60 | Контрольная работа |
61 | Работа над ошибками |
62 | Г.м. Классификация треугольников по видам углов |
63 | Вычитание чисел типа 1000 – 230 |
64 | Вычитание чисел типа 410 – 3 |
65 | Вычитание чисел типа 410 – 103 |
66 | Вычитание чисел |
67 | Г.м. Классификация треугольников по видам углов |
68 | Проверка сложения |
69 | Проверка вычитания |
70 | Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд |
71 | Контрольная работа |
72 | Г.м. Классификация треугольников по видам сторон |
73 | Работа над ошибками |
74 | Нахождение неизвестных компонентов |
75 | Порядок действий |
76 | Итоговый урок «Все действия с числами в пределах 1000» |
77 | Г.м. Классификация треугольников по видам сторон |
Итого за II четверть 35 ч |
5 класс III четверть
№ | Тема | |
Обыкновенные дроби | ||
78 | Образование, запись и чтение обыкновенных дробей | |
79 | Получение дробей | |
80 | Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями | |
81 | Сравнение обыкновенных дробей с единицей | |
82 | Г.м. Построение равностороннего треугольника | |
83,84 | Правильные и неправильные дроби | |
85 | Итоговый урок «Обыкновенные дроби» | |
Умножение и деление на 10,100 | ||
86 | Умножение чисел 10,100 и на 10, 100 | |
87 | Г.м. Построение равнобедренного треугольника | |
88 | Деление чисел на 10,100 | |
89 | Умножение чисел на 10,100 | |
90 | Умножение и деление чисел на 10,100 | |
Преобразование чисел, полученных при измерении величин | ||
91 | Замена крупных мер стоимости мелкими | |
92 | Г.м. Построение разностороннего треугольника | |
93 | Замена мелких мер стоимости крупными | |
94 | Замена крупных мер длины мелкими | |
95 | Замена мелких мер длины крупными | |
96 | Замена крупных мер массы мелкими | |
97 | Г.м. Построение треугольников по длинам трёх сторон | |
98 | Замена мелких мер массы крупными | |
99 | Меры времени | |
100 | Контрольная работа | |
101 | Работа над ошибками | |
102 | Г.м. Построение треугольников по длинам трёх сторон | |
Умножение и деление чисел без перехода через разряд | ||
103 | Умножение круглых десятков на однозначное число | |
104 | Умножение круглых сотен на однозначное число | |
105 | Умножение круглых десятков и сотен на однозначное число | |
106 | Деление круглых десятков на однозначное число | |
107 | Г.м. Геометрический диктант | |
108 | Деление круглых сотен на однозначное число | |
109 | Умножение двузначных чисел на однозначное | |
110 | Деление двузначных чисел на однозначное | |
111 | Умножение и деление двузначных чисел | |
112 | Самостоятельная работа «Умножение и деление двузначных чисел на однозначное» | |
113 | Умножение двузначных и трёхзначных чисел на однозначное | |
114 | Деление двузначных и трёхзначных чисел | |
115 | Г.м. Круг. Окружность. | |
116 | Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел | |
117 | Нахождение части от числа | |
118 | Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел | |
119 | Кратное сравнение | |
120 | Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел | |
121 | Контрольная работа | |
122 | Работа над ошибками | |
123 | Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел | |
124 | Г.м. Линии в круге | |
125 | Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел | |
126 | Порядок действий | |
127 | Решение примеров и задач | |
128 | Итоговый урок «Умножение и деление чисел» | |
129 | Г. м. Занимательная геометрия | |
Итого за III четверть 52 ч |
5 класс IV четверть
№ | Тема |
Умножение и деление чисел без перехода через разряд | |
130 | Умножение трехзначных чисел на однозначное |
131 | Деление трёхзначных чисел на однозначное |
132 | Умножение и деление трёхзначных чисел |
133 | Порядок действий |
134 | Г.м. Многоугольники |
135 | Проверка умножения |
136 | Проверка деления |
137 | Самостоятельная работа. Умножение и деление чисел без перехода через разряд |
Умножение и деление чисел с переходом через разряд | |
138 | Умножение двузначных чисел |
139 | Г.м. Нахождение периметра многоугольников |
140 | Умножение двузначных чисел |
141 | Умножение трёхзначных чисел |
142 | Умножение трехзначных чисел (круглых десятков) |
143 | Г.м. Нахождение периметра многоугольников |
144 | Умножение трёхзначных чисел |
145 | Контрольная работа |
146 | Работа над ошибками |
147 | Г.м. Прямоугольник. Смежные, противоположные стороны |
148 | Деление круглых десятков |
149 | Деление трёхзначных чисел с нулем в частном |
150 | Умножение и деление трёхзначных чисел |
151 | Г.м. Построение прямоугольника |
152 | Порядок действий |
153 | Нахождение части от числа |
Повторение. Все действия с числами в пределах 1000 | |
154 | Разностное и кратное сравнение чисел |
155 | Г.м. Квадрат. Смежные, противоположные стороны |
156 | Разностное и кратное сравнение чисел |
157 | Действия с именованными числами |
158 | Все действия с числами |
159 | Контрольная работа |
160 | Г.м. Построение квадрата. |
161 | Работа над ошибками |
162 | Проверка сложения и вычитания |
163 | Проверка умножения и деления |
164 | Порядок действий |
165 | Г.м. Построение треугольников |
166 | Все действия с числами |
167 | Повторение |
168 | Повторение пройденного |
167 | Итоговый урок «Все действия с числами в пределах 1000» |
Итого за IV четверть 40 ч | |
Итого за год 169 ч |
Требования к уровню подготовки учащихся
В рабочей программе предусмотрена дифференциация учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству школьников (I уровень обучения), и упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала (для учащихся II уровня обучения). Указания относительно упрощений даны в календарно-тематическом планировании в разделе «Дифференцированные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- класс единиц, разряды в классе единиц;
- десятичный состав чисел в пределах 1000;
- единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;
- римские цифры;
- дроби, их виды;
- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);
- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;
- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
- выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1000;
- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;
- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
- выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы в пределах 1000;
- умножать и делить на однозначное число;
- получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
- уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
- различать радиус и диаметр.
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- уметь складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток письменно;
- овладеть табличным умножением и делением;
- определять время по часам тремя способами;
- самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.
Не обязательно:
- решать арифметические задачи в одно действие самостоятельно (в два, три действия решать с помощью учителя);
- чертить треугольник по трем данным сторонам.
Перечень учебно – методического обеспечения образовательного
процесса
Основная литература:
- М.Н. Перова, Г.М. Капустина. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение» ОАО «Московские учебники». 2005.
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1, допущена Министерством образования РФ, 2001 года под редакцией В.В. Воронковой (авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк). М.: Гуманитарный издательский центр Владос. 2000.
- М.Н. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. Москва. «Просвещение». 1978.
- М.Н. Перова. «Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2001.
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
- М.Н. Перова, И.М. Яковлева. Рабочая тетрадь 5 класс. Пособие для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва. «Просвещение». 2008.
- Математика. 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения / сост. С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль / авт.-сост. С.Е. Степурина. – Волгоград: Учитель, 2008.
- О.А. Бибина. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Пособие для учителя-дефектолога. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2005
- Ф.Р. Залялетдинова. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе : 5-9 классы. Москва. ВАКО. 2007.
Медиаресурсы:
Представлены на сайте www.prosv.ru/umk/adapt0-9
Лист внесения изменений
Класс | Дата | Количество не проведённых уроков | Причина | Согласование с курирующим завучем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 5 класса с легкой степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 6 класса с легкой степенью умственной отсталости
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 6д класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)
Назначение программы:- для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию ка...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 7д класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)
Тип программы: программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.Статус программы: рабочая программа учебного курса.Назначение программы:- для обучающихся...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9д класса (учащиеся с легкой умственной отсталостью)
Общая характеристика предметаОбучение математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовко...
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 10 класса с легкой степенью умственной отсталости
Рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекта по математике для X-XII классов, автором которого является Е.И.Капланская. Все содержание программы по математике для 10 класса п...
Рабочая программа по предмету "Математика" для обучающихся 7 класса с легкой степенью умственной отсталости.
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Разработана на основе типовой Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...