Открытый классный час в 5 классе "Зейский заповедник"
план-конспект занятия по краеведению (5 класс)
Открытый классный час в 5 классе "Зейский заповедник"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zeyskiy_zapovednik.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Создать условия для повышения экологической культуры учащихся.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с понятием «Заповедник», с деятельностью организации «Зейский заповедник»;
- Сформировать экологические знания о взаимоотношениях организмов, воздействия человека на природу, знания об охраняемых территориях;
- Способствовать развитию логического мышления и эстетическому восприятию природы.
Ход мероприятия:
- Организационно-мотивационный этап.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний классный час будет посвящен очень важной и интересной теме. А какой – вы сейчас догадаетесь сами. (1 слайд: карта Зейского заповедника, животные, растения, рыбы) Что связывает все эти изображения? О чём пойдёт речь? (Ответы учеников.)
- В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывая законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране, в том числе в Амурской области заповедники.
- Основная часть.
- Актуализация знаний.
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, что такое заповедник? Для чего создаются заповедники?
(Ответы учеников)
Заповедник – особо охраняемая территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность (включая туризм) в целях сохранения природы, охраны животных и растений.
Заповедать. Это слово издревле означало в нашем языке стремление людей передать грядущим поколениям в нетронутом, первозданном виде все самое ценное, самое прекрасное, созданное человеком или самой природой. В настоящее время в нашей стране насчитывается 101 заповедник.
Учитель:
- Ребята, нам с вами очень повезло, что мы живем в Зейском районе. (Слайд 2, Зейский заповедник) На территории нашего района расположено одно из таких мест - Зейский заповедник, сотрудникам которого удалось сохранить природу практически в первозданном виде. А в этом году наш заповедник – именинник. Он отмечает юбилей 60 лет. Как вы думаете, для чего был создан Зейский заповедник?
(Ответы учеников)
- Зейский заповедник был образован в октябре 1963 г. Он был создан советским геологом Александром Степановичем Хоментовским. (Слайд 3, Хоментовский) Своей основной целью создатели ставили охрану эталонного участка горной местности и ее изучение. Кроме того, ученые здесь ведут наблюдения за воздействием Зейского водохранилища на природу. Площадь заповедника - больше 82 тысяч гектаров. (Слайд 4, реки) На территории заповедника протекают горные реки: Широкая, Большая Эракингра, Курынгра, Гермокан, Люгеркан, Мотовая (все они притоки Зеи и Гилюя). Название заповедника происходит от протекающей там реки Зеи и сооруженного там водохранилища.
-А кто же обитает в Зейском заповеднике? Я уверена, что вы все знаете этих животных. (Слайд 5, животные) Я загадаю загадки про диких животных, а вы постарайтесь отгадать.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (лось)
***
Зимой спит,
Летом - ульи ворошит. ( медведь)
И другие дикие животные живут в заповеднике, это соболь, белка-летяга, амурский тигр, кабарга, изюбрь. (Слайд 6, рыбы) В Зейском водохранилище большое разнообразие видов рыбы: таймень, хариус, сиг, чебак, ротан и гольян. (Слайд 7, птицы) Из птиц это белая куропатка, тетерев, японский свиристель, рябчик. Богат и растительный мир этого живописного уголка природы. (Слайд 8, растения) В лесу рядом с сосной и березой растут сибирский можжевельник, брусника, рябинник Палласа, багульник болотный, рододендрон даурский. (Слайд 9, по страницам Красной книги) К сожалению, не все виды растений и животных сохранили свою большую популяцию. Такие виды занесены в Красную книгу Амурской области. В Зейском заповеднике есть такие редкие виды растений, как Венерин башмачок, обратнояйцевидный пион и луковичная калипсо. Среди животных это дикуша, мандаринка и солонгой.
- Физкультминутка.
(Слайд 10, физкультминутка) - А теперь, ребята, давайте поприветствуем все живое:
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка – Земля,
Здравствуйте мои друзья.
- Применение знаний и умений в выполнении задания.
- Все мы в ответе за нашу природу перед потомками. Однако порой и взрослые, и дети беззаботно ведут себя по отношению к ней. Бездумное отношение к природе приносит большие беды. Ученые с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее, реки загрязняются.
(Слайд 11, знаки поведения в природе) - Как и в городе есть дорожные знаки для порядка, так и в природе есть знаки. Они нужны для того, чтобы человек помнил, что природу нужно беречь. Вы все знакомы с такими знаками. (Даю 2-3 знака на слайде, дети устно вспоминают.) Эти знаки нужны во всей природе: в лесах, парках и заповедниках.
- А теперь нам надо самим вывести правила, которые должны соблюдаться только в заповеднике.
Наводящие вопросы ученикам: Можно ли без разрешения попасть в заповедник? Когда вы ходите в лес – вы получаете разрешение? А в заповедник мы можем ходить только с разрешения инспектора. Как вы думаете, почему? Можем ли мы собирать в лесу цветы, грибы, ягоды? А можно ли так делать в заповеднике? (правила поведения в заповеднике:
нельзя находиться на территории заповедника без разрешения, проезжать на транспорте, разжигать костры, собирать цветы, грибы и ягоды, охотиться, рыбачить, топтать траву, шуметь, разорять гнезда, муравейники, тревожить берлоги.)
(Слайд 12, правила поведения в заповеднике) - Ребята, давайте ещё раз закрепим правила поведения в заповеднике.
- Теперь мы знаем, как себя вести в заповеднике и можем его посещать с разрешения инспектора.
- Рефлексия.
- И напоследок хочется сказать такие слова:
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Ты тоже часть её чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течёт,
И по весне сирень цветёт.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
- Раз у нашего Зейского заповедника в этом году юбилей, я предлагаю создать поздравительный плакат. Для этого вам нужно выбрать обитателя Зейского заповедника, животное или растение, обратиться с пожеланиями к заповеднику и поделиться своим мнением о проведённом классном часе, что было интересного и познавательного. Но будьте внимательны: среди фотографий есть животные и растения, которые не обитают в Зейском заповеднике. (Дети выходят к доске, прикрепляют фото на плакат и озвучивают пожелания заповеднику и мнение об уроке.)
-От себя я хочу сказать вот что: Я хочу пожелать нашему Зейскому заповеднику процветания, чтобы не было нарушителей и браконьеров. И чтобы популяции животных и растений только росли. Мне очень понравилась работа с вами на этом классом часу. Вы были активны и любознательны, вы смогли самостоятельно вывести правила поведения в заповеднике. Любите и берегите природу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый классный час по теме "Подольск - мой родной город" (навстречу 230-летию города)
В этом году нашему городу исполняется 230 лет, поэтому многие классные часы провожу под знаком юбилея города. На них знакомлю детей с историей города, его геральдикой, вместе сравниваем современные зд...
Открытый классный час для начальной школы "Защита прав детей в школе и семье"
Этот классный час проводится с учащимися начальных классов совместно с родителями. Его проведение целесообразно в рамках Недели права. С помощью такого мероприятия мы можем повысить правов...
Открытый классный час на тему: «Я лиру посвятил народу своему…» (к 185 – летию со дня рождения Н.А.Некрасова)
Разработка открытого мероприятия (классного часа), посвященного 185-летию со Дня рождения Н.А.Некрасова ...
Сценарий открытого классного часа, посвященного 25- летию вывода советских войск из Афганистана в 6 "а" классе. ( Классный руководитель Кусей Л.А.)
Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависи...
Классный час " Путешествие по заповедникам Приморского края"
«Путешествие по заповедникам Приморского края»Цель: Развивать интерес к родному краю, воспитывать патриотические чувства.Задачи: Учить работать с картой, ориентироваться по ней. Продол...
Классный час: "Байкальский биосферный заповедник"
Классный час для 5 класса: "Байкальский биосферный заповедник"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессии. Самоанализ открытого классного часа
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессииСамоанализ открытого классного часа...