Программа дополнительного образования по спортивному туризму
рабочая программа по краеведению
Программа дополнительного образования по спортивному туризму "Начальная туристская подготовка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sportivnomu_turizmu.docx | 411.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор МБУ ДО ДЮСШ от 28.08.2023 г. _________Куприченков И.В.
Протокол № 04 Приказ от г. № 42
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НАЧАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель
Глинкина Анастасия Евгеньевна,
тренер-преподаватель
п. Монастырщина, 2023
Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет туристско-краеведческую направленность и способствует раскрытию индивидуальных качеств учащихся, овладение туристскими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Начальная туристическая подготовка» построена на основании нормативных документов:
1. Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказа Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Постановления Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
4. Распоряжения Правительства РФ от 31.03. 2022 г. № 678-р Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
5. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» («Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
6. Устав учреждения.
Актуальность программы заключается в том, что туристические походы и экскурсии очень привлекательны для учащихся, так как в них есть возможность постоянного совершенствования спортивного мастерства и через туристскую деятельность изучение природного, культурного и исторического наследия своей малой родины. Содержание программы направлено на создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья учащихся.
Новизна программы предусматривает возможность сочетать виды туризма (пеший, водный, автомобильный, велотуризм), степень и категорию сложности маршрута, в зависимости от индивидуальных особенностей детей и подростков.
Педагогическая целесообразность программы очевидна, так как в ней используются межпредметные связи с другими образовательными областями, такими как география (работа с картами, определение азимута), биология (правила личной гигиены, охрана окружающей среды, первая медицинская помощь), ОБЖ (способы автономного выживания человека в природе). Кроме того, при реализации программы повышается психологическая защищённость ребёнка от агрессивной внешней социальной среды, дети становятся коммуникативными, способными реализовать свой творческий потенциал, расширяется их социальный опыт. Программа рассчитана на занятия самодеятельным туризмом в течение 1 года - начальная туристическая подготовка. Начальная туристическая подготовка рассчитана на обучение и воспитание учащихся первого года обучения: согласно, «Положения о работе клуба» - это учащиеся, в возрасте от 12 лет, которые проходят подготовку по двум основным направлениям - спортивный туризм и экология, ставя при этом главную цель работы - достижение единства и взаимопонимания человека с окружающей средой (на протяжении всего курса обучения). Особое внимание уделяется последовательности обучения и приближение к реальным условиям жизнедеятельности человека в природе и окружающей среде, в целом, с обязательным определением результативности образовательного процесса. Перспективность данной программы объясняется все возрастающей потребностью и актуальностью решения экологических вопросов, и так же поиску наиболее эффективных и правильных путей общения детей друг с другом и с окружающим их миром. Условиями выполнения целей и задач программы являются: грамотный подбор инициативных, профессионально подготовленных педагогов; наличие помещений для занятий и необходимого минимума современного туристического снаряжения, экологических приборов и методик наблюдения и исследования окружающей среды.
Учитывая разносторонние интересы детей и многообразие окружающего мира, в содержании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальная туристическая подготовка», включены вопросы по природе, истории своего края, потому что свой родной край надо изучать комплексно. А комплексное краеведение способствует усвоению учащимися основ таких наук, как метеорология, картография, этнография, и др., которые расширяют общенаучный кругозор учащихся. В данной программе большая часть уделяется спортивному ориентированию, туристической технике, походам и путешествиям.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на учащихся среднего школьного возраста (10-16 лет). Продолжительность обучения 1 год. Количество учащихся в группе 10-15 человек.
Объем программы
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 216 часов.
Режим занятий
Периодичность занятий первого года обучения – три раза в неделю по 2 часа,
Продолжительность занятий – 45 минут, с перерывом на 10 минут. Один раз в неделю проходят занятия на местности. Во время школьных каникул проводятся однодневные учебно-тренировочные походы (УТП), по окончании учебного года проводится летний поход вне сетки часов.
Формы организации учебного процесса
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предусматривает теоретические и практические занятия.
Теоретическая часть занятия проводится в виде лекции, бесед, рассказов, включает в себя работу с литературой, фотографиями, слайдами, видеофильмами.
Практические занятия проводятся в помещении клуба при организации выставок, сообщений, разработке походных маршрутов по Смоленщине и другим регионам, составлении технических отчетов о ранее совершенных походах, работе с картами, с походной аптечкой, с приборами для спортивного ориентирования. Практические занятия на местности проводятся в виде краеведческих наблюдений, работы с туристическим снаряжением, физических тренировок.
Основные формы и методы
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальная туристическая подготовка» достижения цели и решения задач применяются следующие формы и методы.
Методы обучения:
- объяснительный,
- иллюстративный,
- информационно-сообщающий,
- наглядный,
- инструктированный,
- метод убеждения.
Формы организации образовательного процесса:
- групповая,
- индивидуальная,
- коллективная,
- фронтальная.
Формы занятий:
- практическая работа на местности,
- творческое задание, работа с картой,
- конференция, соревнования, поход,
- тематическое задание.
После каждого занятия подводятся итоги, отмечается активность отдельных участников, обобщается проделанная работа.
Цель программы: формирование у учащихся мотивации к туристко – краеведческой деятельности и освоение начальных туристических и краеведческих знаний, умений и навыков.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- овладеть эколого-туристскими навыками и умениями: поведенческими,
опознавательными, преобразовательными, закрепить их на практике;
- дать эколого-краеведческие знания по изучению природных и социальных объектов.
Развивающие:
- развивать познавательную, творческую и общественную активность учащихся в процессе работы в клубе;
- способствовать расширению кругозора и любознательности, развивать память, логическое мышление;
- прививать навыки поведения и выработать морально - волевые качества, необходимые для жизнедеятельности в полевых условиях во все времена года (активность, целеустремлённость, эмоциональную устойчивость);
- укреплять здоровье, закаливание организма, всестороннее физическое воспитание
Воспитательные:
- формировать этические нормы поведения в отношениях между людьми;
- воспитывать чувство бережного отношения к природе родного края;
- научить самой большой роскоши - «роскоши человеческого общения»;
Планируемые результаты освоения программы:
Предметные:
По окончании курса программы «Начальной туристической подготовки» учащиеся
будут знать:
- особенности природы края, географическое положение;
- историю своего населенного пункта, района, области и их основные достопримечательности;
- основные термины и понятия, применяемые в туризме;
- эколого-туристические правила поведения в окружающей среде;
- основные принципы правильного выбора мест стоянок и биваков;
- правила техники безопасности при работе с пилой, топором, костровым хозяйством;
- правила сбора и употребления в пищу грибов и ягод;
- подлежащие охране растения и животные, имеющие место в нашем районе;
- способы защиты человека от негативных воздействий окружающей среды;
- правила гигиены в походе, правильного употребления пищи и воды;
- общую характеристику края.
будут уметь:
- проводить экологические исследования окружающей среды по 3-4 параметрам;
- ориентироваться на местности по местным признакам, с помощью карты и компаса;
- правильно комплектовать рюкзак, разводить костер, ставить различные типы палаток;
- оказывать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему;
- собирать и разбирать байдарки типа «Таймень» и «Салют»;
- соблюдать правила поведения на природе и меры предосторожности;
- вязать узлы и работать со специальным снаряжением (веревки, обвязки, репшнуры, карабины);
- правильно подбирать одежду и обувь для сезонных походов;
- работать с маршрутными, топографическими картами и с приборами спортивного ориентирования
Метапредметные результаты:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- способность самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы;
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.
- умение формулировать собственное мнение, выслушивать мнения и идеи других учащихся, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
- умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях; бесконфликтно решать спорные вопросы;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими.
Личностные результаты:
- формирование готовности к получению новых знаний, их применению в различных жизненных ситуациях;
- сознательное принятие роли гражданина;
- формирование адекватной самооценки, развитие профессиональных навыков поведения, эмоционального состояния;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
Формы оценки результативности
В течение учебного года проводится оценка качества усвоения учебного материала:
Практические занятия: по оказанию первой медицинской помощи; ориентированию на местности, установки палаток, сборки, разборки и упаковки байдарок с оценкой.
Зачёты: по технике вязки узлов, медицинской подготовке, топографии, постановка полосы препятствий и ее прохождение на время.
Два раза в год проводится мониторинг освоения дополнительной общеобразовательной программы. Наиболее эффективным способом проверки ожидаемых результатов данной программы являются:
- туристические слёты,
- соревнования,
- эколого-краеведческие конференции,
- походы выходного дня и многодневные походы,
- составление и оформление технических отчётов о походах, фотовыставки.
Проводится контроль результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в виде:
- промежуточной аттестации учащихся (декабрь)
- итоговой аттестации (май)
Форма проведения аттестации – зачет, практическое задание.
Для полноценной реализации данной программы используются следующие виды контроля:
Входной – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащегося в процессе занятий;
Текущий – контрольные задания на местности, тестирование, учебные тренировки, зачеты, выполнение учащимися краеведческих заданий;
Итоговый – участие в походах, конкурсах, викторинах.
Подведение итогов реализации программы происходит во время похода выходного дня, организуемого по окончании учебного года, где на практике проверяются знания, умения и навыки каждого учащегося.
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение
Для проведения теоретических занятий имеется учебный кабинет, соответствующий санитарно - гигиеническим нормам и требованиям.
Проведение практических занятий на местности проходит на территории МОУ Новомихайловская средняя школа, в парке, стадион, в лесу.
Имеется перечень необходимого оборудования и туристического снаряжения.
Формы контроля:
- практическое задание,
- контрольные задания на местности,
- тестирование,
- учебно-тренировочный поход,
- краеведческая викторина,
- контрольные упражнения, задания,
- зачет,
- опрос.
Педагогические технологии, используемые на занятиях:
- технология группового обучения;
- технология проектной деятельности;
- здоровье-сберегающая технология;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- технология коллективной творческой деятельности.
Оценочные материалы
Цель: отслеживание процесса и результатов совместной работы педагогов и учащихся, оценка целесообразности и эффективности используемых средств и методов обучения в ходе реализации программы. Диагностический материал по отслеживанию качества усвоения знаний и умений в учебном процессе представлен в виде баллов.
Критерии оценки и обработки результатов теоретических знаний учащихся
Отслеживание теоретических знаний учащихся проводится по вступительным тестам (Приложение 1) и тестам (Приложение 2) по разделам программы три раза в течение учебного года с интервалом
между диагностированием не менее 3 месяцев. Для каждого года обучеколичеству часов, содержащихся в данных темах.
Каждый вопрос оценивается по трехбалльнойния предлагается по 30 вопросов, составленных согласно темам программы, пропорционально системе:
2 балла – если на вопрос ответили в полном объеме
1 балл – если на вопрос ответили, но не в полном объеме
0 баллов – если на вопрос совсем не ответили.
Максимальная сумма баллов, набранных за выполнение всех тестов, составит 60 баллов, или 100%.
По результатам, проведенного тестирования, можно судить о выполнении теоретического блока учебной программы:
100% - 75% - программный материал усвоен в допустимом объеме и на хорошем уровне;
74% - 50% - программный материал усвоен на удовлетворительном уровне;
ниже 50% - программный материал усвоен не на удовлетворительном уровне.
Результаты тестирования и ответов на контрольные вопросы сводятся в таблицу 1, содержащие сведения о выполнении заданий каждым учащимся и усредненные данные по выполнению учебной программы всем кружковым объединением
Результаты диагностики теоретических знаний учащихся Таблица 1
№ | Фамилия, Имя учащегося | Количество баллов по разделам программы | Сумма баллов | % | ||||
Основы туристской подготовки | Топография и ориентирование | Краеве-дение | Основы гигиены и первая медицинская помощь | Общая и специальная физическая подготовка | ||||
Средний процент усвоение программы в кружковом объединении |
Сравнение ответов учащихся в начале, середине и конце учебного года позволит сделать вывод о базовых знаниях детей на начало учебного года и об усвоении ими учебной программы в целом и отдельных ее тем в частности, а также об эффективности применяемых педагогических методов и форм работы.
Результаты стартового, промежуточного и итогового мониторинга
теоретических знаний учащихся Таблица 2
№ п/п | Фамилия, Имя учащегося | Старт-тест | Промежуточный тест | Итог - тест | % усвоения программы | |||
баллы | % | баллы | % | баллы | % | |||
Средний процент усвоение программы в кружковом объединении |
Критерии оценки и обработки результатов физической подготовки учащихся
Отслеживание физического развития учащихся в процессе обучения производится два раза: в начале и в конце учебного года по возрастным оценочным нормативам для девочек и мальчиков, принятым в общеобразовательной школе (Приложение 3).
За выполнение теста, соответствующего его возрасту, учащийся получает определенное количество баллов:
«отлично» - 20 б;
«хорошо» - 10 б;
«удовлетворительно» - 5 б;
«неудовлетворительно» - 2 б.
Содержание предлагаемых тестов:
Тест 1 – сгибание туловища из положения лежа на спине.
Тест 2 – наклоны вперед из положения сидя на полу.
Тест 3 – прыжки в длину с места
Тест 4 – челночный бег 3 х 10 м.
Тест 5 – бег на 1000 м.
Максимальная сумма баллов, набранных за выполнение пяти тестов, составит 100 баллов, или 100%.
Результаты аттестации сводятся в таблицы, содержащие сведения о выполнении тестов каждым учащимся и усредненные данные по группе учащихся и по всем группам туристского объединения (таблицы 3 и 4).
По результатам аттестации можно отследить изменение физического развития каждого учащегося и всей группы на протяжении всех лет обучения.
Протокол результатов
диагностирования физического развития учащихся Таблица 3
№ | Ф.И учащихся | Количество баллов за каждый тест | Сумма баллов | % | ||||
Тест 1 | Тест 2 | Тест 3 | Тест 4 | Тест 5 | ||||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
Средний процент по группе |
Результаты стартовой (итоговой)
аттестации физического развития
Таблица 4
Группа №____ 1 год обучения | Группа № ____ 2 год обучения | Итого | |||||
Кол-во детей | Средний балл | % | Кол-во детей | Средний балл | % | Общее кол-во | % |
Критерии оценки и обработки результатов практических навыков учащихся
(туристская техника)
Проверка усвоения практических навыков по туристской технике осуществляется два раза в год в конце учебных полугодий на специальной контрольной дистанции.
Дистанция не должна быть сложной, но обязательно должна включать все основные виды препятствий (Приложение 4).
Судейство осуществляется по бесштрафной системе.
Освоение туристской техники отслеживается путем сравнения времени прохождения учащимся контрольной дистанции с эталонным временем. За эталонное время принимаем результат прохождения дистанции подготовленным учащимся соответствующего возраста и пола. Если принять освоение технических приемов лучшим туристом за стопроцентное, то процент освоения технических приемов учащихся можно определить по формуле:
П = Тэ: То Х 100,
где Тэ – эталонное время, сек; То – время учащегося, сек
Результаты аттестации сводятся в таблицы, содержащие сведения о времени прохождения каждым учащимся контрольной дистанции и проценте освоения им технических навыков и усредненные данные по группам учащихся и по всем группам туристского объединения (таблицы 5 и 6).
Протокол результатов мониторинга
практических навыков учащихся кружкового объединения № ____
Таблица 5
№ | Фамилия, Имя учащегося | СТАРТ-ТЕСТ | ИТОГ-ТЕСТ | % освоения практ. части программы | ||
Т0, сек | П, % | Т0, сек | П, % | |||
Эталонное время ТЭ - сек Средний процент по группе |
Результаты стартового (итогового) тестирования
практических навыков кружковых объединений по годам обучения
Таблица 6
Группа № _______ 1 года обучения | Группа № _______ 2 года обучения | ИТОГО | |||||
Кол-во детей | Среднее время Т0 | % | Кол-во детей | Среднее время Т0 | % | Общее кол-во детей | % |
Учебный план
№ | Наименование темы | Количество часов | |||
Всего | теория | практика | Форма аттестации/контроля | ||
1 | Туризм как образ жизни. | 4 | 2 | 2 | беседа, опрос |
2 | Смоленщина, её | 6 | 2 | 4 | |
туристические возможности. | опрос | ||||
3 | Экологические проблемы Смоленской области. | 6 | 4 | 2 | тестирование |
4 | Организация путешествия. | 12 | 6 | 6 | опрос, практическое задание |
5 | Краеведческая работа | 4 | 4 | - | викторина |
Памятные места | |||||
Смоленщины. | |||||
6 | Снаряжение для водных, горных пеших походов. Специальное туристское снаряжение. | 18 | 6 | 12 | практическое задание |
7 | Особенности походов. | 10 | 4 | 6 | практическое задание |
8 | Промежуточная аттестация. | 2 | практическое задание | ||
9 | Специальная подготовка. Преодоление препятствий. | 20 | 2 | 18 | соревнования |
10 | Виды туристских узлов и их предназначение. Вязка туристских узлов. | 24 | 2 | 22 | опрос, зачет |
11 | Доврачебная помощь. | 12 | 2 | 10 | опрос |
Походная аптечка. | |||||
12 | Картографическая и топографическая подготовка. | 18 | 2 | 16 | контрольное задание на местности |
13 | Физическая подготовка. | 30 | - | 30 | зачет |
14 | Подготовка к многодневному походу. | 30 | 20 | 10 | практическое задание |
15 | Подготовка к соревнованиям | 18 | - | 18 | соревнования |
16 | Итоговая аттестация. | 2 |
|
| практическое задание |
| Итого: | 216 | 42 | 170 |
|
Содержание учебного плана
Тема 1. Туризм как образ жизни.
Теоретическая часть: Пеший, водный, горный туризм, их особенности. Правила поведения в окружающей среде: чистота малым рекам, озерам и родникам.
Практическая часть: Охрана окружающей среды на протяжении всего маршрута. Параметры исследования рек и озер.
Форма контроля: беседа, опрос.
Тема 2. Смоленщина, ее туристические возможности.
Теоретическая часть: Археологические памятники Монастырщинского района. Реки и озера Смоленщины в развитии туризма.
Практическая часть: Работа с топографической картой по обозначению памятных мест. Самостоятельная разработка водных и пеших маршрутов.
Форма контроля: опрос.
Тема 3. Экологические проблемы Смоленской области и пути их решения. «Белая» книга Смоленщины.
Теоретическая часть: Негативное воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду:
1) загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв;
2) охрана растительного и животного мира;
3) радиационная обстановка;
4) влияние факторов среды обитания на здоровье населения;
5) экологическая оценка состояния Монастырщинского района;
6) строительство и реконструкция очистных сооружений на предприятиях, утилизация хозяйственных, бытовых и промышленных отходов.
Практическая часть: Ознакомление с «Белой» книгой Смоленской области (просмотр фотографий).
Форма контроля: тестирование.
Тема 4. Организация путешествия: цеди, задачи, раскладка продуктов, финансирование, транспорт.
Теоретическая часть: План подготовки к походу. Права и обязанности участников путешествия на маршруте. Нормы нагрузки туриста. Правильно и целесообразно провести раскладку продуктов для похода (беседа о скоропортящихся продуктах, о правилах хранения, специальной посуде). Способы финансирования и сметы расходов путешествий. Правила поведения на транспорте.
Практическая часть: Разработка однодневных и многодневных походов, составление сметы расходов, списка личного и группового снаряжения, проверка снаряжения, распределение обязанностей среди участников похода. Оформление материала путешествия (технические отчеты, дневники, фото).
Форма контроля: опрос, практическое задание
Тема 5. Краеведческая работа как необходимая составляющая путешествия. Памятные места Смоленщины.
«Великие земляки края Смоленского».
Теоретическая часть: Знакомство с памятными местами Смоленской области: усадьба Барышникова в Алексине, в Николо-Погорелое, музей-усадьба Грибоедова, музей-усадьба М.И. Глинки, «Теремок» в поселке Фленово, поселок Пржевальское, усадьба А. П. Энгельгардта в д. Батищево, усадьбы М. Исаковского, А. Твардовского, М. Н. Тухачевского, П. С. Нахимова, С.Т.Коненкова, М. А. Огорова (Руднянский район), музей-усадьба Ю.А.Гагарина. Эколого-краеведческие туристские умения и способы действий: распознавание объектов и явлений природы, подлежащих охране, определение ценности.
Форма контроля: викторина
Тема 6. Снаряжение для водных, пеших, горных, лыжных походов.
Специальное туристское снаряжение.
Теоретическая часть: Групповое и личное снаряжение для водных, пеших, горных, лыжных походов. Виды палаток, рюкзаков и их назначение. Состав ремонтного набора для разных видов похода. Самодельное туристское снаряжение (колышки, стойки для палаток, костровое оборудование).
Практическая часть:
Составление списка личного и группового снаряжения. Правильная установка и слияние палаток различного вида. Особенности комплектации рюкзаков. Правильное расположение и устройство бивака.
Форма контроля: практическое задание
Тема 7. Особенности водных, пеших и лыжных походов.
Теоретическая часть: Особенности водного, пешего, лыжного похода: климатические условия, способы передвижения, групповое и личное снаряжение для всех видов похода. Особенности сезонного бивака, кострище и правила их выбора.
Практическая часть: Отработка тактики хождения на лыжах, байдарках.
Форма контроля: практическое задание
Тема 8. Промежуточная аттестация
Форма проведения: практическое задание
Тема 9. Специальная подготовка: преодоление препятствий с помощью альпинистского снаряжения.
Теоретическая часть: Особенности хождения туристов в разном природном окружении, преодоление естественных препятствий (техника), поведенческие умения.
Практическая часть: Тренировка по наведению навесной переправы, переправы по бревну через ручей (овраг), организация страховки и самостраховки с помощью альпинистского снаряжения (веревки, репшнуры, карабины, обвязки).
Туристическая полоса препятствий: «Параллельные веревки», «воздушная переправа», «паутина», «бабочка», «подвесное бревно». Отработка поведенческих эколого-туристских умений хождения в природном окружении, подъем и спуск по травянистому крутому склону, зарослям леса и кустарниками.
Фома контроля: практическая работа, соревнование
Тема 10. Виды туристских узлов и их предназначение.
Вязка туристских узлов.
Теоретическая часть: Виды туристских узлов и их предназначение
Практическая часть: Вязка туристских узлов
Фома контроля: зачет
Тема 11. Доврачебная медицинская помощь.
Походная аптечка. Лекарственные растения.
Теоретическая часть: Основы первой медицинской помощи.
Практическая часть: Наложение повязок при вывихе, порезах.
Наложение шины при переломе бедра, конечностей в походных условиях.
Транспортировка больного при повреждении позвоночника. Наложение жгута при кровотечениях. Сбор лекарственных растений в летнем походе и их правильное хранение и использование.
Форма контроля: опрос
Тема 12. Картографическая и топографическая подготовка. Способы ориентирования на местности. Спортивное ориентирование.
Теоретическая часть: Карта и приемы работы с ней. Работа с компасом, определение азимута.
Практическая часть: Определение расстояния на местности приборами и на глаз. Глазомерная съемка участка пути, площадная топографическая съемка. Ориентирование на местности с помощью карт и местных признаков, определение точки стояния. Движение по азимуту, определение азимута на предмет. Чтение топографической карты и карты спортивного ориентирования. Топографический диктант, задания и упражнения по карте.
Форма контроля: контрольное задание на местности
Тема 13. Физическая подготовка
Практическая часть: Спортивные тренировки в спортзале: тренировка выносливости, вестибулярного аппарата, упражнения для всех групп мышц, занятия на перекладине и шведской стенке. Тренировка на местности (гимнастические упражнения, кросс). Элементы «школы выживания».
Форма контроля: зачет
Тема 14. Подготовка к многодневному походу.
Теоретическая часть: Правила организации и проведения туристического похода. Комплектация личного и группового снаряжения для летнего пешего и водного похода. Питьевой режим в походе, правила обеззараживания воды, умывание, купание. Выбор места для бивака, его устройство на ночлег. Разработка маршрута. Составление сметы расходов. Составление походного меню. Особенности аптечки и ремнабора для летнего периода, их пополнение.
Практическая часть: Подвижные игры и заполнения дневника. Правила и умения в походе пользоваться топором, лопатой, ремонтным набором и другими инструментами. Техника безопасности возле костра при подготовке пищи.
Форма контроля: практическое задание
Тема 15. Подготовка к соревнованиям
Практическая часть: подготовка снаряжения для соревнований: верёвки, карабины, обвязки, разметка, личное снаряжение.
Форма контроля: соревнования
Тема 16. Итоговая аттестация
Форма проведения: практическая работа
Календарный учебный график
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Форма проведения | Форма контроля |
1 | Пеший, водный, горный туризм, их особенности. Правила поведения в окружающей среде: чистота малым рекам, озерам и родникам. | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
2 | Охрана окружающей среды на протяжении всего маршрута. Параметры исследования рек и озер. | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
3 | Археологические памятники Монастырщинского района. Реки и озера Смоленщины в развитии туризма. | 2 | Ьеседа | Текущий контроль | |
4 | Работа с топографической картой по обозначению памятных мест. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
5 | Самостоятельная разработка водных и пеших маршрутов. | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
6 | Негативное воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду: загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв; охрана растительного и животного мира; радиационная обстановка; | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
7 | Негативное воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду: влияние факторов среды обитания на здоровье населения; экологическая оценка состояния Монастырщинского района; строительство и реконструкция очистных сооружений на предприятиях, утилизация хозяйственных, бытовых и промышленных отходов. | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
8 | Ознакомление с «Белой» книгой Смоленской области (просмотр фотографий). | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
9 | План подготовки к походу. Права и обязанности участников путешествия на маршруте. | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
10 | Нормы нагрузки туриста. | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
11 | Правильно и целесообразно провести раскладку продуктов для похода (беседа о скоропортящихся продуктах, о правилах хранения, специальной посуде). | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
12 | Способы финансирования и сметы расходов путешествий. | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
13 | Правила поведения на транспорте. | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
14 | Разработка однодневных и многодневных походов, составление сметы расходов, списка личного и группового снаряжения, проверка снаряжения, распределение обязанностей среди участников похода. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
15 | Оформление материала путешествия (технические отчеты, дневники, фото). | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
16 | Спортивные тренировки в спортзале: тренировка выносливости, вестибулярного аппарата, упражнения для всех групп мышц, занятия на перекладине и шведской стенке. | 2 | Индивидуальная, в парах, групповая | Текущий контроль | |
17 | Знакомство с памятными местами Смоленской области | 2 | Групповая | Соревнования | |
18 | Эколого-краеведческие туристские умения и способы действий: распознавание объектов и явлений природы, подлежащих охране, определение ценности. | 2 | Беседа | Соревнования | |
19 | Групповое и личное снаряжение для водных, пеших, горных, лыжных походов. | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
20 | Составление списка личного и группового снаряжения. | 2 | Индивидуальная, нрупповая | Тестирование | |
21 | Виды палаток, рюкзаков и их назначение. | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
22 | Правильная установка и слияние палаток различного вида. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
23 | Тренировка на местности (гимнастические упражнения, кросс) | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
24 | Состав ремонтного набора для разных видов похода. | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
25 | Особенности комплектации рюкзаков. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
26 | Самодельное туристское снаряжение (колышки, стойки для палаток, костровое оборудование). | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
27 | Правильное расположение и устройство бивака | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
28 | Виды туристских узлов и их предназначение | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
29 | Вязка туристских узлов | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
30 | Промежуточная аттестация | 2 | Индивидуальная | Тестирование | |
31 | Тренировка на местности (гимнастические упражнения, кросс) | 2 | Индивидуальная, в парах, групповая | Текущий контроль | |
32 | Карта и приемы работы с ней. Работа с компасом, определение азимута. | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
33 | Определение расстояния на местности приборами и на глаз. | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
34 | Вязка туристских узлов | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
35 | Глазомерная съемка участка пути, площадная топографическая съемка. | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
36 | Глазомерная съемка участка пути, площадная топографическая съемка. | 2 | Индивидуальная | Текущий контроль | |
37 | Ориентирование на местности с помощью карт и местных признаков, определение точки стояния. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
38 | Спортивные тренировки в спортзале: тренировка выносливости, вестибулярного аппарата, упражнения для всех групп мышц, занятия на перекладине и шведской стенке | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
39 | Вязка туристских узлов | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
40 | Ориентирование на местности с помощью карт и местных признаков, определение точки стояния. | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
41 | Движение по азимуту, определение азимута на предмет. | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
42 | Чтение топографической карты и карты спортивного ориентирования. | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
43 | Топографический диктант, задания и упражнения по карте. | 2 | Индивидуальная | Текущий контроль | |
44 | Вязка туристских узлов | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
45 | Тренировка на местности (гимнастические упражнения, кросс). | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
46 | Особенности хождения туристов в разном природном окружении, преодоление естественных препятствий (техника), поведенческие умения. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
47 | Тренировка по наведению навесной переправы, переправы по бревну через ручей (овраг), организация страховки и самостраховки с помощью альпинистского снаряжения (веревки, репшнуры, карабины, обвязки). | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
48 | Тренировка по наведению навесной переправы, переправы по бревну через ручей (овраг), организация страховки и самостраховки с помощью альпинистского снаряжения (веревки, репшнуры, карабины, обвязки). | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
49 | Тренировка по наведению навесной переправы, переправы по бревну через ручей (овраг), организация страховки и самостраховки с помощью альпинистского снаряжения (веревки, репшнуры, карабины, обвязки). | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
50 | Вязка туристских узлов | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
51 | Отработка поведенческих эколого-туристских умений хождения в природном окружении, подъем и спуск по травянистому крутому склону, зарослям леса и кустарниками. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
52 | Элементы «школы выживания». | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
53 | Отработка поведенческих эколого-туристских умений хождения в природном окружении, подъем и спуск по травянистому крутому склону, зарослям леса и кустарниками. | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
54 | Отработка поведенческих эколого-туристских умений хождения в природном окружении, подъем и спуск по травянистому крутому склону, зарослям леса и кустарниками. | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
55 | Вязка туристских узлов | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
56 | Тренировка по наведению навесной переправы, переправы по бревну через ручей (овраг), организация страховки и самостраховки с помощью альпинистского снаряжения (веревки, репшнуры, карабины, обвязки). | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
57 | Отработка поведенческих эколого-туристских умений хождения в природном окружении, подъем и спуск по травянистому крутому склону, зарослям леса и кустарниками. | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
58 | Туристическая полоса препятствий: «Параллельные веревки», «воздушная переправа», «паутина», «бабочка», «подвесное бревно». | 2 | Индивидуальная | Текущий контроль | |
59 | Спортивные тренировки в спортзале: тренировка выносливости, вестибулярного аппарата, упражнения для всех групп мышц, занятия на перекладине и шведской стенке. | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
60 | Вязка туристских узлов | 2 | Индивидуальная | Текущий контроль | |
61 | Особенности водного, пешего, лыжного похода: климатические условия, способы передвижения, групповое и личное снаряжение для всех видов похода. | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
62 | Особенности сезонного бивака, кострище и правила их выбора. | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
63 | Отработка тактики хождения на лыжах, байдарках. | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
64 | Вязка туристских узлов | 2 | Индивидуальная | Текущий контроль | |
65 | Отработка тактики хождения на лыжах, байдарках. | 2 | В парах, групповая | Текущий контроль | |
66 | Тренировка на местности (гимнастические упражнения, кросс). | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
67 | Отработка тактики хождения на лыжах, байдарках. | 2 | Индивидуальная | Текущий контроль | |
68 | Основы первой медицинской помощи. | 2 | Индивидуальная, в парах | Текущий контроль | |
69 | Вязка туристских узлов | 2 | Индивидуальная | Текущий контроль | |
70 | Наложение повязок при вывихе, порезах. | 2 | Индивидуальная, в парах | Текущий контроль | |
71 | Наложение шины при переломе бедра, конечностей в походных условиях. | 2 | Индивидуальная, в парах | Текущий контроль | |
72 | Транспортировка больного при повреждении позвоночника. | 2 | Индивидуальная, в парах | Текущий контроль | |
73 | Элементы «школы выживания». | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
74 | Вязка туристских узлов | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
75 | Наложение жгута при кровотечениях. | 2 | Индивидуальная, в парах | Текущий контроль | |
76 | Сбор лекарственных растений в летнем походе и их правильное хранение и использование. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
77 | Подготовка снаряжения для соревнований: верёвки, карабины, обвязки, разметка, личное снаряжение. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
78 | Вязка туристских узлов | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
79 | Правила организации и проведения туристического похода. | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
80 | Спортивные тренировки в спортзале: тренировка выносливости, вестибулярного аппарата, упражнения для всех групп мышц, занятия на перекладине и шведской стенке. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
81 | Подготовка снаряжения для соревнований: верёвки, карабины, обвязки, разметка, личное снаряжение. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
82 | Правила организации и проведения туристического похода. | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
83 | Вязка туристских узлов | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
84 | Питьевой режим в походе, правила обеззараживания воды, умывание, купание. | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
85 | Выбор места для бивака, его устройство на ночлег. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
86 | Подготовка снаряжения для соревнований: верёвки, карабины, обвязки, разметка, личное снаряжение. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
87 | Тренировка на местности (гимнастические упражнения, кросс). | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
88 | Разработка маршрута | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
89 | Разработка маршрута | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
90 | Составление сметы расходов. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
91 | Составление походного меню. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
92 | Подготовка снаряжения для соревнований: верёвки, карабины, обвязки, разметка, личное снаряжение. | 2 | Индивидуальная, групповая | Текущий контроль | |
93 | Составление походного меню. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
94 | Элементы «школы выживания». | 2 | Групповая | Тестирования | |
95 | Особенности аптечки и ремнабора для летнего периода, их пополнение. | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
96 | Правила и умения в походе пользоваться топором, лопатой, ремонтным набором и другими инструментами | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
97 | Спортивные тренировки в спортзале: тренировка выносливости, вестибулярного аппарата, упражнения для всех групп мышц, занятия на перекладине и шведской стенке. | 2 | Групповая, в парах | Текущий контроль | |
98 | Техника безопасности возле костра при подготовке пищи. | 2 | Беседа | Текущий контроль | |
99 | Подготовка снаряжения для соревнований: верёвки, карабины, обвязки, разметка, личное снаряжение. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
100 | Подвижные игры и заполнения дневника | 2 | Игровая, групповая | Текущий контроль | |
101 | Подвижные игры и заполнения дневника | 2 | Игровая, групповая | Текущий контроль | |
102 | Тренировка на местности (гимнастические упражнения, кросс). | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
103 | Подвижные игры и заполнения дневника | 2 | Игровая, групповая | Текущий контроль | |
104 | Подготовка снаряжения для соревнований: верёвки, карабины, обвязки, разметка, личное снаряжение. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
105 | Элементы «школы выживания». | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
106 | Подготовка снаряжения для соревнований: верёвки, карабины, обвязки, разметка, личное снаряжение. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
107 | Подготовка снаряжения для соревнований: верёвки, карабины, обвязки, разметка, личное снаряжение. | 2 | Групповая | Текущий контроль | |
108 | Итоговая аттестация | 2 | Индивидуальная | Тестирование |
Информационно – методическое обеспечение
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1. Туризм – как образ жизни. Виды туризма.
Охрана природы в путешествиях.
Методы обучения: информационно – сообщающий.
Форма организации образовательного процесса: коллективная.
2. Смоленщина – её туристические возможности.
Методы обучения: информационно – сообщающий, частично – поисковый.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
3. Экологические проблемы Смоленской области.
Методы обучения: информационный, объяснительный.
Форма организации образовательного процесса: коллективная.
4. Организация путешествия.
Методы обучения: объяснительный, информационный.
Форма организации образовательного процесса: групповое занятие вместе с родителями.
5. Краеведческая работа. Памятные места Смоленщины.
Методы обучения: информационно – сообщающий, иллюстрированный.
Форма организации образовательного процесса: коллективная
6. Снаряжение для походов. Специальное туристское снаряжение.
Методы обучения: объяснительный, метод убеждения.
Форма: групповая.
7. Особенности водных, пеших и лыжных походов.
Методы обучения: информационный, объяснительный.
Форма организации образовательного процесса: групповая, фронтальная.
8. Промежуточная аттестация.
Форма проведения: практическая работа
9. Специальная подготовка. Преодоление препятствий.
Методы обучения: объяснительный, наглядный.
Форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная
10.Виды туристических узлов и их предназначение. Вязка узлов.
Методы обучение: объяснительный, метод убеждения, наглядный.
Форма организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая.
11. Доврачебная помощь. Походная аптечка.
Методы обучения: информационный, объяснительный, наглядный.
Форма организации образовательного процесса: индивидуальная, коллективная.
12. Картографическая и топографическая подготовка.
Способы ориентирования на местности.
Методы обучения: объяснительный, исполнительский, иллюстративный, частично – поисковый.
Форма организации образовательного процесса: коллективная, фронтальная.
13. Физическая подготовка.
Методы обучения: исполнительский, метод убеждения.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
14. Подготовка к многодневному походу.
Методы обучения: объяснительный, инструктированный, наглядный.
Форма: групповая, индивидуальная
15. Подготовка к соревнованиям.
Методы: информационно – сообщающий, инструктированный.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
16. Итоговая аттестация
Методы: наглядный, информационный, иллюстративный.
Форма проведения: практическая работа.
Литература:
- Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. - 780 c.
- Аронова, Т.В. Педагогика физической культуры: Учебник для студентов высших учебных заведений / С.Д. Неверкович, Т.В. Аронова, А.Р. Баймурзин. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 368 c.
- Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко. - М.:Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 336 c.
- Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.
- Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
- Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 c.
- Велитченко В. К, Физкультура без травм. [Текст] / В.К. Велитченко - М.: Просвещение, 2013.
- Гастюшин А. В., Шубина С. И. Азбука выживания. [Текст] /А.В. Гастюшин - М.: Знание, 2012.
- Дианов, Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина - М.: КноРус, 2012. - 184 c.
- Дрогов И.А. Организационное и программно-методическое обеспечение учебно тренировочной работы в спортивно-оздоровительном туризме /Монография/ - М.: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2014.
- Демичев С.В. Первая помощь при травмах и заболеваниях. [Текст] / С.В. Демичев - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012
- Елисеева К.Н., Челноков А.С. Естественнонаучная подготовка школьников к туристско-краеведческим соревнованиям (методические рекомендации). – Южно-Сахалинск: ОАО «Сахалинская областная типография», 2016. – 20 с.
- Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма. [Текст] / Е.Ю. Колбовский - М.: Академия, 2013
- Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности. [Текст] / Н.В. Косолапова - М.: КНОРУС, 2012
- Константинов Ю.С., Слесарева Л.П. Туристско-краеведческая деятельность в школе: Учебно-методическое пособие — М.: МосгорСЮТур, 2012
- Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися [Текст] / Под общ. ред. М.М. Бостанджогло. – Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ДОД «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения Российской Федерации». – М.: Изд-во «Канцлер», 2015. - 24 с.
- Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. [Текст] / А.М. Митяева - М.: Академия, 2012
- Сборник методических рекомендаций по организации и проведению туристских походов выходного дня. – Южно-Сахалинск, 2016. – 24 с.
- Словарь юного туриста-краеведа: учебно-метод. пособие / Ю.С. Константинов, А.И. Персин, В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн / под общ. редакцией доктора педагогических наук Ю.С. Константинова. – М.: АНО «ЦНПРО», 2014. – 208 с.
- Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 431 c.
Дополнительная литература для учащихся:
- Азаров, А. В. Обеспечение и защита прав граждан при оказании медицинской помощи / А.В. Азаров. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 192 c.
- Алексеев А.А. Пособие по составлению отчетов о туристских походах, путешествиях и спортивных турах/ А.А. Алексеев. - М. 2004
- Аслезов, С. Штурм голубого континента / С. Аслезов. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 833 c.
- Бабкин, А.В. Туризм. Специальные виды туризма: учеб.пособие / А.В. Бабкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2012 – 252 с.
- Бардин, К.В. Азбука туризма (о технике пешеходных путешествий) [Текст]: учебно-методическое пособие/ К. В. Бардин. М.: 2004. 198 с.
- Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. - М.: Советский спорт, 2013. - 431 c.
- Богатов А.П. Безопасность в туризме/ А.П. Богатов . – М.: Форум, 2007. – 176 с.
- Верба И. А., Голицын С. М. Туризм в школе; Физкультура и спорт - Москва, 2011. - 160 c.
- Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни : Учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2013. - 240 c.
- Горнолыжный спорт; Физкультура и спорт - Москва, 2012. - 270 c.
- Давыдов В.Ю. Безопасность на воде и оказание помощи пострадавшими. [Текст] / В.Ю. Давыдов -М.: Советский спорт, 2013
- Демичев С.В. Первая помощь при травмах и заболеваниях. [Текст] / С.В. Демичев - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012
- Дурович А.П.: Организация туризма/ А.П. Дурович. - СПб.: Питер, 2009
- Захаренко, О.В. Неотложная медицинская помощь. Симптомы, первая помощь на дому / О.В. Захаренко. - М.: Книга по Требованию, 2010. - 288 c.
- Киселев, П. А. Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время / П.А. Киселев, С.Б. Киселева, Е.П. Киселева. - М.: Планета, 2015. - 272 c.
- Константинов Ю. С. «Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей»/ М.: ФЦДЮТК, 2012-180 с.
- Луговьер, Д.А. Туризм и фотография; Профиздат - Москва, 2010. - 127 c.
- Макаров, В. М. Подготовка туристов горного и пешеходного видов с применением технических средств: дис. канд. пед. наук [Текст]/ В.М. Макаров. -Тула, 2014-190с.
- Марьясис, Е.Д. Азбука здоровья семьи / Е.Д. Марьясис, Ю.К. Скрипкин. - М.: Медицина, 2013. - 208 c.
- Махов И.И. Туризм на уроках физической культуры для 5-8 классов. [Текст] / И.И. Махов - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2012
- Окладникова Е.А. Международный туризм. География туристских ресурсов мира/ Е.А. Окладникова. – М.: Учитель и ученик, Омега-Л, 2002. – 384 с.
- Сенин В.С.. Туризм. Мини-словарь/ В.С. Сенин. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 64 с.
- Сидорчук, Е.В Подготовка туриста [Текст]: учебное пособие /Е. В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 208 с.
- Соколова М.В. История туризма, Учебное пособие./ - М.: Мастерство, 2012. - 352 с
- Черныш, И. В. Походная энциклопедия путешественника / И. В. Черныш. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2013. – 448 с.
Приложение 1
Вступительный тест
Основы туристской подготовки.
1. Кто в походе отвечает за жизнь и безопасность?
а) руководитель
б) завхоз
в)медик
2. Что относится к костровому снаряжению?
а) кружка
б) топор
в) тросик с крючками
3. Подготовка к походу нужна для того, чтобы:
а) хорошо знать маршрут
б) взять с собой необходимое количество продуктов
в) сделать поход безопасным и интересным
4. Переход реки вброд осуществляется:
а) в одном месте и по одному пути
б) каждый самостоятельно выбирает место брода
в) по одному пути парами
5. Преодолев препятствия на маршруте, направляющий должен:
а) идти в прежнем своем темпе б) замедлить шаг в) остановиться на привал
6. Что надо взять в ремнабор для ремонта лямок рюкзака?
а) напильник
б) толстую иглу
в) капроновые нитки
7. По каким признакам можно определить возможность переправы вброд:
а) отсутствие на берегах растительности
б) тёмный цвет воды в реке
в) мелкая рябь на поверхности воды
8. В походе на завтрак обычно рекомендуется употреблять около:
а) 60% калорийности суточного рациона
б) 10% калорийности суточного рациона
в) 30% калорийности суточного рациона
9. Жажду может вызвать пересыхание слизистой оболочки рта (ложная жажда).
Чтобы избавиться от этого, можно:
а) сосать кислые конфеты и сухофрукты
б) съесть кусочек копченного сала
в) остановиться на продолжительный привал и выпить 2 – 3 кружки воды
10. Основное направление в работе по безопасности похода:
а) соблюдение режима дня
б) предупреждение травматизма и несчастных случаев
в) словесные предупреждения
11. Основными причинами несчастных случаев на воде являются:
а) купание в запрещённых и незнакомых местах
б) длительное пребывание на солнце
в) шалости и игры на воде
Топография и ориентирование.
12. От чего зависит средняя длина шага ?
а) от размера стопы
б) от роста человека
в) от рельефа местности
13. Карту местности перед походом нужно хорошо изучить прежде всего для того, чтобы:
а) знать наиболее интересные места
б) чтобы не заблудиться, ориентируясь на местности
в) знать, где лучше разбить лагерь и отдохнуть
14. На какие группы делятся топографические знаки?
а) названия
б) растительность
в) дороги
15. Определите название топографического знака.
16. Приметами хоженой тропы могут быть:
а) высокая трава
б) низкая трава
в) следы от транспорта
Краеведение
17. Кемеровская область расположена
а) на западном побережье Баренцева моря
б) в предгорьях Кавказа
в) на юго-востоке Западно-Сибирской равнины и северных отрогах Алтайских гор
18. Самая крупная река Кузбасса?
а) Кия б) Иня в) Томь
19. Какое старое название было у города Кемерово?
а) Новониколаевка
б) Кольчугино
в)Щегловск
20. Породы каких хвойных деревьев преобладают в северной части Кемеровской области?
а) ель б) пихта в) лиственница
21. Какой самый распространённый грызун наших лесов?
а) белка б) бурундук в) суслик
22. Самая крупная осёдлая птица наших лесов?
а) тетерев б) глухарь в) сова
Основы гигиены и первая помощь
23. Температуру тела помогает снизить:
а) мята
б) подорожник
в) листья и ягоды малина
24 Симптомы солнечного удара:
а) характерные симптомы отсутствуют
б) лицо сначала краснеет, затем бледнеет, появляется головная боль, головокружение
в) общая слабость, шум в ушах, пульс едва прощупывается, дыхание еле заметно
25. Какие из перечисленных медицинских средств нужно применять при пищевом отравлении?
а) уголь активированный
б) валидол
в) анальгин
26. В каких случаях применяется парацетамол?
а) при болях в сердце
б) при повышенном артериальном давлении
в) при повышенной температуре
Туристская техника преодоления дистанций.
27. Каким узлом блокируется страховочная система, состоящая из грудной и беседочной обвязок?
а) проводник
б) восьмерка
в) булинь
28. Какая команда подается при провисании страховочной веревки?
а) подтяни.
б) выбери
в) возьми
29. Самостраховкой на подъеме является:
а) фсу
б) скользящий карабин
в) жумар
Общая и специальная физическая подготовка.
30. Основой предупреждения спортивных травм на тренировках является:
а) измерение пульса
б) измерение давления
в) разминка
Приложение 2
Основы туристской подготовки
1. Нормативным документом по туризму не является:
а) правила соревнований
б) регламенты дисциплин
в) список рекомендуемого снаряжения для пешеходного похода
2. Подготовка к походу нужна для того, чтобы:
а) хорошо знать маршрут
б) взять с собой необходимое количество продуктов
в) сделать поход безопасным и интересным
3. Протяженность похода составляет 193 км, длительность – 11дней.
Какова категория сложности этого похода?
а) 3 кат. сложности
б) 2 кат. сложности
в) 1 кат. сложности
4. Что входит в личное снаряжение туриста?
а) спальник
б) топор и пила
в) одежда и обувь
5. Каким образом преодолевается дерево, перегораживающее тропу?
а) перепрыгнуть через дерево
б) перешагнуть через дерево
в) наступить на дерево и перешагнуть через него
6. Назовите главное требование к биваку:
а) близость к населенному пункту
б) безопасность
д) отсутствие комаров
7. Перечислите, под какой буквой находится узел для образования надежной петли:
а) б) в)
8. Чем тяжелее работа на маршруте, чем выше в горы, чем жарче погода, тем больше надо добавлять в дневной рацион:
а) жиров б) углеводов в) белков
9. Переход реки вброд осуществляется:
а) в одном месте и по одному пути
б) каждый самостоятельно выбирает место
в) по одному пути парами
10. При движении, в колонне по одному, по крутым камнепадным склонам, осыпям следует:
а) двигаться в плотную друг к другу
б) выдерживать дистанцию между участниками 3 – 4 метра
в) идти парами
11. Назовите возможные способы преодоления водной преграды
а) вброд
б) навесная переправа
в) на рюкзаке
12. Выбери из ответов, какие опасности подстерегают туриста в походе при разбивке бивака:
а) болото
б) песок
в) обрыв
13. Назовите локальные естественные препятствия в походах
а) перевал
б) переправа
в) лес
Топография и ориентирование.
14. Что указывает направление склона на топографической карте?
а) бергшрунды
б) бергштрихи
в) фуршеты
15. От чего зависит выбор ориентирования?
а) от цели похода
б) от температуры воздуха
в) от рельефа местности
16. Каким цветом изображаются на картах гидрографические объекты?
а) желтым
б) зеленым
в) синим
17. Какова правильная тактика движения ориентировщика
в труднопроходимом лесу?
а) по азимуту
в) по местным предметам
б) по сопутствующим ориентирам
19. Что на карте означает знак Х?
а) особый объект, для которого
нет условного знака
б) микроямка
в) воронка
Краеведение.
20. Часть Кемеровской области занята низменностью
а) на севере и в центральной части
б) на юго-востоке
в) на юге
21. Какое старое название было у города Кемерово?
а) Новониколаевка
б) Кольчугино
в) Щегловск
22. К какому бассейну относятся внутренние воды нашей области?
а) Оби и Карского моря б) Енисея и Карского моря в) Лены и Карского моря
23. Какое самое глубокое озеро природного происхождения в нашей области?
а) Среднетерсинское б) Чёрное в) Алчедат
24. Когда происходит ледоход на реках Кемеровской области?
а) в апреле б) в мае в) в июне
Обеспечение безопасности.
25. При оказании помощи лежащему пострадавшему, находящемуся в сознании, необходимо помнить о том, что:
а) возможен перелом позвоночника;
б) нужно положить его в безопасное положение;
в) важно позаботиться о необходимых медицинских принадлежностях и лекарствах.
26. Основное направление в работе по безопасности похода:
а) соблюдение режима дня
б) предупреждение травматизма и несчастных случаев
в) словесные предупреждения
27. Основная причина чрезвычайных ситуаций в походе:
а) неблагоприятные метеорологические условия
б) недостаток снаряжения
в) слабая дисциплина в группе
Туристская техника преодоления дистанций.
28. Назовите технический этап для дистанции 2-го класса.
а) навесная переправа с наведением перил
б) навесная переправа
в) навесная переправа с пострадавшим
29. Самостраховкой на спуске является:
а) фсу
б) скользящий карабин
в) жумар
30. Способы контроля за физической нагрузкой.
а) измерить пульс
б) измерить объем груди
в) измерить рост
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления детского объединения "Атлант"
Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического...
Итоговая работа на курсах повышения квалификации "Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности"
Совместная деятельность детей дошкольного возраста с родителями в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительному направлению: «Спортивные игры» (баскетбол 1 час в неделю)
Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 4-5х классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления. Данная...
ПРОГРАММА дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Волейбол».
Цель программы: создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий, привитию занимающимся любви к волейболу, интереса к регулярным занятиям и росту их спортивного мастерства;-подготовка...
С.А. Диденко. Программа дополнительного образования «Современно-спортивный танец СТАРСинки»
Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к совершенству и, конечно, к прекрасному, в самом высоком и широком смысле этого понятия. Творческая деятельность развивает чувс...
Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.Бокс
Нестабильная социально-экономическая обстановка приводит к росту негативных явлений и вредных привычек в молодёжной среде, снижает общий уровень духовности. Такая тенденция требует усиления воспитател...
Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности в начальной и основной школе
Интегрированный урок по физической культуре и математике в 5 классах...