ПРОГРАММА дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Волейбол».
рабочая программа по физкультуре (7 класс) на тему
Цель программы: создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий, привитию занимающимся любви к волейболу, интереса к регулярным занятиям и росту их спортивного мастерства;
-подготовка физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов;
-на основе высокой общей и целенаправленной специальной физической подготовки занимающихся постоянно совершенствовать их техническую подготовку и уровень тренированности;
-организация систематической воспитательной работы;
-привитие спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины, преданности своему коллективу;
-укрепление здоровья занимающихся, соблюдение ими требований личной и общественной гигиены;
-систематическое проведение спортивных соревнований и активное участие в них членов секций.
В соответствии с целями формируются задачи программы:
-расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использования их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни;
-совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной спортивно – рекреационной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;
-воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности;
-повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыком игры;
-подготовка инструкторов и судей по волейболу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОГРАММА дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Волейбол». | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Школа п.Харп
Утверждена РЕС
Протокол №1 от 27 сентября 2010 года
ПРОГРАММА
дополнительного образования
физкультурно-спортивной направленности
«Волейбол».
Возраст детей:12-18 лет.
Срок реализации: 3 года
Автор: учитель физической культуры
МОУ Школа п.Харп
Макарова М.Н.
Пояснительная записка
Программа составлена на основании примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и комплексной программы по физическому воспитанию, адаптирована для занятий в общеобразовательной школе.
Программа служит основным документом для построения многолетней подготовки волейболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания школьного возраста. В данной программе представлено содержание работы на этапе начальной подготовки.
Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов.
Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками.
В процессе игровой деятельности занимающиеся проявляют положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу, желание победить.
Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.
Из выше сказанного вытекает актуальность использования данной программы в общеобразовательной школе.
Цель программы: создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий, привитию занимающимся любви к волейболу, интереса к регулярным занятиям и росту их спортивного мастерства;
-подготовка физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов;
-на основе высокой общей и целенаправленной специальной физической подготовки занимающихся постоянно совершенствовать их техническую подготовку и уровень тренированности;
-организация систематической воспитательной работы;
-привитие спортсменам навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины, преданности своему коллективу;
-укрепление здоровья занимающихся, соблюдение ими требований личной и общественной гигиены;
-систематическое проведение спортивных соревнований и активное участие в них членов секций.
В соответствии с целями формируются задачи программы:
-расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями избранного вида спорта и использования их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального образа жизни;
-совершенствование функциональных возможностей организма посредством направленной спортивно – рекреационной подготовки, организации педагогических воздействий на развитие основных биологических и психических процессов;
-воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности;
-повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения навыком игры;
-подготовка инструкторов и судей по волейболу;
Преимущество данной программы заключается в том, что она может применяться для подготовки волейболистов в общеобразовательных школах и системе дополнительного образования.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 306 часов, которые распределяются следующим образом:
- Группа начальной подготовки ГНП – 1 (первого года обучения) – 68 часов (два раза в неделю по 1 часу).
- Группа начальной подготовки ГНП – 2 (второго года обучения) – 102 часа (два раза в неделю по 1,5 часа).
- Группа начальной подготовки ГНП - 3 (третий год обучения) –153 часа (два раза в неделю: 2 и 2,5 часа).
В процессе обучения используются следующие методы: общепедагогические (словесные и наглядные), специфические (методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный).
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной, групповой, круговой и поточной форм учебной работы занимающихся.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- Вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- Текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме.
- Итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Наполняемость групп – 12-15 человек. Она обусловлена уровнем спортивной подготовки занимающихся.
№ п/п | Разделы подготовки | ГНП-1 | ГНП-2 | ГНП-3 |
1 | Теоретическая подготовка | 2 | 2 | 2 |
2 | Общая физическая подготовка | 15 | 8 | 25 |
3 | Специальная физическая подготовка | 8 | 8 | 8 |
4 | Техническая подготовка | 20 | 50 | 70 |
5 | Тактическая подготовка | 5 | 16 | 24 |
6 | Судейская практика | 7 | 7 | 10 |
7 | Соревнования | 7 | 7 | 10 |
8 | Контрольные испытания | 4 | 4 | 4 |
9 | Общее количество часов | 68 | 102 | 153 |
№ п\п | Контрольные нормативы | ГНП-1 | ГНП-2 | ГНП-3 | |||
м | д | м | д | м | д | ||
1 | Бег 30 м, с | 5,5 | 5,9 | 5,3 | 5,8 | 5,1 | 5,7 |
2 | Бег 30 м (5х6м), с | 12,0 | 12,2 | 11,5 | 11,9 | 11,0 | 11,5 |
3 | Прыжок в длину с места, см | 185 | 165 | 195 | 175 | 205 | 185 |
4 | Прыжок вверх с места, см | 40 | 34 | 45 | 38 | 54 | 44 |
Содержание курса
Группа начальной подготовки - 1 (68 часов)
Тема 1:
Вводное занятие(1 час).
Цели, задачи и содержание программы обучения. Правила техники безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.
Тема 2:
История развития волейбола (1час).
Изучение истории возникновения и развития волейбола. Правила игры.
Тема 3:
Общая физическая подготовка (15 часа).
Общее развитие игрока, приобретение правильной осанки. Развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков. Укрепление систем организма волейболиста, несущих основную нагрузку в игре.
Тема 4:
Специальная физическая подготовка (8часа)
Развитие физических качеств, специфичных для игровой деятельности. Развитие качеств и способностей, необходимых для овладения техникой и тактикой.
Тема 5:
Техническая подготовка (20 часов)
Овладение основной техникой игры: стойки и перемещения, передача мяча двумя руками сверху, передача мяча двумя руками через голову (назад), перебивание мяча кулаком через сетку в стойке и прыжке, прием мяча двумя руками снизу, прием подачи, подачи, нападающий удар, блокирование, защитные действия и страховка.
Тема 6:
Тактическая подготовка (5 часов)
Применение средств, способов, действий и форм ведения игр с учетом подготовленности команды и конкретной обстановки. Организация спортивной борьбы с помощью определенных действий команды.
Тема 7:
Участие в соревнованиях, судейская практика (14 часов)
Выполнение упражнений в условиях соревнований.
Тема 8:
Контрольные испытания (4 часа)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВОЛЕЙБОЛ ГНП-1 (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Правила поведения, техника безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе. | 1 |
2 | История возникновения и развития волейбола. Изучение правил игры | 1 |
3 | Обучение техники перемещений и стоек игрока. | 1 |
4 | Совершенствование техники перемещений. | 1 |
5 | Обучение техники приема и передачи мяча сверху двумя руками. | 1 |
6 | Обучение и совершенствование техники приема и передачи мяча снизу двумя руками | 1 |
7 | Занятие по ОФП, тестирование | 4 |
8 | Обучение и совершенствование техники приема и передачи мяча в движении. | 2 |
9 | Учебная игра. | 1 |
10 | Обучение и совершенствование техники нижней прямой подачи. | 1 |
11 | Занятие по СФП | 2 |
12 | Обучение и совершенствование техники верхней прямой подачи. | 1 |
13 | Соревнование на количество правильно выполненных подач. | 1 |
14 | Обучение техники игры в защите. | 1 |
15 | Круговая тренировка. | 1 |
16 | Совершенствование техники игры в защите. | 1 |
17 | Занятие по ОФП. | 2 |
18 | Игровая тренировка с разбором допущенных ошибок. | 1 |
19 | Обучение и совершенствование техники блокирования. | 1 |
20 | Обучение приема мяча после подачи. | 1 |
21 | Занятие по СФП | 2 |
22 | Обучение техники приема и передачи мяча отраженного сеткой. | 1 |
23 | Участие в первенстве школы по волейболу (судейская практика) | 6 |
24 | Обучение и совершенствование техники нападающего удара | 1 |
25 | Обучение и совершенствование атакующих действий с передней линии. | 1 |
26 | Обучение и совершенствование атакующих действий с задней линии. | 1 |
27 | Обучение техники действий игрока без мяча при выборе места для нападающего удара. | 1 |
28 | Занятие по ОФП. | 2 |
29 | Обучение и совершенствование техники групповых действий в нападении. | 1 |
30 | Обучение технике взаимодействия нападающих игроков между собой. | 1 |
31 | Занятие по ОФП | 2 |
32 | Занятие по СФП | 2 |
33 | Обучение техники передачи мяча с учетом высоты (высокие, средние, низкие). | 1 |
34 | Участие в первенстве города по волейболу. | 8 |
35 | Обучение и совершенствование тактическим действиям в защите. | 1 |
36 | Обучение и совершенствование индивидуальных, групповых тактических действий игроков в защите и нападении. | 1 |
37 | Совершенствование техники взаимодействия. | 1 |
38 | ОФП. | 2 |
39 | СФП | 2 |
40 | Тестирование | 2 |
41 | Итоговое занятие | 1 |
Итого | 68 |
Содержание курса
Группа начальной подготовки - 2 (102 часа)
Тема 1:
Вводное занятие(1 час).
Цели, задачи и содержание программы обучения. Правила техники безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.
Тема 2:
История развития волейбола (1час).
Изучение истории возникновения и развития волейбола. Правила игры.
Тема 3:
Общая физическая подготовка (8 часов).
Общее развитие игрока, приобретение правильной осанки. Развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков. Укрепление систем организма волейболиста, несущих основную нагрузку в игре.
Тема 4:
Специальная физическая подготовка (8 часов)
Развитие физических качеств, специфичных для игровой деятельности. Развитие качеств и способностей, необходимых для овладения техникой и тактикой.
Тема 5:
Техническая подготовка (54 часа)
Овладение основной техникой игры: стойки и перемещения, передача мяча двумя руками сверху, передача мяча двумя руками через голову (назад), перебивание мяча кулаком через сетку в стойке и прыжке, прием мяча двумя руками снизу, прием подачи, подачи, нападающий удар, блокирование, защитные действия и страховка.
Тема 6:
Тактическая подготовка (16 часов)
Применение средств, способов, действий и форм ведения игр с учетом подготовленности команды и конкретной обстановки. Организация спортивной борьбы с помощью определенных действий команды.
Тема 7:
Участие в соревнованиях, судейская практика (14 часов)
Выполнение упражнений в условиях соревнований.
Тема 8:
Контрольные испытания (4 часа)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВОЛЕЙБОЛ ГНП-2 (3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Правила поведения, техника безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе. | 1 |
2 | История возникновения и развития волейбола. Изучение правил игры | 1 |
3 | Совершенствование техники перемещений и стоек игрока. | 2 |
4 | Совершенствование техники блокирования | 2 |
5 | Совершенствование техники приема и передачи мяча сверху двумя руками. | 2 |
6 | Совершенствование техники приема и передачи мяча снизу двумя руками | 2 |
7 | Занятие по ОФП, тестирование | 4 |
8 | Обучение и совершенствование техники приема и передачи мяча в движении. | 2 |
9 | Учебная игра. | 2 |
10 | Обучение и совершенствование техники нижней прямой подачи. | 2 |
11 | Занятие по СФП | 2 |
12 | Обучение и совершенствование техники верхней прямой подачи. | 2 |
13 | Соревнование на количество правильно выполненных подач. | 2 |
14 | Обучение техники игры в защите. | 2 |
15 | Круговая тренировка. | 2 |
16 | Совершенствование техники игры в защите. | 2 |
17 | Занятие по ОФП. | 2 |
18 | Игровая тренировка с разбором допущенных ошибок. | 2 |
19 | Обучение и совершенствование техники блокирования. | 2 |
20 | Совершенствование техники приема мяча после подачи. | 2 |
21 | Занятие по СФП | 2 |
22 | Совершенствование техники приема и передачи мяча отраженного сеткой. | 2 |
23 | Участие в первенстве школы по волейболу (судейская практика) | 6 |
24 | Совершенствование техники нападающего удара | 2 |
25 | Совершенствование атакующих действий с передней линии. | 2 |
26 | Совершенствование атакующих действий с задней линии. | 2 |
27 | Совершенствование техники действий игрока без мяча при выборе места для нападающего удара. | 2 |
28 | Занятие по ОФП. | 2 |
29 | Обучение и совершенствование техники групповых действий в нападении. | 2 |
30 | Обучение технике взаимодействия нападающих игроков между собой. | 2 |
31 | Совершенствование техники взаимодействия. | 2 |
32 | Занятие по СФП | 2 |
33 | Обучение техники передачи мяча с учетом высоты (высокие, средние, низкие). | 2 |
34 | Участие в первенстве города по волейболу. | 8 |
35 | Совершенствование тактическим действиям в защите. | 2 |
36 | Совершенствование индивидуальных тактических действий игроков в защите. | 2 |
37 | Совершенствование групповых тактических действий игроков в защите. | 4 |
38 | Совершенствование индивидуальных тактических действий игроков в нападении. | 4 |
39 | Совершенствование групповых тактических действий игроков в нападении. | 4 |
40 | ОФП. | 2 |
41 | СФП | 2 |
42 | Тестирование | 2 |
43 | Итоговое занятие | 2 |
Итого | 102 |
Содержание курса
Группа начальной подготовки - 3 (153 часа)
Тема 1:
Вводное занятие(1 час).
Цели, задачи и содержание программы обучения. Правила техники безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе.
Тема 2:
История развития волейбола (1час).
Изучение истории возникновения и развития волейбола. Правила игры.
Тема 3:
Общая физическая подготовка (25 часов).
Общее развитие игрока, приобретение правильной осанки. Развитие и совершенствование основных двигательных умений и навыков. Укрепление систем организма волейболиста, несущих основную нагрузку в игре.
Тема 4:
Специальная физическая подготовка (8 часов)
Развитие физических качеств, специфичных для игровой деятельности. Развитие качеств и способностей, необходимых для овладения техникой и тактикой.
Тема 5:
Техническая подготовка (70 часов)
Овладение основной техникой игры: стойки и перемещения, передача мяча двумя руками сверху, передача мяча двумя руками через голову (назад), перебивание мяча кулаком через сетку в стойке и прыжке, прием мяча двумя руками снизу, прием подачи, подачи, нападающий удар, блокирование, защитные действия и страховка.
Тема 6:
Тактическая подготовка (24 часа)
Применение средств, способов, действий и форм ведения игр с учетом подготовленности команды и конкретной обстановки. Организация спортивной борьбы с помощью определенных действий команды.
Тема 7:
Участие в соревнованиях, судейская практика (20 часов)
Выполнение упражнений в условиях соревнований.
Тема 8:
Контрольные испытания (4 часа)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВОЛЕЙБОЛ ГНП-3 (4,5 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Правила поведения, техника безопасности и гигиенические требования в тренировочном процессе. | 1 |
2 | История возникновения и развития волейбола. Изучение правил игры | 1 |
3 | Совершенствование техники перемещений и стоек игрока. | 2 |
4 | Совершенствование техники блокирования | 2 |
5 | Совершенствование техники приема и передачи мяча сверху двумя руками. | 2 |
6 | Совершенствование техники приема и передачи мяча снизу двумя руками | 2 |
7 | Занятие по ОФП | 6 |
8 | Совершенствование техники приема и передачи мяча в движении. | 2 |
9 | Учебная игра. | 2 |
10 | Совершенствование техники нижней прямой подачи. | 2 |
11 | Занятие по СФП | 2 |
12 | Совершенствование техники верхней прямой подачи. | 2 |
13 | Соревнование на количество правильно выполненных подач. | 2 |
14 | Совершенствование техники игры в защите. | 4 |
15 | Круговая тренировка. | 2 |
16 | Совершенствование техники игры в нападении. | 4 |
17 | Занятие по ОФП. | 6 |
18 | Игровая тренировка с разбором допущенных ошибок. | 4 |
19 | Совершенствование техники блокирования. | 2 |
20 | Совершенствование техники приема мяча после подачи. | 4 |
21 | Занятие по СФП | 2 |
22 | Совершенствование техники приема и передачи мяча отраженного сеткой. | 4 |
23 | Участие в первенстве школы по волейболу (судейская практика) | 6 |
24 | Совершенствование техники нападающего удара | 4 |
25 | Совершенствование атакующих действий с передней линии. | 4 |
26 | Совершенствование атакующих действий с задней линии. | 4 |
27 | Совершенствование техники действий игрока без мяча при выборе места для нападающего удара. | 4 |
28 | Занятие по ОФП. | 6 |
29 | Совершенствование техники групповых действий в нападении. | 4 |
30 | Совершенствование техники групповых действий в защите. | 4 |
31 | Совершенствование техники взаимодействия нападающих игроков между собой. | 4 |
32 | Совершенствование техники взаимодействия. | 4 |
33 | Занятие по СФП | 2 |
34 | Совершенствование техники передачи мяча с учетом высоты (высокие, средние, низкие). | 4 |
35 | Участие в первенстве города по волейболу. | 8 |
36 | Совершенствование тактическим действиям в защите. | 6 |
37 | Совершенствование групповых тактических действий игроков в нападении. | 6 |
38 | Совершенствование индивидуальных тактических действий игроков в защите. | 4 |
39 | Совершенствование групповых тактических действий игроков в защите. | 4 |
40 | Совершенствование индивидуальных тактических действий игроков в нападении. | 4 |
41 | ОФП. | 7 |
42 | СФП | 2 |
43 | Итоговое занятие | 2 |
Итого | 153 |
Литература для обучающихся
- Козлова Т.В., Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи. Москва. Изд. «Физкультура и спорт» 1988г.
- Физкультура и спорт. Малая энциклопедия. Москва. Изд. «Радуга». 1982г.
- Сосновский И.Ю., Чайковский А.М. Энциклопедический словарь юного спортсмена. Москва. Изд. «Педагогика» 1980г.
- Лях В.И., Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б. Физическая культура. Учебник для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ. Москва. Изд. «Просвещение» 1997г.
Литература для педагога
- Демшин А.А. Волейбол. Программа для секций коллективов физкультуры. Москва. Изд. «Физкультура и спорт» 1971г.
- Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Москва. АСТ АСТРЕЛЬ. 2003г.
- Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. Москва. Изд. «Физкультура и спорт». 1998г.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Москва. ACADEMA. 2001г.
- Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Москва. ACADEMA. 2002г.
- Чехов О.С., Основы волейбола. Москва. Физкультура и спорт. 1979г.
- Клещев Ю.Н., Фурманов А.Г. Юный волейболист. Физкультура и спорт. 1979г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления детского объединения "Атлант"
Говоря о здоровье, мы используем определение, которое предлагает Всемирная организация здравоохранения – «состояние полного физического, психического...
Программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.Бокс
Нестабильная социально-экономическая обстановка приводит к росту негативных явлений и вредных привычек в молодёжной среде, снижает общий уровень духовности. Такая тенденция требует усиления воспитател...
Рабочая программа Дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис»
Рабочая программа секции «Настольный теннис» составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Рахмановская ср...
Программа дополнительного образования физкультурно – спортивной направленности «Мини - футбол» 5-7 класс
Актуальность программы «Мини - футбол» заключается в том, что многие дети по своим физическим способностям не подходят для занятий в спортивных школах и клубах. Реализация подобных программ по футболу...
Методическое пособие «Выявление одарённых детей в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности»
Выявление одарённых детей в системе дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности...
Реализация Федерального проекта «Успех каждого ребенка» в учреждении дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. (Из опыта работы МАОУ ДО "Бичурская ДЮСШ")
В данной статье представлен опыт работы МАОУ ДО «Бичурская детско-юношеская спортивная школа» по реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка»....
Развитие дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
Регулярные занятия спортом и физической культурой являются наиболее эффективным средством охраны и укрепления здоровья.Уроки физической культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности...