Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед »
календарно-тематическое планирование по краеведению

Дубчинова Баярма Цырендашиевна

Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально - экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kraevedeniyu_9_shkola_72_chasa_-_kopiya.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

туристско-краеведческой направленности

«Юный краевед »

Возраст учащихся: 10 - 13 лет

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель:

                                                                                              Дубчинова Б.Ц.,

г. Улан-Удэ, 2023


Пояснительная записка

Любовь к родному краю, знание его истории - вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Д.С.Лихачев

Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально - экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории своего микрорайона, города, Республики Бурятия  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек; изучение жизни края через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо  осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего народа.

1.Основные характеристики программы:

1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный краевед» реализуется в соответствии с туристко-краеведческой направленностью образования краеведение, изучение родного края. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Способствует созданию необходимых условий для личностного развития, формирования патриотизма. Заявленные в настоящей программе цели, задачи и события соответствуют содержанию Концепции развития дополнительного образования детей, целью которой является расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования, и рекомендациям Общественной палаты Российской Федерации «О необходимости государственной поддержки детского туризма» от 21 октября 2014г.

Программа предлагает реализацию деятельностного подхода в образовании, сочетание различных видов деятельности и познавательной активности, социокультурной практики и персонального образования в целях развития личности школьников.

1.2  Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и  воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Предлагаемая  программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, призвана помочь увязать краеведческие  знания, полученные учащимися на уроках истории и обществознания, с умением использовать их в реальной ситуации.

Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам,  предметным турнирам, групповая работа,  подготовка к научным чтениям, исследовательская работа.

1.3. Отличительные особенности программы являются эксклюзивные сведения о родах обучающихся, об истории населенных пунктов района. Основной концептуальной идеей программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой практической туристско-краеведческой деятельности с позиции познания и изучения родного края с учётом развития личности. Следующая особенность этой программы в том, что в ней предусматривается курс туристских навыков, он рассматривается в тесной связи с курсами: «Музееведение» и «Туризм и краеведение», что позволяет расширить круг знаний и умений обучающихся.

1.4. Педагогическая целесообразность программы заключается в следовании следующим принципам: - признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, города, рачительных хозяев; - выделение этапов краеведческой подготовки детей в соответствии с возрастом, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов; - обращение к реалиям повседневной жизни жителей Увинского района, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для ребят, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.

1.5. Цель программы Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему родного края на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности. 

1.6. Задачи

образовательные:

  • формировать представления о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;
  • приобретение знаний о природе родного края, об истории,  культуре, обычаях и традициях своего народа;

развивающие: 

  • развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;
  • сформировать уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
  • развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные:

  •  воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
  • воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа: 11-15 лет

1.8. Формы занятий:

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Юный краевед» необходимо использовать такие формы проведения занятий как  исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.   Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Занятия проводятся по группам и индивидуально.

2. Объем программы:

2.1. Объем программы – 72 ч.

2.2. Срок реализации программы – 1год

2.3. Режим занятий: 2 раза  в неделю по 2ч.

3. Планируемые результаты

3.1. Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Юный краевед» является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
  • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи;
  • делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  вывод;.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
  • слушать и понимать речь других;.
  • вступать в беседу на занятии и в жизни

Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой родной край» является формирование следующих умений:

  • узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;
  • оценивать правильность поведения людей в природе.

3.2. Способы и формы проверки результатов

1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов.

2. Наблюдение – в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).

3. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке походов по родному краю).

4. Методы самооценки – личные книги собирателей, тестирование.

5. Тестирование, зачет, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.

6. Обсуждение типовых ситуаций

7. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: встречи с ветеранами войны и труда, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

СОДЕРЖАНИЕ

1 год обучения

1

Теоретические занятия

24

2

Практические занятия

48

3

Форма контроля

Педагогические наблюдения, зачет

ВСЕГО ЧАСОВ

72 ч.

2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-ый год обучения

Наименование разделов и тем

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Форма контроля

1.

Раздел 1

1.1.

Краеведение-наука о родном крае

2

1

1

Тест

1.2.

Красотою славится наша земля

2

1

1

Викторина

1.3.

Корни моей семьи

2

1

1

Сообщение

1.4

Моя родословная

4

1

3

Защита творческой работы

1.5

Традиции моей семьи

2

1

1

Сообщение

2.

Раздел 2

2.1.

Знакомство с историей школы. Флаг, гимн.

2

1

1

Беседа

2.2.

Школьный архив. Судьбы выпускников.

2

1

1

Защита творческой работы

2.3

Ими гордится школа.

2

1

1

Тематический альбом

3

Раздел 3

3.1

История моего микрорайона.

4

1

3

Конкурс экскурсоводов

3.2

Моя малая родина.

4

1

3

Беседа

3.3

Экскурсия в музей города Улан-Удэ. «История возникновения моего города»

4

1

3

Экскурсия, беседа

3.4

История города и села в названиях улиц.

4

1

3

Реферат

4

Раздел 4

4.1

Изучение народных обрядов, обычаев,традиций, праздников Бурятии.

6

2

4

Беседа

4.2

Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.

6

2

4

Презентация

4.3

Устное народное творчество народов, проживающих в Бурятии (сказки, пословицы,поговорки)

2

1

1

Конкурс пословиц и поговорок

4.4

Турнир по игре «Шагай наадан»

4

1

3

Турнир

4.5

Народные промыслы жителей Бурятии.

4

1

3

Презентация

4.6

Войлок

4

1

3

Беседа

4.7

Экскурсия в этнографический музей

4

4

Викторина

5

Раздел 5

5.1

Бурятия – сокровищница исторических памятников.

4

2

2

Защита творческой работы

5.2

Заповедники Бурятии

4

2

2

Поход

Итого

72 часа

2.3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ

Тема занятия

Содержание

Формы  контроля

Краеведение – наука о родном крае

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

Беседа

Познавательная

Поисково-исследовательская

Красотою славится наша земля

Знакомство с природой родного края. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. Этноэкология.

Виртуальные экскурсии, театрализованное представление.

Корни моей семьи

Истории и традиции моей семьи.

Моя родословная.

Составление генеалогического древа

Стендовая защита родословного древа

Традиции моей семьи

Празднование национальных праздников.

конкурсы

Знакомство с историей школы. Флаг, гимн.

Школа наш второй дом. Эвакогоспиталь в нашей школе.

Беседа

Школьный архив. Судьбы выпускников

Экскурсия в школьный музей.

Экскурсия

Ими гордится наша школа.

Сбор материала о выпускниках своей школы

Поисково- исследовательская

Традиции моей школы.

Поздравление ветеранов учителей нашей школы.

Мини концерт.

История моего микрорайона.

 Основатель Батарейки Кобылкин Александр Козьмич.

Первые заводы и фабрики.

Беседа

Моя малая родина.

Экскурсия  по Батарейке.

Дома построенные купцом Кобылкиным.

Поход

Экскурсия в музей города Улан-Удэ. «История возникновения моего города»

Самое первое зимовье Верхнеудинска.

Удинский острог.

Экскурсия

 «История города и села в названиях улиц».

Названия улиц нашего микрорайона. Улицы на Батарейной площади: Николаевская, Кобылкинская, Батальонная, Лесопильная, Береговая, Удинская, Горная, Муравьевская, Водочная, Заводская, Кирпичная, Песчаная и Дальняя.

Поисково –исследовательская

Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Бурятии.

Сагаалган национальный  праздник бурят.

Беседа,конкурсы

Масленица широкая

Масленица восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии.

Проектная  работа по группам

Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения

Бурятская национальная одежда.Эвенкийский костюм.

Презентации

Кто такие семейские?

Одежда семейских. История переселения старообрядцев

Устное народное творчество народов, проживающих в Бурятии (сказки, пословицы, поговорки

Бурятская игра «Шагай наадан» ,бурятский героический эпос «Гэсэр»

Турнир по игре «Шагай наадан»

Шагай наадан

Народные промыслы жителей Бурятии.

Рыболовство. Охота.

презентация

Валяние войлока.

Основной вид деятельности бурят овцеводство.

Практическая работа по валянию

Экскурсия в этнографический музей

Один из крупнейших музеев под открытым небом. Посещение разных комплексов.

Экскурсия

Бурятия - сокровищница культурно-исторических памятников

Памятники природы нашего края.

Презентация. Видеоэкскурсия.

Заповедники Бурятии

В Бурятии существует несколько крупных заповедников и национальных парков: 1.Баргузинский государственный биосферный заповедник. 2.Байкальский заповедник, 3.Джергинский Государственный природный заповедник «Национальные парки: "Забайкальский" и "Тункинский.

Виртуальная экскурсия.

2.4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/и

Месяц

Число

Время

провед.

ния

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

Контроля

  1. 1

сентябрь

2

Краеведение-наука о родном крае

 родном крае

 2.13,2.17

сентябрь

2

Красотою славится наша земля.

2.13,2.17

сентябрь

2

Корни моей семьи.

2.13,2.17

сентябрь

2

Генеалогическое древо разных племен.

2.13,2.17

октябрь

2

Составление древа своего рода

2.13,2.17

октябрь

2

Традиции моей семьи.

2.13,2.17

октябрь

2

История школы.

2.13,2.17

ноябрь

2

Из архива школы.

2.13,2.17

ноябрь

2

Гордость школы.

2.13,2.17

ноябрь

Изучение архивного материала

2

Основатель Батарейки Кобылкин Александр Козьмич

2.13,2.17

декабрь

урок-экскурсия

2

Экскурсия по Батарейке. Дома построенные купцом Кобылкиным

2.13,2.17

Конкурс экскурсоводов

декабрь

беседа

2

Самое первое зимовье Верхнеудинска

2.13,2.17

декабрь

экскурсия

2

Удинский острог

 мммммэтнографический

2.13,2.17

декабрь

экскурсия

4

 Экскурсия в музей истории города Улан-Удэ

2.13,2.17

январь

экскурсия

2

Улицы на Батарейной площади

2.13,2.17

январь

Проектная работа

2

Улицы, названные в честь  героев Великой Отечественной войны

2.13,2.17

Блиц-опрос

январь

беседа

2

Народные обряды, обычаи, традиции, праздники Бурятии.

2.13,2.17

январь

презентация

2

Сагаалган национальный праздник бурят

2.13,2.17

реферат

февраль

фильм

2

Сурхарбаан-бурятский спортивный народный праздник

2.13,2.17

сообщение

февраль

2

Одежда

старообрядцев

2.13,2.17

февраль

2

Бурятская национальная одежда

2.13,2.17

  1. 1

февраль

викторина

2

Одежда народов родного края

2.13,2.17

март

презентация

2

Эпос « ГЭСЭР»

2.13,2.17

март

турнир

2

Турнир по игре      

     

   

«»«шагай»

2.13,2.17

март

турнир

2

Турнир по игре «Конные скачки»

2.13,2.17

март

2

Виды шерсти

2.13,2.17

апрель

практика

2

Технология валяния

 валяния,технология

2.13,2.17

апрель

практика

2

Валяние коврика

2.13,2.17

апрель

практика

2

Войлок

2.13,2.17

апрель

фильм

4

Экскурсия в этнографический музей

2.13,2.17

май

2

Иволгинский район

2.13,2.17

май

2

Тарбагатайский район

2.13,2.17

май

фильм

2

Заповедники Бурятии

2.13,2.17

май

2

Баргузинский заповедник

2.13,2.17

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
  1. Методическое обеспечение программы:

Образовательный процесс строится на основе дифференцированного обучения и учета индивидуальных возможностей каждого обучающегося. В этой связи вводное занятие предусматривает анкетирование, на основе которого может быть выстроен индивидуальный образовательный маршрут для отдельных обучающихся. Наряду с объяснительно-иллюстративными и репродуктивными методами обучения особое место в программе отведено продуктивным методам, поскольку основная цель, которая ставится перед обучающимися – реализация творческого проекта.

Условия реализации программы

- учебный кабинет, оснащённый проектором, экраном, наличие интернета, лодыжки для игры в «Шагай наадан», шерсть для валяния войлока, договорённость с туристическими фирмами для организации походов и экскурсий.

Список литературы

Используемая литература:

1 .Цыбиктаров А.Д. История Бурятии часть 1.Улан-Удэ Бэлиг,2009-163с

2. Тармаханов Е.Е. История Бурятии  часть2. Улан-Удэ Бэлиг,2009-151с

3. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят.Учебное пособие.-Улан-Удэ, 2004.-228с.,ил.

4.Шагдаров Л.Д., Хомонов М.П. Бурятские и русские пословицы, поговорки Улан-Удэ, Бэлиг,1996-112с.

5.Цырендоржиева Б.-Х.Ж. Хүн болохо багаhаа.- Улаан-Үдэ Бэлиг,2000.-112 х.

6.Гэсэр, Бурятское книжное издательство,1986г.

Литература для учащихся:

1.Виктория Алагуева Золотая книга о бурятах Улан Удэ ,2006-95с

2. Виктория Алагуева Алмазная книга о бурятах Улан Удэ ,2007-95с

3.Бабуев С.Д, Бальжинимаева Ц.Ц. Буряад зоной урданай hуудал байдалай тайлбари толи.-Улаан-Үдэ, Бэлиг,2004.-352 х.: зурагууд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"

Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»  рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юные туристы-экологи"

Программа "Юные туристы- экологи" рассчитана на два года обучения для детей среднего школьного звена (5-8 классов) по 216 часов в первый и второй год обучения. Цель программы: формирование э...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Краевед-исследователь»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краевед-исследователь» имеет туристско-краеведческую направленность и реализуется в рамках муниципального заказа на услуги доп...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы»

Программа «Туристы-краеведы» ориентирована на решение воспитательных и социальных проблем; позволяет ребенку овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками для разностороннего развити...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы+»

Программа рассчитана на 3 года обучения и адресована учащимся 10-14 лет.В программе учитываются возрастные особенности учащихся среднего звена, которые хотят заниматься туризмом. На занятиях уделяется...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные краеведы – лидеры школьного движения»

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программатуристско-краеведческой направленности«Юные краеведы – лидеры школьного движения»...