Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед »
календарно-тематическое планирование по краеведению
Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально - экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_kraevedeniyu_9_shkola_72_chasa_-_kopiya.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
туристско-краеведческой направленности
«Юный краевед »
Возраст учащихся: 10 - 13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Дубчинова Б.Ц.,
г. Улан-Удэ, 2023
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории - вот основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.
Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Д.С.Лихачев
Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально - экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории своего микрорайона, города, Республики Бурятия через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек; изучение жизни края через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего народа.
1.Основные характеристики программы:
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Юный краевед» реализуется в соответствии с туристко-краеведческой направленностью образования краеведение, изучение родного края. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Способствует созданию необходимых условий для личностного развития, формирования патриотизма. Заявленные в настоящей программе цели, задачи и события соответствуют содержанию Концепции развития дополнительного образования детей, целью которой является расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования, и рекомендациям Общественной палаты Российской Федерации «О необходимости государственной поддержки детского туризма» от 21 октября 2014г.
Программа предлагает реализацию деятельностного подхода в образовании, сочетание различных видов деятельности и познавательной активности, социокультурной практики и персонального образования в целях развития личности школьников.
1.2 Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках истории и обществознания, с умением использовать их в реальной ситуации.
Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, предметным турнирам, групповая работа, подготовка к научным чтениям, исследовательская работа.
1.3. Отличительные особенности программы являются эксклюзивные сведения о родах обучающихся, об истории населенных пунктов района. Основной концептуальной идеей программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой практической туристско-краеведческой деятельности с позиции познания и изучения родного края с учётом развития личности. Следующая особенность этой программы в том, что в ней предусматривается курс туристских навыков, он рассматривается в тесной связи с курсами: «Музееведение» и «Туризм и краеведение», что позволяет расширить круг знаний и умений обучающихся.
1.4. Педагогическая целесообразность программы заключается в следовании следующим принципам: - признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, города, рачительных хозяев; - выделение этапов краеведческой подготовки детей в соответствии с возрастом, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения краеведения единства целей и принципов; - обращение к реалиям повседневной жизни жителей Увинского района, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для ребят, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.
1.5. Цель программы – Формирование интереса обучающихся к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему родного края на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.
1.6. Задачи
образовательные:
- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях своего народа;
развивающие:
- развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные:
- воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
- воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
1.7. Возраст учащихся, которым адресована программа: 11-15 лет
1.8. Формы занятий:
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Юный краевед» необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Занятия проводятся по группам и индивидуально.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы – 72 ч.
2.2. Срок реализации программы – 1год
2.3. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2ч.
3. Планируемые результаты
3.1. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Юный краевед» является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
- добывать новые знания: находить необходимую информацию;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные вывод;.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;.
- вступать в беседу на занятии и в жизни
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой родной край» является формирование следующих умений:
- узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
- оценивать правильность поведения людей в природе.
3.2. Способы и формы проверки результатов
1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов.
2. Наблюдение – в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).
3. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке походов по родному краю).
4. Методы самооценки – личные книги собирателей, тестирование.
5. Тестирование, зачет, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.
6. Обсуждение типовых ситуаций
7. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: встречи с ветеранами войны и труда, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | СОДЕРЖАНИЕ | 1 год обучения |
1 | Теоретические занятия | 24 |
2 | Практические занятия | 48 |
3 | Форма контроля | Педагогические наблюдения, зачет |
ВСЕГО ЧАСОВ | 72 ч. |
2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-ый год обучения
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | Форма контроля |
1. | Раздел 1 | ||||
1.1. | Краеведение-наука о родном крае | 2 | 1 | 1 | Тест |
1.2. | Красотою славится наша земля | 2 | 1 | 1 | Викторина |
1.3. | Корни моей семьи | 2 | 1 | 1 | Сообщение |
1.4 | Моя родословная | 4 | 1 | 3 | Защита творческой работы |
1.5 | Традиции моей семьи | 2 | 1 | 1 | Сообщение |
2. | Раздел 2 | ||||
2.1. | Знакомство с историей школы. Флаг, гимн. | 2 | 1 | 1 | Беседа |
2.2. | Школьный архив. Судьбы выпускников. | 2 | 1 | 1 | Защита творческой работы |
2.3 | Ими гордится школа. | 2 | 1 | 1 | Тематический альбом |
3 | Раздел 3 | ||||
3.1 | История моего микрорайона. | 4 | 1 | 3 | Конкурс экскурсоводов |
3.2 | Моя малая родина. | 4 | 1 | 3 | Беседа |
3.3 | Экскурсия в музей города Улан-Удэ. «История возникновения моего города» | 4 | 1 | 3 | Экскурсия, беседа |
3.4 | История города и села в названиях улиц. | 4 | 1 | 3 | Реферат |
4 | Раздел 4 | ||||
4.1 | Изучение народных обрядов, обычаев,традиций, праздников Бурятии. | 6 | 2 | 4 | Беседа |
4.2 | Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. | 6 | 2 | 4 | Презентация |
4.3 | Устное народное творчество народов, проживающих в Бурятии (сказки, пословицы,поговорки) | 2 | 1 | 1 | Конкурс пословиц и поговорок |
4.4 | Турнир по игре «Шагай наадан» | 4 | 1 | 3 | Турнир |
4.5 | Народные промыслы жителей Бурятии. | 4 | 1 | 3 | Презентация |
4.6 | Войлок | 4 | 1 | 3 | Беседа |
4.7 | Экскурсия в этнографический музей | 4 | 4 | Викторина | |
5 | Раздел 5 | ||||
5.1 | Бурятия – сокровищница исторических памятников. | 4 | 2 | 2 | Защита творческой работы |
5.2 | Заповедники Бурятии | 4 | 2 | 2 | Поход |
Итого | 72 часа |
2.3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ПРОГРАММЫ
№ | Тема занятия | Содержание | Формы контроля | |
Краеведение – наука о родном крае | Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание: подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. | Беседа Познавательная Поисково-исследовательская | ||
Красотою славится наша земля | Знакомство с природой родного края. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. Этноэкология. | Виртуальные экскурсии, театрализованное представление. | ||
Корни моей семьи | Истории и традиции моей семьи. | |||
Моя родословная. | Составление генеалогического древа | Стендовая защита родословного древа | ||
Традиции моей семьи | Празднование национальных праздников. | конкурсы | ||
Знакомство с историей школы. Флаг, гимн. | Школа наш второй дом. Эвакогоспиталь в нашей школе. | Беседа | ||
Школьный архив. Судьбы выпускников | Экскурсия в школьный музей. | Экскурсия | ||
Ими гордится наша школа. | Сбор материала о выпускниках своей школы | Поисково- исследовательская | ||
Традиции моей школы. | Поздравление ветеранов учителей нашей школы. | Мини концерт. | ||
История моего микрорайона. | Основатель Батарейки Кобылкин Александр Козьмич. Первые заводы и фабрики. | Беседа | ||
Моя малая родина. | Экскурсия по Батарейке. Дома построенные купцом Кобылкиным. | Поход | ||
Экскурсия в музей города Улан-Удэ. «История возникновения моего города» | Самое первое зимовье Верхнеудинска. Удинский острог. | Экскурсия | ||
«История города и села в названиях улиц». | Названия улиц нашего микрорайона. Улицы на Батарейной площади: Николаевская, Кобылкинская, Батальонная, Лесопильная, Береговая, Удинская, Горная, Муравьевская, Водочная, Заводская, Кирпичная, Песчаная и Дальняя. | Поисково –исследовательская | ||
Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Бурятии. | Сагаалган национальный праздник бурят. | Беседа,конкурсы | ||
Масленица широкая | Масленица восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии. | Проектная работа по группам | ||
Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения | Бурятская национальная одежда.Эвенкийский костюм. | Презентации | ||
Кто такие семейские? | Одежда семейских. История переселения старообрядцев | |||
Устное народное творчество народов, проживающих в Бурятии (сказки, пословицы, поговорки | Бурятская игра «Шагай наадан» ,бурятский героический эпос «Гэсэр» | |||
Турнир по игре «Шагай наадан» | Шагай наадан | |||
Народные промыслы жителей Бурятии. | Рыболовство. Охота. | презентация | ||
Валяние войлока. | Основной вид деятельности бурят овцеводство. | Практическая работа по валянию | ||
Экскурсия в этнографический музей | Один из крупнейших музеев под открытым небом. Посещение разных комплексов. | Экскурсия | ||
Бурятия - сокровищница культурно-исторических памятников | Памятники природы нашего края. | Презентация. Видеоэкскурсия. | ||
Заповедники Бурятии | В Бурятии существует несколько крупных заповедников и национальных парков: 1.Баргузинский государственный биосферный заповедник. 2.Байкальский заповедник, 3.Джергинский Государственный природный заповедник «Национальные парки: "Забайкальский" и "Тункинский. | Виртуальная экскурсия. |
2.4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/и | Месяц | Число | Время провед. ния занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма Контроля |
| сентябрь | 2 | Краеведение-наука о родном крае родном крае | 2.13,2.17 | ||||
сентябрь | 2 | Красотою славится наша земля. | 2.13,2.17 | |||||
сентябрь | 2 | Корни моей семьи. | 2.13,2.17 | |||||
сентябрь | 2 | Генеалогическое древо разных племен. | 2.13,2.17 | |||||
октябрь | 2 | Составление древа своего рода | 2.13,2.17 | |||||
октябрь | 2 | Традиции моей семьи. | 2.13,2.17 | |||||
октябрь | 2 | История школы. | 2.13,2.17 | |||||
ноябрь | 2 | Из архива школы. | 2.13,2.17 | |||||
ноябрь | 2 | Гордость школы. | 2.13,2.17 |
ноябрь | Изучение архивного материала | 2 | Основатель Батарейки Кобылкин Александр Козьмич | 2.13,2.17 | ||||
декабрь | урок-экскурсия | 2 | Экскурсия по Батарейке. Дома построенные купцом Кобылкиным | 2.13,2.17 | Конкурс экскурсоводов | |||
декабрь | беседа | 2 | Самое первое зимовье Верхнеудинска | 2.13,2.17 | ||||
декабрь | экскурсия | 2 | Удинский острог мммммэтнографический | 2.13,2.17 | ||||
декабрь | экскурсия | 4 | Экскурсия в музей истории города Улан-Удэ | 2.13,2.17 | ||||
январь | экскурсия | 2 | Улицы на Батарейной площади | 2.13,2.17 | ||||
январь | Проектная работа | 2 | Улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны | 2.13,2.17 | Блиц-опрос | |||
январь | беседа | 2 | Народные обряды, обычаи, традиции, праздники Бурятии. | 2.13,2.17 | ||||
январь | презентация | 2 | Сагаалган национальный праздник бурят | 2.13,2.17 | реферат | |||
февраль | фильм | 2 | Сурхарбаан-бурятский спортивный народный праздник | 2.13,2.17 | сообщение | |||
февраль | 2 | Одежда старообрядцев | 2.13,2.17 | |||||
февраль | 2 | Бурятская национальная одежда | 2.13,2.17 |
| февраль | викторина | 2 | Одежда народов родного края | 2.13,2.17 | |||
март | презентация | 2 | Эпос « ГЭСЭР» | 2.13,2.17 | ||||
март | турнир | 2 | Турнир по игре
«»«шагай» | 2.13,2.17 | ||||
март | турнир | 2 | Турнир по игре «Конные скачки» | 2.13,2.17 | ||||
март | 2 | Виды шерсти | 2.13,2.17 | |||||
апрель | практика | 2 | Технология валяния валяния,технология | 2.13,2.17 | ||||
апрель | практика | 2 | Валяние коврика | 2.13,2.17 | ||||
апрель | практика | 2 | Войлок | 2.13,2.17 | ||||
апрель | фильм | 4 | Экскурсия в этнографический музей | 2.13,2.17 | ||||
май | 2 | Иволгинский район | 2.13,2.17 | |||||
май | 2 | Тарбагатайский район | 2.13,2.17 | |||||
май | фильм | 2 | Заповедники Бурятии | 2.13,2.17 | ||||
май | 2 | Баргузинский заповедник | 2.13,2.17 |
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
- Методическое обеспечение программы:
Образовательный процесс строится на основе дифференцированного обучения и учета индивидуальных возможностей каждого обучающегося. В этой связи вводное занятие предусматривает анкетирование, на основе которого может быть выстроен индивидуальный образовательный маршрут для отдельных обучающихся. Наряду с объяснительно-иллюстративными и репродуктивными методами обучения особое место в программе отведено продуктивным методам, поскольку основная цель, которая ставится перед обучающимися – реализация творческого проекта.
Условия реализации программы
- учебный кабинет, оснащённый проектором, экраном, наличие интернета, лодыжки для игры в «Шагай наадан», шерсть для валяния войлока, договорённость с туристическими фирмами для организации походов и экскурсий.
Список литературы
Используемая литература:
1 .Цыбиктаров А.Д. История Бурятии часть 1.Улан-Удэ Бэлиг,2009-163с
2. Тармаханов Е.Е. История Бурятии часть2. Улан-Удэ Бэлиг,2009-151с
3. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят.Учебное пособие.-Улан-Удэ, 2004.-228с.,ил.
4.Шагдаров Л.Д., Хомонов М.П. Бурятские и русские пословицы, поговорки Улан-Удэ, Бэлиг,1996-112с.
5.Цырендоржиева Б.-Х.Ж. Хүн болохо багаhаа.- Улаан-Үдэ Бэлиг,2000.-112 х.
6.Гэсэр, Бурятское книжное издательство,1986г.
Литература для учащихся:
1.Виктория Алагуева Золотая книга о бурятах Улан Удэ ,2006-95с
2. Виктория Алагуева Алмазная книга о бурятах Улан Удэ ,2007-95с
3.Бабуев С.Д, Бальжинимаева Ц.Ц. Буряад зоной урданай hуудал байдалай тайлбари толи.-Улаан-Үдэ, Бэлиг,2004.-352 х.: зурагууд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"
Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи» рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юные туристы-экологи"
Программа "Юные туристы- экологи" рассчитана на два года обучения для детей среднего школьного звена (5-8 классов) по 216 часов в первый и второй год обучения. Цель программы: формирование э...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Краевед-исследователь»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краевед-исследователь» имеет туристско-краеведческую направленность и реализуется в рамках муниципального заказа на услуги доп...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы»
Программа «Туристы-краеведы» ориентирована на решение воспитательных и социальных проблем; позволяет ребенку овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками для разностороннего развити...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы+»
Программа рассчитана на 3 года обучения и адресована учащимся 10-14 лет.В программе учитываются возрастные особенности учащихся среднего звена, которые хотят заниматься туризмом. На занятиях уделяется...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные краеведы – лидеры школьного движения»
Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программатуристско-краеведческой направленности«Юные краеведы – лидеры школьного движения»...