Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные краеведы – лидеры школьного движения»
материал (6 класс)

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

туристско-краеведческой направленности

«Юные краеведы – лидеры школьного движения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_yunye_kraevedy.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию города Улан-Удэ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Городской центр детско-юношеского туризма г. Улан-Удэ»

Принята на заседании

Педагогического совета

от «__»______ ____ г.,

протокол № ___

Утверждаю:

Директор ГЦДЮнТур

_______________Б.П.Чимитов

«__» _______ ____ г.

Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

туристско-краеведческой направленности

«Юные краеведы – лидеры школьного движения»

Возраст учащихся: 11 - 12 лет

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель: Ринчинова Л.М., педагог дополнительного образования

г. Улан-Удэ, 2022


Оглавление

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеразвивающей программы

  1.     Пояснительная записка                                                                      
  2. Цель, задачи, ожидаемые результаты                                          
  3. Содержание программы                                                                

  1. Комплекс организационно педагогических условий
  1. Календарный учебный график                                                      
  2. Условия реализации программы                                                  
  3. Формы аттестации                                                                          
  4. Оценочные материалы                                                                  
  5. Методические материалы                                                              
  6. Список литературы                                                                        

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий

1.1. Пояснительная записка

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».
  • Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Актуальность:

Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у  школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально - экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории своего села, района, Республики Бурятия  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек; изучение жизни края через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

          Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо  осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего народа.

          Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в   школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом  воспитании, является  интегрирующим звеном между учебной и  воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Предлагаемая  программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции,   призвана помочь увязать краеведческие  знания, полученные учащимися на уроках истории и обществознания, с умением использовать их в реальной ситуации.

Обучение включает в себя следующие основные разделы:

«Моя семья», «Наша школа», «Мой край на карте Родины», «Город, в котором я живу», «Мой край родной», «Культура и быт родного края», «Земляки – наша гордость».

Вид программы:

Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.

Направленность программы: туристско-краеведческая

Адресат программы: учащиеся 6б класса МАОУ «СОШ № 4» г. Улан-Удэ. Возраст учащихся – 11-12 лет.

Срок и объем освоения программы:

__1___лет, _216____педагогических часов, из них:

  • «Стартовый уровень» - _1___ лет, _216__педагогических часов;

Форма обучения: очная, дистанционнная

Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные

Режим занятий:

Предмет

Стартовый уровень

«Юные краеведы – лидеры школьного движения»

__6_часов в неделю;

__216_часов в год.


1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель: ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.

Задачи: 

Образовательные (обучающие) - развивать познавательный интерес к краеведению, приобретать  знания о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях своего народа;

Развивающие – развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;

сформировать уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;

развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;   способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

Воспитательные –  воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;  

 воспитывать бережное отношение к природе, родному краю. 

.

Ожидаемые результаты:

Стартовый уровень

Знать

Знать историю родного края; традиции и обычаи народов Бурятии; природу; историю семьи

Уметь

уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы

Владеть

Владеть основами проектной деятельности; владеть планированием и постановкой эксперимента

Личностные   и   метапредметные результаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Ожидаемые результаты обучения.

• Изучение истории  Бурятии.
• Сбор богатого материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны.
• Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у  школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

1.3. Содержание программы

«Юные краеведы – лидеры школьного движения»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

Таблица 1.3.1

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1.1

1.2

Краеведение – наука о родном крае

2

1

1

Опрос

1.3

1.4

Экскурсия "Природа - наш общий дом"

2

2

1.5

1.6

Российское движение школьников. Направления РДШ

2

2

Опрос

2

Моя семья

2.1

2.2

 Я и моё имя

2

1

1

2.3

2.4

 Корни моей семьи

2

1

1

2.5

2.6

 Моя родословная.

2

2

2.7

2.8

Составление генеалогического древа

2

2

Презентация

2.9

2.10

Традиции моей семьи  

2

1

1

2.11

2.12

2.13

2.14

2.15

2.16

Гражданская активность – направление РДШ. Добровольчество, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, создание и развитие школьных музеев, экология

6

3

3

3

Наша школа

3.1

3.2

Знакомство с историей  школы. Флаг, гимн

2

1

1

3.3

3.4

Я – ученик. Права и обязанности ученика

2

2

Опрос

3.5

3.6

Экскурсия по школе

2

2

3.7

3.8

История школы

2

2

3.9

3.10

3.11

3.12

3.13

3.14

3.15

3.16

Военно-патриотическое направление РДШ: юные армейцы, юные спасатели, юные казаки, юные пограничники, юные инспектора движения

8

4

4

3.17

3.18

3.19

3.20

Ими гордится моя школа.

4

2

2

3.21

3.22

3.23

3.24

3.25

3.26

Сбор материала о выпускниках  своей школы.

6

6

Доклад

3.27

3.28

3.29

3.30

Традиции моей школы

4

2

2

4

Мой край на карте Родины

4.1

4.2

Республика Бурятия – частица России

2

2

4.3

4.4

Флаг, герб, гимн Республики Бурятия

2

2

4.5

4.6

4.7

4.8

Работа с географической картой Республики Бурятия

4

2

2

Тест

4.9

4.10

Моя малая Родина. Рассказ о малой Родине

2

2

4.11

4.12

4.13

4.14

4.15

4.16

История возникновения моего города

6

2

4

4.17

4.18

4.19

4.20

4.21

4.22

История города в названиях улиц

6

2

4

Опрос

4.23

4.24

Архитектурные памятники города

2

2

Опрос

4.25

4.26

Исторические памятники города

2

2

Опрос

4.27

4.28

Музеи города Улан-Удэ

2

2

Опрос

4.29

4.30

Театры города Улан-Удэ

2

2

Опрос

4.31

4.32

4.33

4.34

Люди, прославившие родной край

4

2

2

5

Мой край родной

5.1

5.2

5.3

5.4

Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края.

4

2

2

5.5

5.6

5.7

5.8

Исторические корни нашего края. Легенды и предания

4

2

2

5.9

5.10

5.11

5.12

5.13

5.14

Бурятия - сокровищница культурно-исторических памятников

6

4

2

5.15

5.15

5.16

5.17

Памятники архитектуры моего края

4

2

2

5.18

5.19

5.29

5.30

5.31

5.32

Памятники природы  и заповедники Бурятии

6

4

2

5.33

5.34

5.35

5.36

Достопримечательности города Улан-Удэ. Заочная экскурсия.

4

2

2

5.37

5.38

Работа на сайте «Виртуальная Бурятия»

2

2

5.39

5.40

Игра «Байкальчонок»

2

2

5.41

5.42

5.43

5.44

5.45

5.46

5.47

5.48

Информационно-медийное направление – направление РДШ: создание школьных газет, работа с социальными сетями, дискуссионные площадки.

Выпуск школьной газеты

8

4

4

6

Культура и быт родного края

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

6.6

Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников  Бурятии.

6

4

2

Викторина

6.7

6.8

6.9

6.10

Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения.

4

2

2

6.11

6.12

6.13

6.14

6.15

6.16

Устное народное творчество народов, проживающих в Бурятии (сказки, пословицы, поговорки)

6

4

2

Опрос

6.17

6.18

6.19

6.20

Народные промыслы бурят.

4

2

2

6.21

6.22

Экскурсия в этнографический музей  

2

2

6.23

6.24

6.25

6.26

6.27

6.28

6.29

6.30

Личностное развитие – направление РДШ: творческое развитие, популяризация здорового образа жизни, выбор будущей профессии.

8

4

4

7

«Земляки – наша гордость»    

7.1-

7.16

 Писатели   и поэты родного края.

16

8

8

Презентация

Доклад

Реферат

7.17

7.18

Экскурсия в художественный музей им. Сампилова .

2

2

7.19-

7.32

Известные  и неизвестные страницы истории Бурятии.  

14

6

8

7.33

7.34

Экскурсия в музей природы.  

2

2

7.35 – 7.48

Работа над проектом по истории Бурятии

14

4

10

Проект

7.49

7.50

Итоговое занятие

2

7.51

7.52

Резервное занятие

2

Содержание учебного плана

  1. Введение. Краеведение – наука о родном крае. Экскурсия "Природа - наш общий дом". Российское движение школьников. Направления РДШ.
  2. Моя семья. Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Составление генеалогического древа. Традиции моей семьи. Гражданская активность – направление РДШ. Добровольчество, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, создание и развитие школьных музеев, экология.
  3. Наша школа. Знакомство с историей  школы. Флаг, гимн Я – ученик. Права и обязанности ученика. Экскурсия по школе. История школы. Военно-патриотическое направление РДШ: юные армейцы, юные спасатели, юные казаки, юные пограничники, юные инспектора движения. Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках  своей школы. Традиции моей школы.
  4. Мой край на карте Родины. Республика Бурятия – частица России. Флаг, герб, гимн Республики Бурятия. Работа с географической картой Республики Бурятия. Моя малая Родина. Рассказ о малой Родине. История возникновения моего города. История города в названиях улиц. Архитектурные памятники города. Исторические памятники города. Музеи города Улан-Удэ. Театры города Улан-Удэ. Люди, прославившие родной край.
  5. Мой край родной Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания Бурятия - сокровищница культурно-исторических памятников. Памятники архитектуры моего края. Памятники природы  и заповедники Бурятии. Достопримечательности города Улан-Удэ. Заочная экскурсия. Работа на сайте «Виртуальная Бурятия» Игра «Байкальчонок». Информационно-медийное направление – направление РДШ: создание школьных газет, работа с социальными сетями, дискуссионные площадки. Выпуск школьной газеты.
  6. Культура и быт родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников  Бурятии. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Устное народное творчество народов, проживающих в Бурятии (сказки, пословицы, поговорки). Народные промыслы бурят. Экскурсия в этнографический музей.  Личностное развитие – направление РДШ: творческое развитие, популяризация здорового образа жизни, выбор будущей профессии.
  7. «Земляки – наша гордость»    Писатели   и поэты родного края. Экскурсия в художественный музей им. Сампилова. Известные  и неизвестные страницы истории Бурятии.  Экскурсия в музей природы.  Работа над проектом по истории Бурятии

2.Комплекс организационно - педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Таблица 2.1.1.

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

(по УП)

Продолжительность каникул

с 01.06.2023 г. по 31.08.2023 г.

Даты начала и окончания учебного года

с 02.09.2022 по 31.05.2023 г.

Сроки промежуточной аттестации

Октябрь, декабрь

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

Май

2.2. Условия реализации программы

Таблица 2.2.1.

Аспекты

Характеристика

Материально-техническое обеспечение

Ноутбук

Проектор

Экран

Учебный кабинет в СОШ № 4

Информационное обеспечение

-аудио

- видео

- фото

- интернет источники

Кадровое обеспечение

Ринчинова Л.М., педагог дополнительного образования

2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:

  • Зачет
  • Творческая работа
  • Соревнования
  • Конкурс
  • Выставка
  • тестирование

2.4. Оценочные материалы

Таблица 2.4.1.

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала учащихся

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

Уровень развития социального опыта учащихся

Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

«Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких

Уровень теоретической подготовки учащихся

Тесты по краеведению

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой)

2.5. Методические материалы

Методы обучения:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский
  • Игровой
  • Дискуссионный
  • Проектный

Формы организации образовательной деятельности:

  • Индивидуальная
  • Индивидуально-групповая
  • Групповая
  • Практическое занятие
  • Открытое занятие
  • Акция
  • Аукцион
  • Беседа
  • Встреча с интересными людьми
  • Выставка
  • Защита проекта
  • Игра
  • Презентация
  • Олимпиада
  • Семинар
  • Турнир
  • Тренинг

Педагогические технологии:

  • Технология индивидуального обучения
  • Технология группового обучения
  • Технология коллективного взаимодействия
  • Технология модульного обучения
  • Технология дифференцированного обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Технология дистанционного обучения
  • Технология исследовательской деятельности
  • Проектная технология
  • Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:

  • Раздаточные материалы
  • Инструкции
  • Технологические карты
  • Образцы изделий

2.6. Список литературы

1. Учебники Истории Бурятии в вопросах и ответах в 3-х выпусках. – Улан-Удэ, 1990-1992 г.

2. Учебники Истории Бурятии 20-го в. (части 1,2). – Улан-Удэ, 1995 г.

3. Батуева И.Б. Буряты на рубеже 19-20-х веков. Улан-Удэ, 1991 г.

4. Ринчинэ С.Н. Краеведческая деятельность учащихся как одно из направления интеграции основного и дополнительного образования. – Улан-Удэ, 2001 г.

5. Ким Н.В. «Очерки истории Улан-Удэ», Бурятское книжное издательство, 1966 г.

6. «Улан-Удэ в прошлом и настоящем». – Улан-Удэ, 1996 г.

7. Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят» - Улан-Удэ

8. http://baikal-tales.ru/speak-in-buryat/

9. Национальная библиотеке Республики Бурятия http://nbrb.ru/?p=59972


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"

Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»  рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юные туристы-экологи"

Программа "Юные туристы- экологи" рассчитана на два года обучения для детей среднего школьного звена (5-8 классов) по 216 часов в первый и второй год обучения. Цель программы: формирование э...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Краевед-исследователь»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краевед-исследователь» имеет туристско-краеведческую направленность и реализуется в рамках муниципального заказа на услуги доп...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы»

Программа «Туристы-краеведы» ориентирована на решение воспитательных и социальных проблем; позволяет ребенку овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками для разностороннего развити...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы+»

Программа рассчитана на 3 года обучения и адресована учащимся 10-14 лет.В программе учитываются возрастные особенности учащихся среднего звена, которые хотят заниматься туризмом. На занятиях уделяется...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед »

Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохране...