Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные краеведы – лидеры школьного движения»
материал (6 класс)
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
туристско-краеведческой направленности
«Юные краеведы – лидеры школьного движения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_yunye_kraevedy.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию города Улан-Удэ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Городской центр детско-юношеского туризма г. Улан-Удэ»
Принята на заседании Педагогического совета от «__»______ ____ г., протокол № ___ | Утверждаю: Директор ГЦДЮнТур _______________Б.П.Чимитов «__» _______ ____ г. |
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
туристско-краеведческой направленности
«Юные краеведы – лидеры школьного движения»
Возраст учащихся: 11 - 12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель: Ринчинова Л.М., педагог дополнительного образования
г. Улан-Удэ, 2022
Оглавление
- Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
- Цель, задачи, ожидаемые результаты
- Содержание программы
- Комплекс организационно педагогических условий
- Календарный учебный график
- Условия реализации программы
- Формы аттестации
- Оценочные материалы
- Методические материалы
- Список литературы
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».
- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Актуальность:
Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально - экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории своего села, района, Республики Бурятия через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек; изучение жизни края через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего народа.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Предлагаемая программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках истории и обществознания, с умением использовать их в реальной ситуации.
Обучение включает в себя следующие основные разделы:
«Моя семья», «Наша школа», «Мой край на карте Родины», «Город, в котором я живу», «Мой край родной», «Культура и быт родного края», «Земляки – наша гордость».
Вид программы:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов.
Направленность программы: туристско-краеведческая
Адресат программы: учащиеся 6б класса МАОУ «СОШ № 4» г. Улан-Удэ. Возраст учащихся – 11-12 лет.
Срок и объем освоения программы:
__1___лет, _216____педагогических часов, из них:
- «Стартовый уровень» - _1___ лет, _216__педагогических часов;
Форма обучения: очная, дистанционнная
Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные
Режим занятий:
Предмет | Стартовый уровень |
«Юные краеведы – лидеры школьного движения» | __6_часов в неделю; __216_часов в год. |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты
Цель: ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.
Задачи:
Образовательные (обучающие) - развивать познавательный интерес к краеведению, приобретать знания о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях своего народа;
Развивающие – развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;
сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
Воспитательные – воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
.
Ожидаемые результаты:
Стартовый уровень | |
Знать | Знать историю родного края; традиции и обычаи народов Бурятии; природу; историю семьи |
Уметь | уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы |
Владеть | Владеть основами проектной деятельности; владеть планированием и постановкой эксперимента |
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные |
| организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
|
|
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
|
|
коммуникативные |
• формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
|
|
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Ожидаемые результаты обучения.
• Изучение истории Бурятии.
• Сбор богатого материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны.
• Овладение начальными навыками работы с ПК: умение выполнять простейшие операции в программах текстового редактора, графического редактора, редактора фотоизображений.
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
1.3. Содержание программы
«Юные краеведы – лидеры школьного движения»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | ||||
1.1 1.2 | Краеведение – наука о родном крае | 2 | 1 | 1 | Опрос |
1.3 1.4 | Экскурсия "Природа - наш общий дом" | 2 | 2 | ||
1.5 1.6 | Российское движение школьников. Направления РДШ | 2 | 2 | Опрос | |
2 | Моя семья | ||||
2.1 2.2 | Я и моё имя | 2 | 1 | 1 | |
2.3 2.4 | Корни моей семьи | 2 | 1 | 1 | |
2.5 2.6 | Моя родословная. | 2 | 2 | ||
2.7 2.8 | Составление генеалогического древа | 2 | 2 | Презентация | |
2.9 2.10 | Традиции моей семьи | 2 | 1 | 1 | |
2.11 2.12 2.13 2.14 2.15 2.16 | Гражданская активность – направление РДШ. Добровольчество, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, создание и развитие школьных музеев, экология | 6 | 3 | 3 | |
3 | Наша школа | ||||
3.1 3.2 | Знакомство с историей школы. Флаг, гимн | 2 | 1 | 1 | |
3.3 3.4 | Я – ученик. Права и обязанности ученика | 2 | 2 | Опрос | |
3.5 3.6 | Экскурсия по школе | 2 | 2 | ||
3.7 3.8 | История школы | 2 | 2 | ||
3.9 3.10 3.11 3.12 3.13 3.14 3.15 3.16 | Военно-патриотическое направление РДШ: юные армейцы, юные спасатели, юные казаки, юные пограничники, юные инспектора движения | 8 | 4 | 4 | |
3.17 3.18 3.19 3.20 | Ими гордится моя школа. | 4 | 2 | 2 | |
3.21 3.22 3.23 3.24 3.25 3.26 | Сбор материала о выпускниках своей школы. | 6 | 6 | Доклад | |
3.27 3.28 3.29 3.30 | Традиции моей школы | 4 | 2 | 2 | |
4 | Мой край на карте Родины | ||||
4.1 4.2 | Республика Бурятия – частица России | 2 | 2 | ||
4.3 4.4 | Флаг, герб, гимн Республики Бурятия | 2 | 2 | ||
4.5 4.6 4.7 4.8 | Работа с географической картой Республики Бурятия | 4 | 2 | 2 | Тест |
4.9 4.10 | Моя малая Родина. Рассказ о малой Родине | 2 | 2 | ||
4.11 4.12 4.13 4.14 4.15 4.16 | История возникновения моего города | 6 | 2 | 4 | |
4.17 4.18 4.19 4.20 4.21 4.22 | История города в названиях улиц | 6 | 2 | 4 | Опрос |
4.23 4.24 | Архитектурные памятники города | 2 | 2 | Опрос | |
4.25 4.26 | Исторические памятники города | 2 | 2 | Опрос | |
4.27 4.28 | Музеи города Улан-Удэ | 2 | 2 | Опрос | |
4.29 4.30 | Театры города Улан-Удэ | 2 | 2 | Опрос | |
4.31 4.32 4.33 4.34 | Люди, прославившие родной край | 4 | 2 | 2 | |
5 | Мой край родной | ||||
5.1 5.2 5.3 5.4 | Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. | 4 | 2 | 2 | |
5.5 5.6 5.7 5.8 | Исторические корни нашего края. Легенды и предания | 4 | 2 | 2 | |
5.9 5.10 5.11 5.12 5.13 5.14 | Бурятия - сокровищница культурно-исторических памятников | 6 | 4 | 2 | |
5.15 5.15 5.16 5.17 | Памятники архитектуры моего края | 4 | 2 | 2 | |
5.18 5.19 5.29 5.30 5.31 5.32 | Памятники природы и заповедники Бурятии | 6 | 4 | 2 | |
5.33 5.34 5.35 5.36 | Достопримечательности города Улан-Удэ. Заочная экскурсия. | 4 | 2 | 2 | |
5.37 5.38 | Работа на сайте «Виртуальная Бурятия» | 2 | 2 | ||
5.39 5.40 | Игра «Байкальчонок» | 2 | 2 | ||
5.41 5.42 5.43 5.44 5.45 5.46 5.47 5.48 | Информационно-медийное направление – направление РДШ: создание школьных газет, работа с социальными сетями, дискуссионные площадки. Выпуск школьной газеты | 8 | 4 | 4 | |
6 | Культура и быт родного края | ||||
6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 | Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Бурятии. | 6 | 4 | 2 | Викторина |
6.7 6.8 6.9 6.10 | Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. | 4 | 2 | 2 | |
6.11 6.12 6.13 6.14 6.15 6.16 | Устное народное творчество народов, проживающих в Бурятии (сказки, пословицы, поговорки) | 6 | 4 | 2 | Опрос |
6.17 6.18 6.19 6.20 | Народные промыслы бурят. | 4 | 2 | 2 | |
6.21 6.22 | Экскурсия в этнографический музей | 2 | 2 | ||
6.23 6.24 6.25 6.26 6.27 6.28 6.29 6.30 | Личностное развитие – направление РДШ: творческое развитие, популяризация здорового образа жизни, выбор будущей профессии. | 8 | 4 | 4 | |
7 | «Земляки – наша гордость» | ||||
7.1- 7.16 | Писатели и поэты родного края. | 16 | 8 | 8 | Презентация Доклад Реферат |
7.17 7.18 | Экскурсия в художественный музей им. Сампилова . | 2 | 2 | ||
7.19- 7.32 | Известные и неизвестные страницы истории Бурятии. | 14 | 6 | 8 | |
7.33 7.34 | Экскурсия в музей природы. | 2 | 2 | ||
7.35 – 7.48 | Работа над проектом по истории Бурятии | 14 | 4 | 10 | Проект |
7.49 7.50 | Итоговое занятие | 2 | |||
7.51 7.52 | Резервное занятие | 2 |
Содержание учебного плана
- Введение. Краеведение – наука о родном крае. Экскурсия "Природа - наш общий дом". Российское движение школьников. Направления РДШ.
- Моя семья. Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Составление генеалогического древа. Традиции моей семьи. Гражданская активность – направление РДШ. Добровольчество, поисковая деятельность, изучение истории России, краеведение, создание и развитие школьных музеев, экология.
- Наша школа. Знакомство с историей школы. Флаг, гимн Я – ученик. Права и обязанности ученика. Экскурсия по школе. История школы. Военно-патриотическое направление РДШ: юные армейцы, юные спасатели, юные казаки, юные пограничники, юные инспектора движения. Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы. Традиции моей школы.
- Мой край на карте Родины. Республика Бурятия – частица России. Флаг, герб, гимн Республики Бурятия. Работа с географической картой Республики Бурятия. Моя малая Родина. Рассказ о малой Родине. История возникновения моего города. История города в названиях улиц. Архитектурные памятники города. Исторические памятники города. Музеи города Улан-Удэ. Театры города Улан-Удэ. Люди, прославившие родной край.
- Мой край родной Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания Бурятия - сокровищница культурно-исторических памятников. Памятники архитектуры моего края. Памятники природы и заповедники Бурятии. Достопримечательности города Улан-Удэ. Заочная экскурсия. Работа на сайте «Виртуальная Бурятия» Игра «Байкальчонок». Информационно-медийное направление – направление РДШ: создание школьных газет, работа с социальными сетями, дискуссионные площадки. Выпуск школьной газеты.
- Культура и быт родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Бурятии. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Устное народное творчество народов, проживающих в Бурятии (сказки, пословицы, поговорки). Народные промыслы бурят. Экскурсия в этнографический музей. Личностное развитие – направление РДШ: творческое развитие, популяризация здорового образа жизни, выбор будущей профессии.
- «Земляки – наша гордость» Писатели и поэты родного края. Экскурсия в художественный музей им. Сампилова. Известные и неизвестные страницы истории Бурятии. Экскурсия в музей природы. Работа над проектом по истории Бурятии
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | (по УП) |
Продолжительность каникул | с 01.06.2023 г. по 31.08.2023 г. |
Даты начала и окончания учебного года | с 02.09.2022 по 31.05.2023 г. |
Сроки промежуточной аттестации | Октябрь, декабрь |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | Май |
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.
Аспекты | Характеристика |
Материально-техническое обеспечение | Ноутбук Проектор Экран Учебный кабинет в СОШ № 4 |
Информационное обеспечение | -аудио - видео - фото - интернет источники |
Кадровое обеспечение | Ринчинова Л.М., педагог дополнительного образования |
2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
- Зачет
- Творческая работа
- Соревнования
- Конкурс
- Выставка
- тестирование
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1.
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | Методика «Креативность личности» Д. Джонсона |
Уровень развития социального опыта учащихся | Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
Уровень теоретической подготовки учащихся | Тесты по краеведению |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой) |
2.5. Методические материалы
Методы обучения:
- Словесный
- Наглядный
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый
- Исследовательский
- Игровой
- Дискуссионный
- Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
- Индивидуальная
- Индивидуально-групповая
- Групповая
- Практическое занятие
- Открытое занятие
- Акция
- Аукцион
- Беседа
- Встреча с интересными людьми
- Выставка
- Защита проекта
- Игра
- Презентация
- Олимпиада
- Семинар
- Турнир
- Тренинг
Педагогические технологии:
- Технология индивидуального обучения
- Технология группового обучения
- Технология коллективного взаимодействия
- Технология модульного обучения
- Технология дифференцированного обучения
- Технология проблемного обучения
- Технология дистанционного обучения
- Технология исследовательской деятельности
- Проектная технология
- Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
- Раздаточные материалы
- Инструкции
- Технологические карты
- Образцы изделий
2.6. Список литературы
1. Учебники Истории Бурятии в вопросах и ответах в 3-х выпусках. – Улан-Удэ, 1990-1992 г.
2. Учебники Истории Бурятии 20-го в. (части 1,2). – Улан-Удэ, 1995 г.
3. Батуева И.Б. Буряты на рубеже 19-20-х веков. Улан-Удэ, 1991 г.
4. Ринчинэ С.Н. Краеведческая деятельность учащихся как одно из направления интеграции основного и дополнительного образования. – Улан-Удэ, 2001 г.
5. Ким Н.В. «Очерки истории Улан-Удэ», Бурятское книжное издательство, 1966 г.
6. «Улан-Удэ в прошлом и настоящем». – Улан-Удэ, 1996 г.
7. Бабуева В.Д. «Материальная и духовная культура бурят» - Улан-Удэ
8. http://baikal-tales.ru/speak-in-buryat/
9. Национальная библиотеке Республики Бурятия http://nbrb.ru/?p=59972
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности "Краевед"
Программа разработана на основе типовой программы "Юные туристы-краеведы", рекомендованной Министерством образования РФ для системы дополнительного образования....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи» рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юные туристы-экологи"
Программа "Юные туристы- экологи" рассчитана на два года обучения для детей среднего школьного звена (5-8 классов) по 216 часов в первый и второй год обучения. Цель программы: формирование э...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Краевед-исследователь»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краевед-исследователь» имеет туристско-краеведческую направленность и реализуется в рамках муниципального заказа на услуги доп...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы»
Программа «Туристы-краеведы» ориентирована на решение воспитательных и социальных проблем; позволяет ребенку овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками для разностороннего развити...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Туристы-краеведы+»
Программа рассчитана на 3 года обучения и адресована учащимся 10-14 лет.В программе учитываются возрастные особенности учащихся среднего звена, которые хотят заниматься туризмом. На занятиях уделяется...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юный краевед »
Краеведение - благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохране...