Программа внеурочной деятельности "Мое родное Причулымье" (в новой редакции)
рабочая программа по краеведению (5, 6 класс)
Программа "Моё родное Причулымье" - это программа внеурочной деятельности, имеющая краеведческую направленность. Рассчитана на обучающихся 5-6 классов (разновозрастные группы). Данная программа может стать основой для дополнительного образования обучающихся. Любой педагог может использовать материал применительно к своему месту проживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_rodnoe_prichulyme.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа для детей, воспитанников с ОВЗ №10 города Асино Томской области»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
с экспертным советом УО
______________________ Директор школы___________
ОБСУЖДЕНО
на педагогическом совете
протокол № от
Программа
внеурочной деятельности
для обучающихся 5-6 классов
«Моё родное Причулымье»
Составил: Н.А.Пугачёва,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г. Асино, 2023
Пояснительная записка
Социально-психологические исследования российских учёных последних лет показали, что количество детей, обучающихся в массовой школе, нуждающихся в специальной помощи психологического и педагогического характера, постоянно увеличивается. Вместе с этим статистика неумолимо фиксирует и рост речевых патологий в обслуживаемом школой социуме. Сравнительная характеристика учащихся с речевыми нарушениями показывает, что картина патологий меняется и качественно: в последние годы всё более увеличивается количество обучающихся со сложными речевыми нарушениями. Всё это отрицательно сказывается на уровне социализации данной категории детей в обществе.
Если эта проблема стоит перед педагогами массовой школы вообще, то для педагогов начальной и средней ступеней обучения, где формируются основы речевого поведения, это особенно актуально.
У детей с речевыми нарушениями страдают все стороны развития: поведенческая, интеллектуальная, коммуникативная, саморегуляционная. Уровень сформированности социальных навыков очень низкий.
На этом фоне работа по краеведению, направленная на развитие всех навыков обучающихся наиболее эффективно, т.к. при применении подобных форм работы основным принципом обучения является принцип сознательности и активности. Кроме этого используются различные приемы и способы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность учащихся, способствующие восприятию, запоминанию, сохранению и переработке материала, его самостоятельному анализу, обобщению и последующему применению.
Особый акцент в программе сделан на использование принципа индивидуального подхода к учащимся, принцип дифференциации, сочетающиеся с групповой, интерактивной формами деятельности. А групповые формы работы способствуют формированию коммуникативных компетенций, умению слушать и слышать окружающих, быть терпимым к мнению других.
Благоприятна для обучающихся и тема «Моё родное Причулымье». Для детей данной возрастной категории очень важно говорить о том, что входит в круг их понимания, эмоционального переживания, повседневного интереса. Всё это способствует проявлению инициативы в разговоре, умению поддерживать тему беседы, а также проявлению определённых личностных качеств: общительности, желанию вступить в контакт, умению взаимодействовать в коллективе. Формирование социальных навыков поведения у детей без этого невозможны.
Как показывает практика, обучение детей на начальной и средней ступенях обучения требует нестандартных подходов, и только в этом случае можно рассчитывать на положительную динамику развития. А познавательно-развивающее влияние проектной деятельности, что предполагает программа, определяется для обучающихся, прежде всего, занимательностью, эмоциональной привлекательностью, возможностью создания новых вариантов деятельности.
В процессе реализации данной программы с целью дифференциации деятельности предполагается условное деление обучающихся на три адресные группы: «дети с трудностями в обучении», «группа базовых знаний и умений», «одарённые дети».
К средствам мотивации обучающихся к развитию социальных навыков поведения в ходе реализации программы можно отнести следующие виды деятельности:
- создание проблемных ситуаций;
- творческие работы и задания ( тематические альбомы, фотовыставки, презентации);
- применение интерактивных технологий ( «круглый стол», конференция, групповая деятельность)
- личностно-ориентированный подход (учёт возрастных особенностей, общего интеллектуального уровня обучающихся).
Цель программы: формирование жизненных компетенции и социальных навыков поведения у детей через активное речевое общение и творчество.
Задачи программы:
- организовать творческую исследовательскую деятельность в области краеведения;
- организовать коллективные творческие дела;
- знакомить с творчеством писателей и поэтов – земляков (г. Асино и Томская область, писатели Сибири);
- развивать познавательную сферу обучающихся (внимание, память, мышление);
- развивать коммуникативные компетенции обучающихся;
- формировать адекватную самооценку обучающихся;
- формировать волевую саморегуляцию обучающихся;
- формировать навыки поведения обучающихся в соответствии с этическими нормами;
- воспитывать гуманное отношение к окружающим, любовь к родному краю, своей школе, семье.
Сроки реализации проекта: 1 год.
Программа рассчитана на обучающихся 5- 9 классов ( разновозрастная группа).
Новизна программы заключается в том, что она позволяет в рамках кружковой работы включать в познавательно-образовательный процесс всех детей, независимо от уровня развития того или иного ребёнка. Данная программа ориентирована не только на формирование коммуникативной компетенции и социальных навыков поведения у детей, но и на их общее интеллектуальное развитие, а также на развитие мотивации обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
По виду программа является экспериментальной.
Основной формой реализации данной программы являются кружковые занятия, которые проводятся 2 раза в неделю ( 60 часов).
Ожидаемые результаты : в результате реализации программы предполагаются качественные изменения социальных навыков поведения обучающихся; выработка у них адаптивных коммуникативных качеств, навыков саморегуляции и адекватной самооценки, способствующих более успешной социальной адаптации.
Основные методы работы:
- словесные;
- наглядные;
-практические.
Формы работы:
- экскурсии в краеведческих музеев г.Асино, с.Н-Кусково;
- посещение выставок народного творчества, магазинов народного промысла;
- изучение литературы;
- выполнение практических работ;
- создание творческих проектов;
- проведение выставок работ учащихся;
- создание мультимедийных презентаций;
- составление исследовательских работ;
- создание музейной экспозиции.
Интеграция с предметами
Русский язык и литература, история, музыка, ИЗО, география, технология.
Содержание программы
Программа состоит из 7 разделов:
№ п\п | Форма проведения, тема занятия | Кол-во часов | Развитие жизненных компетенций | Продукты детской деятельности | Социальное партнёрство | Результаты коррекционно-развивающей деятельности |
1. | Мой дом. Моя семья. Мой город. | 15 | Умение систематизировать информацию | Творческая работа в стиле былинного эпоса о заселении Причулымья «Ой, да в стороне да во сибирской» | Краеведческий музей г.Асино | Коррекция внимания, творческого мышления, коммуникативных навыков |
2. | Народные промыслы Причулымья. | 8 | Подбор и систематизация материалов для альбома | Подборка фотографий | Мастерские народных промыслов города, учитель технологии | Коррекция познавательной сферы |
3. | Фольклор родного края. | 2 | Развитие коммуникативной компетенции | Создание альбома «Частушки Причулымья» | Музыкальный руководитель | Коррекция внимания, творческого мышления, коммуникативных навыков |
4. | Природа родного края. | 7 | Умение систематизировать информацию | Создание презентации «Природа родного края» | ДДТ | Коррекция познавательной сферы |
5. | Писатели родного края и Сибири. | 7 | Умение самостоятельного чтения | Создание книги отзывов « В библиотеке Маркова» | Библиотека Г.М.Маркова в с.Ново-Кусково | Коррекция внимания, речевой сферы |
6. | Памятные места родного города. | 10 | Умение систематизации материала, применение информационных технологий | Школы города, ДДТ, памятники города | Коррекция познавательной сферы | |
7. | Театрализованное представление – отчёт «Моё родное Причулымье» | 11 | Презентация «Моё родное Причулымье» | Музыкальный руководитель | Коррекция мыслительной деятельности (операции анализа), коррекция психо-эмоциональной сферы ( чувство любви к родному краю) |
Способы отслеживания результативности
Способы определения результативности разнообразны и направлены на определение степени развития творческих способностей каждого ребёнка, усвоения ими полученных знаний. Они направлены также на определение уровня сформированности специальных умений и навыков, предусмотренных программой.
По окончании учебного года обучающиеся должны владеть следующими универсальными учебными действиями:
- умение самостоятельно работать;
- умение выступать публично;
- умение творчески мыслить;
- умение работать в группе;
- умение вести диалог;
- умение логически мыслить;
- умение анализа и синтеза материала;
- поиск и выделение необходимой информации;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- сформированность личностных ценностей и абсолютных общечеловеческих ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор учащегося
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Способы проведения контроля
- участие в концертах, выставках, коллективных творческих делах.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Форма проведения, тема занятия | Кол-во часов |
1. | Мой адрес. Моя семья. Мой дом. | 2 |
2. | Наша школа. Улица. Наш город. | 2 |
3. | Знакомство с историей освоения Причулымья ( по книге Я.А.Яковлева «Земля Асиновская) | 2 |
4. | Экскурсия в краеведческий музей г. Асино | 2 |
5. | Подбор и заучивание наизусть стихотворений к конкурсу «Мой город» | 2 |
6. | Школьный конкурс чтецов. | 1 |
7. | Фотографирование улиц города, на которых живут обучающиеся | 2 |
8. | Выпуск тематического альбома «Улицы родного города» | 2 |
9. | Стили народного искусства. | 2 |
10 | Народные промыслы моего города. | 2 |
11. | Посещение мастерских города. | 2 |
12. | Изготовление изделий из берёсты | 2 |
13. | Фольклор родного края (сибирские частушки) | 1 |
14. | «Фольклорная экспедиция». Создание тематического альбома с частушками Причулымья. | 3 |
15. | Фауна родного края. | 2 |
16. | Флора родного края. | 2 |
17. | Подбор фотографий с видами родной природы | 2 |
18. | Фотовыставка «Уголки родной природы» | 1 |
19. | Посещение библиотеки им. Г.М.Маркова | 2 |
20. | Чтение произведений Г.М.Маркова | 4 |
21. | Круглый стол «Писатели-земляки» Создание музейной экспозиции «Рожденные землей сибирской» (о писателях – сибиряках) | 3 |
22. | Памятные места родного города. Страницы истории. | 4 |
23. | Посещение музеев города ( СОШ № 1, ДДТ, краеведческий музей) | 4 |
24. | Подготовка к отчётному театрализованному представлению. | 10 |
25. | Театрализованное представление – отчёт «Легенды родного Причулымья» | 1 |
ИТОГО 60 часов
Материально-техническая база.
Для проведения занятий необходим следующее материально-техническое оснащение:
-отдельный кабинет
- экран
-проектор
- компьютер с выходом в Интернет
-библиотечный фонд
- фотоаппарат
- канцелярские принадлежности.
Литература.
- Государственный архив Томской области: — Москва, Звенья, 2007 г.- 896 с.
- Томская флора. Аннотированный список растений Томской области: — Москва, КМК, 2010 г.- 760 с.
- Легенды. Символы. Атрибуты. Флора: В. Гришков — Москва, Санкт-Петербургская академия театрального искусства, 2003 г.- 192 с.
- Новый атлас. Времена 2006а. Флора и фауна России: В. Свечников — Москва, Махаон, 2006 г.- 112 с.
- Сборник научно-популярных очерков к 100-летию г.Асино:Я.А.Яковлев – Томск, издательство Томского университета, 1995 – 225 с.
- Рассказы Маркова: - Томск, издателство томского университета, 1998 г. – 284с.
- Сопряжение времен. Этапы становления Сибири: А. Тулеев — Москва, Совершенно секретно, 2005 г.- 174 с.
- Сюжеты, №20: — Москва, Союз театральных деятелей РСФСР, 2003 г.- 240 с.
- Флора Сибири: А. С. Зернов — Москва, КМК, 2006 г.- 664 с.
- Флора водоемов обского бассейна: Л. И. Лисицына, В. Г. Папченков, В. И. Артеменко — Москва, КМК, 2009 г.- 220 с.
- Флора и фауна Томской области. Иллюстрированный атлас: — Санкт-Петербург, КМК, 2010 г.- 472 с.
- Частушки сибирского края: Г.Игнатов – г.Асино, 1996 г.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Родное слово". Отзыв к программе
Программа «Родное слово» предназначена и подготовлена для детей татар, слабо владеющих и не владеющих родным языком, а также для детей других национальностей, интересующихся родным языком историей сво...
Программа внеурочной деятельности "РОДНОЕ ПОРЕЧЬЕ"
Программа внеурочной деятельности «Родное Поречье» для 6 класса в количестве 34 часа разработана в соответствии: - с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об ...
Программа внеурочной деятельности "Старая сказка на новый лад"
Программа художественно эстетической направленности расчитана на учащихся 5-6 классов....
Презентация "Новые учебники - новые возможности: использование УМК по литературе под редакцией А.Н. Архангельского в 5 классе для достижения планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности".
Презентация была подготовлена к выступлению на региональном семинаре, в ходе которого рассматривались современные учебно-методические комплекты по русскому языку и литературе. МБОУ СОШ №2 - участник п...
Программа внеурочной деятельности "Родные истоки"
Программа внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности "Родное Поречье"
Программа внеурочной деятельности «Родное Поречье» в количестве 34 часа разработана в соответствии: - с Федеральным законом от ...
Программа внеурочной деятельности "Родное слово"
Программа расчитана на 34 часа, адаптирована к образовательным потребностям детей с ТНР...