Программа внеурочной деятельности "Родное слово"
рабочая программа (7 класс)
Программа расчитана на 34 часа, адаптирована к образовательным потребностям детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoe_slovo.docx | 62.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа №2»
Рассмотрена и принята на педагогическом совете от 18.09.2021 Протокол № 2 | УТВЕРЖДАЮ Директор КГК ОУ Школа №2 _____________Шипчина С.А. Приказ № 197 от 20.09.21 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Родное слово»
Возрастная категория: 13 лет
Уровень обучения (класс): 7
Количество часов в неделю: 1 час в неделю
Направление: общеинтеллектуальное
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 2021-2022 уч. год
Г. Комсомольск-на-Амуре
Содержание
Паспорт программы……………………………………………………………………. 3
Нормативно-правовая база……………………………………………………………. .6
Актуальность……………………………………………………………………………. 6
Пояснительная записка. Цель и задачи программы………………………………….. 7
Место курса в учебном плане………………………………………………………….. 6
Общая характеристика программы…………………………………………………… .8
Планируемые результаты освоения программы……………………………………….9
Содержание программного материала……………………………………………….. 11
Учебно-тематическое планирование…………………………………………………. 12
Методическое и материально-техническое обеспечение…………………………… 12
Календарно-тематическое планирование……………………………………………. 13
Система оценивания и диагностируемый инструментарий………………………… 13
Литература для учителя ………………………………………………………………...14
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Стилистика. Культура речи» |
Период реализации | 2021-2022 учебный год |
Разработчик программы | Коваленко Ольга Александровна, учитель лингвистического цикла |
Основание для разработки | Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ. «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598; ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15); Устав КГКОУ Школа 2. |
Тип программы | Модифицированная |
Цель программы | помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества. |
Задачи программы | - изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом - творцом словесности — на протяжении веков его развития. - овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова. - научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учиться творческому употреблению родного языка |
Направления программы | Общеинтеллектуальное |
Ожидаемые результаты | личностные результаты изучения курса должны отражать: ∙ воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; ∙ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; ∙ формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; ∙ освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; ∙ развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ∙ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, 13 взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; ∙ формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; ∙ осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; ∙ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения курса должны отражать: ∙ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ∙ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; ∙ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; ∙ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; ∙ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; ∙ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; ∙ смысловое чтение; ∙ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; ∙ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; ∙ развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; ∙ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике Предметные результаты освоения курса: - самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания; - определять тему и основную мысль произведения; - различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление; - создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей; - рассказывать о событии с использованием диалога; - создавать собственный сказ, устный монолог в научном стиле; - употреблять стилистически окрашенные слова в речи; - создавать стилизацию и пародии; - различать роды словесности, определять вид и жанр произведения; - видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах; - понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения; - писать сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев; - писать сочинение-эссе по лирическому произведению; - создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности; - писать сочинение: анализ эпизода пьесы; сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы; - использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве; - выразительно читать эпические и лирические произведения. В ходе освоения содержания образования по русскому языку учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт: - выполнение различных заданий исследовательского характера; - умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом; - изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи; - поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии. |
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
· Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
· «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598;
· ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
· Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”;
· Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
· Устав КГКОУ Школа 2.
АКТУАЛНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.
В школе необходимо пробуждать интерес учащихся к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у школьников является одним из главных направлений работы в КГКОУ Школа №2.
Уровень развития речи учащихся с ТНР едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Родное слово» для учащихся начальных классов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа «Родное слово» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Программа учитывает основные задачи развития образования в регионе: в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками самостоятельных письменных и устных заданий.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в школе невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит “Родное слово”, являющееся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» под редакцией Р.И. Альбетковой. - М.: Дрофа, 2010 к учебнику Альбетковой Р. И. «Русская словесность. От слова к словесности». Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение с т р о я яз ы к а, то программа «Родное слово» — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа «Родное слово» — прежде всего как явления искусства слова.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям учащимся 7 класса, имеющим нарушения речи, и предоставляет им возможность работать на уровне требований к основному общему образованию, развивая учебную мотивацию.
Место предмета в учебном плане
Программа по предмету «Родное слово» рассчитана на год обучения в объёме 34 часов: 1 час в неделю (34 учебные недели), включает ту часть учебного плана, который формируется участниками образовательных отношений и относится к компетенции самой образовательной организации.
Общая характеристика программы курса
Программа курса «Родное слово» позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения школьники смогут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Родному слову» призвано пробудить у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделено заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными линиями программы по русскому языку: фонетика, орфография, морфемика, словообразование, морфология, лексика, синтаксис, пунктуация, развитие речи и основными содержательными линиями программы по литературному чтению: виды речевой и читательской деятельности, литературоведческая пропедевтика, элементы творческой деятельности, круг детского чтения. Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная. Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Основная цель: помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Эта цель обуславливает следующие задачи:
- ученик должен изучить законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом - творцом словесности — на протяжении веков его развития.
- ученик должен овладеть умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
- должен научиться использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учиться творческому употреблению родного языка.
Коррекционная направленность
В программе учтены особенности развития детей с ТНР в области речи: общая неразборчивость речи, медленный или увеличенный темп оречевления, ограниченный словарный запас, несформированность навыков связного высказывания, стойкие аграмматизмы; особенности психолого-педагогического развития: недоразвитие речи, памяти, внимания, восприятия, мышления, сниженная наблюдательность, неустойчивое внимании е, быстрая утомляемость; нарушения эм оционально-волевой сферы: замкнутость, неуверенность в себе, трудности общения с окружающими; двигательные расстройства: моторная неловкость, неуклюжесть, импульсивность, хаотичность дижений.
Основываясь на особенностях развития учащихся с ТНР, предполагается коррекционная работа :
- коррекция звукопроизношения,
- развитие фонематического восприятия, развитие звуко-словесной структуры слова, развитию лексико-грамматической структуры речи;
- развитие памяти, внимания, пространственной ориентировки, произвольной регуляци;
– развитие различных форм коммуникации;
– формирование умений, необходимых для осуществления эффективного взаимодействия: уметь вступать в контакт, прерывать контакт, поддерживать контакт и др.
– освоение стереотипных форм коммуникации, обеспечивающих взаимодействие в различных коммуникативных ситуациях;
– совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения: просодики, жестов, мимики и др.
Формы организации учебного процесса:
дифференцированная и индивидуальная, самостоятельная, парная и групповая работа, индивидуальный, фронтальный, комбинированный опросы, элементы программированного обучения (алгоритмы, перфокарты), зачеты.
Планируемые результаты.
В соответствии с положениями ФГОС основного общего образования личностные результаты изучения курса должны отражать:
∙ воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
∙ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
∙ формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
∙ освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
∙ развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
∙ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, 13 взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
∙ формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
∙ осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
∙ развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения курса должны отражать:
∙ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
∙ умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
∙ умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; ∙ умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
∙ владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
∙ умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
∙ смысловое чтение;
∙ умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; ∙ умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
∙ развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
∙ формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике
Предметные результаты освоения курса:
- самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;
- определять тему и основную мысль произведения;
- различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;
- создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;
- рассказывать о событии с использованием диалога;
- создавать собственный сказ, устный монолог в научном стиле;
- употреблять стилистически окрашенные слова в речи;
- создавать стилизацию и пародии;
- различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;
- видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;
- понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;
- писать сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев;
- писать сочинение-эссе по лирическому произведению;
- создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности;
- писать сочинение: анализ эпизода пьесы; сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы;
- использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;
- выразительно читать эпические и лирические произведения.
В ходе освоения содержания образования по русскому языку учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- выполнение различных заданий исследовательского характера;
- умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;
- изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;
- поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Содержание курса «Родное слово»
Раздел 1. Слово и словесность (1ч) Слово и словесность. Словесность как словесное творчество. Значение языка в жизни человечества.
Раздел 2. Разновидности употребления языка (3ч). Разновидности разговорного и литературного языка; образная природа словесного искусства; слово, его происхождение; основные понятия лексики.
Раздел 3. Формы словесного выражения (4ч) Формы словесного выражения в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Стихи и проза, их различие. Значение традиций в стихотворной речи
Раздел 4. Стилистическая окраска слова. Стиль. (3ч) Стилистические возможности лексики и фразеологии. Стилистические возможности грамматики. Стилизация и пародия.
Раздел 5. Роды, виды и жанры произведений словесности. (1ч) Три рода словесности. Понятия рода, вида, и жанра.
Раздел 6. Устная народная словесность, её виды и жанры. (3ч) Эпические виды народной словесности. Лирические виды народной словесности. Драматические виды народной словесности.
Раздел 7. Духовная литература, ее жанры. (2ч) Библия. и жанры библейских книг. Использование библейских жанров и стиля в русской литературе
Раздел 8. Эпические произведения, их виды(7ч) Виды эпических произведений. Басня. Рассказ, повесть, роман. Литературный герой в рассказе и повести. Пейзаж, интерьер. Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Композиция рассказа и повести.
Раздел 9. Лирические произведения, их виды (3ч) Виды лирических произведений. Композиция лирического стихотворения. Анализ лирического стихотворения.
Раздел 10. Драматические произведения, их виды (4ч) Виды драматического рода словесности. Герои драматического произведения. Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции
Раздел 11. Лиро-эпические произведения, их виды (2ч) Лиро-эпические виды и жанры. Повести в стихах и стихотворения в прозе.
Раздел 12. Взаимовлияние произведений словесности (2ч) Использование чужого слова в произведении. Использование сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей
Учебно-тематическое планирование
1час в неделю, в год - 34 часа
№ | Раздел программы | Кол-во час. | Кол-во часов | ||
теория | практика | контроль | |||
1 | Слово и словесность | 1 | 0.5 | 0.5 | Работа со словарем |
2 | Разновидности употребления языка | 3 | 1 | 2 | Составление схемы соотношения разговорного языка и литературного Устные сообщения |
3 | Формы словесного выражения | 4 | 1 | 3 | Работа с текстом |
4 | Стилистическая окраска слова. Стиль. | 3 | 1 | 2 | Анализ текста с точки зрения лексики |
5 | Роды, виды и жанры произведений словесности | 1 | 1 | Создание словаря | |
6 | Устная народная словесность, её виды и жанры. | 3 | 3 | Создание словаря | |
7 | Духовная литература, ее жанры | 2 | 2 | Художественный пересказ | |
8 | Эпические произведения, их виды | 7 | 2 | 5 | Создание эпического произведения |
9 | Лирические произведения, их виды | 3 | 1 | 2 | Анализ лирического произведения |
10 | Драматические произведения, их виды | 4 | 1 | 3 | Инсценировка отрывка из драматического произведения |
11 | Лиро-эпические произведения, их виды | 2 | 1 | 1 | Анализ лиро-эпического произведения |
12 | Взаимовлияние произведений словесности | 2 | 2 | Презентация своего творчества |
Методическое и материальное обеспечение
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений. – М, Дрофа, 2013
2.Альбеткова Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Рабочая тетрадь. М.,2012
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема | Количество часов | Форма проведения | Форма контроля |
1 | 06.09 | Значение языка в жизни человека | 1 | Учебное занятие | тесты, |
2 | 13.09 | Разговорный язык, его особенности и разновидности | 1 | Учебное занятие | объяснительные диктанты |
3 | 20.09 | Стили литературного языка. | 1 | Учебное занятие | самостоятельная работа |
4 | 27.09 | Язык художественной литературы | 1 | Учебное занятие | таблица |
5 | 04.10 | Формы словесного выражения в нехудожественных видах письменности | 1 | Учебное занятие | Свободный диктант |
6 | 11.10 | Формы словесного выражения в художественном произведении. | 1 | Учебное занятие | Тезисы |
7 | 18.10 | Стихи и проза, их различие. | 1 | Учебное занятие | Анализ текста |
8 | 08.11 | Значение традиций в стихотворной речи | 1 | Учебное занятие | Анализ текста |
9 | 15.11 | Стилистические возможности лексики и фразеологии. | 1 | Учебное занятие | Работа с карточками |
10 | 22.11 | Стилистические возможности грамматики | 1 | Учебное занятие | Опорный конспект |
11 | 29.11 | Стилизация и пародия | 1 | Учебное занятие | Сочинение |
12 | 06.12 | Три рода словесности. Понятия рода, вида, и жанра. | 1 | Учебное занятие | Таблица |
13 | 13.12 | Эпические виды народной словесности | 1 | Учебное занятие | Опорный конспект |
14 | 20.12 | Лирические виды народной словесности. | 1 | Учебное занятие | Выразительное чтение |
15 | 27.12 | Драматические виды народной словесности. | 1 | Учебное занятие | Чтение текстов |
16 | 10.01 | Библия. и жанры библейских книг. | 1 | Учебное занятие | Пересказ |
17 | 17.01 | Использование библейских жанров и стиля в русской литературе. | 1 | Учебное занятие | Сочинение-рассуждение |
18 | 24.01 | Виды эпических произведений | 1 | Учебное занятие | Таблица |
19 | 31.01 | Басня. | 1 | Учебное занятие | Выразительное чтение |
20 | 07.02 | Рассказ, повесть, роман. | 1 | Учебное занятие | Таблица |
21 | 14.02 | Литературный герой в рассказе и повести. | 1 | Учебное занятие | Рассказ о герое |
22 | 21.02 | Пейзаж, интерьер. | 1 | Учебное занятие | Сочинение |
23 | 28.02 | Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. | 1 | Учебное занятие | Сочинение-рассказ |
24 | 07.03 | Композиция рассказа и повести. | 1 | Учебное занятие | Практическая работа |
25 | 14.03 | Виды лирических произведений | 1 | Учебное занятие | Лекция |
26 | 21.03 | Композиция лирического стихотворения. | 1 | Учебное занятие | работа с текстом |
27 | 04.04 | Анализ лирического стихотворения. | 1 | Учебное занятие | Анализ стихотворения |
28 | 11.04 | Виды драматического рода словесности | 1 | Учебное занятие | Тезисы |
29 | 18.04 | Герои драматического произведения. | 1 | Учебное занятие | Сообщение |
30 | 25.04 | Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. | 1 | Учебное занятие | Рассказ о драматическом произведении |
31 | 03.05 | Лиро-эпические виды и жанры. | 1 | Учебное занятие | Таблица |
32 | 13.05 | Повести в стихах и стихотворения в прозе. | 1 | Учебное занятие | Рассказ |
33 | 16.05 | Использование чужого слова в произведении. | 1 | Учебное занятие | Сочинение |
34 | 23.05 | Использование сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей | 1 | Учебное занятие | Отзыв |
Система оценивания и диагностический инструментарий
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков:
тесты, контрольные, самостоятельные работы, словарные, объяснительные, комментированные диктанты, диктанты «Проверь себя», задания творческого характера.
На занятиях используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, технологии уровневой дифференциации обучения, игровые технологии, обучение с применением опорных конспектов и ИКТ.
Контрольно-измерительные материалы по курсу «Родное слово»
7 класс
Итоговая контрольная работа
Цель: выявить уровень освоенности изученных терминов.
Терминологический диктант
АЛЛЕГОРИЯ (от греч. - иносказание) — литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями.
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. - созвучие) — один из старейших приемов звукописи в поэзии и прозе, достигающий их выразительности за счет повторения согласных звуков, чаще всего в начале слова
АМФИБРАХИЙ (от греч. - с двух сторон краткий) — в русском силлабо-тоническом стихосложении - размер, образуемый стопами из трех слогов, где на втором месте находится ударный слог, а на первом и третьем - безударные.
АНАПЕСТ - стихотворный размер, основанный на трехсложной стопе с ударением на последнем слоге.
АССОНАНС (от фр. - созвучие, лат. - откликаюсь) — Повторение в поэтическом произведении гласных звуков, преимущественно ударных; всякое повторение одинаковых или похожих гласных звуков в тексте
БАЛЛАДА (фр., от прованс. - танцевальная песня) — жанр лирической поэзии, носящий повествовательный, сюжетный характер.
ВЕРЛИБР (от фр. - свободный стих) — стих, не имеющий размера и рифмы и отличающийся от прозы членением на строки, графически расположенные как стихотворные и соотносимые между собой при помощи ритма и звуков.
ДАКТИЛЬ — (от греч. - палец) в силлабо-тоническом стихосложении - трехсложный размер, образуемый стопами из трех слогов, первый из которых обязательно является ударным.
ИНВЕРСИЯ (от лат. - переворачивание, перестановка) — нарушение или изменение общепринятого порядка слов в речи; перестановка частей фразы придает речи своеобразный выразительный оттенок.
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. - складывание, построение) — одна из формальных сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение.
КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. - вершина) — момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению.
МЕТАФОРА (от греч. - перенос) — один из основных тропов художественной речи, основанный на сходстве или контрасте различных явлений; нередко используется в обыденной речи. Метафорическим слово или словосочетание становится тогда, когда оно употребляется не в прямом, а в переносном значении. В основе метафоры лежит сравнение предмета с другим на основании общих для обоих признаков.
НОВЕЛЛА (от итал. - новость) — жанр повествовательной литературы, небольшой по объему рассказ, отличающийся от обычного рассказа острым, нередко парадоксальным сюжетом, четкостью композиции, отсутствием описательности, словесной отточенностью и неожиданной концовкой. Жанр сложился в Италии в эпоху Возрождения.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевленные предметы и явления, а также при описании животных.
ПАРОДИЯ (от греч. - перепев) — комическое воспроизведение и высмеивание стилистических приемов какого-либо писателя, карикатурное подчеркивание особенностей его творческой манеры, подражание его конкретному произведению или группе художественных, публицистических, литературно-критических и литературоведческих текстов.
ПРИТЧА — небольшой рассказ в стихах или прозе в аллегорической, назидательной форме.
СТРОФА (от греч. - кружение, поворот) — сочетание стихов (строк), объединенных между собой каким-либо формальным признаком (рифмовкой, количеством и т.п.), который периодически повторяется и составляет ритмико-синтаксическое целое, отделенное от смежных стихосочетаний графически выделенной и заметной на слух паузой.
ХОРЕЙ (от греч. - хор, пляска, хоровод) — в русском силлабо-тоническом стихосложении - размер, образуемый стопами из двух слогов, где ударный слог предшествует безударному.
ЦИТАТА (от лат. - привожу, вызываю) — дословное включение автором в собственный текст фрагмента из другого текста.
ЭПИГРАММА (от греч. - надпись) — родившаяся из античных надписей на памятниках, подарках и т.д., объясняющих их значение; форма коротких сатирических стихотворений с почти непременной остротой в конце.
ЭПИГРАФ (от греч. - надпись) — короткий текст, представляющий собой изречение, точную или измененную цитату, предпосланную автором сочинению или его части.
ЭПИТЕТ (от греч. - приложение) — образное определение какого-либо предмета, явления или лица, выраженное обычно метафорическим прилагательным, но иногда и наречием, именем существительным, числительным, глаголом.
ЭПИЗОД (от греч. - вставка, привходящее, постороннее) — небольшая и относительно самостоятельная часть литературно-художественного произведения (романа, повести, рассказа, очерка, пьесы, поэмы), фиксирующая один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного временного промежутка, или повествующая о поступке одного из героев. Небольшие происшествия или крупное событие часто определяют развитие фабулы.
ЯМБ (от греч. - музыкальный инструмент) — в русском силлабо-тоническом стихосложении - размер, образуемый стопами из двух слогов, где ударный слог следует за безударным
Критерии оценивания:
Баллы | Степень выполнения задания |
1 | Менее чем на балл «2» (4 и менее слов) |
2 | Выполнено не менее 20 % предложенных заданий (5 слов) |
3 | Выполнено не менее 30 % предложенных заданий (7 слов) |
4 | Выполнено не менее 40 % предложенных заданий (10 слов) |
5 | Выполнено не менее 50 % предложенных заданий (12 слов) |
6 | Выполнено не менее 60 % предложенных заданий (14 слов) |
7 | Выполнено не менее 70 % предложенных заданий (17 слов) |
8 | Выполнено не менее 80 % предложенных заданий (19 слов) |
9 | Выполнено не менее 90 % предложенных заданий (22 слова) |
10 | Выполнены все предложенные задания |
Оценка «5» за диктант ставится, если набрано 9-10 баллов.
Оценка «4» ставится, если набрано 6-8 баллов.
Оценка «3» ставится, если набрано 3-5 баллов.
Оценка «2» ставится, если набрано 1-2 балла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "К тайнам слова: занимательная лексика"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС, расчитана на 34 часа....
Программа внеурочной деятельности "Русское слово"
Программа внеурочной деятельности «Русское слово» имеет общеинтеллектуальную направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. С...
программа внеурочной деятельности "Мир удивительных слов"
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир татарской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по литературе «Искусство слова» для 5 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир слова:Занимательная лексика"
Владеть словом - это значит соотносить его с реалией или понятием, знать его семантику, сочетаемость и сферу употребления. Если в сознании ученика слово обладает всеми указанными признаками, то оно вх...
Программа внеурочной деятельности "Родное слово". Отзыв к программе
Программа «Родное слово» предназначена и подготовлена для детей татар, слабо владеющих и не владеющих родным языком, а также для детей других национальностей, интересующихся родным языком историей сво...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"
Рабочая программа внеурочной деятельности содержит познавательный и занимательный материал по этимологии, раскрывающий загадки топонимики и ономастики; способствует повышению уровня языковой и коммуни...