Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музей истории школы «Ступеньки сентября»»
методическая разработка по краеведению (7 класс)
В большинстве московских школ созданы и действуют краеведческие, военно-исторические, мемориальные, художественные и другие музеи. В условиях модернизации школы, развития системы дополнительного образования школьный музей показывает способность включаться в образовательный процесс, способствует формированию исторического и гражданского сознания обучающихся, воспитанию патриотизма, предоставляет возможность реализовать творческие способности детей, прививает навыки специальной научно-профессиональной деятельности – исследовательской, источниковедческой, поисковой, литературоведческой, музееведческой. Включение музеев в образовательное пространство школы делает необходимым подготовку заинтересованных кадров из числа обучающихся, способных профессионально организовать работу школьного музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_stupenki_sentyabrya_2022_2023.docx | 103.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музей истории школы «Ступеньки сентября»» (далее – Программа) туристско-краеведческой направленности базового уровня способствует возрождению духовности, развитию творческих способностей обучающихся, дает им дополнительные знания по истории своего края, обычаям, культуре, воспитывает патриотизм, чувство ответственности за настоящее и будущее Родины, формирует потребность сохранить исторические материалы и культурные ценности.
Актуальность Программы
В большинстве московских школ созданы и действуют краеведческие, военно-исторические, мемориальные, художественные и другие музеи. В условиях модернизации школы, развития системы дополнительного образования школьный музей показывает способность включаться в образовательный процесс, способствует формированию исторического и гражданского сознания обучающихся, воспитанию патриотизма, предоставляет возможность реализовать творческие способности детей, прививает навыки специальной научно-профессиональной деятельности – исследовательской, источниковедческой, поисковой, литературоведческой, музееведческой. Включение музеев в образовательное пространство школы делает необходимым подготовку заинтересованных кадров из числа обучающихся, способных профессионально организовать работу школьного музея.
Данная Программа актуальна, т.к. направлена на усиление роли школьного музея как особой воспитательной среды, способствующей социализации личности обучающегося, формирующей системную картину мира, предоставляющей каждому обучающемуся равные права и возможности для развития творческих способностей и реализации себя в наиболее интересных видах деятельности.
Новизна Программы основана на комплексном подходе в подготовке обучающихся к овладению набором знаний, умений и навыков, необходимых квалифицированным музейным кадрам. Обучающиеся осваивают основы музейного дела, знакомятся с экскурсоводческой деятельностью, правилами этикета, грамотной и культурной речи, основами исследовательской работы.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что при ее реализации школьный музей становится важным компонентом в образовательном и воспитательном пространстве школы, своеобразным центром, способствующим формированию исторического и гражданского
сознания обучающихся, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, дающим возможность прививать навыки профессиональной деятельности – исследовательской, источниковедческой, поисковой, литературоведческой, музееведческой.
Цель Программы – через музейную деятельность способствовать воспитанию патриотизма, формированию исторического самопознания, нравственной и творческой личности, способной к самореализации.
Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач.
Задачи Программы
Обучающие:
∙ знакомить с культурным наследием Курска и других российских городов;
∙ формировать представления об особенностях музейной работы, музейных профессиях, музеях разного типа и профиля;
∙ формировать навыки работы с документацией, описанием музейных предметов, разработкой экскурсионных маршрутов;
∙ обучать формам работы с различными источниками информации, сопоставлять, давать сравнительный анализ, структурировать текст, использовать справочный аппарат, проводить самостоятельную исследовательскую работу;
∙ формировать умения применять знания, полученные обучающимися на уроках истории, информатики, литературы, при работе в музее;
∙ формировать умения видеть проблемы, формулировать задачи и искать средства их решения.
Развивающие:
∙ стимулировать проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества;
∙ развивать умения и навыки работы с историческими источниками и документами;
∙ формировать у обучающихся грамотную и культурную речь, умение свободно общаться с различной возрастной аудиторией;
∙ расширять кругозор обучающихся;
∙ развивать творческие способности обучающихся;
∙ развивать исследовательские и практические умения, коммуникативную культуру;
развиватьинтерес обучающихся к научно-исследовательскойработе, музейному делу.
Воспитательные:
∙ воспитывать уважительное отношение к музеям как к уникальным хранилищам предметного мира, истории и культуры;
∙ воспитывать личностное отношение и ценностный подход к культурно-историческим явлениям;
∙ формировать целостное представление о многогранности музейного мира и профессии музеолога;
∙ формировать навыки, необходимые для жизни в демократическом обществе: социальную активность и дисциплину, инициативность, нравственность и трудолюбие.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она предполагает организацию деятельности от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.
Категория обучающихся
Обучение по Программе ведется в разновозрастных группах, группы комплектуются из обучающихся 8-9 лет. Количество обучающихся в группе – 15 человек.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов в год составляет 144 часа.
Формы и режим занятий
Программа реализуется 1 раз в неделю по 2 часа. Программа включает в себя лекционные и практические занятия – экскурсии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план 1-го года обучения
№ Названия раздела/темы Количество часов Формы
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
2. Музей – хранитель наследия веков
2.1. История музейного дела
2.2. Знаменитые музеи мира
Всего Теория
4 4
44 28
10 6
10 6
Практика
-
16
4
4
аттестации и контроля
Текущий контроль. Тест Текущий контроль.
Игра
2.3. У истоков музеев России 10 6
2.4. Музейные профессии 10 6
2.5. Музей в школе — хранитель 4 4 памяти
3 Научная организация 47 20 музейных фондов
3.1. Фонды музея. Музейный 10 4 экспонат
3.2. Комплектование музейных 10 4 фондов
3.3. Учёт и хранение фондов 10 4 музея
3.4. Консервация и реставрация 9 4 музейных предметов
3.5. Фонды школьного музея 8 4
4. Музейная экспозиция 45 16 4.1. Методы построения 22 8
экспозиций. Экспозиционные материалы
4.2. Приемы оформления 23 8 сменной экспозиции
5. Итоговое занятие. Конкурс 4 -проектов
ИТОГО 144
4 Текущий контроль.
Тест
4 Текущий контроль.
Игра -
27
6 Текущий контроль.
Практикум
6 Промежуточная аттестация.
Зачет
6 Текущий контроль.
Практикум 5 Текущий
контроль. Практикум
4 Текущий контроль.
Практикум 29
14 Текущий контроль.
Практикум 15 Текущий
контроль. Практикум
4 Итоговая аттестация.
Конкурс
72
Содержание учебного (тематического) плана 1-го года обучения
Раздел 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности
Теория. Знакомство с деятельностью объединения, с его целями и задачами, с порядком и планом работы на учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2. Музей – хранитель наследия веков
Тема 2.1. История музейного дела
Теория. Понятие музея. История возникновения музеев. Художественное коллекционирование в XVII веке. Рождение науки музеографии. Формирование концепции публичного музея. Музеи и общества в России. Коллекционирование в России конца XVIII – первой половине XIX веков. Первые учреждения музейного типа. Классификация музеев. Структура музея. Словарь музейных терминов. Музейное пространство. «Виртуальный музей». Роль музеев в сохранении и освоении культурного наследия.
Практика. Выполнение теста «Музей – это…». Подготовка творческих заданий «Музей будущего», «Мой музей».
Тема 2.2. Знаменитые музеи мира
Теория. Музеи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Эпоха Просвещения. Естественно-научные кабинеты XVI-XVII веков. Эпоха модерна. Западноевропейские музеи в XVIII в. Музеи и картинные галереи Европы. Лувр (Париж). Британский музей (Лондон). Прадо (Мадрид). Мюнхенская пинакотека (Мюнхен). Музей Д′ Орсэ (Париж). Музей мадам Тюссо (Лондон). Дрезденская галерея (Дрезден). Музей сказок «Юнибаккен» (Стокгольм). Галерея Уффици (Флоренция). Музей Ватикана.
Практика. Составление и решение кроссворда «Величайшие музеи мира». Подготовка эссе по истории музеев мира. Игра «Хранитель прошлого – музей».
Тема 2.3. У истоков музеев России
Теория. Начало коллекционирования древностей. Кунсткамера, история возникновения, особенности экспозиции. Коллекционеры древностей и памятников искусства в XVIII – XIX веках. Научные общества и музеи в XIX веке. Создание крупных публичных музеев (Русский музей). Музеи в советское время. Государственная музейная сеть и ее современное состояние.
Практика. Представление домашних коллекций учащихся. Выполнение тестовых заданий «Музеи России».
Тема 2.4. Музейные профессии
Теория. Специалисты музея – историки, архитекторы, искусствоведы,
реставраторы, хранители, биологи, климатологи, экскурсоводы, выполняемые ими функции.
Практика. Игра «В мире музейных профессий».
Тема 2.5. Музей в школе – хранитель памяти
Теория. Школьный музей как организационно-методический центр образовательной организации. Полифункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и обучающихся; способ документирования истории родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации. Формы деятельности школьного музея: музей-клуб, музей-театр и др. Документы, регламентирующие работу школьного музея. «Примерное положение о музее образовательной организации» – основной документ, регламентирующий деятельность школьного музея. Понятия «профиль и тематика музея». Сущность и специфические особенности школьных музеев разного профиля. Функции школьного музея. Совет школьного музея, распределение обязанностей среди его членов, актив музея.
Практика. Посещение школьного музея, знакомство с его организацией.
Раздел 3. Научная организация музейных фондов
Тема 3.1. Фонды музея. Музейный экспонат
Теория. Понятие «фонды музея». Основной фонд (первоисточники) и фонд научно-вспомогательных материалов. Вещественные, изобразительные, письменные источники, фонозаписи, кинофильмы и др. Требования к фондам музея. Организация фондов музея. Состав и структура фондов. Основные направления фондовой работы. Музейный предмет (экспонат), коллекция, экспозиция. Группы и типы музейных предметов. Понятие «ценность музейного предмета». Уникальные и типовые музейные предметы. Виды и профили музеев: исторический, военно-исторический, художественный, литературный, этнографический, мемориальный, краеведческий, естественно-научный и др.
Практика. Практикум. Идентификация доступного предмета как музейного экспоната.
Тема 3.2. Комплектование музейных фондов
Теория. Значение и основные задачи комплектования фондов. Этапы
комплектования фондов: планирование комплектования, поисково-собирательская работа, включение музейных предметов в экспозицию.
Поисковая работа, сбор и фиксация материалов. Плановость, целенаправленность, тематичность, научностьпоиска. Формы собирательской работы: экскурсии, походы, экспедиции, текущее комплектование, переписка.
Методика изучения музейных предметов. Определение (атрибуция) музейных предметов – выявление присущих предмету признаков. Классификация и систематизация музейных предметов. Системы классификаций. Интерпретация предметов – синтез результатов определения и классификации. Организация работы по комплектованию фондов. Этапы комплектования фондов. Источники, организационные формы и планирование комплектования фондов.
Практика. Зачет. Атрибуция музейного экспоната (на выбор).
Тема 3.3. Учёт и хранение фондов музея
Теория. Задачи и цель учёта музейных фондов. Фондовая документация как информационная система. Учёт фондов и учетная документация. Постоянное и временное хранение. Акты приема предметов на постоянное хранение и возврата предметов временного хранения. Регистрационные книги первичного учета. Научное определение и описание предметов. Инвентаризация – научные инвентари. Вспомогательные картотеки (тематические, топографические, именные, хронологические, библиографические, алфавитные). Каталогизация музейных фондов. Шифровка и систематизация музейных предметов. Коллекционная опись. Движение музейных предметов (отчет и переучет).
Задачи и цель хранения музейных фондов. Режимы хранения фондов (температурный, влажностный, световой и др.). Система и особенности хранения музейных фондов. Организация хранения. Требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.
Практика. Практикум. Проведение инвентаризации, шифровки музейных предметов и заполнение учётной документации.
Тема 3.4. Консервация и реставрация музейных предметов
Теория. Задачи консервации и реставрации. Осмотр и отбор предметов для реставрации. Средства и методы реставрации музейных предметов.
Практика. Практикум. Знакомство с работой реставрационной мастерской «Китеж».
Тема 3.5. Фонды школьного музея
Теория. Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учета фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов. Что нельзя хранить в школьном музее. Сущность понятия «домашний музей». Семейный архив, фотоальбом: фотографии и документы родственников, участников войны, работников тыла. Медали, ордена, другие награды.
Практика. Практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций. Создание инвентарной книги собственного «домашнего музея».
Раздел 4. Музейная экспозиция
Тема 4.1. Методы построения экспозиций. Экспозиционные материалы
Теория. Музейная экспозиция. Основные понятия раздела («экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы», «музейная экспозиция» и др.). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом). Тексты в музейной экспозиции, их назначение. Виды текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приемы размещения текстов в экспозиции.
Практика. Знакомство с постоянной экспозицией школьного музея. Анализ существующей экспозиции по содержанию, приемам построения и оформления. Практикум по составлению этикетажа к экспонатам школьного музея.
Тема 4.2. Приемы оформления сменной экспозиции
Теория. Классификация экспозиций. Музейная экспозиция – текст (музейные предметы – вещи) и подтекст (понятия – ценностная ориентация, этноконфессиональное самосознание, этнические стереотипы поведения). Алгоритм разработкиипостроение сменнойэкспозициипотеме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы.
Практика. Практикум. Составление тематико-экспозиционного плана. Изучение и отбор материалов для экспозиции.
Раздел 5. Итоговое занятие. Конкурс проектов
Практика. Итоговая аттестация. Конкурс проектов. Планирование проекта сменной экспозиции в школьном музее. Разработка и построение сменной экспозиции по теме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения Программы
По итогам реализации Программы первого года обучающиеся
будут знать:
∙ историю возникновения музеев;
∙ крупнейшие музеи России и мира; ∙ основные типы и виды музеев;
∙ структуру организации музея, в зависимости от его предназначения; ∙ основную музейную терминологию;
∙ основную учетную документацию музея; ∙ требования к организации фонда музея;
∙ требования к составлению коллекции, экспозиции, выставки; ∙ правила работы с архивными и музейными экспонатами;
∙ методы музейного архитектурно-художественного проектирования экспозиции.
будут уметь:
∙ определять вид и тип музея;
∙ ориентироваться в музейной терминологии;
∙ собирать, систематизировать и обобщать материал, оформлять и хранить его;
∙ составлять тематико-экспозиционные планы; ∙ оформлять музейные экспозиции, выставки;
∙ заполнять инвентарные книги, составлять паспорта экспонатов, музейные учетные карточки;
∙ владеть навыками самостоятельной работы в научно-фондовом отделе музея.
По итогам реализации Программы второго года обучающиеся будут знать:
∙ виды культурно-образовательной деятельности музея; ∙ стадии разработки перспективного плана;
∙ стратегические направления маркетинга; ∙ методику подготовки экскурсий;
∙ механизм проведения экскурсий; ∙ правила поведения экскурсовода.
будут уметь:
∙ классифицировать экскурсии;
∙ составлять перспективный план; ∙ проводить ПЭСТ и СВОД анализ;
∙ готовить и проводить PR-компании;
∙ владеть письменной речью при составлении текстов экскурсий; ∙ адекватно оценивать музейную аудиторию;
∙ адаптировать тексты экскурсий;
∙ ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве музея; ∙ строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.
Формы контроля и оценочные материалы
Для определения результативности освоения Программы два раза в год проводится аттестация: промежуточная – по итогам I полугодия, итоговая – по окончании реализации программы.
Формы проведения аттестации:
∙ тестирование; ∙ опрос;
∙ зачет; ∙ игра;
∙ конкурс;
∙ проведение экскурсий.
Материально-технические условия реализации Программы Продуктивность работы во многом зависит от качества материально-
технического оснащения процесса. Реализация программы по теоретической подготовке проводится в помещении образовательной организации с применением технических средств обучения и материалов:
∙ ноутбуки – 16 шт.;
∙ видеопроектор – 1 шт.; ∙ экран – 1 шт.;
∙ колонки;
∙ видеоматериалы.
Основным требованием является наличие экспозиции и фондов школьного музея.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, используемой при написании программы
1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. – М.: МОДЭК, МПСИ, 2002.
2. Банников А.В., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного. – М.: Центрполиграф, 2007.
3. Борисова В.А., Аксенов Д.В. Говори и властвуй. Ораторское искусство для каждого. – М.: АСТ, 2007.
4. Бурганов И.А. Музей в XXI веке. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 5. Все музеи России. Энциклопедический справочник в 3-х т. – М.:
Бестселлер, 2006.
6. Голиков А.Г. Методика работы с историческими источниками. Учебное пособие. – М.: Academia, 2014.
7. Добрина Н.А. Экскурсоведение. Учебное пособие. – М.: Флинта, 2011.
8. Долженко Г.И. Экскурсионное дело. – М.: МарТ, 2008. 9. Дмитриева О.И. Музейное дело России. – М.: ВК, 2010.
10. Дубов И.В. Музееведение: исторические и краеведческие музеи. Краткий курс лекций. – СПб: Издательство СПбГУ, 2004.
11. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. – М.: Советский спорт, 2004. 12. Епремян С.Ж. Мои музейные заметки. – М.: ЭКСМО, 2018.
13. Зарубин В.И. Музееведение. – М.: Научный мир, 2011.
14. Идема Й. Как ходить в музей. Советы о том, как сделать посещение по-настоящему запоминающимся. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.
15. Ионина Н.А. 100 великих музеев мира. – М.: Вече, 1999.
16. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. – ИД «Петрополис».
17. Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. – М.: Этерна, 2012.
18. Лорд Б., Лорд Г.Д. Менеджмент в музейном деле. /Под ред. А.Б.Голубовского. – М.: Логос, 2002.
19. Лысикова О. В. Музеи мира. – М.: Флинта, 2002.
20. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.: АСАДЕМА, 2002.
21. Мазный Н. К., Поляков Т. П., Шулепова Э. А. Музейная выставка: история проблемы, перспективы. – М., 1997.
22. Майстровская М.Т. Музей как объект культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2016.
23. Матт Г. Искусство управлять музеями. – М.: ЭКСМО, 2019.
24. Ораторское искусство и деловое общение. – М.: Новое знание, 2005. 25. Пинтосевич И. Выступай! Уверенность в себе и ораторское
мастерство за 30 дней. – М.: ЭКСМО, 2013.
26. Поляков, Т. П. Мифология музейного проектирования. – М.: АПРИКТ МК РФ, 2003.
27. Российская музейная энциклопедия. В 2-х т. – М.: Рипол Классик, 2001.
28. Сафонов А.А., Сафонова М.А. Музейное дело и охрана памятников. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2019.
29. Сопер П. Л. Основы искусства речи. – Ростов на/Д.: Феникс, 2002. 30. Сотникова С.И. Музеология. Учеб. Пособие для вузов. – М.: Дрофа,
2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Школа игрушки "Рыжий слон"
Возраст обучающихся: 10-14 лет. Срок реализации: 2 года....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Школа конструирования» (стартовый уровень)
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere» - создание модели, построение, приведение в определенном порядке и взаимоотношение различных определенных пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Школа здоровья»
Здоровье людей относится к числу главных проблем человечества.Проблема снижения уровня здоровья населения России стоит чрезвычайно остро.Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколе...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ШКОЛА ЮНОГО ЛАБОРАНТА-ХИМИКА»
Данная программа является основным звеном в реализации образовательной практики Центра, нацеленной на подготовку к конкурсу профессионального мастерства по стандартам Worldskills. Образовательная прак...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Школа дизайна: 3-D моделирование»
Стремительное внедрение в жизнь новых технологий предъявляет высокие требования к уровню подготовки будущих специалистов самых разных областей. Системы автоматизированного проектирования, основывающие...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа школьного объединения «Школа волонтёра» для учащихся 11-17 лет
laquo;Школа волонтёра» по отношению к программам общего образования заключается в том, что в основе содержания представленной программы лежит совместная деятельность детей и взрослого, направле...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Театральные ступеньки»
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся средствами театрального искусства. Цель может быть достигнута при решении ряда задач: Обучающие: • формировать навыки актёрского мастерства...